Тысячу лет назад Печерский монастырь был иным.
Но, к сожалению, Московский патриарх Кирилл об этом не знает и называет Киево-Печерскую лавру «наш первый на Руси монастырь».
На самом деле подчинение Лавры Москве произошло всего 300 лет назад. В результате в монастыре появилось много новых порядков и был отменен ряд фундаментальных традиций, на которых обитель возникала и завоевывала первенство среди других православных восточнославянских монастырей.
Эти традиции стали настолько забытыми, что мы решили хотя бы кратко напомнить о важнейших из них.
Тысячу лет назад Печерский монастырь был независим от светской власти.
Монахи во главе с игуменом Феодосием организовали жизни своей обители в соответствии с строгостью Студитского устава, который определял верховенство лишь духовной власти.
Икона Феодосия Печерского, святого православной церкви. Был одним из основателей монашества во времена Украины-Руси. Выдающийся церковный и политический деятель второй половины XI века. Был игуменом Киево-Печерского монастыря
Под главенством духовной власти монахи жили в ежедневной работе и многочисленных аскетических подвигах: «одни были на пост сильные, другие на бодрствование, другие на коленные поклоны, одни постились каждый день, другие ели хлеб с водой, другие зелья вареное, другие сырое», - сообщает Печерский патерик.
Именно при таких условиях в пещерах появлялись подвижники, которые творили святость и славу обители.
«В XI в. Печерский монастырь стал ведущим интеллектуальным центром Украины-Руси. Своей праведной жизнью и духовными подвигами Печерские отцы указывали народу путь к вершинам морали, правды и веры », - пишет доктор истории Игорь Гирич.
Верховенство духовной власти лишало игуменов монастыря унизительной обязанности угождать светской власти. Это часто угрожало жизни. Но соответствовало букве духовного закона.
Для этого в 11-м веке Феодосий жестко обличал великого князя Святослава, который незаконно занял киевский престол.
В 17-м - Лавра во главе с архимандритом Захарией Копистенским находилась в откровенной оппозиции к польскому государству, воинственно демонстрируя свою православную стойкость.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
А 1654 года, после Переяславской рады, когда Сильвестр Косов - митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси - отказался присягать на верность Московии (и даже закрыл ворота своей резиденции перед Богданом Хмельницким), позицию митрополита больше поддерживал и защищал Иосиф Тризна - архимандрит Печерского монастыря.
Вековечный уклад жизни Киево-Печерского монастыря начал меняться после поражения Ивана Мазепы. И уже 1718 в Лавре произошел страшный пожар, уничтоживший огромный архив и библиотеку, а с ними - письменную память о независимой украинской политической и духовной жизнь обители. Монастырь подожгли посланные из Москвы, которые были одеты как монахи.
А окончательным ударом по духовному верховенству и - соответственно - подчинением монастыря светской власти стал приказ Екатерины II в 1786 об изъятии церковного имущества и перевода всего монастырского штата на зарплату из казны.
В завершение этой темы процитируем две записи из дневников сталинского узника, епископа Варнавы (Беляева) периода 60-х годов ХХ века.
Первый: «Среди монахов лавры много агентов».
Во второй записи говорится о монахе, который щеголяя новыми сапогами, рассказывает о жизни в Печерском монастыре: «А что же, теперь каждый из нас получает по 500 рублей в месяц, обед и ужин, отопление, освещение и Кель. Жить можно ... »
Справа налево: глава УПЦ (Московского патриархата) митрополит Онуфрий (Березовский) и наместник Киево-Печерской лавры митрополит УПЦ (Московского патриархата) Павел (Лебедь). Киев, 27 июля 2016
С начала создания и до 18-го века богослужебным языком в Печерском монастыре был церковнославянский язык украинской редакции.
Лавра не была исключением, потому что на этом языке молился огромный православный край - от Сяна до Дона - в течение многих веков. И только 300 лет назад по приказу царя Петра украинскую редакцию богослужебного языка запретили и заменили на московскую (это тогда «вира» стала «Верой», «сусид» - «соседом», «грих» - «грехом» «Кыев» - «Киевом »,« Володимир »-« Владимиром »и т.д.). Итак, с того времени и до сих пор языка, на котором молились святые основатели монастыря Антоний и Феодосий и все чудотворцы Печерские, в лавре нет.Но о нем до сих пор свидетельствуют древние манускрипты
В Печерском монастыре накопления личного имущества издавна считалось большим грехом.
Монахи время от времени впадали в такое искушение. Но на страже стоял игумен, который личным примером и непримиримым отношением искоренял это зло из обители. К примеру, Феодосий периодически ходил по кельях, и, как показывает Печерский патерик, «когда-то находил ли съедобное или одежду сверх установленного (уставом) или другое какое-то имущество, то, убрав в печь бросал, как нечто бесовское и попустительство греху».
Страница Киево-Печерского патерика
О строгом соблюдении этой традиции свидетельствует история, которая произошла шестью веками позже, при архимандрите Елисеи Плетенецкому. - В монастыре скончался старец. Убирая в его келье, монахи нашли сумку серебра. Когда архимандрит выяснил, что в предсмертной исповеди старец не сознался на этот счет своему духовнику, то запретил покойника отпевать и на глазах всей братии «взяв деньги, с плачем швырнул их на тело в гроб и сказал:« Серебро твое будет с тобой в погибель ».
