Правила форума | ЧаВо | Группы

Внутренняя политика России

Войти | Регистрация

Причины Чеченских войн

Часовой
9 10292 14:03 14.02.2008
   Рейтинг темы: +0
  Часовой
STINGRAY


Сообщений: 23
Уважаемые форумчане!

Давайте поделимся мнением по следующему вопросу: в результате чего началась первая и вторая чеченская война, в чём были причины, кто является истинным виновником её развязывания ?
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Ссылка Нарушение Цитировать  
  ГКО
Zinger


Сообщений: 187
18:00 14.02.2008
1 чеченская началась в результате затяжного распада СССР.
Виновные: чеченский народ.
2 чеченская застой в образовании республики Эчкерия.
Виновные 2,3 президенты республики.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  des
des


Сообщений: 3956
18:14 14.02.2008
Глава 2. Федеральное самоубийство

21.4.1999 Ельцин выступал перед небольшой, но важной аудиторией - 19 губернаторами, приехавшими в
одну из многочисленных подмосковных резиденций Ельцина, главного обличителя привилегий советской номенклатуры и именно поэтому избранного президентом.

Встреча проходила накануне повторного голосования в Совете Федерации по щекотливому делу Ген.прокурора Юрия Скуратова, которого Ельцин хотел убрать за то, что он ген.прокурор обнаружил счета Ельцина в загранбанке.

Результаты 1 голосования обескуражили Ельцина: только 6 губернаторов и региональных лидеров поддержали его обращение. Престижу Кремля был нанесен настолько тяжелый удар.
Надвигалась к тому же процедура импичмента со стороны Думы. Опасность для Ельцина становилась вполне реальной. Голосование означало, что плотина из губернаторов, главной силы Совета Федерации, может рухнуть под ударом возможного импичмента.

Таким образом. Ельцин перед вторым голосованием принимал меры предосторожности. Он созвал преданных людей и сказал, что готов даровать им большую автономию и новые полномочия.
\"Я всегда считал и буду считать, что вы для меня на первом месте. Потом идут министры и все остальные\"2 - увещевал президент региональных лидеров, чтобы сохранить свою собственную власть.

В очередной раз сиюминутные выгоды взяли верх над стратегическими гос.интересами. Российский президент подливал бензин в огонь в стране, и так уже охваченной пламенем сепаратизма, в надежде, что раздувание пожара позволит ему в очередной раз избежать ответственности.

По существу, достаточно этого небольшого изложения неопровержимых фактов, чтоб обвинить Ельцина в предательстве национальных интересов и нарушении конституции, которая именно президенту отводит роль гаранта целостности гос-ва. В апреле 1999 года по сути повторялась - в более худшем варианте, на более низком уровне торга - попытка удержать ускользающую власть, та же самая операция, в результате которой Борис Ельцин взошел
наверх в начале своей разрушительной эпопеи.

То, что начинается как трагедия, в конце оборачивается фарсом. Но уж тогда, при восхождении Ельцина к вершине власти, можно было заметить разрушительное действие такой его политики.
В июне 1990 года, когда разгаралась борьба меж правительством РСФСР (одной из 15 республик СССР, уже находящейся в руках Ельцина) и союзным центром во главе с Горбачевым, Ельцин поставил целью ослабить союзный центр любыми средствами. Он получил великолепную возможность выступить с инициативой, которая стимулировала явные центробежные тенденции во всех союзных республиках. Его главным инструментом стало провозглашение суверенитета РСФСР, почти единогласно одобренное Съездом

Ельцин не думал об отдаленных последствиях такого шага. На карту была поставлена его личная власть, все остальное было незначительным, второстепенным.

“Берите столько суверенитета, сколько способны проглотить” – говорил Ельцин.
И понеслось … В течение 1990г в России возник десяток суверенных государств. А границы меж республиками в СССР были \"установлены так, что из России уходили исторически принадлежавшие ей земли\".


Абстрактно, политическая децентрализация могла бы показаться прогрессивной в плане создания нечто подобного системе, которую описал Алексис де Токвиль и которая была одним из источников силы нарождающейся Америки.

Возможно, кое-кто из составителей ельцинской конституции именно это и имел в виду, что их нелепая российская Конституция была демократична и прогрессивна.

Но произошла \"стихийная децентрализация\" федеральной власти, зависящая от прихоти того или иного местного
царька, что оказалось возможным из-за полного отсутствия на местах полит.партии, высочайшей коррумпированности бюрократич.аппарата и полукриминальной среды, в которой существует вся политико-административная система.

Казалось бы, речь идет о демократической норме: региональные элиты стали по воле народа полностью легитимными, значит, их власть будет значительно сильнее и стабильнее. Но для этого необходимо, чтоб на местах были: подлинное волеизъявление со стороны граждан, равный доступ к источникам информации, финанс. прозрачность, независимость судеб.власти и т.д.

Этого не было, в результате в России появились десятки корпоративно-олигархических режимов, которые превратили в фарс конституционные права граждан, свободные выборы, свободу печати и независимость суда. Появились криминальные режимы.

По числу избранных президентов Россия на 1 месте в мире. Каждый из местных царьков старался показать свою независимость от “несправедливой центральной власти”, кроме случаев, когда нужно было договориться с президентом Ельциным, чтоб в обмен на проявление формального уважения получить новые порции суверенитета.
Так было на встрече 21.4.1999 с 19 губернаторами.

