Вчера начальник Генерального штаба Вооруженных сил РФ Николай Макаров объявил иностранным военным атташе о том, что переход нашей армии к «новому облику» завершен.
Некоторые СМИ даже поспешили охарактеризовать заявление генерала армии Макарова как объявление о том, что военная реформа в нашей стране, наконец-то, завершена. Нет, конечно, налицо подмена понятий, военная реформа продолжается, и будет идти еще не один год.
Собственно, пресловутое «реформирование» Вооруженных сил началось у нас еще при горбачевской «перестройке», в конце 80-х годов прошлого века. С тех пор сменился политический строй, исчезла прежняя страна, знамена поменяли окраску, президенты и премьеры не раз сменились, не говоря уж о министрах обороны, но «реформирование» все продолжается. Прямо как у Троцкого – «перманентная революция», которая ни начала, ни конца не имеет.
Правда, до сих пор все реформы сводились к сокращению личного состава Вооруженных сил, списыванию техники и разворовыванию имущества, находящегося на балансе Министерства обороны. При Ельцине тотальный развал объяснялся отсутствием финансирования Вооруженных сил. При Путине с 1999-го по 2008 год ассигнования на оборону выросли, по разным данным, в 8–9 раз. И, несмотря на разразившийся экономический кризис, расходы на оборону не были сокращены. Только в этом году, по словам премьер-министра Владимира Путина, объемы финансирования оборонно-промышленного комплекса составили около 970 млрд рублей.
Но, к сожалению, нельзя сказать, что боеспособность Вооруженных сил выросла в тех же пропорциях, хотя, конечно, они уже не в том плачевном состоянии, в котором находились в 90-е годы прошлого века.
Тем не менее, вопрос создания эффективных Вооруженных сил, способных защитить страну и ее интересы от любого врага, по-прежнему остается актуальным.
А пока генерал Макаров говорил лишь о завершении комплекса организационно-штабных мероприятий по изменению самой структуры Вооруженных сил. В ходе этих мероприятий были ликвидированы дивизионные корпусные и армейские структуры, как основа Сухопутных войск были созданы бригады, на базе округов – оперативно стратегические командования. Собственно, весь комплекс этих мероприятий КМ.RU уже описывал неоднократно, в том числе и его сомнительные последствия. Тем не менее, Макаров рапортует, что сегодня все части и соединения российской армии и флота укомплектованы на 100 процентов по штатам военного времени и переведены в состояние постоянной готовности.
Это, конечно, звучит очень красиво, но в переводе на обычный язык означает, что других войск у России просто нет. И если военный конфликт будет помасштабнее чеченского или грузинского, то войск второго эшелона у нас не будет. Если, конечно, Генштаб не намерен использовать в их качестве Внутренние войска, милицию, подразделения ФСБ, МЧС, ФСИН и прочие военизированные формирования. Включая лесников и рыбоохрану.
Описывая ход проведенной работы, генерал Макаров сообщил, что в ее рамках был значительно сокращен командирский состав. Так, из 355 тысяч офицерских должностей осталось только 150 тысяч, лейтенантов и старших лейтенантов осталось 60 тысяч, а число полковников сократилось с 60-ти до 8 тысяч человек. Количество генералов в российской армии нового облика сокращено с 1200 до 780. Полностью был ликвидирован институт прапорщиков, насчитывавший 142 тысячи человек. Вместо них должен был быть создан институт профессиональных сержантов, что в принципе, правильно – но вот только Макаров не сообщил, в каком состоянии работа по его формированию. А ведь сокращать пока что у нас получалось гораздо лучше, чем создавать что-либо новое.
В первую очередь под сокращение попали офицеры, выслужившие установленные сроки службы и имеющие жилье. При этом 37 тысяч офицеров, не имевших жилья и не пожелавших служить, были выведены за штат. Макаров заверил, что все они будут увольняться из армии по мере обеспечения их жильем. Правда, уже со всех концов страны мы слышим массы жалоб и претензий по данному вопросу, но, будем надеяться, в конце концов, его все же решат.
