В 1828 году Митрополи́т Серафи́м донёс правительству о существовании поэмы Пушкина «Гавриилиада», чем спровоцировал следствие об её авторстве.
Иск Митрополита означал для Пушкина одно из двух: либо Сибирь, либо возможное снисхождение самодержца.
Когда Пушкин умер, то Митрополит Серафим и ещё ряд духовных лиц отказались участвовать в отпевании Пушкина, а, как известно, в РПЦ отказываются отпевать только самоубийц и отлученных от церкви.
Известно, что «Демон» Лермонтова прошел через множество редакций, т.к. не соответствовал цензуре. В произведении «Боярин Орши» Лермонтов убрал следующие строки из печатного варианта, т.к. они бы не прошли цензуру:
Пусть монастырский ваш закон Рукою бога утвержден, Но в этом сердце есть другой, Ему не менее святой… —
Известно, что художественный интерес Лермонтова к демоническому началу имел последствием то, что поэму «Демон» не пропускали в печать в течение всего царствования Николая I, и это вполне соответствовало букве и духу цензурного устава. Если богоборческое стихотворение Пушкина не встретило цензурных препятствий, то только потому, что на него решил ответить в печати сам Филарет, в молодости преподававший поэзию и высшее красноречие в Троицкой лаврской семинарии и знавший Пушкина лично со времени лицейского экзамена.
Лермонтова также не хотели отпевать - в связи с этим прославился отец Василий Эрастов (1814-1903).
Отец Василий сделал донос на священника Павла Александровского, который провел православный обряд по Лермонтову. Павла Александровского оштрафовали за это.
«Дело» закончилось приговором, согласно которому настоятель пятигорского храма священник Павел Александровский был оштрафован «за проведение в церковном облачении тела поручика Лермонтова». А самого Лермонтова, как значилось в рапорте священника Эрастова, надо было палачу привязать веревкою за ноги, стащить «в бесчестное место» и там закопать.
Книга: Тайна гибели Лермонтова
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
В начале 1839 г. поэма привлекла внимание высших кругов общества, близких к императорскому двору. Ею заинтересовалась императрица. Ко двору был представлен исправленный и каллиграфически переписанный текст, в который поэт внес новые поправки и исключил диалог о боге («Зачем мне знать твои печали?»).
Вот полноценная редакция, где есть вырезанный в более поздних версиях диалог о боге:
> Известно, что художественный интерес Лермонтова к демоническому началу имел последствием то, что поэму «Демон» не пропускали в печать в течение всего царствования Николая I, и это вполне соответствовало букве и духу цензурного устава. quoted1
Самородок (Самородок) писал (а) в ответ на сообщение:
> Hillway (Hillway) писал (а) в ответ на сообщение:
>> Известно, что художественный интерес Лермонтова к демоническому началу имел последствием то, что поэму «Демон» не пропускали в печать в течение всего царствования Николая I, и это вполне соответствовало букве и духу цензурного устава. quoted2
>
> Самородок (Самородок) писал (а) в ответ на сообщение:
>> РПЦ считает себя одновременно цензурным комитетом и министерством духовности. quoted2
>
>> >> Весьма странная позиция, для двадцать первого века архаичная. >> Но для социально деградирующей путинской РФ — вполне логичная. quoted2
>А что, министерство это духовности отрицает демоническое начало? quoted1
Лермонтов во многом предвосхитил рок звезд 20 века: можно вспомнить Роллинг Стоунз с их песней «Симпатия к дьяволу», увлечение гитариста Led Zeppelin оккультизмом, и т. д.
Проявления симпатии к этому началу министерство духовности не одобряет.
Нашел в интернете позицию РПЦ по отношению к этому «началу»:
Священник Олег Стеняев Сатанизм
Силы зла активизировались теперь так, что последователи лукавого князя тьмы, могут позволить себе открыто легализоваться и не стыдясь проповедовать свой взгляды. Сейчас можно встретить в России молодых людей которые открыто бравируют сатанинской символикой. Они носят перевернутые кресты, как прямой вызов христианской вере. Особенно во время выступления рок-групп типа «Коррозия метала», можно увидеть юношей и девушек которые одеты в кожаные куртки разрисованные изображениями дьявола и бесов.