Это бесстыдный танец. Здесь мы видим такой регресс цивилизации, которому, на мой взгляд, нет аналогов в современном мире. Чтоб найти в истории пример подобной деградации всех гос-ных и эконом.устоев, возврата к всеобщему варварству после крушения последних оплотов культуры и морали, надо пройти сквозь века к падению и конвульсиям Римской империи.

Российские демократы, составители конституции 1993 года, написанной кровью погибших в Белом доме, которой
аплодировал Запад, те демократы, которые похвалялись тем, что они разрушили \"тюрьму народов\", оказались в конце
концов теми, кем и были на самом деле: создателями нового азиатского деспотизма.

В российской Конституции 1993г перечислены 6 видов федерал.субъектов с равными правами:
республики, края, области, Москва и С/Петербург, автономные края, автономные области.

Модель российского федерализма строится по территориал.принципу (57 субъектов Федерации) и но национальному (31 субъект). Это придает системе неповторимый характер.
Что еще более усложняет федеративную структуру, это наличие автономных образований, в которые входят в качестве составных частей др.субъекты Федерации - национально-автономные. Например, Тюмень (субъект Федерации как область), в которой находятся два автоном.округа - Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий, которые также являются субъектами Федерации.

Конституцией 1993г предусматривается целый перечень законов применения федерального диктата, которые, однако, так и не применялись. Фактически, поскольку не существует действенного законодательства, именно Ельцин и президентская администрация занимались отношениями центр - периферия, используя широкие президентские полномочия.

Следовательно, именно Ельцин персонально несет главную ответственность. Под его непосредственным руководством были осуществлены все этапы \"федерального самоубийства\".

Всякий раз, когда Кремль оказывался в затруднительном положении, Ельцин прибегал к торгу с автономиями для получения взамен поддержки в борьбе с оппозицией. Так он сохранил власть ценой систематического ослабления государства.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  des
des


Сообщений: 3956
18:16 14.02.2008
Глава 2. Федеральное самоубийство
Продолжение


В вопросе об автономиях необходимо сказать о роли Думы, несправедливо оболганной российскими и западными комментаторами. На самом деле Дума обладает по действующей Конституции реальными полномочиями в отношении автономий и неоднократно пыталась использовать эти полномочия. Различные законы конституц.действия были разработаны и одобрены между 1994 и 1998.
Но ни один из этих законов - и в этом момент истины - не был утвержден, а в некоторых случаях даже рассмотрен Советом Федерации (верхней палатой рос.парламента), в одобрении которого нуждаются
законы конституционного применения. Содержание законов, принятых Думой, не второстепенно. Это именно те законы, которые устанавливают критерии для разделения функций между центром и республиками-областями.

Ельцин и его команда, с одной стороны, пытались непосредственно управлять отношениями с автономиями, распределяя привилегии и суверенитеты по полит.соображениям, с другой, - пользовались автономиями в своих полит. баталиях. В результате более половины из 88 областей и республик имеют двусторонние
соглашения с центром через президента, игнорируя парламент, парализованный
применением вето. Полученные ими так называемые уровни суверенитета заметно отличаются друг от друга и произвольны но своей геометрии. Все участники торга словно поражены вирусом.

На гребне волны ельцинского правления происходит взрыв вакханалии суверенитетов, которой, кажется, нет конца. Башкирия, Бурятия, Саха (Якутия) провозгласили себя \"суверенными государствами\" - только и всего (!) - и ввели эту формулу в свои конституции. Республика Коми \"распространяет суверенитет на всю собственную территорию\". Карелия считает себя \"экономически суверенной\". Башкирия и Чувашия \"заключили соглашение о двустороннем сотрудничестве, в котором признается \"взаимный суверенитет\".

Формальным внешнеполитическим актом Башкирии стало признание \"суверенитета\" Абхазии, которая после кровавого конфликта объявила о своей независимости от Грузии. Адыгея заявила о праве на обеспечение своей
обороны и национальной безопасности, помимо, разумеется, права на собственное законотворчество. Саха (Якутия) вверяет собственному президенту полномочия на формирование республиканской армии. Северная Осетия-Алания присваивает себе право вето на решения федеральных органов по размещению у себя военных объектов, что означает: будучи пограничной территорией, она берется решать, что правильно, а что нет в оборонных мероприятиях Российской Федерации в целом.

Группа регионов заявила о праве приостанавливать на своей территории действие федеральных законов, если
они противоречат местным законам. Получается, что субъекты федерации ставят собственные законодательные нормы выше норм самой Федерации. Часть республик объявили своей исключительной собственностью подземные природные богатства, а некоторые - даже воздушное пространство над своей территорией.

Перечислять \"суверенные\" глупости можно бесконечно.
Общее впечатление таково, что имеешь дело с поразительной незрелостью, с абсолютным культурным и юридическим примитивизмом. Это все равно, что дать ребенку заряженный пистолет. Рано или поздно он выстрелит, но неизвестно в каком направлении.

Надо сказать, что часть \"суверенных\" глупостей уже включена в систему юрид.прав России.

Только за 1996-1997 годы Ген.прокуратура опротестовала 1500 законодательных актов, принятых в субъектах Федерации. Впрочем, без каких-либо последствий, т.к. правовой механизм исполнения решений органов центральной власти отсутствует. Министерство юстиции, которое вроде бы располагает властными полномочиями, чтобы навести порядок, до сих пор не сделало ничего.

