Правила форума | ЧаВо | Группы

Культура и наука

Войти | Регистрация

Песни на русском и музыка из Америки. - Пишет бард в эмиграции из Минска.

Dieter Hiftler
2 656 14:33 12.04.2017
   Рейтинг темы: +1
  Dieter Hiftler
romulus


Сообщений: 20271
Евгений Евтушенко, хорошо знающий барда, в предисловии к его диску "Девочка капельмейстера" написал: "Один из... немногих самостоятельных бардов. Прежде всего, он поэт. Сегодня 45-летний поэт и бард в расцвете творческих сил. Он автор более 150-ти песен, около сотни стихотворений. Готовится к изданию новый сборник стихов и песенный диск к очередному телевизионному документальному сериалу. Марк — некоммерческий художник. Человек, абсолютно лишённый предприимчивости в достижении своих целей. А потому, главным успехом в жизни считает признание среди профессионалов — поэтов, композиторов, бардов. За полгода до смерти Иосиф Бродский, прочитавший его стихи, послал ему тёплое письмо.

Удельный вес хранителей русской культуры за рубежом постепенно возрастает. Среди российских эмигрантов много знаменитостей. Но есть и категория талантливых людей, имена которых по тем или иным причинам не стали "звёздными". И всё же они не только вносят самобытный вклад в палитру русской культуры, но и являются неотъемлемой её частью.

Жанр российской авторской песни богат и разнообразен. Создать в нём что-либо новое совсем не просто. Для этого автору мало быть одарённым поэтом, мелодистом и исполнителем. Надо, чтобы, кроме всего, он был ещё и яркой личностью. Только тогда его будут слушать и верить тому, что он говорит.

К таким людям относится Марк Мерман. Его творчеству присуща обнажённая совестливость, способность остро чувствовать несправедливость, грусть, ирония и добрая улыбка. И потому слова, сказанные им, запоминаются, будят ответную мысль и заставляют сопереживать.

Его первые песни появились в начале 80-х. В основном они писались для студенческого театра миниатюр Белорусского университета, где он тогда учился.

Первый официальный успех пришёл в 1984-м году на фестивале антиимпериалистической песни, проходившем в университете им. Патриса Лумумбы в Москве. Советских студентов там обычно не премировали. Их роль состояла в том, чтобы создавать фон для выступлений студентов из стран Азии и Африки. Жюри во главе с композитором Марком Минковым было достаточно авторитетным. Когда минчане вышли на сцену и спели песню Мермана про лейтенанта 1941-го года, в зале стало происходить нечто невообразимое: в публике слышались рыдания, а строгое жюри бешено аплодировало. Это был первый случай в истории фестиваля, когда дипломы победителей получили советские студенты.

В 1988-м году Марк становится лауреатом конкурса авторской песни в Таллинне. Он пишет песни к телевизионным спектаклям и фильмам, печатается в журнале "Музыкальная жизнь", записывает пластинку в театре Аллы Пугачёвой. 1991-й — год эмиграции в Израиль. Там он выступает с концертами и работает для театра Д.Кимельфельда "Политкабаре". С 1992-го года Мерман проживает в Северной Америке (преимущественно в Торонто и в Питсбурге). Он публикует свои стихи и песни в "Новом русском слове", выступает в Нью-Йорке в русско-американском театре "Блуждающие звёзды" (рук. А.Журбин), выпускает книгу стихов в издательстве "Ковчег", аудиокассеты "Возвратная частица", "Торонто и т.д.", "На будущий год в Ерушалаиме", диски "Тисненье золотое", "Девочка капельмейстера", "Par Avion".

Мерман — натура, существующая в своём особом мире. Он занят не столько бытовыми, сколько бытийными категориями: с одной стороны, декларирует свои жизненные позиции как трибун, а с другой — наблюдает жизнь как созерцатель, и осмысливает происходящее как поэт и философ.

Марк — интересный, фонтанирующий идеи собеседник, открытый всему новому, любознательный и общительный. Будучи мягким по характеру, он в своих стихах до удивления резок, чёток и мужественен. Именно в них со всей полнотой и глубиной выражен его богатый внутренний мир.

