Правила форума | ЧаВо | Группы

Российский Кавказ

Войти | Регистрация
К первому сообщению← Предыдущая страница Следующая страница →К последнему сообщению

День траура на Кавказе

  Tembot_k
Tembot


Сообщений: 957
17:46 27.05.2013
"Внешне черноморские казаки превосходят донских; и, хотя они не столь красивы, как их соседи черкесы, все же, так как они постоянно подражают поведению римлян по отношению к сабинам, красивые девушки Черкесии значительно улучшили настоящее поколение... Отчасти, чтобы отделаться от таких внушающих беспокойство соседей и отчасти для того, чтобы направить их воинствующий дух и грабительский нрав против черкесов, Екатерина II в 1792 г. мудро побудила их выгодными предложениями переместиться в Кубанскую Татарию."

Э. Спенсер "Путешествие в Черкесию, Крымскую Татарию и т.д. ..." (Лондон, 1839 год, 3-е издание)
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Еxplorer
Oleksa1975


Сообщений: 2060
20:14 27.05.2013
Tembot_k писал(а) в ответ на сообщение:
> "Внешне черноморские казаки превосходят донских; и, хотя они не столь красивы, как их соседи черкесы, все же, так как они постоянно подражают поведению римлян по отношению к сабинам, красивые девушки Черкесии значительно улучшили настоящее поколение... Отчасти, чтобы отделаться от таких внушающих беспокойство соседей и отчасти для того, чтобы направить их воинствующий дух и грабительский нрав против черкесов, Екатерина II в 1792 г. мудро побудила их выгодными предложениями переместиться в Кубанскую Татарию."
>
> Э. Спенсер "Путешествие в Черкесию, Крымскую Татарию и т.д. ..." (Лондон, 1839 год, 3-е издание)
quoted1
Ну, пошла писать губерния...Чужие мысли, чужие слова...
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Tembot_k
Tembot


Сообщений: 957
10:48 28.05.2013
Еxplorer писал(а) в ответ на сообщение:
Развернуть начало сообщения
> охотились на "черкесов", охота была для них “как игра", убийство их и торговля их телами с родственникам за деньги или за российских пленников." ВОТ ЭТО ГДЕ там???
quoted1
"И вот нарубив, КАК ОБЫЧНО 6-7 голов, драгуны привезли их в лагерь, но к их удивлению, начальник отряда объявил им, что так поступать не следует... и что тела должны доставляться в полной сохранности, так как за каждое из них горцы платят по две пары быков."
В.А. Потто, Ист. 44 драгунского полка, Т8, СПб, 1897 г., стр. 38

"Черкесы охотно выкупали головы убитых соотечественников, так как не любили хоронить тела без головы. Казаки же брали за каждую по две коровы."
С.Н. Голубов, Солдатская слава, 1983 г.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Tembot_k
Tembot


Сообщений: 957
16:21 28.05.2013
"Грабили в дороге и на местах жительства, увозили в плен людей и просто продавали их, как выгодную статью дохода. Самые набеги сводились большею частью к добыче «ясыря», и тот, кто имел больше ясыря, считался наиболее богатым человеком. Продажа поэтому людей в неволю составляла зло не только у татар, черкесов, турок и пр., но и у русских. "

Ф.А. Щербина. История Кубанскаго Казачьяго войска. Том I. Екатеринодар. 1913.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Tembot_k
Tembot


Сообщений: 957
17:53 30.05.2013
Страшная победа страшного генерала
В мае 1864 года закончилась Кавказская война

«Свободная пресса» продолжает серию публикаций военно-исторических очерков «Русская победа». Серия посвящена знаменательным сражениям отечественной армии.

Считается, будто Кавказская война окончилась в 1859 году, когда в дагестанском ауле Гуниб сдался в плен имам Шамиль. Между тем, имам уже жил в Калуге, в почетном и комфортном плену, когда на Западном Кавказе происходили последние, самые страшные и трагические события Кавказской войны.

