Американская разведка во время Корейской войны работала очень хорошо и пристально следила за тем, что происходит на территории КНДР. В штаб сразу же докладывали о строительстве новых аэродромов или о восстановлении старых. Не стал исключением и северокорейский аэродром в Намси, который был практически достроен и готовился к вводу в эксплуатацию.
ВВС США решили нанести по нему бомбовый удар. Для этого предполагалось задействовать 21 бомбардировщик B-29 Superfortress. Однако прошлый опыт подсказывал, что из-за наличия в районе советских МиГов сделать это будет не так просто. Дело в том, что полгода назад, в апреле 1951 года советские истребители уже нанесли удар по американской авиагруппе и сбили 14 самолетов США.
Звено советских МиГ-15 Красивые машины...
Тогда событие получило название "Черный четверг". После был объявлен недельный траур и долгое время ВВС США не использовало большие группы бомбардировщиков для нанесения ударов по стратегическим объектам КНДР.
В этот раз американское командование решило учесть прошлые ошибки и провести операцию избежав стычки с советскими МиГами на подлете к "объекту". План мог бы сработать, если бы советские специалисты его не раскусили. Дело в том, что американцы, по сути, использовали опыт Второй мировой, за что и поплатились.
Бомбардировщики в небе
30 октября 1951 года началась сама операция. Для прикрытия медленных и уязвимых бомбардирощиков была выделена большая группа истребителей F-86, F-80 и F-84. Всего около 200 машин. Но, как писал в своих воспоминаниях Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации в отставке Георгий Лобов, "тактика непосредственного прикрытия, основанная на использовании «отсечного» огня, ушла в прошлое. Мы это понимали".
Американские истребители и выдали местоположение "суперкрепостей" (так американцы называли свои бомбардировщики). Сами бомбардировщики следовали с восточного побережья обходя советские радары. А вот истребители были замечены радарами у Пхеньяна и Анеи.
Обнаружение крупных групп истребителей на удалении 200-250 км от Аньдуна и их полет на больших высотах были для нас первым сигналом. Характер их полета выдавал находившиеся под ними бомбардировщики, хотя от самих В-29 отметок на экранах РЛС еще не было... () Замер общей скорости смещения самолетов над местностью показал, что она составляет 400-420 км/ч. Все стало понятно: полученные данные совпадали с крейсерской скоростью «сверхкрепостей». Теперь нетрудно было сделать вывод: с восточного побережья Кореи следует группа В-29 ("В небе Северной Кореи" Генерал-лейтенант авиации в отставке Г. Лобов)
На аэродромах Аньдун и Мяогоу находилось всего 56 советских МиГ-15. Для атаки на "суперкрепости" было решено задействовать 44 самолета. Еще 12 остались прикрывать аэродромы, на случай если враг все же прорвется.
Подготовка к полету истребителя МиГ-15
44 советских МиГ-15 против 200 американских истребителей. С одной стороны казалось, что силы не равны. Но американское командование не учло, что советские асы даже и не планировали вступать в бой с американскими истребителями.
МиГи не выделяли отдельных сил для сковывания боем американской истребительной авиагруппы. Они сразу прорывались к бомбардировщикам и атаковали их.
...самолеты-перехватчики противника пикируют через боевые порядки истребителей сопровождения, вынужденных лететь с малой скоростью, и сбивают прикрываемые ими бомбардировщики...(Уроки воздушных боев в Корее, «Юнайтед Стейтс Нэйви инcтитьют просидингз» 6 апреля 1952 года)
Сами "суперкрепости" не могли нанести никакого урона советским истребителям. Их пулеметы имели меньшую дальность и меньшую эффективность, чем авиапушка МиГа, да и прицелиться в реактивный истребитель на большой скорости было непростой задачей.
В результате МиГи просто обошли группу истребителей F-86, которые собирались встретить их у реки Ялуцзян. Прорвались через строй истребителей F-84 и F-86 непосредственного прикрытия и атаковали сами бомбардировщики, которые оказались беззащитны под огнем их пушек.
