Польша — постосоциалистический оазис в высыхающей пустыне мирового капитализма
Польша, Но страна уже вполне самодостаточна и способна отстаивать собственные интересы. От вхождения в зону евро отказались, сохранив свой злотый, беженцев принимать отказались, сославшись на поток мигрантов из Украины. И это только начало. И положено оно, прежде всего, за счёт верного подхода к экономическому развитию.
Яркое тому подтверждение — то, что правительство Польши отменило программу повышения пенсионного возраста до 67 лет для обоих полов, снизив планку до 65 лет для мужчин и до 60 лет для женщин. Незначительное, на первый взгляд, решение может перевернуть понимание страны на современном этапе развития с ног на голову. Весь развитый мир идёт по пути повышения пенсионного возраста: экономика не растёт теми темпами, которые могли бы обеспечить возрастающие запросы пенсионеров, рождаемость падает, население стареет… Польше придётся потратить на пенсионное обеспечение по новым правилам дополнительно 2,3 млрд евро в 2018 году, а к 2020 дополнительные расходы вырастут до 4,6 млрд евро, это боле 265 млрд рублей. Весь дефицит ПФР у нас меньше. Для того, чтобы снизить пенсионный возраст, нужно либо перейти на путь социалистического развития, заодно национализировав всю промышленность, сельское хозяйство и прочие сферы реального сектора экономики, либо быть очень уверенным в перспективах развития экономики. В советское прошлое Польша возвращаться не стремится, наоборот, старается дистанцироваться от него, значит, остаётся только второй вариант.
Пока та же Германия, к примеру, со своей мощнейшей промышленностью сидит с ростом порядка 2% в год, ВВП Польши в 2017 должен вырасти на 3,9%, а в 2018 году на 4,1%. Да это же одни из лучших показателей в Европе! Стабильное развитие привело к тому, что Польша даже смогла позволить себе отказаться от кредита МВФ на 9,2 млрд евро. Он им больше не нужен, страна и так исполняет бюджет с рекордным профицитом в 4,9 млрд злотых (1,36 млрд долларов).
Успех Польши обусловлен не фактом присоединения к ЕС, а тем, что они реально смогли провести серьёзные реформы в стране. Более того, вступление Польши в ЕС грозило убить сельское хозяйство страны, в котором была занята пятая часть населения, как убила евроинтеграция сельское хозяйство Болгарии (там 80% овощей привозные) и рыбный промысел Литвы. Хорошо, что польские аграрии в первый же год интеграции получили от Брюсселя 1,5 млрд евро, но другим ведь «новым европейцам» аналогичные меры не помогли.
А решила все проблемы просто активная работа правительства, направленная на защиту интересов предпринимателей. Каждый законопроект Европарламента до одобрения проходил тщательную экспертизу на соответствие польским национальным интересам. В доктрине польской внешней политики зафиксировано, что важнее всего интересы жителей их страны, а не некие общие ценности. Это может выливаться в некоторые странные и нелепые высокомерные публичные заявления, но благосостояние поляков постепенно растёт.
Комфортные условия работы сделали Польшу крупнейшим экспортёром яблок в мире, даже Китай экспортирует меньше. С экспортом других продуктов дела обстоят тоже обнадеживающе. Были созданы и продолжат умножаться бесплатные консультационные центры для предпринимателей, развит институт фондов кредитных гарантий, упрощающий получение заёмных средств, а Фонд малых и средних предприятий помогает привлекать в бизнес не только деньги государства, но и со всего ЕС. Эти меры положительно сказались на развитии малого и среднего предпринимательства — основе любого успешного государства. Даже ответные санкции России и запрет на поставки яблок не обрушил польскую экономику. Экспорт яблок наладился уже в 2015 году благодаря выходу на новые рынки, а экспорт продовольствия в Польше в целом вырос на 8%. Можно сказать, что ответные санкции России только помогли польским фермерам выйти на европейский рынок. Правительство не просило «держаться», а пролоббировало интересы своих аграриев и пробило окно в Европу.
Но не яблоками едиными кормится Польша. К середине первой декады 2000-х страна состояла из регионов, сильно разнящихся по уровню своего развития. Особенно отставали восточные. В 2004 году в Люблинском воеводстве ВРП на душу населения составлял 16,7 тыс. злотых, это лишь 69,4% от среднего значения по стране, в Подкарпатском воеводстве ВРП на душу составлял 69,8% от среднего, а в целом по макрорегиону Восточная Польша 17,4 тыс. злотых или 72% от среднего ВРП на душу по стране
Польское правительство выделило основные направления (развитие старых городов, мест активного отдыха и транспортной инфраструктуры и экотуризма) и направило все усилия на них. Тогда же была создана Польская туристическая организация и начал осуществляться жёсткий контроль за качеством оказания услуг. В итоге только в 2016 году рост турпотока в Поль шу вырос на 11,8%, страна входит в число европейских лидеров. По числу приезжающих туристов в год Польшу можно сравнить с Грецией, а ведь у поляков нет тёплого моря.