Запад Северного Кавказа вплоть до черноморского побережья был заселен многочисленными, воинственными племенами черкесов (адыгов). Родственные адыгам абхазы проникли даже в Закавказье, где против них мегрелы еще в XVII веке выстроили стену.

У черкесов «всякий свободный человек мог иметь рабов, а дворянин не мог существовать без них, потому что личный труд считался для него стыдом и клал пятно на весь его род. Богатство значительных фамилий мерилось исключительно числом рабов», – писал генерал Ростислав Фадеев, участник и один из первых историографов Кавказской войны.

Образ жизни черкесов доставлял массу беспокойства как продвигавшимся с севера кубанским казакам и русским, так и грузинам.

А поскольку и Восточная, и Западная Грузия перешли под власть России, то ей пришлось защищать своих подданных-христиан от полуязыческих, полумусульманских народов.

Русские использовали для покорения черкесских племен привычные методы: кнут и пряник. Мирные князья и дворяне пользовались всеми привилегиями, какие только были предусмотрены для высшего сословия царской России. Простые горцы оставались свободными людьми, на них не распространялась рекрутчина, они не платили податей. Прав и свобод у них было больше, чем у большинства русских. Но горцы не хотели оставить привычный образ жизни, который русские офицеры и чиновники небезосновательно считали «хищническим».

XIX век был, наверное, самым гуманистическим в истории человечества. Войны тогда вели благородно, мирное население не истребляли и, по возможности, старались не грабить. После проигранного сражения раненых оставляли на попечение неприятеля – не сомневались, что их не станут добивать, а, напротив, поместят в госпиталь наравне со своими. Во всей Европе было, однако, два региона, где гуманизма не допускали: Балканы и Кавказ.

Русские быстро приноровились к особенностям войны с отважным, сильным, жестоким и вероломным противником, а потому не знали жалости. Пушкин в 1829 году застал войну уже в полном разгаре: «Черкесы нас ненавидят. Мы вытеснили их из привольных пастбищ; аулы их разорены, целые племена уничтожены. Они час от часу далее углубляются в горы и оттуда направляют свои набеги. Дружба мирных черкесов ненадежна: они всегда готовы помочь буйным своим единоплеменникам Кинжал и шашка суть члены их тела, и младенец начинает владеть ими прежде, нежели лепетать. У них убийство — простое телодвижение…».

Русские разрушали аулы и строили на их месте свои крепости. Но через год-другой черкесы брали крепости штурмом, разрушали их, а свои аулы восстанавливали. Несколько десятилетий кровопролитной войны кончились ничем.

После Крымской войны Россия лишилась военного флота на Черном море, поэтому турки, англичане, французы, тогда враждебные России, могли легко поставлять черкесам ружья, порох, пушки и даже добровольцев, которые хотели воевать против России (в основном это были поляки).

В России опасались, что земли адыгов станут плацдармом для будущей войны. Поэтому с горцами Западного Кавказа решили поступить намного жестче, чем с лезгинами и чеченцами. В покорность черкесов давно никто не верил. Восстание на Западном Кавказе было так же опасно, «как пожар на пороховом складе», – писал русский генерал, участник войны.

Было решено выселить адыгов либо в Турцию, либо – на кубанскую равнину, где поселения горцев окружались казачьими станицами.

Разумеется, адыгские народы – абадзехи, убыхи, шапсуги, абхазы – сопротивлялись всеми силами.

Последний этап войны занял менее четырех лет: с 1861-го по май 1864-го. Князь Барятинский, принимавший капитуляцию у Шамиля, из-за болезни покинул Кавказ. Новым главнокомандующим стал великий князь Михаил Николаевич. А разработал и осуществил план разгрома черкесов – граф Николай Евдокимов.

Евдокимов – покоритель Чечни, человек на Кавказе легендарный. Русские его почти не помнят, кроме, разумеется, тех, кто интересуется Кавказской войной. Его подвиги были слишком кровавыми, а сам генерал не соответствовал идеалу доброго и великодушного русского воина.