Конст.суд почти за 2 года (март 1995 - декабрь 1997) рассмотрел всего 15 дел о конституционности законодательных актов субъектов Федерации. (Только в одном из 15 случаев рассматриваемый закон был признан соответствующим федеральной Конституции.).

И что в итоге? Федерация неравноправных непокорных автономий под руководством президента Ельцина, который вместо утверждения согласия занимается подстрекательством, федерация, конституционно спроектированная
некомпетентной и трусливой интеллигенцией...
Ссылка Нарушение Цитировать  
  des
des


Сообщений: 3956
18:18 14.02.2008
Глава 13 НА ЧУЖОМ ДВОРЕ


Есть место в Евразии, которое кто-то назвал мировым перепутьем\" (The Moscow Times. 1999. 15 июня). Через него прокатывались волны переселения народов, оно служило колыбелью и местом встречи религий и культур, его не могли миновать те смельчаки, которые первыми отправились на поиски Азии. Теперь оно находится в стороне от основных маршрутов путешествующего Запада: здесь нет роскошных отелей, нет индустрии туризма. Но именно здесь скрещиваются глобальные экономические и политические интересы, здесь разыгрывается партия, ставка в которой - будущее. Пространство это место занимает немалое: от Черного моря до восточного побережья Каспийского по направлению с запада на восток и от современной российской границы до границ Турции и Ирана по направлению с севера на юг. С этим пространством соприкасаются или в нем находятся семь бывших советских республик (Украина, Россия, Казахстан, Грузия, Армения, Азербайджан, Туркмения) и два государства второго эшелона, враждебные друг другу: одно, Турция. - прозападное, другое, Иран. - противник Запада. В пяти государствах из этого списка доминирует ислам, в четырех - православие или христианство.

Оценка запасов нефти в Каспийском регионе колеблется от 200 млрд. баррелей (число, указываемое американским правительственным департаментом но энергоресурсам) до 30-100 млрд. (по мнению независимых экспертов, в т.ч. некоторых крупных нефтекомпаний), т.е. запасов этих либо много, либо очень много. С точки зрения западных потребителей энергии, эти оценки очень занимательны, чтобы не сказать больше: некоторые утверждают, что лет через 20 энергетич.столица мира будет располагаться здесь, а не на Ближ.Востоке, не в Эмиратах, не в Саудов.Аравии и не в Ираке. Из чего, среди прочего, следует, что ближневосточ.кризис и вместе с ним значение Израиля пойдут на убыль и на карте появится новая зона кризиса - именно здесь, на мировом перепутье. Многое, конечно, зависит от с трудом просчитываемых факторов - таких, как динамика роста цен на нефть на мировых рынках или прогресс в области производства электромобилей, и от других, не менее важных обстоятельств. Но тот, кто заглядывает далеко, понимает, что именно сейчас пришло время садиться за игровой стол и расставлять фигуры на доске. Именно сейчас распределяются роли, заключаются союзы и закладывается фундамент многолетних конфликтов. Именно сейчас прочерчиваются границы - теми же перьями, что рисовали пути прокладки нефте- и газопроводов, по которым энергоносители устремятся туда, где энергия больше всего нужна.

На этом перепутье должна быть разыграна в начале 3 тысячелетия одна из самых важных в истории партий, и слабость России яснее прочего явствует из ее неспособности играть на равных с др.игроками. Ее выводит из игры как собственная слабость (бессильная и купленная другими игроками власть, отсутствие этнического и религиозного единства, вышеописанная самоубийственная философия федерализма и пр.), так и мощное давление извне, которое осуществляется на всем протяжении региона.

Тот, кто не имеет в виду сию систему координат, не поймет, какое будущее ждет этот регион, как ничего не понял в чеченской войне. Ему будут казаться простыми \"совпадениями\" события. которыми таковыми отнюдь не являются. Например, то обстоятельство, что чеченская война началась в декабре 1994, спустя всего несколько месяцев после того. как США открыто объявили Каспийский регион \"зоной своих интересов\". Тем самым было дано понять, что Каспийское море и все прибрежные территории вошли в число геополит.приоритетов администрации президента Клинтона. Мотивировки этого решения также лежали на поверхности: Соединенные Штаты брали на себя роль гаранта стабильности в регионе и обеспечивали беспрепятственное проникновение энергоносителей на запад.рынки.

Вряд ли можно укорять американского президента, с такой откровенностью объявляющего о своих целях, в лицемерии. Скорее нужно говорить о непроходимой глупости тех, кто все равно умудряется ничего не услышать.
В США, правда были люди, отметившие, что первая из двух целей - обеспечить верность Америке бывших советских республик и полностью вывести их из сферы влияния Москвы - вступает в противоречие с др.целью, преследовавшемся Клинтоном: поддерживать особые отношения с Кремлем. Но эти критики смотрели на Россию с птичьего полета, рассматривали ее судьбу в перспективе большого времени.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  des
des


Сообщений: 3956
18:19 14.02.2008
Глава 13 НА ЧУЖОМ ДВОРЕ
Продолжение


У Клинтона другая оптика, он имеет дело с Россией, возглавляемой квислингом, и рассчитывает, что у него будет время подготовить этому квислингу достойного преемника. Клинтовское головоломное политич.уравнение могло быть решено только так: достаточно иметь в Москве покорную, или слепую, или глупую власть. И надо сказать, что расчеты Клинтона оправдываются вплоть до того времени, когда пишутся эти строки. Оправдываются хотя бы в том \"малом\" смысле, что он триумфально завершит свои два президентских срока и
что Россия потеряет Кавказ в более или менее далекой перспективе.