Спектр тем и персонажей его песен удивительно богат. Это исторические баллады и песни о Катастрофе еврейского народа, тема сталинских репрессий и эмиграции, миниатюры о знаменитых людях искусства, этюды о джазовых музыкантах и детские песни. Много песен и стихов посвящено А.С.Пушкину, поэтам и бардам В.Высоцкому, А.Галичу.

Каждая песня — это законченная сцена, будь то трогательная и щемящая "Эдит Пиаф", трагическая, как предсмертная молитва, песня о Михоэлсе, или "Сон шарманщика 1937-го года"; "Оркестр Утёсова", грустное повествование о трофейном аккордеоне "Вельтмайстер" или романтический вальс-бостон "Тисненье золотое в старом фото"; еврейско-израильская тема "На будущий год в Ерушалаиме", лирический романс "Лютня" или джазовая зарисовка "Чёрный саксофонист"; "Песенка о весёлой войне в воздухе" о Люфтваффе, юмористический чарльстон "Башмаки" или "Прощание с русским языком".

Не страшась затронуть сложнейшие вопросы бытия и откровенно по ним высказаться, он сдержан до застенчивости в том, что касается интимного мира мужчины и женщины. И это удивляет, так как в ""послужном списке" обаятельного Марка, наверное, не одно покорённое сердце. Однако, несмотря на отсутствие любовной темы в её классическом варианте, мы постоянно ощущаем дух любви и утончённой лирики между строк.

Мерман никогда не пишет по заказу и о том, что ему неинтересно. Поэтому у него нет проходных песен. Каждая из них не случайна... Так возникла "Смерть короля Лира", посвящённая Соломону Михоэлсу, убитому на родине Марка в Минске. Этот гениальный артист был культовой фигурой в семье Мерманов.

Марк навсегда запомнил его незабываемое лицо, увиденное впервые в маленьком эпизоде кинофильма "Цирк". А когда вырос, то многое прочитал. И даже узнал историю последних фотографий артиста, снятых за шесть часов до его гибели. Их автором был молоденький 18-летний фотограф Исаак Ароцкер, который, рискуя жизнью, хранил негативы. Впоследствии он стал отцом одной из лучших подруг матери Марка и известным театральным фотографом.

А песня "Вельтмайстер" появилась после встречи с неким малосимпатичным господином в летах. По слухам, он провёл юность в оккупации и служил в полиции. Кто-то спел под аккордеон немецкую песенку военных лет, и потухшие глаза этого человека неожиданно озарились "воспоминаниями юности"...

Особое место в творчестве Мермана принадлежит теме войны. Она созревала и формировалась на протяжении всей его жизни. В котле памяти соединились детские впечатления о фронтовиках-инвалидах, рассказы деда, дошедшего до Берлина, и отца — офицера морского флота, правда о минском гетто и партизанском движении Белоруссии, сталинские репрессии и документальные свидетельства Второй мировой войны, в том числе фотоматериалы Вермахта.

Он раскопал много странных, удивительных и глубоко его потрясших фактов о войне. Он открыл для себя, что это война двух очень похожих систем. Всё в целом способствовало формированию собственного, оригинального видения. Поэтому и песни Мермана — не традиционный для советской культуры гимн или реквием войне, а лирика, в которой преобладает жертвенность. Не современный кавалерийский задор Газманова или искусственная "а ля партизанская" мифологизация группы "Любэ". Песням Марка чужд "возвышающий обман". Никогда не видевший войны, он пишет о ней, как очевидец. Его песни звучат пронзительно и до боли откровенно. В их правдивость безоговорочно веришь. Это новый ракурс в оценке войны, воплощение которого стоит в одном ряду с антивоенными песнями Б.Окуджавы, военным циклом В.Высоцкого, "Серёгой Саниным" Ю.Визбора или "Ошибкой" А.Галича. Как сказал однажды Высоцкий, имея в виду себе подобных, "...нас мучает чувство вины... и мы своим творчеством как бы "довоёвываем".

Именно с песней о войне связано вмешательство в жизнь Мермана его величества Случая... В 2000-2001-м годах на старом "киселёвском" НТВ режиссёр Евгений Кириченко работал над циклом документальных программ под названием "Забытый полк". Он поставил своей целью рассказать правду об истории армии. Марк позвонил ему и предложил песенный материал, сделанный по советским и немецким источникам. Познакомившись с ним, режиссёр понял, что Мерман не только владеет военной темой, он обладает удивительным умением нарисовать в песне кинематографически зримые, сильные и яркие образы, когда в воображении слушателей слова и фразы незаметно переходят в видеоряд. Так, его "Штрафные души" явились не только музыкальной лейттемой фильма о штрафных батальонах, но и стали её названием.

