Атака германского линкора «Тирпиц» советской подводной лодкой «К-21» 5 июля 1942 г. до сих пор является одним из наиболее дискуссионных эпизодов в истории советского ВМФ в Великой Отечественной войне.
Суть дискуссии сводится к вопросу: поразил ли командир «К-21» капитан 3 ранга Н.А. Лунин «Тирпиц» торпедой или нет. При этом с легкой руки писателя-мариниста В.С. Пикуля в качестве доказательной базы фигурируют различные косвенные рассуждения о нечистоплотности немецких моряков при ведении боевой документации – ведь противная сторона факт торпедирования категорически отрицает.
В сумме все допущенные просчеты и погрешности не могли не привести к отрицательному результату – торпеды «К-21» должны были затонуть, пройдя предельную дистанцию, без пересечения курса цели. Те взрывы, которые слышали на лодке в 18.04, по-видимому, стали результатом срабатывания ударников торпед при ударе о каменистое дно после прохождения предельной дистанции, а около 18.30 – взрывами глубинных бомб германских эсминцев, сброшенных на обнаруженную перед атакой британскую субмарину «Аншейкн». Исходя из направления и скорости движения германской эскадры, можно утверждать, что взрывы торпед на дне не могли быть зафиксированы на немецких кораблях ни визуальным, ни гидроакустическим наблюдением. Поэтому информация об атаке «К-21» была получена противником только вечером тех же суток после пеленгования места передачи немецкой радиоразведкой.
В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что атака «К-21» производилась в исключительно сложных условиях обстановки к тому же экипажем, который отработал и сдал лишь вступительные задачи КПЛ и имел довольно ограниченный боевой опыт. Несмотря на это Н.А. Лунин и его подчиненные продемонстрировали большое личное мужество, сумев выйти в атаку на крупнейший боевой корабль кригсмарине, двигавшийся в мощном противолодочном охранении. Это достижение тем более примечательно, если учесть тот факт, что ни одной другой советской подлодке не удалось выйти в атаку на боевой корабль размером крупнее эсминца, хотя потенциальные возможности к этому имелись.
В 16.22 5 июля, когда «К-21» находилась в подводном положении, гидроакустиком по носу были обнаружены неясные шумы. Взяв курс на источник шума, вахтенный офицер в 17.00 обнаружил в перископ рубку «подводной лодки» противника, которая, как показало последующее наблюдение, оказалась мостиком одного из двух эсминцев головного охранения германской эскадры. Сразу после обнаружения «субмарины» Лунин взял управление кораблем на себя и объявил торпедную атаку.
Согласно немецким документам в момент обнаружения эскадра шла курсом 30° со скоростью 24 узла. Крупные корабли были выстроены фронтом, слева направо «Адмирал Хиппер», «Тирпиц», «Адмирал Шеер». Впереди них строем фронта двигались семь эсминцев и два миноносца, каждый из которых выполнял незакономерный зигзаг. Ордер ПЛО усиливал поплавковый гидросамолет Не-115. Все это заставило осуществлять подъем перископа на весьма короткие промежутки времени, что не позволило организовать удовлетворительного наблюдения за целью. Это в частности подтверждается и теми фактами, что один из трех крупных немецких кораблей (по-видимому, наиболее удаленный от «К-21» «Шеер») на протяжении всей атаки так и не был обнаружен, а другой - «Хиппер», наоборот, был опознан как «Шеер».
Условно атаку «К-21» можно разделить на пять фаз: 1. 17.00-17.18. Маневрирование для атаки эсминца охранения. Фаза завершилась с момента обнаружения мачт крупных боевых кораблей. 2. 17.18-17.36. Выход подлодки на генеральный курс эскадры для атаки носовыми аппаратами со стороны левого борта цели. Фаза завершилась с обнаружением смены курса эскадры с 60° на курс 330° (значения курсов приводятся в соответствии с донесением Лунина; немецкими материалами смена курса не подтверждается). Неверные результаты этих наблюдений в конечном итоге привели к тому, что подлодке пришлось производить залп из весьма невыгодного положения – из кормовых торпедных аппаратов на расходящихся курсах. 3. 17.36-17.50. Выход «К-21» на «новый» генеральный курс эскадры для атаки носовыми аппаратами со стороны правого борта цели. Фаза завершилась с обнаружением «смены курса» эскадры с 330° на старый курс 60°. В результате наблюдения в 17.50 Лунин определил, что лодка оказалась почти прямо по курсу «Тирпица» (курсовой угол цели 5-7° левого борта) на дистанции 35-40 кбт. Атака носовыми аппаратами невозможна. 4. 17.50-18.01. Уход подлодки с курса «Тирпица» для атаки кормовыми аппаратами со стороны левого борта цели. При этом около 17.55 «К-21» совершила прорыв передовой линии охранения эскадры. Фаза завершилась торпедным залпом. 5. 18.01-19.05. Выход из атаки – отрыв от эскадры движением контркурсом на глубине 30 м.