Первый же "заход" разбил боевые порядки американцев и обратил их в бегство. "Суперкрепости" стали легкой мешенью. Самолеты врага стали разворачиваться к морю, куда, как они знали, советские пилоты за ними не последуют. При этом при первом же "налете", прорываясь через группу прикрытия, МиГи сбили 4 истребителя F-84.
Американцы не «отклонились», а в панике бежали, если можно применить это слово к громадным четырехмоторным стратегическим бомбардировщикам.
Кстати, в этом бою был сбит и разведчик, которому надлежало подтвердить фотоконтролем результаты бомбометания по аэродрому. ("В небе Северной Кореи" Генерал-лейтенант авиации в отставке Г. Лобов)
По итогу боя оказалось, что сбито 12 американских "суперкрепостей" и 4 истребителя прикрытия. Советская группа потеряла один самолет МиГ-15, который американцы сбили уже на территории Китая, границу которого в горячке боя и с горечью поражения они решили нарушить.
После такого "повторного" тяжелого поражения для расследования инцидента из США в Корею прибыла специальная комиссия, которая приостановила полеты американских самолетов на три дня. На четвертый день американцы решили устроить еще одну маленькую вылазку. Три бомбардировщика B-29 днем, под прикрытием десятков F-86 были отправлены к переправам у Анею.
Результат не заставил себя ждать. 16 самолетов МиГ-15 вылетели им на перехват и, игнорируя воздушных бой с истребителями сбили все "суперкрепости".
Неудачи заставили американцев пересмотреть свою тактику. Бомбардировщики B-29 и B-26 стали использоваться ими только в ночное время и на небольших высотах. Кроме того американцы полностью отказались от идеи использования больших групп бомбардировщиков под прикрытием "сотен" истребителей.
"Черного вторника" и "Черного четверга" оказалось для этого достаточно. Но в случае необходимости советские летчики могли окрасить для западных "коллег" в черный цвет и остальные дни недели. Добавив туда и "черную среду" и "черную пятницу".
Американцы это понимали и больше не поднимали в воздух свои бомбардировщики днем.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
avenarius (avenarius) писал (а) в ответ на сообщение:
> Дело в том, что полгода назад, в апреле 1951 года советские истребители уже нанесли удар по американской авиагруппе и сбили 14 самолетов США. quoted1
То, что совковый режим был насквозь преступен, не секрет ни для кого. Вот и в Корее, где НЕ БЫЛО НИКАИХ АМЕРИКАНСКИХ ВОЙСК, а были войска ОНН представленные американцами, совки проявили свою ПРЕСТУПНУЮ сущность. Они ТАЙНО перебросили на территорию, контролируемую северокорейскими ТЕРРОРИСТАМИ свои авиационные части и НЕОЖИДАННО ударили по авиации ООН, которая этого не ожидала, поскольку у северокорйских террористов авиации не было. План удался и авиация ООН в этот день понесла значительные потери. Впредь ее сопровождали истебители эскорта, против которых у совковых негодяев кишка была тонка. И авиация ООН такие потери больше не несла никогда. Но один раз подлецам их подлость удалась. + Результатом совместных училий советских и китайских совков являются десятки миллионов рабов, томящихся в СевКорее. А также ядерное оружие СевКореи, потенциально накрывающее почти всю территорию РФ, вплоть до Москвы. Войска ООН в лице америкапнцев пытались эту беду от СССР отвести. Но совки упорно сами лезли в петлю и тащили туда ВСЕХ совграждан. И притащили. Это потому, что права пословица о том, что не надо срать в колодец, из которого собираешься пить. ++ Подлецов-летчиков следовало бы еще в начале 90-х, после падения Совка, предать суду и посадить до конца жизни. Но, увы, совков у власти сменили родственные им НЕОбольшевики. Которые совкам очень благоволят. Поэтому это ПРЕСТУПЛЕНИЕ осталось безнаказанным.
> > То, что совковый режим был насквозь преступен, не секрет ни для кого. quoted1
Но «разносчикам демократии"-янки — классно по ушам стучали — согласись… Это был не воровской скотный двор, где турки безнаказанно жгли наши самолёты, когда хотели и янки не выдавали тогда «ярлыки» на царствование в России своим марионеткам…