Известно, что летчики всех армий Второй мировой увлекались раскраской своих самолетов. Американцы любили наносить на фюзеляжи изображения красоток. Немцы часто рисовали рыцарей, драконов - все, что подчеркивало, по их мнению, тевтонскую удаль.
Самолет Люфтваффе с рисунком на борту в виде совы, сидящей на месяце. Фото из открытого доступа.
Случалось, боевые машины асов Люфтваффе украшали кошечки с бантиками.
Рисунок на фюзеляже самолета, принадлежащего Люфтваффе, в виде кошки. Фото из открытого доступа.
Советские летчики не меньше других проявляли склонность к творчеству. Дважды Герой Советского Союза Султан Амет-Хан воевал на самолете, украшенном роскошным символом- изображением орла на фоне луны, с поверженным "Фокке-Вульфом" в когтях.
Гвардии майор Султан Амет-Хан в кабине истребителя Ла-7. 9-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Фото из открытого доступа.
Считается, что первым среди советских летчиков начал украшать свой самолет необычными рисунками однополчанин Амет-Хана, Алексей Алелюхин. Сначала был красавец-леопард на фоне сердца на фюзеляже Як-1. На этом самолете Алелюхин летал осенью 1942-весной 1943 года.
Алексей Алелюхин, как все будущие советские асы, начинал с планерной школы Осоавиахима. Второй шаг в небо помог сделать комсомол - Алексей получил путевку в Борисоглебскую авиационную школу. Кстати, выпускником школы был Валерий Чкалов, и его имя присвоено школе в декабре 1938 года.
Начало Великой Отечественной войны младший лейтенант Алелюхин встретил в Одессе, в 69-м истребительном авиационном полку и воевал в его составе в должности младшего летчика.
Командир полка Лев Львович Шестаков, Герой Советского Союза (1942) был одним из самых знаменитых командиров-летчиков Великой Отечественной. По боевым заслугам полк шестаковцев не имел себе равных. Это единственный истребительный полк - участник обороны Одессы в составе Южного фронта. В марте 1942 года полк был преобразован в 9-й гвардейский.
9-й Гвардейский истребительный авиационный Одесский Краснознаменный ордена Суворова полк вошел в историю наших ВВС как полк асов. Полк уничтожил в воздухе 558 самолетов противника.
В его составе воевали двадцать восемь Героев Советского Союза, четверым из них это высокое звание было присвоено дважды. И среди этих четверых - Алексей Васильевич Алелюхин.
Уже на третий день войны младший лейтенант Алелюхин открыл счет своих побед, когда в составе звена сбил над аэродромом немецкий бомбардировщик. Через несколько дней в небе Одессы одержал и первые личные победы. А в ноябре получил первую боевую награду. К этому времени у него 83 боевых вылета на воздушный бой, штурмовку, разведку и патрулирование. И уже тогда командование отмечало его волю к победе.
В феврале 1942 года лейтенант Алелюхин награжден Орденом Ленина за бои на подступах к Одессе. За три месяца боев он превратился в настоящего истребителя, опытного мастера воздушного боя. На самолете И-16 он провел 56 штурмовок. Это был настоящий поединок со смертью. Штурмовка наземных войск на истребителе была опаснейшим видом боевой деятельности. У большинства асов их общее количество не превышает двух - трех десятков..
Полк взаимодействовал с 25-й и 95-й стрелковыми дивизиями. Как и все летчики, Алелюхин делал один за другим вылеты на штурмовку живой силы и автотранспорта противника. В один из дней сентября, возвращаясь с задания, Алелюхин встретился с тремя истребителями румынских ВВС. Горючее и боеприпасы - на исходе... Алексей принял бой. Итог был неожиданным для противника. Один истребитель, кувыркаясь, полетел к земле, остальные два "не выдержав боя, позорно удрали".
Избавившись от румын, Алексей решал задачу - как добраться на свой аэродром. Закончился бензин. Снижаясь над холмами, Алексей сумел найти подходящую площадку и, "мастерски посадил свой самолет".
Алексей Алелюхин на своем истребителе Як-1. Фото из открытого доступа.
В сентябре 1942 года командир звена 9-го гвардейского истребительного авиаполка лейтенант Алелюхин награжден уже третьей боевой наградой, орденом Красного Знамени.
Его удача была не случайной. Алексей тщательно готовил каждый свой вылет - десятый, сотый или трехтысячный, вникал в подробности боевой обстановки, внимательно изучал особенности маршрута, детально прорабатывал тактические приемы боя и элементы взаимодействия в воздухе. А тот самый леопард, разрывающий сердце - это напоминание о встречах с немецкими летчиками из 52-й истребительной эскадры. Отличительным символом их самолетов был изображение сердца под кабиной.
24 августа 1943 года за воинскую доблесть и мужество, проявленные при обороне Одессы и в Сталинградской битве, в боях под Ростовом, Таганрогом и Мелитополем, 265 боевых вылетов и участие в 65 воздушных боях, в которых сбил 11 самолётов противника лично и 6 - в составе группы, командир эскадрильи 9-го Гвардейского истребительного авиаполка ( 6-я Гв. иад, 8-я ВА, Южный фронт) гвардии капитан А. В. Алелюхин удостоен звания Героя Советского Союза.