Особого внимания заслуживает торпедный залп. Согласно донесению Лунина он производился из всех четырех кормовых торпедных аппаратов с дистанции 18-20 кбт, временным интервалом 4 сек, при угле упреждения 28°, угле встречи – 100°. Скорость цели определялась в 22 узла, а ее истинный курс в 60°. Из сопоставления с немецкими материалами известно, что в момент атаки эскадра шла со скоростью 24 узла курсом 90°. Столь значительная погрешность в определении элементов движения цели (ЭДЦ) объяснялась вышеизложенными факторами, а также тем обстоятельством, что из-за крайне малого времени подъемов перископа ЭДЦ определялись командиром «К-21» глазомерно. Залповая стрельба с временным интервалом обеспечивала перекрытие погрешностей в определении ЭДЦ только в тех случаях, когда ошибка в определении курса не превышала 10°, а в определении скорости – 2 узлов. Следует отметить и то, что в соответствии с действующими таблицами Лунину следовало стрелять с интервалом не в 4, а в 14 сек. Выбрав меньший интервал, командир, очевидно, старался сократить время нахождения на боевом курсе и быстрей уйти на глубину.
Вторым отрицательным моментом являлась большая дистанция, с которой подлодка производила залп. Если в момент залпа лодка и линкор шли примерно перпендикулярно расположенными относительно друг друга курсами, а дистанция составляла 18-20 кбт, то торпедам предстояло пройти около 18,5-19 кбт. На самом деле из-за грубой ошибки с определением истинного курса цели «К-21» и «Тирпиц» шли расходящимися курсами, и угол встречи должен был составить не 100, а около 130°. При этом торпедам было необходимо пройти около 23,8 кбт. Максимальная дальность хода торпед 53-38 с той установкой режима, которой стреляла лодка, составляла 4000 м (21,6 кбт). Стрельба с такой дистанции стала прямым следствием неверного выбора боевого курса, что в свою очередь объяснялось той поспешностью, с которой Лунину пришлось менять решение на атаку в 17.50-17.53. Следует подчеркнуть, что введенными в действие приказом НК ВМФ №0219 от 10.3.1942 «Правилами стрельбы торпедами с подводных лодок» стрельба с дистанций 16-20 кбт по движущемуся кораблю при углах встречи свыше 90° запрещалась как бесполезная.
Несомненно, что в сложившейся ситуации Лунин был обязан использовать любой шанс, но одного рвения командира мало, чтобы обеспечить успех атаки.
Англичане отрицают атаку Лунина и все заслуги по уничтожению "Тирпица" приписывают себе. Один из основных их аргументов - отсутствие записи в судовом журнале "Типрица". Однако факт, от которого невозможно отмахнуться - это то, что "Тирпиц" прервал боевой поход и вернулся в порт. Далее в боевых действиях не участвовал. Такая торпедная атака - довольно позорная для командира "Тирпица", могла стоить ему карьеры. Никто подводной лодки не обнаружил, поэтому можно предположить, что поражение торпедой могли немцы попытаться скрыть. Вообще, читая мемуары немецких военных, обнаруживаешь одну общую черту - они склонны к хвастовству и всяческим преувеличением своих заслуг. Люди, знакомые с Луниным, описывают его как человека, не склонного к бахвальству и маловероятно, что он солгал. Торпедную атаку и взрыв подтверждают также члены экипажа.