Сработает ли его политика на интересы США, или мира во всем мире, или справедливости покажет история. Но, разумеется, эти вопросы не значились в списке приоритетов Клинтона, проконсула всей планеты с историч. кругозором, не превышающим два его президентских срока, - меньшим, следовательно, чем даже у его главного союзника - Ельцина.
Во всяком случае после включения Каспийского моря в геополит.орбиту США (чего, похоже, в Кремле никто не заметил) ход событий резко ускорился.
Когда нужно обеспечить free flow. т.е. свободное обращение чего угодно - товаров и услуг, или капиталов, или нефтепродуктов, Билл Клинтон тут же берется за дело. Особенно, когда \"обращение\" плавно переходит в свободный приток капиталов на Уолл-стрит. Что и говорить, американский президент оказался образцовым приказчиком для тех лиц, и сил, которые и сделали его президентом. Их интересы, которые в течение всех этих лет именовались не иначе как \"глобальными\", и считались в первую очередь американскими интересами. Что касается каспийского региона, то, например, весной 1999 администрация Клинтона организовала турне по Америке для своих послов в Армении, Грузии, Казахстане, Туркмении, Турции, Узбекистане, Азербайджане, в ходе которого эти семь дипломатов побывали в Новом Орлеане, Вашингтоне, Нью-Йорке и усиленно занимались сбором инвестиций в соответствующие страны. Легко заметить, что в списке стран \"перепутья\" отсутствуют, по понятным причинам, Россия, Украина и Иран.

Как заявил посол в Баку Стенли Эскудеро, выступая 7 мая перед собранием американских предпринимателей, \"мы поможем вам взять старт, найти партнеров, арендовать машину, обеспечим переводчиком, мы закажем вам место
в гостинице и окажем вам любую помощь\" (The Moscow Times. 1999. 15 июня).
Где еще можно найти такое услужливое правительство, как правительство Клинтона, выступающее уже не только как деловой посредник, а просто как туристич.агентство? Ситуация сложилась более чем забавная.
Америка Клинтона, получив роль мирового лидера из-за стечения обстоятельств, которые она не могла даже предвидеть, играет эту роль исключительно в национальном, чтобы не сказать в домашнем, ключе, играет себе на руку. Конечно, дом у США большой, но все же в мире есть кое-что и помимо него.

Нет ничего удивительного, что молчит Кремль, лижущий пятки хозяина, но кажется странным, что Европа не пытается отстоять свои кровные интересы. А император вместо того, чтоб выступать в качестве верховного главы (и тем самым выражать общие интересы), занят тем, что набивает собственные карманы и карманы своих прислужников.
Недавно США открыли в Анкаре Каспийский финансовый центр (КФЦ) - мощную структуру, которая призвана объединять капиталы, поступающие на строительство нефте- и газопроводов в Средней Азии, на Кавказе и в Турции.
Цель этой организации, отраженная в ее уставе, - \"постоянно увеличивать американское коммерчес.представительство в инфраструктурах, обеспечивающих строительство нефтепроводов\" (Агентство Франс-Пресс. 1999. 25 января). Можно только восхищаться подобной эффективностью действий американских управленцев. КФЦ располагает поддержкой со стороны американского Экспортно-импортного банка, со стороны ОПИКа (Overseas Private Investment Corporation) и американского правительственного агентства ТДА (Trade and Development Agency). И конечно же, центр отнюдь не ограничивается чистым представительством.

Наступление \"charm and cash\" (\"обаяния и наличных\") теперь в самом разгаре, и дождь из сотен миллионов $ уже пролился над каспийским регионом. В I998, к примеру, Экспортно-импортный банк выделил 860 млн.$ для кредитования американского экспорта в Грузию, Узбекистан, Туркмению и Турцию, а ОПИК - полтора миллиарда $ для фин-вания проектов и страхования коммерч.рисков. Одна лишь Туркмения во главе с таким \"образцовым дем.\" лидером, как Ниязов, отцом всех туркменов, пожизненным президентом, получила от ТДА 700 млн.$ на изучение проекта транскаспийского газопровода. И здесь обнаруживается еще один любопытный факт: именно вашингтонская администрация выступает самым горячим сторонником проекта, который отрежет Россию от гигантского энергетического пирога. Это друг Билл (лучший друг Бориса), даже вступая в противоречие с желаниями американских нефтяных корпорации, поддерживает проект нефтепровода Баку -Сейхан, который доставит каспийскую нефть через Грузию и Турцию прямиком к Средизем.морю, минуя Россию, Черное море и Дарданеллы.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  des
des


Сообщений: 3956
18:19 14.02.2008
Глава 13 НА ЧУЖОМ ДВОРЕ
Продолжение


Меж тем крупные нефтекомпании, в т.ч. американские, совсем не прочь использовать существующие трубопроводы. Тому есть две причины: невысокие цены на нефть и высокая ст-сть стр-ства новых нефтепроводов, с одной стороны:
более сдержанные оценки (о них упоминалось выше) каспийских энергетич.запасов - с другой. Они предлагают увеличить пропускную способность нефтепровода Баку -Супса (па черноморском побережье Грузии), который также
составит альтернативу \"северному пути\": Ма###кала (российский Дагестан) - Грозный - Новороссийск. Но Вашингтон и Анкара твердо намерены выложить 5 млрд.$ на стр-ство нефтепровода Баку - Сейхан. Ясно, что причины здесь политические, а не экономические.