Очень распространенным изображением у сатанистов является картинка на которой представлено приношение козлоподобному дьяволу, в жертву окровавленного христианского младенца.
Кроме дьявольской музыки, существуют сатанинские книги, журналы, газеты, кинофильмы. Имеют последователи люцифера и свой сайд в интерсети. Мир политики буквально пронизан сатанинскими идеями, символикой и настроениями. … Сжатый кулак, в виде рогов с выставленными вперед, мизинцем и указательным, пальцами означает принадлежность к «тяжелому року», одному из подразделений оккультного сатанизма. Многие современные рок группы своим творчеством, пытаются приблизить приход антихриста. В музыке даже появилось такое понятие как «мода на люцифера», включая известную группу «Роллинг Стонз», выпустившую песню «Симпатия к дьяволу».
Тут разница в том, что Лермонтов обращался с этой тематикой более культурно, с некоторым уходом в романтику, да и до интеллекта Лермонтова многим этим рокерам как до луны. К сатанисткому началу ещё обращался Булгаков в «МиМ», если не ошибаюсь, «Фауст» Гёте…
>> Hillway (Hillway) писал (а) в ответ на сообщение:
>>> Известно, что художественный интерес Лермонтова к демоническому началу имел последствием то, что поэму «Демон» не пропускали в печать в течение всего царствования Николая I, и это вполне соответствовало букве и духу цензурного устава. quoted3
>>
>> Самородок (Самородок) писал (а) в ответ на сообщение:
>>> РПЦ считает себя одновременно цензурным комитетом и министерством духовности. quoted3
>>
>>> >>> Весьма странная позиция, для двадцать первого века архаичная. >>> Но для социально деградирующей путинской РФ — вполне логичная. quoted3
>>А что, министерство это духовности отрицает демоническое начало? quoted2
>
> Лермонтов во многом предвосхитил рок звезд 20 века: можно вспомнить Роллинг Стоунз с их песней «Симпатия к дьяволу», увлечение гитариста Led Zeppelin оккультизмом, и т. д. > > Проявления симпатии к этому началу министерство духовности не одобряет. quoted1
Почему же у поэта сразу симпатии? Может, он просто очень тонкий по отношению к потусторонним силам, и министерство забеспокоилось, как бы и их не разглядел?
> Иск Митрополита означал для Пушкина одно из двух: либо Сибирь, либо возможное снисхождение самодержца. > > Когда Пушкин умер, то Митрополит Серафим и ещё ряд духовных лиц отказались участвовать в отпевании Пушкина, а, как известно, в РПЦ отказываются отпевать только самоубийц и отлученных от церкви. quoted1
Проклятье им! — раскрывши словом мир, затёртый жерновом купцов в блестящих рясах, снимая с рясы блеск, а не сдувая пыль, лишил он званья их непревзойдённых асов… к ним больше не идут лечить заблудших душ — все в блеске золота рассыпали секреты… тропу народную же видят там и тут — но ах! — уже не к ним ведут дорожки эти…
> Нашел в интернете позицию РПЦ по отношению к этому «началу»: > quoted1
Это не позиция, это попытка самооправдания в том, к чему привели века правления церкви.
Природу победить раскинутою сетью Великой Скрытой лжи не стоило труда — легко её сломал рассчитанною местью, теперь в моих руках глупцы те навсегда… я смело растоптал их гордость человечью, от Правды их увёл дорогой в никуда… упав передо мной в поклонах тех овечьих, забыли жизни суть, лишь помня о грехах… и, ложью прекратив земные все стремленья, и ловко погрузив их в ладана туман, здоровье заменил бессилия болезнью, и вот уже века тот празднуют обман…
> Лермонтов получил от церковников прозвище «ядовитый» покойник. > quoted1
Он замешался меж людей, Чтоб ядом пагубных речей Убить в них веру в провиденье… Но до него, как и при нем, Уж веры не было ни в ком; И полон скуки непонятной, Он скоро кинул мир развратный И на хребет пустынных гор Переселился с этих пор. Там над жемчужным водопадом Себе пещеру отыскал, В природу вник глубоким взглядом, Душою жизнь ее объял.