31 октября 1943 года командующий 8-й Воздушной армией генерал-лейтенант авиации Хрюкин подписал представление на награждение командира эскадрильи 9-го гвардейского иап, гвардии капитана Алелюхина званием "Дважды Герой Советского Союза" за умелое руководство пилотами эскадрильи в боях за освобождение Донбасса, 410 боевых вылетов и участие в 114 воздушных боях, в которых лично сбил 26 самолетов противника.
Всего за годы войны Алексей Алелюхин совершил 601 боевой вылет, провел 258 воздушных боев, уничтожил 40 вражеских самолетов лично и 17 - в группе.
Дважды Герой Советского Союза майор А.В. Алелюхин на именном истребителе Ла-7, подаренном ему трестом №41 НКАП . Фото из открытого доступа.
Кстати, число его боев - двести пятьдесят восемь- рекордное!
Чего только не было в боевой биографии летчика. Несколько раз ранен, горел, сажал подбитую машину на вынужденную посадку, прыгал с парашютом. В небе встречался с самолетами немецкого, итальянского, польского, французского, румынского, голландского и английского производства. В феврале 1943 года в небе над Ростовом на-Дону не спасовал перед Герхардом Баркхорном, которого называют вторым по результативности асом Люфтваффе.
После очередного перевооружения полка летал на Ла-7. В последние месяцы войны - на именном истребителе с надписью "Алексею Алелюхину от коллектива треста №41 НКАП".
Алексей Алелюхин и его самолет. Фото из открытого доступа.
Большой любитель разрисовывания своих самолетов, на капоте этого "Лавочкина" Алексей изобразил алое сердце, пронзенное стрелой. Романтичный символ влюбленности, стрела в сердце - вряд ли это случайность. Ведь Алексею не было еще и двадцати пяти. Молодость всегда берет свое..
Однако молодость не помешала Алексею стать одним наших асов, которых противник знал по именам. И когда он вел эскадрилью в бой, в эфире раздавалось тревожное - "Ахтунг! В воздухе - Аль-лье-льюхин !" Сколько бы самолетов противника ни было в это время над полем боя, все разговоры в эфире перекрывались этим предупреждением.
А с последним Ла-7 Алелюхина произошла почти смешная история. Как-то вечером в апреле 1945-го летчик отдыхал в компании своего техника. Алелюхин рассуждал о жизни после войны и о том, что было бы неплохо поставить памятник Ла-7: покрасить его в красный цвет и поднять на постамент...
На следующее утро полк подняли по боевой тревоге и Алелюхин, одеваясь на ходу, бежал к своему самолету. Вид машины сразил его наповал: от носа до хвоста она стала ослепительно красного цвета !
Как вспоминал позднее сам Алексей Васильевич, сгоряча он даже потянулся за пистолетом, но времени разбираться с техником не было. Так последние дни войны он и летал на красном Ла-7. Немцы в радиообмене стали называть его "русский красный барон"...
Удивительно, но брутального аса его однополчане вспоминали как спокойного, доброжелательного, обаятельного, располагающего к себе "и необстрелянную молодежь, и грозных командиров".
А еще он был стеснительным человеком. Не любил рассказывать о своих подвигах. Друзья шутили: Алелюхину легче отправить в преисподнюю пять "Мессеров", чем описать хотя бы один воздушный бой, героем которого он был сам, а о своих орденах и медалях Алексей говорил коротко: "Одесса", "Сталинград", "Зимовники", "Котельниково", "Калач", "Ростов", "Таганрог", "Мелитополь"...
Алексей Васильевич Алелюхин. Фото ЦАМО РФ.
Зато его работу в небе описала листовка Главного политуправления Красной Армии:
"...Алелюхин набирает высоту. Противник устремляется за ним. На высоте 6500 метров вражеские истребители начинают атаку. Стремительно маневрируя, Алелюхин уходит из - под удара... Так повторяется несколько раз. Их пять, он один, но "Мессера" никак не могут взять его в прицел. Снова маневр. Истребитель Алексея, звенящей стрелой вонзается ввысь, а оттуда неожиданно пикирует в хвост одному из "Мессеров". Огонь !... Вражеский самолет сбит. Противник ошеломлен, он мечется и теряет Алексея из виду..."
А однополчане посвятили ему песню - "Если в небе Алелюхин, значит, "Юнкерс" - на земле..."
Свои последние в Великой Отечественной войне победы заместитель командира полка гвардии майр Алелюхин одержал 27 марта 1945 года, когда в бою над Балтикой, западнее Пиллау, сбил сразу двух "Фокке-Вульф"-190.
После войны Алексей Васильевич продолжал служить в ВВС на командных и штабных должностях. Окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе в 1948 году и Военную академию Генерального штаба в 1954 году.
С июля 1950 года в составе дивизии находился в загранкомандировке в Китае. Участник войны в Корее в 1950-1951 годах на командных должностях. На момент отставки был в звании генерал-майора авиации.
Бронзовый бюст А. В. Алелюхина установлен в поселке Кесова Гора (Тверская область), где его именем названы улица и школа. Бюст также установлен в городе Борисоглебске (Воронежская область).
Бюст героя в Борисоглебске. Фото из открытого доступа.
Награды: две медали "Золотая Звезда" Героя Советского Союза; два ордена Ленина; три ордена Красного Знамени; орден Суворова 3-й степени; орден Александра Невского; орден Отечественной войны 1-й степени; орден Трудового Красного Знамени; два ордена Красной Звезды; орден "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" 3-й степени; медаль "За боевые заслуги"; медаль "За оборону Сталинграда"; медаль "За оборону Одессы"; другие медали СССР.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!