Помогло развитию туризма и грамотное распределение ресурсов в рамках подготовки к Евро-2012. На подготовку было выделены немалые 22,9 млрд евро. Вот только на строительство и реконструкцию спортивных объектов ушло порядка 5% от этой стоимости. Всё остальное — это развитие инфраструктуры. В Польше перестраивали дороги, реконструировали старые и строили новые аэропорты по всей стране, вкладывались в развитие туристических центров. Футбольный чемпионат был лишь поводом для кардинального обновления туристической и транспортной инфраструктуры. В рамках подготовки к чемпионату появилось 3 современных магистрали, пересекающих всю страну.
У нас же наоборот развитие инфраструктуры на словах и бумагах является поводом для вбухивания многих миллиардов рублей в небольшое количество объектов с плохо контролируемыми расходами. Тот же стадион в Калининграде, возведённый на неустойчивой почве, по стоимости сравним с полной реконструкцией центрального варшавского стадиона, во время дождя туристам приходится скакать по палетам, чтобы попасть в подтопленный аэропорт (и придётся скакать дальше, козырька у входа не будет), а качество дорог с нашей стороны российско-польской границы разительно отличается от такового с другой стороны. К сожалению, у нас изначально заложен перекос в сторону стадионов. На них уйдёт 28,2% всех средств, выделенных на подготовку к ЧМ-2018.
А прочая инфраструктура, которая могла бы работать и после чемпионата, второстепенна.
О комфорте приезжих гостей позаботились — можно подумать и о коренных жителях. И чтобы избежать проблемы западной Европы — низкой рождаемости (с которой Польша тоже столкнулась, по сравнению с довоенным временем рождаемость упала более, чем в два раза), польское правительство не стесняется раздавать пособия. На второго и каждого последующего ребёнка полагается пособие в 500 злотых в месяц (порядка 125 долларов). С такой бы поддержкой у нас кривая рождаемости кардинально бы изменила своё направление. К сожалению, материнский капитал у нас нельзя использовать сразу на текущие нужды ребёнка. А именно в этом нуждаются многие молодые семьи. Более того, в программе «Семья 500+» могут участвовать граждане и других стран, не входящих в ЕС. Они точно также могут получать 500 злотых на детей, если живут и работают в Польше. Так они привлекают молодую квалифицированную рабочую силу, которая будет обеспечивать дальнейший рост (новые люди могут не только производить, но и потреблять товары) и стабильные пенсии старшему поколению. Этому способствует и продуманная трёхступенчатая система пенсионного обеспечения, предусматривающая налоговые льготы для добровольных накоплений.
Вообще в Польше делают много для привлечения квалифицированных специалистов. С одной стороны, у них есть возможность получить «Карту поляка» (выдано уже более 200 тыс. таких карт), позволяющую въезжать в страну, работать там, пользоваться медициной, получать льготы. Её можно оформить, если есть польские корни и знание польской истории и языка. Но если есть желание открыть бизнес в Польше, а бизнес-план достаточно интересный, то есть возможность получить «Карту поляка» по упрощённой схеме. И вот с ней уже можно будет становиться резидентом различных бизнес-инкубаторов и получать налоговые льготы. Активно ведётся привлечение высококвалифицированных специалистов в перспективные отрасли. Естественно, первому встречному польское гражданство не дают, иначе бы нелегальные мигранты и беженцы заполонили бы и Польшу. Но, например, специалист по авиационной промышленности из России или Украины (а на неё сейчас делают ставки) может получить вид на жительство по упрощённой процедуре и устроиться на работу по специальности. И для многих это весьма заманчивое предложение, поскольку средняя зарплата в Польше с учётом налогов приближается к 70 тыс. рублей.
Много сил было брошено на развитие транспортной инфраструктуры, поддержку предпринимательства и социальное обеспечение. По отдельности эти столпы значат немного, но вместе могут в кратчайшие сроки аутсайдеров превратить в полноправных членов мирового сообщества с правом выбора. А там и до права принятия решений не далеко.
Мы сейчас гордимся своей принципиальностью и стойкостью, иронизируя над постоянной сменой политической ориентации и упражняемся в ехидстве по поводу эпитетов и ярлыков, злорадствуем по поводу введённых со стороны России ответных санкций (на самом деле даже при ответных санкциях экспорт продовольствия из Польши растёт), но, похоже, в это время Польша из страны «с пониженной социальной ответственностью» превращается в хорошую хозяйку. Своей экономики и благосостояния своего народа, во всяком случае. Конечно, до богатейших Монако и Люксембурга ещё далеко, но нет сомнений, что уже в обозримом будущем Польша сможет потеснить Норвегию или Швецию в рейтинге стран по уровню социального развития. Такой постсоциалистический оазис в высыхающей кризисной почти пустыне мирового капитализма.