Такие были когда-то основы уклада жизни славного Печерского монастыря. И преподобный Феодосий завещал их свято беречь: «Как я устроил монастырь в службах, так и держите. Завещаний монастырских и устава не меняйте »(Нестор Летописец« Повесть временных лет »).
Но 300 лет назад завещания Феодосия поменяли на указы царя. И в монастыре постепенно сформировались и воцарились новые, неизвестные ранее правила. Именно они дают Московскому патриарху Кириллу основания называть Печерский монастырь «наш». То есть «монастырь Московской православной церкви». Церкви, которая по определению украинских аналитических институтов, «в геополитике России - не защитный щит, а наступательное оружие, инструмент реализации московских интересов». А как сказал Путин, «православие и ядерный щит укрепляют безопасность России».
Из-за этого, а также учитывая седьмой год российской агрессии в Украине возникает вопрос:
Как долго имперские порядки будут господствовать в самой тысячелетней святыни независимого Украинского государства? И не пора ли украинской власти вернуть Лавру на службу Богу и Украине?
Что замалчивают экскурсоводы в Киево-Печерской лавре (к 300-летию великой лаврской пожара)
В ночь с 21 на 22 апреля 1718 в Киево-Печерской лавре произошел масштабный пожар. Вместе с многочисленными зданиями сгорели огромный архив и библиотека, где хранились книги и рукописи еще княжеских времен. Материальный ущерб от этой беды отстроили достаточно быстро. А вот духовные потери остались невосполнимыми до сих пор. Потому что сразу после пожара московские борзописцы взялись переписывать летопись древнего монастыря в полном соответствии с интересами новопровозглашенной Российской империи. (Именно тогда Петр I решил переименовать Московию в Российскую империю). Результатом их трудов встало верноподданное писание, из которого изъяли важные факты украинской сущности истории обители.
Исполняется 300 лет со дня страшного пожара. Но информационный ублюдок, который появился на месте сгоревших документов живет и по сей день. Ибо сегодня - кроме имперских глашатаев - работа с его популяризации тянут на своих плечах (и совести) лаврские экскурсоводы.
Итак, что они умалчивают. Остановимся лишь на нескольких ключевых фактах.
>> Свідомий (Свидомый) писал (а) в ответ на сообщение:
>>> kirill1905 (kirill1905) писал (а) в ответ на сообщение: >>>> Свідомий (Свидомый) писал (а) в ответ на сообщение: >>>>> kirill1905 (kirill1905) писал (а) в ответ на сообщение: quoted3
Посетителям сообщают, что пожар вызвала свеча в келье наместника. Но известно, что пламя вспыхнуло сразу в нескольких местах монастыря. Известный и заказчик бедствия - московский царь Петр I.
Доктор исторических наук Игорь Гирич пишет: «По свидетельству очевидцев, хранившиеся у известного киевоведа, протоиерея Петра Лебединцева, Лавру подожгли посланные из Москвы, которые были одеты как монахи. Сгорели огромный архив и библиотека, погибли грамоты и пожалования ... князей, феодалов и гетманов ».
Собственно, причину заказа пожара объясняют ее последствия: «Огонь уничтожил письменную память о независимой украинской политической и духовной жизни Лавры», - пишет Игорь Гирич.
Потерянные в огне документы свидетельствовали, что Печерский монастырь и Киевская митрополия от начала и на протяжении многих веков были независимы от Московского патриархата.
Приведем лишь одно из многочисленных свидетельств этому, дошедшее до нашего времени в записях арабского путешественника Павла Алеппского. Он побывал в Печерском монастыре 1654 года. И отметил, что духовно Украина -Русь «подчинена Константинопольскому патриарху. В архимандрита Печерского мы видели древние грамоты предыдущих патриархов константинопольских, почти за 500 лет. Их смысл заключается в том, что монастырь независимый ».
Киевские митрополиты были полностью независимыми. Они избирались на соборе в Киеве и утверждались в Константинополе. Титуловались киевские митрополиты митрополитами всея Руси.
>>> Свідомий (Свидомый) писал (а) в ответ на сообщение: >>>> kirill1905 (kirill1905) писал (а) в ответ на сообщение: >>>>> Свідомий (Свидомый) писал (а) в ответ на сообщение: >>>>>> kirill1905 (kirill1905) писал (а) в ответ на сообщение:
>>> >>>>>>> А че Крым уже вернули, АСЬ? >>> quoted3
>>>> Конечно .РИ прожила 196 лет ,СССР 70 ,а РФ всего 28 .Всему свое время .
>>> >>> Вот и поговорим через 250 лет, а пока бери в рот чупа-чупс, и жди. quoted3
>>
>> Нет .Убирать Московскую секту нужно сейчас и чем быстрее тем лучше .Ну а ты можешь поговорить и через 250 лет. quoted2
> > > Сначала Крым и Донбасс верните, а потом лозунги выкрикивай, твой удел чупа-чупс, и ждун. quoted1
Что значит верните ?Они вам никогда не принадлежали .Ваше это мордовские леса.Вам придется многое возвращать и Сибирь и Кавказ и Крым и Калининград и Карелию.
Петр Могила (31 декабря 1596 - 1 января 1647) - украинский политический, церковный и образовательный деятель. Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси (1632-1647). Архимандрит Киево-Печерского монастыря (с 1627 г.)