Взаимоотношения между Токио и Москвой имеют глубокие исторические корни, восходящие к борьбе Российской империи с Японией за господство в Юго-Восточной Азии, русско-японского соперничества в Корее, Маньчжурии и Китае в конце девятнадцатого века, русско-японской войны 1904-1905, Второй мировой войны и продолжается по настоящее время. 25 февраля 1947 года Южные Курилы были официально включены в состав СССР. В течение этого года около 17 000 японцев, которые постоянно жили на островах, были депортированы в Японию. Оккупация островов и депортация японцев осуществлялись законно, в соответствии с правовыми нормами международного права, в качестве награды за победу в войне. Однако, уже в 1949 году японцы выпустили свой первый официальный документ, в котором говорилось о захвате и неправомерном присвоении островов Советским Союзом. Также в этом документе уже говорилось о том, что в соглашении 1947 года не было никаких оснований для присвоения четырех южных остров. В 1951 году в ходе мирной конференции по итогам Второй мировой войны в Сан-Франциско Япония добровольно отказалась от всех прав и претензий на Южный Сахалин и Курильские острова. Однако, позже японское правительство заявило, что мирный договор в Сан-Франциско не включал четыре южных острова, поскольку, по их мнению, они никогда не являлись частью Курильской гряды, т.к. Южные Курилы в Японии считаются как Северные территории Японии. По сей день правительство Японии безосновательно пытается вернуть себе данные острова. Бывшие Северные территории Японии – цена, уплаченная милитаристской Японией за военные преступления, поддержку мирового фашизма и геноцид, а также частичная компенсация за миллионы потерянных во время Второй мировой войны жизней русских солдат. 8 марта 2008 года первый секретарь Посольства России Юрий Юрьев весьма вразумительно заявил о том, что Москва никогда не изменит своих взглядов относительно Южных Курил. Принадлежность данных островов является результатом поражения Японии во время Второй мировой войны и представляет собой плату за ведение Токио агрессивной военной политики и союз с гитлеровской Германией. Он подчеркнул, что ни один руководитель РФ, никогда не примет решение о возвращении островов Японии. А напряженная обстановка между Россией и Японией будет сохраняться до тех пор, пока Япония не изменит свою неправомерную позицию, требуя передачи четырех российских островов под юрисдикцию Японии.
После разгрома милитаристской Японии, на основе решения Ялтинской конференции, Советскому Союзу были переданы южная часть Сахалина с прилегающими островами, а также Курильские острова. В последнее время Япония постоянно поднимает вопрос вопрос о возвращении Курильских островов од юрисдикцию Японии. Возвращение островов означает несогласие новой Японии с приобретением того статуса, который получила развязавшая и проигравшая войну милитаристская Япония. Надо понимать некоторые положения международного права. Ни созданные после войны ФРГ и ГДР, ни Япония, ни даже сегодняшняя объединенная Германия не являются продолжателями субъективности довоенных государств, не обладают по отношению к ним континуитетом. Они – новые субъекты международных отношений и международного права. Их правопреемство по отношению к прежним государствам ограничено решениями остальных мировых держав. Это вытекает из юридического содержания принципа полной и безоговорочной капитуляции. Полная и безоговорочная капитуляция принципиально отличается от простой капитуляции по своим правовым, политическим, и историческим результатам. Простая капитуляция означает лишь признание поражения в военных действиях и не затрагивает международную правосубъектность побежденной страны. Такое государство, сохраняет суверенитет и само в качестве юридической стороны ведет переговоры об условиях мира. Полная и безоговорочная капитуляция означает прекращение существования субъекта международных отношений, как существующего государства, полное переустройство государства, утрату суверенитета и всех властных полномочий, которые переходят к победителям. А победители сами определяют условия мира и послевоенного устройства. На месте прежнего возникает новый субъект международного права - новое государство. ФРГ, ГДР и Япония – новые государства. Они были созданы на условиях союзников в новых границах, с новыми конституциями и органами власти. Особенно наглядно это в случае с Германией, которая была разделена на два государства и переименована победителями. Ни ФРГ, ни ГДР не обладали полным суверенитетом даже спустя 40 лет. Концепция японского правительства исходит из непризнания именно этой основы послевоенного урегулирования. Неверна также позиция Японии и в той части, где японская сторона утверждает, что она не может считать себя связанной ялтинскими соглашениями, так как не являлась их участником. Нынешняя Япония – послевоенное государство, и урегулирование может исходить единственно из международно-правовой основы той поры. И если термин «полная и безоговорочная капитуляция» не понятен японскому правительству, то это лишь его проблема.
Договоренности не имеют особого значения. Была договоренность, что блок НАТО не приблизится к границам СССР-России. И что? Россия обречена жить во враждебном окружении, охраняя свои границы при помощи убывающего и стареющего населения. Япония будет ждать ровно столько, сколько потребуется. Тайвань тоже пока не китайский, но это не значит, что навсегда.