08.12.14 21:27 "История - это не газопровод", - диакон Кураев сравнил речь Путина с "экскурсией для колхозников" Диакон Андрей Кураев раскритиковал послание президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию, усомнившись в тезисе Путина об огромном "цивилизационном и сакральном значении" Херсонеса, древнегреческой колонии в Крыму.
Об этом сообщает Цензор.НЕТ со ссылкой на блог Кураева.
"История это не газопровод. Попытка провести историческую линию от Херсонеса до Москвы, тщательно обходя Киев, слишком уж фантастична. Раздумья над этим фрагментом послания президента ставят меня перед выбором: или придется считать, что президентские спичрайтеры набраны из безнадежных троечников, или же придется прийти к выводу о том, что "эта экскурсия велась для колхозников"", - заявил он.
По словам Путина, "именно здесь, в Крыму, в древнем Херсонесе, или, как называли его русские летописцы, Корсуни, принял крещение князь Владимир, а затем и крестил всю Русь. И именно на этой духовной почве наши предки впервые и навсегда осознали себя единым народом... Так же, как Храмовая гора в Иерусалиме для тех, кто исповедует ислам или иудаизм. Именно так мы и будем к этому относиться отныне и навсегда", подчеркнул президент.
"Слово "навсегда" как-то сразу подрывает доверие к тексту. Лишь Бог из Своей Вечности может говорить "это - навсегда!". А в человеческой истории границы и союзы склонны меняться", - заметил Кураев.
Диакон сравнил речь Путина с речью Муссолини, который 9 мая 1936 года провозгласил воссоздание римского мира", заявив, что "Эфиопия отныне и навсегда принадлежит Италии, вновь ставшей тем, чем она была во времена Юлия Цезаря, Октавиана Августа и Вергилия". Помимо этого, Кураев назвал опасным сравнение Крыма с Храмовой горой, за которую между мусульманами и иудеями много веков ведется "тяжелейший и неразрешимый конфликт". По мнению протодиакона, придание конфликту "имиджа и мотива сакральной войны" ведет к усугублению конфликта.
"С религиоведческой точки зрения уподобление Херсонесской купели Иерусалимскому храму не кажется убедительным. В иудаизме храм может быть лишь один, - напомнил он. - Однако для православного христианина никаких таких обязанностей перед Корсунью церковными уставами не предусмотрено. В православии вообще нет обязательных мест для паломничества. А те места, что наиболее привлекательны для христианина, находятся много дальше Крыма: на Афоне или на Святой Земле".
Паломники, которые ехали на Афон или Святую Землю в 18-19 веках, в Крым вообще не заходили, напомнил Кураев. Внутри самой православной Российской Империи, по его словам, Киево-Печерская лавра была более почитаемой святыней, чем руины Херсонеса. Наконец, современная историческая наука придерживается версии, что князь Владимир крестился в Киеве, а не в Корсуни, отметил протодиакон.
"За тысячу лет, прошедших со дня события, Херсонес входил в состав Российской империи лишь двести лет. То есть в формировании русской государственности и идентичности он особой роли не играл. Сыновья и внуки святого князя не ставили задачи овладения именно "дедовой купелью". Манифест Екатерины Великой о присоединении Крыма ни слова не обронил о крещении тут князя Владимира", - подчеркнул Кураев.
"Наконец, утверждение Крыма как опоры именно русской идентичности ставит нас на одну доску с крайними украинскими националистами. Именно они в недавние годы утверждали, что лишь Украина является наследницей Киевской Руси и Владимирова Крещения. Неужели мы сейчас дерзнем исключать украинцев из этого наследия - подобно тому, как они исключали нас?", - отметил он
"И, значит, от историков и пишемых ими "единых учебников" будет ожидаться прежде всего духоподъемная эффективность, а вовсе не историческая достоверность. Значит, мы вновь входим в эпоху идеологии. Напомню, что по Марксу (а не по тов. Суслову) идеология это власть иллюзий", - резюмировал Кураев.
Напомним, в четверг, 4 декабря, президент Владимир Путин выступил с ежегодным посланием Федеральному собранию. В этом году глава государства сосредоточился на геополитических проблемах, в частности многое было сказано о присоединение Крыма и Севастополя к РФ, политическом кризисе на Украине и санкциях со стороны западных государств.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Андрей Кураев, протодиакон Биография: Родился в 1963 году в Москве.
В 1984 г. окончил философский факультет МГУ по кафедре истории и теории научного атеизма, поступил в аспирантуру Института философии АН СССР; в 1985 г. перешел на работу в Московскую духовную академию.
В 1988 г. окончил Московскую духовную семинарию, после чего учился в Бухарестском Богословском институте. По возвращении из Румынии с 1990 по 1993 г. работал референтом Святейшего Патриарха Алексия II.
В 1992 г. окончил Московскую духовную академию.
В 1993-1996 гг. декан философско-богословского факультета Российского Православного университета св. Иоанна Богослова. С 1997 г. — профессор Православного Свято-Тихоновского богословского института (сейчас — ПСТГУ).
В 1994 г. в Институте философии РАН защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук. В 1995 г. защитил кандидатскую диссертацию по богословию в Московской духовной академии.
В 1996 г. Патриархом Алексием по представлению ученого совета РПУ присвоено ученое звание профессора богословия.
Решением Синода от 12 марта 2002 г. включен в состав редколлегии сборника «Богословские труды».
В 2004-2013 гг. — преподаватель МДА, член Синодальной библейско-богословской комиссии.
Решением Синода от 31 марта 2009 г. (журнал № 21) включен в состав Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы.
5 апреля 2009 г. за Литургией в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан протодиакона с возложением камилавки.
Член экспертно-консультационного совета по проблемам свободы совести при Комитете Государственной Думы РФ по делам общественных организаций и религиозных объединений.
Протодиакон храма Архангела Михаила в Тропареве г. Москвы.
Старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ. Образование: 1984 г. — философский факультет МГУ по кафедре истории и теории научного атеизма. 1988 г. — Московская духовная семинария. 1992 г. — Московская духовная академия. Награды:
Церковные: 2003 г. — орден прп. Сергия Радонежского III ст.
Судя по вышеизложенному, вполне уважаемый человек, хотя из тех телепередач в которых он участвовал и которые я видела - мнение о нем у меня сложилось неоднозначное ( его треп нужно фильтровать).
Хоспидяяя....... Уж лучше бы по-старинке.... про героев Севастополя. Все эти сакральные пляски вокруг господа бога нашего президента, ничего кроме смеха в мире не вызывают..... Научи......