США и Турция медленно, но верно внедряются в Закавказье по линии Азербайджан - Грузия. Христианская Армения все еще тяготеет к Москве и сохраняет на своей территории российские воен.базы. Если ее политика не изменится (а в это верится с трудом), то она задохнется в тисках трех мусульманских государств, два из которых настроены откровенно враждебно, а одно безразлично к ее судьбе. Естественно, что в нынешней ситуации Армении не достанется ни гроша от США и вообще от Запада.

Грузия во главе с бывшим членом Политбюро Эдуардом Шеварднадзе уже превратилась в протекторат США, которые взяли на себя даже подготовку ее пограничников (после того, как от услуг российских пограничников она с презрением отказалась). Тбилиси не может простить России ее участия в абхазских событиях и поддержки отколовшейся республики. Грузия требует, чтоб силы ООН заменили российских миротворцев, которые не внушают ей доверия (и в этом отношении она, наверное, права). Но Шеварднадзе, явно опираясь на поддержку Клинтона, говорит уже об \"общем кавказском доме\", в котором нет места для русских. Это тот же план, который выдвигали чеченский бунтарь Дудаев и безумный диктатор Гамсахурдия, избранный президентом Грузии сразу после распада СССР. (Сколько.однако,совпадений!)

Ничего удивительного поэтому нет в том, что Вашингтон отстегивает ежегодно несколько десятков млн $ на поддержку расходной части грузинс.бюджета, на обучение грузинс.спецслужб, на выплату пенсий и зарплаты населению, на оплату счетов Грузии за эл.энергию. Если бы США лишили Грузию долларовых инъекций, она рухнула бы за несколько месяцев. Отсюда и возрастающий энтузиазм Тбилиси по поводу программы \"партнерство ради мира\", и разговоры о будущем вступлении в НАТО - необходимое условие для прямого вовлечения НАТО в решение абхазского вопроса.

Параллельно и еще более быстрыми темпами идет перевод Азербайджана на орбиту нового светила - Америки - и его турецкого сателлита. Воен.советники Турции вместе с их американс.коллегами уже давно обосновались в Баку. В январе 1999 Вафа Гулизад, советник по внеш.политике президента Гейдара Алиева (бывшего члена Политбюро ЦК КПСС) заявил со всей прямотой, что \"в целях обеспечения безопасности Азербайджана США, НАТО или Турция должны разместить здесь свои войска\", т.к. \"Россия лишь ожидает удобного случая, чтоб осуществить в Азербайджане переворот и поставить во главе правительства своего человека\". Одним словом, \"безопасность Азербайджана находится под угрозой, в особенности из-за концентрации россий.войск в Армении\" (Агентство Франс-Пресс. 1999. 25 января). Опровержения со стороны \"патрона\" не последовало. И вообще трудно представить, чтоб подобное заявление было плодом импровизации.

Т.е, Баку связывает решение территор.спора с Арменией из-за Нагорного Карабаха с силами НАТО. На это заявление последовал необычный отклик российского Мида. Необычность заключается в том, что отклик появился, ибо аналогичные декларации в предыдущ.годы встречались глухим молчанием. Теперь же премьер Примаков и его министр иностр.дел Игорь Иванов решили отреагировать иначе.

\"Совершенно очевидно, - говорилось в официал.реплике Москвы, - что заявления такого рода продиктованы не заботой о мире и стабильности в регионе... и не направлены на устранение существующ.конфликтов\", за ними стоят попытки \"нарушить исторический и геополитич.баланс сил в Закавказье, оправдать проведение новых демаркационных линий и осложнить отношения Азербайджана и России\".
Примаков отреагировал тем самым на адресованное России послание, дав понять даже скорее Вашингтону, чем Баку. что он все понял. Это стало одной и не самой маловажной причиной его отставки: уже весной его место занял С.Степашин, один из \"ястребов\" чеченской воины.

В свете приведенных данных вряд ли будет выглядеть слишком рискованным предположение, что чеченское сопротивление подстегивалось, если не прямо организовывалось, Турцией, получившей \"добро\" от секрет.служб США и располагавшей финансовой и военной поддержкой со стороны самых реакционных и самых фундаменталистских арабских режимов во главе с Саудовской Аравией. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что лучший способ дискредитировать проект нефтепровода - это взрывать его раз в месяц: будущие клиенты быстро убедятся, что на страну, в которой такое происходит, положиться нельзя.

Вот в подтверждение сказанного еще некоторые факты. Почти все чеченские полевые командиры поддерживали во время и после войны постоянные контакты с Турцией и др.арабскими странами и часто их посещали. Именно из Турции через Грузию, Азербайджан и Дагестан поступали оружие и боеприпасы, средства связи, медикаменты, продовольствие, разведданные. В Турции производилась вся пропагандистская литература чеченских мятежников и была подготовлена гос.символика будущей Республики Ичкерия. В Турцию отправился на лечение Салман Радуев, там лечились и десятки других чеченс.командиров. Неужели российские спецслужбы и Кремль ничего об этом не ведали? Очень сомнительно. Даже в российской прессе появлялись на этот счет весьма впечатляющие материалы.

