По своему количественному и техническому состоянию Черноморский флот Российской Федерации, который раньше доминировал в Черном море и составлял конкуренцию в Средиземном море объединенным силам НАТО, теперь уступает странам-членам НАТО в 20 раз. В боевом составе ЧФ России – лишь 13 больших кораблей: флагман - ракетный крейсер «Москва», 2 больших противолодочных корабля, 3 сторожевика и 7 больших десантных кораблей. Кроме того, еще 13 малых кораблей (ракетные, противолодочные и тральные), 2 подводные лодки и 6 ракетных катеров. Что же касается качественных показателей, то известно, что лишь небольшая часть кораблей Черноморского флота России боеспособна. Остальные находятся в ремонте и представляют собой фактически металлолом.
Известно, что российское правительство прекратило финансирование ремонта и модернизации части плавсредств своего флота. Сейчас россияне имеют в Севастополе лишь 2 относительно новых боевых корабля, построенных в 90-е годы. А большинство боевых кораблей и катеров построено в 70-х – в начале 80-х годов и способно передвигаться лишь по Севастопольской бухте.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Численность береговой авиации и сил береговой обороны также уменьшилась в несколько раз по сравнению с 1991 годом. Возможно, в 2017 году из Севастополя выводить будет уже почти нечего.
Таким образом, ЧФ РФ представляет реальную опасность для плавсредств в Черном море и жителей города уже по причине изношенности своих корабельных систем. Возникает вопрос: может ли флот с такими показателями быть «гарантом безопасности Украины в Черном море»?
(Последний случай с пожаром на флагмане ЧФ РФ крейсере «Москва» 7 сентября этого года и усилия командования Черноморского флота и ВМФ России скрыть этот факт свидетельствуют о том, что ЧФ РФ действительно представляет серьезную угрозу для севастопольцев и Украины вообще, причем российская сторона намерена эту угрозу всячески скрывать.
Черноморский флот России представляет и социальную проблему для Украины. ЧФ РФ постоянно является в Севастополе наибольшим должником по отчислениям в Пенсионный фонд. Черноморский Флот РФ негативно влияет на развитие туристической отрасли полуострова. Ощутимую роль здесь играют действия пророссийских политических сил в Крыму. Бесконечные «российские марши», политические пикетирования, провокации, драки представителей разных политических сил создают в глазах инвесторов негативный имидж Севастополя как «опасного» города, где нежелательно ни отдыхать, ни вкладывать деньги. Это также и провокации пророссийских политических сил в Украине относительно возможного силового захвата крымских маяков, которые контролирует ЧФ РФ, украинскими моряками, и протестные акции в связи с дружескими визитами иностранных военных кораблей в Севастополь. Как пример, можно привести пикеты городских пророссийских политических сил на Графской пристани Севастополя в знак протеста против захода в порт американского фрегата «Клакринг», который состоялся в конце марта 2009 г.
Таким образом, из-за разнообразных политических провокаций в результате нахождения в городе ЧФ РФ, город получает минимальные доходы от туризма, среднего бизнеса и гражданской морской торговли даже по сранению с другими городами полуострова.
Черноморский Флот РФ тормозит развитие экономики Севастополя. Все разговоры, что развитие экономики Севастополя, доходы граждан города напрямую связаны с пребыванием Черноморского Флота РФ – миф, который оправдывает пребывание российских военных на территории Украины. Если из Севастополя вывести Черноморский флот Российской Федерации, город может превратиться в наибольший торговый порт и туристический центр Украины. Компенсация за пребывание российского флота составляет лишь восьмую часть бюджета Севастополя, в то время когда ЧФ РФ занимает в городе свыше 3000 гектаров (а в целом в Крыму – 3500 гектаров), в то время как реальная арендная плата за гектар земли в прибрежной зоне сегодня составляет около 100 тысяч долларов. Также российский флот эксплуатирует в Севастополе свыше 100 причалов (в целом в Крыму – 127), а рыночная стоимость годовой аренды причала для коммерческих фирм в Крыму составляет 1,2 миллиона долларов.
Скромные подсчеты показывают, что лишь аренда тех объектов, которые официально находятся в пользовании ЧФ РФ, может приносить Украине ежегодно свыше 1 млрд. долларов США. А есть еще гидрографические объекты, причалы, земельные участки, которые часто используются незаконно. После проведения инвентаризации сумма, которую Украина должна оплатить за газовые задолженности, существенно уменьшится.
Без решения на государственном уровне Украина сможет пользоваться объектами, значительная часть которых сегодня незаконно используются ЧФ РФ, лишь с 2017 года. Если учесть, что в настоящее время из 127 причалов, которые «содержатся» ЧФ РФ для обслуживания российских кораблей (более 30 единиц) используется меньше трети, а за аренду земли вблизи причала коммерческая структура платит 1,2 млн. дол. США в год, то крымские предприниматели фактически отдают ежегодно около 400 млн. дол. России.