И, безусловно, политические амбиции не обойдут стороной. Польша давно уже не хочет иметь ничего общего с нами, но она не одинока. Украину совсем недавно проморгали, Болгария в ЕС, Черногория в НАТО, Сербия колеблется, даже Беларусь не скрывает своих взглядов в сторону запада. Польское правительство и не скрывает, что стремится стать гегемоном в восточноевропейском регионе при помощи США и за счёт Украины и Беларуси. Они почти в открытую декларируют стремление возродить величие Речи Посполитой повторением антироссийского проекта «Междуморье» начала прошлого века. Объединение стран от Прибалтики до Чёрного моря во главе с Польшей должно стать забором между Европой и Россией. И тогда Польша получит контроль и над энергетическими потоками, став чуть ли не эксклюзивным дистрибьютором газа. Прибавим сюда авторитаризм и сосредоточение власти в руках президента Дуда, что обеспечивает вполне устойчивую стабильность политической системы Польши. И все условия для лидерства в восточноевропейском регионе складываются в единый пазл для страны, которую ещё несколько лет назад не вспоминали без ухмылки. Можно, конечно, сколько угодно ехидничать, и ждать пока у соседа корова сдохнет, но куда эффективнее было бы становиться объединяющим центром не с помощью угроз, а за счёт реальной экономической силы. https://www.kp.ru/daily/26746.4/3774487/
Украина и Польша договорились по языковому вопросу
Киев и Варшава пришли к соглашению по языковой статье закона об образовании.
Министерства образования Украины и Польши подписали соглашения относительно статьи о языках в законе Украины об образовании. Об этом в понедельник, 23 октября, заявил вице-премьер-министр Польши Петр Глинский во время встречи с журналистами, передает Интерфакс-Украина.
«Сегодня, как только что мне стало известно, было подписано соглашение руководителями образовательных ведомств по итогам визита на прошлой неделе министра Залевской в Украину и достигнутых договоренностей», — сказал он, комментируя позицию Польши по украинскому закону «Об образовании».
Ранее министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский отказал венгерскому коллеге Петеру Сийярто в подписании совместного письма в адрес Украины по закону об образовании.
Напомним, Польша выступает против пересмотра соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом и поощряет Киев и Будапешт решить путем диалога спор по поводу украинского закона «Об образовании».
> Promenad (Promenad) писал (а) в ответ на сообщение:
>> plark (plark) писал (а) в ответ на сообщение:
>>> GNSO33 (Tygrys) писал (а) в ответ на сообщение: >>>> Украина и Польша увеличат число пунктов пропуска на общей границе. Об этом заявил председатель Верховной Рады Андрей Парубий, находясь с визитом в Польше. >>> Шо? Гордые панове массово ломанулись из загнивающей Польши в процветающую нэньку унитазы мыть? quoted3
>>Не, автобан им нужен, чтобы свои яблоки на незалежной сбывать… как можно быстрее, пока они не сгнили quoted2
>Тут что-то другое. Пластмассовые яблоки из Польши, годами не гниют. quoted1
Сорт Снежный кальвин пролежал на интерес на полке холодильника больше года. Когда надоело его вынимать во время мойки внутренностей и класть обратно, решили его наконец съесть. Оказался нормальным душистым яблоком и без малейшей гнили. Такой сорт яблок. Могут очень долго лежать и не портиться.
>>> plark (plark) писал (а) в ответ на сообщение: >>>> GNSO33 (Tygrys) писал (а) в ответ на сообщение:
>>>>> Украина и Польша увеличат число пунктов пропуска на общей границе. Об этом заявил председатель Верховной Рады Андрей Парубий, находясь с визитом в Польше. >>>> Шо? Гордые панове массово ломанулись из загнивающей Польши в процветающую нэньку унитазы мыть? >>> Не, автобан им нужен, чтобы свои яблоки на незалежной сбывать… как можно быстрее, пока они не сгнили quoted3
>>Тут что-то другое. Пластмассовые яблоки из Польши, годами не гниют. quoted2
>Сорт Снежный кальвин пролежал на интерес на полке холодильника больше года. Когда надоело его вынимать во время мойки внутренностей и класть обратно, решили его наконец съесть. Оказался нормальным душистым яблоком и без малейшей гнили. Такой сорт яблок. Могут очень долго лежать и не портиться. quoted1
Chel (Verona454000) писал (а) в ответ на сообщение:
> А деньги то где возьмете? Польша на своей территории не может построить, денег нет, только половина. А про украину я вообще молчу) quoted1
2015
3.048 километров считает сеть польских автобанов и экспрессных дорог. То больше чем в Англии, где общая длина трасс то 3.001 км — посчитал портал Money.pl. Но внимание — идет речь о самой Англии, то есть только часть Великобритании — ту лишь мы гонимся. Польша является сегодня шестой страной в Europie с точки зрения длины трасс интенсивного движения, пятая именно Великобритания. Вместе в Англии, Уэльсе и Шотландии есть 3.593 км дорог этого типа. Четвертое место в этом сопоставлении занимает Италия — 6.844 км. Третья Франция — 11.052 км, другая Германия — 12.917 км, а первая Испания — 16.583.