Ссылка Нарушение Цитировать  
  des
des


Сообщений: 3956
18:20 14.02.2008
Глава 13 НА ЧУЖОМ ДВОРЕ
Продолжение


Чем же объясняется молчание Москвы? Может быть. наличием здесь таких сил, которые, преследуя свои полит. и экономич.интересы, вели дело к поражению и поддерживали секретные отношения с турками и американцами? И об этом много говорилось во время воины, и этому предположению нашлось множество серьезных подтверждений, которые, однако, не заинтересовали ни одного ген.прокурора.

А как оценить тот факт, что спустя 3 года после попадания в унизител.положение, в котором оказалась Россия в результате войны с Чечней, чему без всякого сомнения содействовали Турция и США, Кремль выдворил из страны Оджалана, сыграв тем самым свою роль в охоте на курдского лидера, организованной турецкими, американскими и израильскими спецслужбами? Ответ может быть только один: в кремлевских верхах действовали силы и интересы, не имеющие ничего общего с российскими нац.интересами. Происходило это в той же ситуации, что и в случае так называемого \"посредничества\" Кремля во время косовского кризиса: Ельцин и Черномырдин вели двойную игру, даже не особенно ее скрывая, - они демонстрировали широкой публике свое недовольство Соединенными Штатами, а под шумок работали им на руку.

Все сказанное не означает, разумеется, что чеченской проблемы, имеющей давние историч.корни, не существует. С помощью армии наемников нельзя создать многочисленное мощное и продолжительное народн.сопротивление.
Воздействие внеш.факторов, совершенно неоспоримое, опиралось на реальную внутреннюю базу. К тому же нельзя считать, что россий.власть всегда и во всем послушно выполняла приказы из Вашингтона. Во всей этой истории с лихо закрученным сюжетом много двойной и даже тройной игры, много фантастических просчетов. В одной своей книге (Chiesa G. Russia. Addio. Roma: Editori Riuniti, 1997) я показал, например, что среди причин, подвигнувших Ельцина и его камарилью развязать войну против Дудаева, было желание поднять рейтинг популярности президента, катастрофически упавшей за год до думских выборов. Ельцину указали на легкий военный успех, как на способ продемонстрировать всей стране, с одной стороны, твердость Кремля, а с другой - решительность президента в отстаивании территориальной целостности России. Расчеты оказались ошибочными, но они и были именно такими.

Маловероятно, что, решаясь на воину с Чечней. Ельцин советовался с Клинтоном. Тот, скорее всего, постарался бы его отговорить. Но весьма вероятно, что Ельцин сделал ставку - и не ошибся в этом, как последующие события доказали сполна, - на поддержку Запада или по крайней мере на его благожелател.нейтралитет. Ельцину, наверняка, вспомнился тот карт-бланш. который он получил от Клинтона в начале 1993 в послании, переданном через экс-президента Ричарда Никсона. Располагая заявлением о превентивной безоговорочной поддержке, Ельцин сначала спровоцировал Верховный Совет на сопротивление, а затем в октябре 1993 года разогнал его вооруженной рукой.

Ельцину нельзя отказать в хитрости, но во многих случаях он демонстрировал непроходимую тупость. Если б не поддержка извне, он давно бы лишился власти. Так что вряд ли по заслугам воспеты его интуиция и легендарная жизнестойкость. Об этом ярко свидетельствует чеченская война, причем не только ее кровавый и бесславный финал. Для нее характерна сплошная череда ошибок, которая началась еще с того момента, когда Джохар Дудаев, фальсифицировав результаты выборов, захватил в 1991 власть и был поддержан, как либерал и противник грозненских \"коммунистов\", Бурбулисом и Шахраем, принадлежавшими в то время к ближайшему ельцинскому окружению. Она продолжилась,когда генералу Дудаеву, начавшему проявлять строптивость, была противопоставлена оппозиция, оказавшаяся бессильной и продажной. Ставка на эту оппозицию привела к полномасштабной войне, которую легко можно было избежать, либо согласившись на переговоры, которые предлагал Дудаев, либо задушив его чисто эконом.мерами, либо продвинув его в новую московскую номенклатуру. Достаточно было просто не захотеть этой войны, чтоб ее не было. Но с ней, как мы уже знаем, связывалось слишком много надежд. Она была развязана и проиграна. Поражение во всех отношениях оказалось сокрушительным - таким, которое могла \"соорудить\" собственными руками только команда дефективных. В связи с этим вновь вспоминаются слова
Роберта Музиля о мире, находящемся в \"состоянии, близком к идиотизму, что является единственным приемлемым объяснением событий, которые в нем происходят\", как прямо относящиеся в данном случае к России.

