Суть проблемы -- старое бюджетное правило накрылось медным тазом. Оно состояло в фиксации цены отсечения нефти в долларах и среднего курса рубля к доллару, после достижения которой доходы направлялись в резервный фонд.
В декабре рубль отпустили (ЦБ вообще отказался как либо поддерживать рубль) и курс рубля стал производной мировой цены нефти. При пляске нефтяных цен и курса рубля прогнозировать их на год вперёд стало бессмысленным, а все прогнозы минфина на деле проваливались и требовали постоянной корректировки.
Единственно, что оставалось относительно постоянным -- это рублёвая цена нефти. Чтобы обеспечить доходы бюджета и положительное сальдо платёжного баланса рублёвая цена нефти должна находиться в коридоре от 3000 до 3800 руб за бочку.
В этом и состоит предложение минфина -- зафиксировать минимальную рублёвую цену нефти при любых соотношениях мировой цены на нефть и курса рубля. При такой постановке вопроса курсом рубля просто жертвуют ради поддержания минимальной рублёвой цены на нефть -- но это ровно что фактически происходило с декабря 2014 г. Просто минфин хочет это узаконить в виде новой трактовки бюджетного правила.
Минфин хитёр и его цель накапливать деньги в резервном фонде при любоой нефтяной цене и курсе рубля.
Минфину по обновленному правилу не придется тратить резервный фонд, а наоборот – теоретически он сможет даже направить туда излишек, радуется Суслина. Расчеты Экономической экспертной группы показывают: в следующие три года в долларах базовая цена будет гораздо выше фактической, в рублях – ниже.
Это не уловки Минфина, а единственное верное решение, согласна с министерством Суслина. Когда бюджетное правило разрабатывалось, никто не мог представить таких скачков курса, казалось логичным зафиксировать цены в долларах, объясняет Суслина. Искажается изначальная идея, продолжает она, – контрцикличность бюджетной политики: при резком падении цены излишки тучных лет идут на финансирование расходов, которые не приходится резко сокращать год к году.
Но из-за девальвации в рублевом выражении расходы, рассчитанные по правилу, не только не сокращаются по сравнению с предыдущим годом, а даже растут, резкая девальвация дает гигантский скачок, указывает Суслина.
В 2014 г. расчетная цена нефти в рублях выросла с 2884 до 3553 руб., а в 2015 г. – до 5790 руб.
Сейчас правительство обсуждает новые бюджетные проектировки на 2016–2018 гг. В 2016–2017 гг. Минфин предлагает заметно сократить расходы (в февральских проектировках – на 3,1 трлн руб.; на 7,7% в 2016 г. и на 10,6% в 2017 г.) и заморозить их на уровне 2015 г. – около 15 трлн руб. Бюджет-2017 может быть бездефицитным.
При соблюдении бюджетного правила расходы должны быть гораздо выше 15 трлн руб., корректировка может позволить уложиться в эту сумму, считает Владимир Назаров из Института Гайдара: «Иначе полное исчерпание резервного фонда уже в 2016 г. и дальше – два года чудовищного сокращения расходов». «Если применить бюджетное правило к следующей трехлетке, дефицит резервного фонда составит почти 1,5 трлн руб.», – говорила недавно замминистра финансов Татьяна Нестеренко.
Выбранный Минфином вариант – скорее не изменение правила, а его новая трактовка, говорит эксперт, участвующий в обсуждении бюджета. Потребуются минимальные поправки в регулирующие документы, согласен Назаров.
Два участника обсуждений говорят, что это один из вариантов, а высокопоставленный чиновник сказал, что решение уже принято.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!