Шел 1863 год... Пока духовное и светское начальство размышляло о том, как следует поступить с непокорными старообрядцами, в Витебской губернии начались вооруженные выступления польской шляхты под руководством К.Калиновского
13 апреля 1863 г. отряд повстанцев из местных помещиков, под предводительством графа Л. Плятера численностью в 50 человек у местечка Креславка (близ Двинска, Витебской губернии) напал на воинский транспорт с оружием, шедший из Динабургской крепости в Дриссу . Нападавшие застрелили трех солдат и, захватив оружие, попытались уйти в Литву. Между тем до старообрядцев, селения которых располагались по пути следования мятежников, дошли слухи о нападении поляков на транспорт. Реакция их была незамедлительной. Вооружившись дубинами и кольями, старообрядцы в течение дня дважды нападали на отряд графа Плятера и, в конечном итоге, отбили у них повозки с оружием, а самих захватили в плен. Пленных привели на станцию Дубна, откуда они были отправлены в Динабургскую крепость[35].
На следующий день толпа старообрядцев направилась громить имения польских помещиков, которых подозревали в поддержке мятежников. Комендант Динабургской крепости спешно телеграфировал в Петербург: «Раскольники сел Межвиды и Малиновки более 1000 человек, двинулись массами на помещичьи дворы, грабят, жгут»[36]. Примеру старообрядцев последовали остальные крестьяне – белорусы и латыши, которые стали ловить мятежников, собиравшихся в Ликсненских и Бересневских лесах. Одновременно последовали многочисленные поджоги и грабежи имений польских дворян в качестве мести за нападение на военный транспорт и убийство русских солдат. Владельцев имений, которые представлялись крестьянам пособниками и участниками восстания, связанных по рукам и ногам, доставляли в Динабургскую крепость.
Крестьянские погромы, направленные против польских помещиков, подозреваемых в сочувствии к мятежу, перебросились и на Режицкий уезд той же губернии[37]. Только вмешательство властей смогло остановить этот старообрядческий и крестьянский самосуд, начатый «снизу» в защиту единства империи. Виленский генерал-губернатор М. Н. Муравьёв, в отличие от некоторых представителей правительственных «верхов», события в Динабургском и Режицком уездах Витебской губернии однозначно трактовал как исполнение русскими крестьянами своего верноподданнического долга, а не грабежи и разбой пьяных мужиков[38].
Правоту генерал-губернатора подтвердили дальнейшие события. В мае 1863 г. старообрядцы указанных уездов обратились к М.Н. Муравьёву с просьбой сформировать из них сотню конной милиции для борьбы с мятежными поляками. Все расходы по организации и снабжению своей сотни старообрядцы были готовы взять на себя. М. Н. Муравьёв, испытывавший нехватку казаков для патрулирования местности, охотно принял их предложение. К началу июня сотня старообрядцев вооруженная и снабженная из ресурсов Динабургской крепости во главе с казачьим офицером приступила к несению службы в Витебской губернии[39].
Стремясь привлечь старообрядцев и законопослушных крестьян к борьбе с восстанием, 24 апреля 1863 г. Александр II утвердил правила для оборудования в Западных губерниях сельских вооруженных караулов из местных крестьян. М.Н. Муравьёв 24 мая в специальной инструкции для военных начальников уездов распорядился приступить к образованию сельских караулов.
В Ковенской губернии, которая стала эпицентром вооруженных антиправительственных выступлений на территории Северо-Западного края, добровольное согласие учреждать караулы выразили только старообрядцы-великороссы Поневежского и Ковенского уездов[40]. Более 600 старообрядцев явились к представителям администрации с просьбой о выдаче оружия. Им было выдано около 300 ружей и вскоре 23 мятежника были арестованы и доставлены властям[41].
В это сложное для государства время свою верность российской монархии выказали ведущие центры старообрядчества, находящиеся на Рогожском и Преображенском кладбище в Москве. В частности, старообрядцы-федосеевцы обратились с верноподданническим адресом к Александру II, заявляя о своей поддержке в борьбе с польским восстанием. «Этот задушевный, искренний, истинно русский голос федосеевцев, – писал П. И. Мельников, - раздался из Москвы в то самое время, когда их единоверцы в западных губерниях, добровольно вооружившись против польских мятежников, проливали кровь свою за целость и единство русского государства»[42].
Слова о пролитой крови и понесенных жертвах не были риторической фразой. Для того, чтобы запугать жителей края и пресечь действия крестьян в защиту правительства, в тактику восстания был введен террор против мирного населения. В отрядах мятежников были учреждены должности палачей, так называемых «жандармов-вешателей» которые казнили лиц, заподозренных в сочувствии России. Руками этих «вешателей» было казнено около 600 человек из числа мирных граждан, чиновников, православных священников, крестьян и мещан[43].
По словам очевидца событий А. Н. Мосолова: «Осенью 1863 г., когда террор в крае был в сильнейшем развитии, жертвами его в Ковенской губернии были преимущественно старообрядцы, жившие в отдельных фольварках, отдаленных один от другого. В одну ночь в околице Ибяны, недалеко от Ковно, их было повешено мятежниками, при жестоких истязаниях, одиннадцать человек. Это не прошло даром мятежникам. Виновные в этом страшном злодеянии подвергнуты примерному наказанию. Все жители околицы Ибяны, как явные участники преступления, были выселены в Сибирь»[44].