Levenguk (SergeiB65) писал(а) в ответ на сообщение:
> Англичане отрицают атаку Лунина и все заслуги по уничтожению "Тирпица" приписывают себе. Один из основных их аргументов - отсутствие записи в судовом журнале "Типрица". Однако факт, от которого невозможно отмахнуться - это то, что "Тирпиц" прервал боевой поход и вернулся в порт. Далее в боевых действиях не участвовал. Такая торпедная атака - довольно позорная для командира "Тирпица", могла стоить ему карьеры. Никто подводной лодки не обнаружил, поэтому можно предположить, что поражение торпедой могли немцы попытаться скрыть. Вообще, читая мемуары немецких военных, обнаруживаешь одну общую черту - они склонны к хвастовству и всяческим преувеличением своих заслуг. > Люди, знакомые с Луниным, описывают его как человека, не склонного к бахвальству и маловероятно, что он солгал. Торпедную атаку и взрыв подтверждают также члены экипажа. quoted1
В основном большинство исследователей приходят к заключению, что атака бесспорно была, но Лунин просто промазал.. И Лунин никогда не уверял, что на 100% поразил Тирпитц.. Он произвел залп и сразу погрузился, не видя в перископ результата атаки и стал уходить от возможного преследования... Далее он только слышал взрывы...
Далее.. Тирпитц после атаки Лунина еще три часа с лишним продолжал движение на перехват конвоя.. был обнаружен еще и английской подлодкой и патрульным англиийским самолетом.. Подлодка английская пыталась, но не смогла выйти в атаку.. Перед этим еще и Лунин всплыл и передал инфу о Тирпитце..
Поняв, что внезапность не удалась и местоположение линкора раскрыто, Берлин дал команду возвращаться...
Всего в ходе войны Лунину было засчитано потопление 17 кораблей и судов противника, из которых в послевоенное время были подтверждены 4 победы: 2 транспорта, большой охотник за подводными лодками и невооружённый норвежский мотобот, а также повреждение ещё трех мотоботов
Levenguk (SergeiB65) писал(а) в ответ на сообщение:
> Однако факт, от которого невозможно отмахнуться - это то, что "Тирпиц" прервал боевой поход и вернулся в порт. quoted1
Именно, с фига они столько топлива сожрали, прогуляться что ли вышли?
Вася (29876) (Вася970) писал(а) в ответ на сообщение:
> Он произвел залп и сразу погрузился, не видя в перископ результата атаки и стал уходить от возможного преследования... > Далее он только слышал взрывы... quoted1
> Levenguk (SergeiB65) писал(а) в ответ на сообщение:
>> Однако факт, от которого невозможно отмахнуться - это то, что "Тирпиц" прервал боевой поход и вернулся в порт. quoted2
>Именно, с фига они столько топлива сожрали, прогуляться что ли вышли? quoted1
Эффект внезапности был утерян, вот и отозвали Тирпиц назад.. Британские корабли могли отрезать ему отход...
> Вася (29876) (Вася970) писал(а) в ответ на сообщение:
>> Он произвел залп и сразу погрузился, не видя в перископ результата атаки и стал уходить от возможного преследования... >> Далее он только слышал взрывы... quoted2
Вася (29876) (Вася970) писал(а) в ответ на сообщение:
> Тирпитц после атаки Лунина еще три часа с лишним продолжал движение на перехват конвоя.. был обнаружен еще и английской подлодкой и патрульным англиийским самолетом.. quoted1
Линкор со скоростью более 30 узлов опасался атаки подводной лодки? А может дело в том, что "Тирпиц" уже не мог развить достаточную скорость?
> Подлодка английская пыталась, но не смогла выйти в атаку.. > Британские корабли могли отрезать ему отход... quoted1
Вы представляете, что такое линкор и разные там "британские корабли"? Только один британский корабль - "Адмирал Худ" мог более или менее на равных противостоять "Тирпицу". Остальных бы "Тирпиц" просто разметал бы, как медведь собак. При условии, конечно, сохранении своих ходовых качеств.
Levenguk (SergeiB65) писал(а) в ответ на сообщение:
> Вася (29876) (Вася970) писал(а) в ответ на сообщение:
>> Тирпитц после атаки Лунина еще три часа с лишним продолжал движение на перехват конвоя.. был обнаружен еще и английской подлодкой и патрульным англиийским самолетом.. quoted2
>Линкор со скоростью более 30 узлов опасался атаки подводной лодки? А может дело в том, что "Тирпиц" уже не мог развить достаточную скорость? quoted1
Конечно опасался...подлодка может атаковать Тирпиц, если он войдет в зону поражения этой лодки..так и было в случае с Луниным.. Если Тирпиц был уже поражен торпедами Лунина, то почему он сразу не повернул назад?