Мерман по профессии — филолог. Он искушён в технике стиха. Поэзия его насыщена метафорами и неожиданной, оригинальной рифмой. Марк не является музыкантом-профессионалом. Но он — музыкант от Бога, обладающий способностью сочинять темы, которые, с одной стороны, точно вписываются в мелодику стиха, а с другой — настолько ярки, что буквально врезаются в память.

Но при всём разнообразии мелодий и аранжировок в них ощущается лёгкая приблатнённость музыкального языка. Она — результат влияния так называемого "русского шансона" — современной разновидности блатного фольклора, получившей широкое распространение на российской эстраде и в эмигрантской среде. В свою очередь, блатной фольклор, как известно, является упрощённой и вульгаризированной модификацией музыки идиш.

В подходе Мермана к "русскому шансону" произошла удивительная метаморфоза. Он не пошёл по пути создания коммерческих задушевно-сентиментальных или откровенно кабацких песен в духе М.Шуфутинского, В.Токарева, Л.Успенской, В.Добрынина, И.Крутого и других. Напротив, в его музыку вернулась та грустная эмоция, та скрытая боль и ироничный взгляд на мир, которые были свойственны песням на идиш. Воспитанник великой русской литературы и одновременно глубоко ощущающий своё еврейство, Мерман создал редкий сплав элитарной поэзии и лишённой вульгарности и примитивизма искренней музыки.

Обладая природным голосом, Марк, как правило, поёт свои песни сам. Исполнение его отличается большой внутренней экспрессией, проникновенностью, волей, настоящим драматическим напряжением и глубокой эмоциональностью. Оно задевает за живое. При этом, по складу своего характера, он — студийный артист и отдаёт предпочтение эфиру, где выражает себя полнее, чем на сцене.

Помимо киномузыки, Марк Мерман сочиняет и эстрадные песни, некоторые из которых уже проложили себе дорогу на большую сцену. С огромным успехом исполнялась "Эдит Пиаф" Тамарой Гвердцители, "Немое кино" и "Танго" Лаймой Вайкуле, "Людвиг" Валерием Леонтьевым.

http://moskva.fm/music/%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%BA...
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Dieter Hiftler
romulus


Сообщений: 20271
15:08 12.04.2017
Тема войны у него основная. Это важно для каждого - посмотреть на войну глазами другого.
Это вам не про Мурку писать или Владимирский централ.
В этом отличие от Шафутинского, Токарева и других эмигрантов.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Dieter Hiftler
romulus


Сообщений: 20271
15:25 12.04.2017
Ссылка Нарушение Цитировать  

Вернуться к списку тем


Ваше имя:
Тема:
B I U S cite spoiler
Сообщение: (0/500)
Еще смайлики
        
Список форумов
Главная страница
Конфликт Россия-Украина
Новые темы
Обсуждается сейчас

ПолитКлуб

Дуэли new
ПолитЧат 0
    Страны и регионы

    Внутренняя политика

    Внешняя политика

    Украина

    Ближний Восток

    Крым

    Беларусь

    США
    Европейский союз

    В мире

    Тематические форумы

    Экономика

    Вооружённые силы
    Страницы истории
    Культура и наука
    Религия
    Медицина
    Семейные финансы
    Образование
    Туризм и Отдых
    Авто
    Музыка
    Кино
    Спорт
    Кулинария
    Игровая
    Поздравления
    Блоги
    Все обо всем
    Вне политики
    Повторение пройденного
    Групповые форумы
    Конвент
    Восход
    Слава Украине
    Народный Альянс
    PolitForums.ru
    Антимайдан
    Против мировой диктатуры
    Будущее
    Свобода
    Кворум
    Английские форумы
    English forum
    Рус/Англ форум
    Сейчас на форуме
    Другие форумы
    Песни на русском и музыка из Америки. - Пишет бард в эмиграции из Минска.
    .
    © PolitForums.net 2024 | Пишите нам:
    Мобильная версия