Российская славянофильская и патриотическая печать сочувственно отозвалась о жертвах, понесенных старообрядцами в борьбе с польским восстанием. Вот как об этом писала газета И. Аксакова «День»: «Заброшенные на чужбину, среди чужого им жмудского племени…, - эти люди сохранили свою русскую народность и свою ненависть ко всему враждебному этой народности. Они старообрядцы, враги господствующей церкви, - от них ждали участия себе «паны из лясу», - и оказалось, что они такая же Москва, да ещё и похуже Москвы в своей ненависти к латинству. Вечная память вам, страдальцы! Вы погибли за то, что не изменили Русской земле, и Русская земля вас не забудет!»
Не только патриотически настроенное общественное мнение видело в старообрядцах людей, непоколебимо верных российской монархии. В их преданности престолу был уверен выдающийся реформатор Северо-Западного края генерал-губернатор М. Н. Муравьёв. В своем отчете Александру II Муравьёв прямо заявлял, что: «Одно только сельское население и старообрядцы того края, столь усердно содействовавшие к потушению мятежа, преданы вашему императорскому величеству; так называемая же шляхта, паны и ксендзы были и будут всегдашними нашими врагами».
Опять ты пропагандисткий угар с черносотенного сайта несёшь.. Тем не менее история про деятельность пятой колонны показательна, хоть и частично высосана из пальца..
Когда-то старообрядцев в срубах на Родине жгли, наша земля дала им приют.. А они её "отблагодарили".. Кстати в отличие от Украины, "мос-лями" в Беларуси называют старообрядцев.. Яркое различие с другими иноверцами, которых приютила наша Земля.. Татарами-липками.. Которые всегда стояли на страже своей новой Родины..
> Опять ты пропагандисткий угар с черносотенного сайта несёшь.. Тем не менее история про деятельность пятой колонны показательна, хоть и частично высосана из пальца.. > > Когда-то старообрядцев в срубах на Родине жгли, наша земля дала им приют.. А они её "отблагодарили".. Кстати в отличие от Украины, "мос-лями" в Беларуси называют старообрядцев.. Яркое различие с другими иноверцами, которых приютила наша Земля.. Татарами-липками.. Которые всегда стояли на страже своей новой Родины.. quoted1
>> Пятая колонна это ты лично с твоими единомышленниками по группе "Беларусь" quoted2
>В этом нет нечего удивительного, Вы как типичный представитель пятой колонны, будете обвинять патриотов Беларуси, во всех смертных грехах.. > > Bulbash (Bulbash) писал(а) в ответ на сообщение:
> Опять ты пропагандисткий угар с черносотенного сайта несёшь.. Тем не менее история про деятельность пятой колонны показательна, хоть и частично высосана из пальца.. > > Когда-то старообрядцев в срубах на Родине жгли, наша земля дала им приют.. А они её "отблагодарили".. Кстати в отличие от Украины, "мос-лями" в Беларуси называют старообрядцев.. Яркое различие с другими иноверцами, которых приютила наша Земля.. Татарами-липками.. Которые всегда стояли на страже своей новой Родины.. quoted1
Исторические факты -вещь упрямая. Мне вечно этот обоз отбитый у повстанцев попадался на глаза. Наконец нашел разгадку. Но эпизод потрясающий, открывающий глаза на строительство белорусской государственности К. Калиновским ... да и вы "прокололись" со своей "полонецкой незалежностью". Короче, без Справки от Польши, что мы им нужны как запчасть - не приходите за белорусской незалежностью
не блин Зубры, Бульбяшы, Артурычы , "беларусы" охеренные, у которых беларуского ни одной малекулы ни в крови, ни в душе, будут здесь тявкать на нас истинных беларусов, мало того указывать где наша земля, может быть вам ребята уже пора самим на чемоданы присесть, перед дальней дорогой, пока пендаля не отхватили
------------- Сообщение было проверено модератором. Вам объявляется замечание за это сообщение. Пожалуйста, следите за тем, что Вы пишете.
Комментарий модератора: Пожалуйста, следите за тем, что вы пишите. Иная точка зрения оппонента не означает, что он "иной".
aleksandr kyncevich 23798 (23798) писал(а) в ответ на сообщение:
> не блин Зубры, Бульбяшы, Артурычы , "беларусы" охеренные, у которых беларуского ни одной малекулы ни в крови, ни в душе, будут здесь тявкать на нас истинных беларусов, мало того указывать где наша земля, может быть вам ребята уже пора самим на чемоданы присесть, перед дальней дорогой, пока пендаля не отхватили quoted1
>> Был сегодня разговор с одним из модераторов.. По поводу приёма в группу Артурыча. Я писал, что мне пофиг.. Как решат модераторы.. >> Теперь я понял.. Не пофиг.. Стукачам не место в группе.. Иди в черносотенные, всё-равно ты к беларусам никакого отношения не имеешь.. quoted2