>> Подлодка английская пыталась, но не смогла выйти в атаку.. >
>> Британские корабли могли отрезать ему отход... quoted2
>Вы представляете, что такое линкор и разные там "британские корабли"? Только один британский корабль - "Адмирал Худ" мог более или менее на равных противостоять "Тирпицу". Остальных бы "Тирпиц" просто разметал бы, как медведь собак. При условии, конечно, сохранении своих ходовых качеств. quoted1
Вы плохо представляете британский флот - Худ был далеко не самым мощным кораблем у них...
А Тирпиц и его эскадру сторожили следующие корабли..
Дальнее прикрытие осуществлялось крейсерским соединением (англ. First Cruiser Squadron — CS1) под командованием британского адмирала Луиса Гамильтона (англ.). Оно состояло из двух британских крейсеров «Лондон» (флагманский корабль) и «Норфолк», двух американских крейсеров «Тускалуза» и «Уичита» и трёх эсминцев (из них два американских).
Тяжёлое прикрытие осуществлялось эскадрой под командованием адмирала Джона Тови. В её состав входили линкоры «Дюк оф Йорк» и «Вашингтон», авианосец «Викториес», крейсера «Камберленд» и «Нигерия», а также двенадцать эсминцев
Против такой мощи у эскадры Тирпитца не было никаких шансов.. Именно поэтому он и простоял почти всю войну в бухте...
Вася (29876) (Вася970) писал(а) в ответ на сообщение:
> Эффект внезапности был утерян, вот и отозвали Тирпиц назад.. quoted1
Молодец. а кто сказал вообще пор эффект внезапности? Вася, иногда с собственной гловой дружить полезною. если тирпиц стоит в Альтен-фьорде, то про какую внезапность ты мне сейчас впариваешь?
Вася (29876) (Вася970) писал(а) в ответ на сообщение:
> Вася (29876) (Вася970) писал(а) в ответ на сообщение:
>> Эффект внезапности был утерян, вот и отозвали Тирпиц назад.. quoted2
>Молодец. а кто сказал вообще пор эффект внезапности? Вася, иногда с собственной гловой дружить полезною. если тирпиц стоит в Альтен-фьорде, то про какую внезапность ты мне сейчас впариваешь? quoted1
Действительно надо хоть иногда дружить с головой..
Морское групповое командование «Север» 20 июля 1942 Для Руководства войной на море копия №1 Для сведения: Командующему флота/BdS копия №2 Адмиралу Северного Ледовитого океана копия №3 Командующему крейсерами копия №45 ВФ копия №5КТВ копии №6,7,8
Итоговый отчет об операции "Ход конем"
15) В 20.06 пришло сообщение от радиоразведки о том, что флот замечен вражеской ПЛ в 17.00 в квадрате АС7219 на курсе 45гр. Немного позже пришло сообщение о том, что вражеская ПЛ заметила его в 18.16 в кв. АС7350 на курсе 80гр. Из обоих этих сообщений следовало, что комфлота вышел не у Нордкина, а у Рольвсё. Ранняя демаскировка операции и направления движения были очевидны их обоих донесений ПЛ.
21) Выводы: Операцию пришлось прервать из-за раннего обнаружения противником. Утверждалось, что даже при такой далеко находящейся вражеской группе прикрытия успех операции возможен только в том случае, если выход остается незамеченным, или же придется сильно рисковать. Последнее в нашем теперешнем положении не соответствует выданным указаниям, первое легко осуществимо путем изменения места выхода из шхер и быстрым отходом подальше от берега – так и стоит попытаться сделать. Также возвращающаяся в обозримом будущем темнота облегчит незаметный выход.Тем не менее, прекращение операции было обидным. По выданным от фюрера основаниям оно был тем более очевидно и полностью оправдано, так как полный успех против конвоя был достигнут и без использования ценных кораблей. Частичное проведение вылазки могло привести к воздушному удару, в случае если бы якобы шедшие в Мурманск 3 парохода не были перехвачены на этом курсе.Возможность позитивного успеха путем выхода на операцию состоит в полном роспуске конвоя на том основании, что были замечены наши тяжелые корабли, что облегчило уничтожение пароходов самолетами и подлодками.
В проекте подписано Карльс Для ГМК "Север" Начальник штаба<подпись>