Война в Чечне - самая крупная военная операция российской армии со времен Афганистана. В ней участвовал экспедиционный корпус из 40 тыс. чел (под конец, и августе 1996, российских солдат и офицеров, вовлеченных в чеченс. мясорубку, стало уже 220 тыс.), все еще мощная авиация, более чем 1550 единиц бронетанковой техники, элитные подразделения МВД и ФСБ. И вся эта армада не смогла справиться с теми, кого официальный Кремль
продолжал именовать не иначе, как \"незаконными вооруженными бандами\", численность которых не превышала 15 тыс. человек. Итог подвел генерал А.Лебедь в тот короткий период времени, когда он занимал должность секретаря Совета безопасности: от 80 до 120 тыс. погибших (военных и гражданских): превращенный в груду развалин город Грозный: уничтоженная до основания экономика одной из российских республик; 200 тыс. русских, вынужденных спасаться бегством: непомерные фин.затраты на восстановление жизнедеятельности на территории военных действий (фигурировала сумма порядка 10 млрд.$ - и это в стране, чья экономика продолжает пребывать в жестоком кризисе!). Вдобавок ко всему - чувство унижения от сознания того, что российская армия представляет собой фантом, не способный воевать, даже имея подавляющее превосходство в силах и средствах.

В любой нормальной стране ответственные за подобный финал с президентом во главе немедленно отправились бы в отставку. Ведь они не поняли не только, в какую игру играют, но и даже то, что им противостоит целый народ, а вовсе не шайка бандитов; они не смогли уразуметь (таков был их отрыв от собственной страны), что солдаты и офицеры воюют плохо, потому что не верят в необходимость и праведность этой войны. Нельзя же за пару дней заставить людей проникнуться чувством ответственности за родину, нельзя внушить им мужество и гордость. Они рассчитывали на русский патриотизм и не заметили, что простые люди давно смекнули, что к чему, и ни в грош не ставят то чучело государства, которое им навязывают как знамя.

22 месяца унизительных поражений обозначили крах российского воен.могущества, явственно продемонстрировав всему миру, что Россия не способна и. видимо, долго не будет способна проводить какие-либо внешние военные акции, не прибегая к ядерн.оружию. (Можно в связи с этим напомнить, что в последующие 2 года США беспрепятственно, не опасаясь какого-либо серьезного недовольства России, осуществили решительное полит. наступление, завершив 1 этап операции по расширению НАТО на восток.) Создавшейся ситуации, как показано и в других разделах данной работы, активно способствовали российские власти. Так что в ответ на громогласные антизападные выпады, которые время от времени делает очередной представитель российской полит.элиты (и число которых в послеельцинскпй период, несомненно, значительно умножится), уместно заметить, что тяжелое положение, в котором оказалась Россия, ее поражения, ее унижение перед Западом - все это не что иное, как побочные эффекты ее
собственной бездарнейшей политики.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  des
des


Сообщений: 3956
18:21 14.02.2008
Глава 13 НА ЧУЖОМ ДВОРЕ
Окончание


Дестабилизация, вызванная чеченской войной, в течение 4 лет после нее лишь продолжала усиливаться и охватила весь Северный Кавказ. Чечня стала местом рандеву для спецслужб, местом, где не прекращается ожесточен.борьба за овладение инициативой и за подрыв позиций противника. Эта борьба стоит и за похищением генерала Шпигуна, и за терактами во Владикавказе – типич.примерами стратегии, направленной на нагнетание напряженности. Она стоит за вылазками чеченских \"банд\" на российскую территорию, за убийствами российских милиционеров, за серией покушений в Дагестане, за попытками покушений на А.Масхадова.
Чечня стала не только источником дестабилизации Северного Кавказа, но и удобным инструментом для ослабления позиций России и для удаления ее с \"мирового перепутья\". Она всегда под рукой, когда в кремлевских верхах вызревает очередной внутрен.конфликт, когда нужна экспансия смуты, чтобы использовать ее в полит. целях.

Заинтересованность в этом различных российс.группировок так перепутала их ходы, что почти невозможно уже различить цели и тактику тех чеченских групп, которые, к примеру, организуют похищения православных священников в соседней Ингушетии, или тех лиц, которые подогревают напряженность между Ингушетией
и Северной Осетией или стоят за спиной радикальных националистических и религиозных движений, борьба которых раздирает в настоящее время Дагестан и ведет дело к его распаду. Даже Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкессия,
остававшиеся островками спокойствия, ныне под воздействием извне переживают неспокойные времена.

Пытается ли Москва что-то противопоставить нарастающей нестабильности на Северном Кавказе? Никаких признаков этого не видно. Напротив, Кремль склонен использовать кризис для укрепления своей власти: к примеру,
связывая рост терроризма в России с чечено-дагестанским кризисом и подводя дело к возможности чрезвычайного положения. Никакой последовательной российской политики в том, что касается региона в целом, по крайней мере
до середины 1999, не существовало. А этого было достаточно, чтоб лишиться Северного Кавказа и остатков влияния в регионе. Ситуация говорит сама за себя. Хотя de jure Чечня является субъектом РФ и ни одна страна не признала ее суверенитета и независимости, все ее связи с Москвой оборваны почти полностью. Чечня не подписала федеративный договор, и ее современный статус не определен никаким федератив.законом.

Достаточно одного факта: \"внешняя\" российская граница, совпадающая с границей Чечни и Грузии, не охраняется никем, а \"внутренние\" границы Чечни с Дагестаном, Ставропольским краем, Ингушетией стали для России но сути дела \"внешними\", и охраняет их армия. В действительности более или менее охраняется только граница Чечни и Дагестана (из-за постоянно вспыхивающих здесь военных действий), граница же с Ингушетией совершенно прозрачна. Поэтому зажать мятежную республику в тиски очень трудно, если вообще
возможно. Разве что начать новую войну с Грозным.