Таким образом, военное ведомство рапортует о выполнении плана по завершению первого этапа военной реформы к декабрю 2009 года. Эффективность проводимой реформы периодически подвергается критике. Тем не менее, заявления, будто проведенная в ноябре 2009 года комплексная проверка воинских частей и соединений российской армии выявила «небоеготовность» большинства бригад «нового облика», грешат неточностью. Боеготовность свыше 50% бригад была оценена на «удовлетворительно», порядка 40% — на «хорошо». В принципе, примерно так же оценивалась боеготовность большинства частей Советской армии в конце 80-х годов.
Эта армия, конечно, была далеко не идеальной, но и «небоеготовой» никто из потенциальных противников не рискнул бы ее назвать. Традиционно «удовлетворительных» оценок было чуть больше, чем «хороших» — чтобы командиры частей не почивали на лаврах и совершенствовали подготовку, а «отличников» всегда было очень мало. Так же, как и полностью «небоеготовых» — командирам надо было совсем «завалить службу», чтобы получить такой результат. И все же, учитывая, что нынешняя проверка была проведена сразу после структурной реорганизации частей и соединений, ее итог должен был бы насторожить военное руководство России.
Ситуацию для КМ.RU комментирует главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко:
— С точки зрения завершения организационно-штатных мероприятий, заявление начальника Генерального штаба соответствует действительности. Да, к новой структуре армии могут быть вопросы. Но, так или иначе, эти преобразования уже сделаны, и надо исходить из этого факта. Гораздо больше тревожит другое – войска обеспечены новой техникой и вооружением не более чем на 10–15%. Продолжаются процессы деградации наличной техники и вооружений. А новые образцы в войска поступают по-прежнему лишь в единичных экземплярах. А без переоснащения Вооруженных сил новой техникой и вооружением все эти организационно-структурные изменения особой роли не играют. Пусть наши бригады и оставшиеся дивизии десять раз будут готовы немедленно вступить в бой – опыт войн последних двух десятилетий показывает, что одной отвагой, без техники новых поколений, особенно не повоюешь.
Да, президент и премьер-министр обещали к 2020 году переоснастить наши Вооруженные силы современным вооружением. Но то, как до сих пор решились и сейчас решаются вопросы в этой сфере, повергает в глубочайший пессимизм. Не думаю, что погрешу против истины, если заявлю, что до 45-50% выделяемых в рамках оборонного заказа средств разворовываются самым циничным образом. Или расходуются не по назначению. Сплошь и рядом руководители предприятий передают выделяемые средства «аффилированным» структурам – однодневкам, через различные схемы выводят средства в оффшоры, заведомо переплачивают многочисленным смежникам, получая за это «откаты». Ценообразование в сфере ОПК совершенно непрозрачное, контрольные органы бездействуют. А то и сами целиком находятся в «доле». И, самое страшное, что не принимается практически никаких серьезных мер – иногда ловят для отчетности мелкую сошку. Даже Федеральная служба безопасности и прокуратура либо бездействуют, либо бессильны.
С другой стороны, наряду с прямым воровством, мы видим откровенное лоббирование тупиковых направлений, расходы средств на те образцы вооружения и техники, что либо бесперспективны, либо просто не нужны – в то время, когда не хватает средств на производство того, что войскам жизненно необходимо. Да, и Медведев, и Путин говорили, что с этими безобразиями надо бороться. Но, выражаясь словами самого Владимира Владимировича – где посадки? Ситуация уже такова, что необходимы показательные процессы. Причем не мелких сошек, а руководителей крупных рангов. В противном случае, не только будет сорвана программа перевооружения Вооруженных сил к 2020 году. Просто к рубежу 2025–2030 года мы подойдем с окончательно деградировавшей системой национальной обороны. И в случае предъявления нам серьезных претензий — не только от США или Китая, но и не от столь крупных держав регионального уровня — элементарно не сможем постоять за себя. Единственный выход – немедленное проявление воли со стороны руководства страны. Как минимум, надо создать высшую военную инспекцию при президенте страны – именно как надведомственный орган, подчиненный исключительно главе государства. И он должен контролировать как повседневную деятельность всех силовых структур (не только военных!), так и предприятий, выполняющих заказы государственной важности. В первую очередь, в сфере обороноспособности страны. И делать это надо немедля.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!