Если к этому еще добавить дотацию государства в бюджет Севастополя (около 120 млн. грн. ежегодно), то за 9 лет, которые остались до выведения ЧФ РФ из Крыма, набежит еще около 1,08 млрд. грн. фактических убытков. Даже с нынешним высоким курсом доллара относительно гривны Украина недополучит лишь на аренде причалов около 400 млн. дол. США, и, кроме этого, потратит средства в поддержку местного бюджета Севастополя.
Пока не будет проведена инвентаризация объектов ЧФ РФ и начат переговорный процесс с Россией относительно перехода на рыночные условия, такое «сотрудничество» с Черноморским флотом РФ будет стоить слишком дорого как самому полуострову, так и Украине в целом. Кроме этого, если Черноморский флот будет платить коммунальные услуги в полном объеме и без всяких льготных режимов, это даст возможность снизить тарифы для подразделений Военно-морских сил Украины, школ, детсадов и больниц Севастополя.
Таким образом, пребывание ЧФ РФ в Севастополе искусственно тормозит экономическое развитие города, отпугивает туристов (лишь 5% всех туристов, которые посещают Крым, отдыхают в Севастополе), блокирует развитие коммерческого судоходства. Выведение российского флота из Севастополя даст новый импульс развитию города, возможность повторить пример середины 19 века, когда после Крымской войны царской России запретили здесь держать флот, и Севастополь обогнал все черноморские города Российской империи в обороте коммерческих грузов.
Разговоры о статусе Севастополя как российского города — это провокации с целью дестабилизации обстановки в городе. Юридически эти разговоры абсолютно ничем не оправданы. Базируются они на решениях 1954 г., которые определяют Севастополь как город союзного подчинения. Но именно поэтому претензии, чтобы он был передан России, безосновательны с точки зрения юрисдикции: в 1978 году были приняты Конституции СССР и УССР, где были перечислены субъекты союзных республик. Там четко указано, что Севастополь — город республиканского подчинения, то есть город УССР, а не России. 8 апреля 2008 г. был ратифицирован договор о границах между Украиной и Россией, где подтвердился статус Севастополя как украинского города.
Закон о статусе Севастополя должен быть принят после выведения из Крыма Черноморского флота РФ. Ибо в нынешней ситуации, когда на город влияют спецслужбы Российской Федерации, принятие такого закона, который предоставит Севастополю широкую автономию по примеру Киева, лишь усилит антиукраинские настроения и предоставит России возможность активнее влиять на ситуацию в городе. Сегодня Севастополь – город, где расположена военно-морская база иностранного государства, которое постоянно вмешивается во внутренние дела Украины, поэтому вся система его управления должна находиться в руках центральной власти, которая должна назначаться из Киева.
В случае невыведения ЧФ РФ после 2017 г., Украина может объявить, что пребывание флота на ее территории нелегитимно, и в результате может быть закрыто воздушное пространство и территориальные воды, а флот отключен от коммуникаций. В условиях экономического кризиса Россия самая должна понимать, что ей весьма накладно содержать ЧФ в Севастополе. Падение цен на нефть, газ и глобальный финансовый кризис делают невыгодными для РФ планы арендовать многочисленные объекты.
Черноморский флот РФ должен был стать украинским еще в 1991 году
«Черноморский флот в полном составе присягнул бы Украине, если бы экс-президент Леонид Кравчук выполнил подписанное им парламентское постановление от 24 августа 1991 года, в соответствии с которым все военные формирования, дислоцированные на территории республики, подчинялись украинскому государству», - заявил первый командующий ВМС Украины вице-адмирал Борис Кожин.
Так политик прокомментировал информацию печатного органа Министерства обороны «Військо України», в соответствии с которым этнические украинцы всегда – даже со времен существования Российской империи – составляли почти 75% личного состава Черноморского флота.
По его словам, «экс-руководители Черноморского флота, которые сейчас заседают в российской Думе, в 1991 году были готовы присягнуть на верность Украине».
В то же время, напомнил Кожин, в конце 80-х украинцы доминировали в личном составе Черноморского флота, благодаря чему стало возможным быстрое формирование новых ВМС Украины.
«Процесс ускорился, когда стало понятно, что непоследовательный Леонид Кравчук постепенно теряет контроль над флотом», - объяснил вице-адмирал.
По его мнению, «де-юре» Черноморский флот находится в собственности Украины, которая в первый день своей независимости взяла под контроль все военные формирования на своей территории». По словам Кожина, передача флота России - незаконный шаг Кравчука, а его перераспределение – незаконный шаг Кучмы. Вице-адмирал считает, что решения обоих президентов всегда можно оспорить, руководствуясь постановлением Верховной Рады от 24 августа 1991 года.