Двусторонним соглашением, подписанным в августе 1996 Лебедем и Масхадовым, предусматривается, что гос.статус Чечни будет определен позднее, в течение 5 лет. Этот компромисс устраивал тогда обе стороны: Москва получала возможность положить конец уже проигранной войне (заслуга Лебедя, которому пришлось потрудиться, чтоб сломить сопротивление кремлевских ястребов), чеченцы получали передышку, чтоб собраться с силами. Предполагалось, что за первым соглашением последуют другие договоренности по разным обоюдоважным вопросам. Но с тех пор было сделано ничтожно мало для того, чтобы хоть как-то приблизить к Москве мятеж.республику. Все эксперты считают вероятным, что в случае нового обострения обстановки кризис не ограничится одной Чечней. Даже при ином варианте развития событий - при более или менее спонтанном начале гражданс.войны в Чечне - противоборствующие стороны перенесут военные действия на прилегающую российс.территорию либо посредством терактов, либо с помощью рейдов, подобных тем, что совершались против Буденновска или Первомайского. Никто в России не гарантирован от акций подобного типа.

Имеется ли вообще в России на федераль.уровне политика, отличная от той, что описана в главе \"Федеральное самоубийство\"? Да, был один такой проект, именовавшийся \"проектом концепции гос-ной национальной политики РФ на Северном Кавказе\". Его духовный отец - министр по делам национальностей Р.Абдулатипов, в прошлом один из лидеров мятежного ВС (который затем удалось приручить). Но этот проект раскритиковали в пух и в прах. Меж тем характерно, что, несмотря на огромную чеченскую пробоину в корпусе Федерации и другие явные в нем дефекты, о которых здесь говорилось, Федеральное Собрание (Дума и Совет Федерации) не посвятило ни одного заседания этой проблеме.

В такого рода политич.вакууме позиции, занимаемые московским истеблишментом, отличаются полным отсутствием единства. Явлинский вообще предложил отгородиться от Чечни самой настоящей гос.границей, чтоб хотя бы попытаться заткнуть эту бездонную бочку, куда в огромных количествах утекают российс.деньги и откуда поступают наркотики, грязная валюта и товары самого сомнител.происхождения и качества.

Но многие полагают, что подобные меры не столько покончат со всякими территориальными претензиями Москвы, сколько будут интерпретированы как недружествен.акт но отношению ко всем северокавказским народностям. Нельзя также забывать о том, что Чечня многим (в т.ч. и в Москве) дает возможность нагреть руки. Коммунисты стоят за жесткие меры со стороны центра, но отдают себе отчет в том, что это (как и идея Юрия Лужкова вооружить казаков) приведет к новой войне, - поэтому ограничиваются пропагандой. Праворадикальныс наследники Бурбулиса и Шахрая считают, что все образуется благодаря рынку, когда Россия станет богатой и процветающей, Северный Кавказ неизбежно вернется на ее орбиту. А поскольку до этого далеко, они не слишком горюют из-за потери Северн.Кавказа, к которому, впрочем, не испытывают никакого интереса.

Вариантов возможного развития событии немного. Если к центробежным тенденциям, действующим извне и изнутри, добавится отсутствие какого-либо им противостояния, то можно быть уверенным, что в цепной реакции распада Северный Кавказ окажется первым звеном. \"Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет\".

Ссылка Нарушение Цитировать  
  des
des


Сообщений: 3956
18:32 14.02.2008
Материалы почерпнуты из замечательной книги западного обозревателя-журналиста,
Джульетто Кьеза. \"Русская рулетка. Что случится в мире, если Россия распадется. 2000\".


По глубине системного анализа, обьективности, честности, безупречной логике, аналитические статьи этого замечательного американского обозревателя (кстати, демократа и либерала по своим убеждениям) сопоставимы, пожалуй, лишь с материалами Ю.Болдырева.

Ссылка Нарушение Цитировать  

Вернуться к списку тем


Ваше имя:
Тема:
B I U S cite spoiler
Сообщение: (0/500)
Еще смайлики
        
Список форумов
Главная страница
Конфликт Россия-Украина
Новые темы
Обсуждается сейчас

ПолитКлуб

Дуэли new
ПолитЧат 0
    Страны и регионы

    Внутренняя политика

    Внешняя политика

    Украина

    Ближний Восток

    Крым

    Беларусь

    США
    Европейский союз

    В мире

    Тематические форумы

    Экономика

    Вооружённые силы
    Страницы истории
    Культура и наука
    Религия
    Медицина
    Семейные финансы
    Образование
    Туризм и Отдых
    Авто
    Музыка
    Кино
    Спорт
    Кулинария
    Игровая
    Поздравления
    Блоги
    Все обо всем
    Вне политики
    Повторение пройденного
    Групповые форумы
    Конвент
    Восход
    Слава Украине
    Народный Альянс
    PolitForums.ru
    Антимайдан
    Против мировой диктатуры
    Будущее
    Свобода
    Кворум
    Английские форумы
    English forum
    Рус/Англ форум
    Сейчас на форуме
    Другие форумы
    Причины Чеченских войн
    . Dear forum!

    Let's share the opinion on the following question: what began as a ...

    © PolitForums.net 2024 | Пишите нам:
    Мобильная версия