Ему приписывают слова, которые так не нравятся имперцам, евразийцам и всем, кто любит поговорить об «исторической миссии» русского народа: «Первая филантропия – своим, горцам же я считаю вправе предоставить лишь то, что останется на их долю после удовлетворения последнего из русских интересов».

Поэтому школьные учебники о нем молчат, писатели и кинематографисты не спешат рассказать о его жизни, намного более интересной, чем любой приключенческий роман.

Евдокимов – сын солдата и казачки дослужился до генерала-от-инфантерии и даже получил графский титул. Он родился и почти всю жизнь провел на Кавказе и почти всю жизнь (не считая детских лет и счастливой старости, которую провел в курортном Железноводске) воевал.

Евдокимов много раз был ранен. Однажды пуля прошла у него под глазом и вышла через затылок. Но он выжил, а за шрам под глазом получил свое знаменитое у кавказцев прозвище: «Уч гез» (Трехглазый).

Кавказцы считали Евдокимова «прозревающим сердца и мысли». Едва грамотный, он хорошо знал многие кавказские языки, изучил и психологию горцев, и все способы ведения войны на Кавказе. Безжалостный к врагам, он всегда берег жизни своих солдат, а его воинское искусство приносило победы и в Чечне, и в землях черкесов: «…горцам никогда не удавалось дать графу Евдокимову настоящего упорного боя в заранее избранной позиции; он всегда успевал упасть им, как снег на голову, с той стороны, откуда его не ждали». Своими искусными маневрами Евдокимов ставил черкесов в безвыходное положение, когда им оставалось только умереть, или подчиниться. Многие предпочитали умереть: горные дороги были завалены трупами. Когда племя абадзехов согласилось переселиться частью в Турцию, частью на равнину, по пятам у них шли русские батальоны – подгоняли отстающих и сжигали аулы. Убыхам и шапсугам пришлось еще хуже.

21 мая 1864 года на Красной Поляне встретились командиры четырех русских отрядов, наступавших на черкесов с четырех сторон. Великий князь Михаил Николаевич телеграфировал императору: поздравил его «с окончанием славной Кавказской войны».

В отличие от Чечни и Дагестана, земли черкесов были зачищены радикально. Погибла или ушла в Турцию самая энергичная, пассионарная часть горцев. Остались те, кто был готов подчиниться, ведь русские все-таки не убивали черкеса за то, что он черкес.

Пройдет несколько десятилетий. На местах былых сражений появятся бальнеологические курорты. Гиблые, Богом забытые поселения, вроде Гагры или Пицунды, станут райскими уголками, а потомки оставшихся в живых абхазов будут богатеть за счет туристов.

Мы живем великим мифом – мифом о добром русском народе, мифом о миролюбивом российском государстве. Вот американцы-де истребили множество индейских племен, а мы никого не истребляли.

Этот миф не укреплял народное единство, потому что татары всегда помнили о взятии Казани, аварцы складывали песни о героической обороне аула Ахульго, а черкесы и теперь помнят о своих махаджирах (переселенцах, изгнанниках).

В счастливом неведении о собственной жестокости, но также и о собственном мужестве, храбрости, героизме пребывали только русские. Когда-то этот миф врачевал нам душу, сейчас он растлевает нацию. Мы не помнили о жестокости, но нам напоминают о ней потомки выживших адыгов. А кто нам напомнит о мужестве русских солдат (кубанских, донских и терских казаков), которые выиграли Кавказскую войну – войну с противником сильным, умелым и жестоким? Не оправдывая преступления Ермолова, Барятинского, Засса, Бакланова, Евдокимова, вспомним, что именно эти люди делали историю. Плодами кровавой победы генерала Евдокимова мы пользуемся и по сей день.

http://svpressa.ru/culture/article/68548/

Эмоционально, но суть - верно.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Tembot_k
Tembot


Сообщений: 957
18:40 30.05.2013
> Образ жизни черкесов доставлял массу беспокойства как продвигавшимся с севера кубанским казакам и русским, так и грузинам.
> А поскольку и Восточная, и Западная Грузия перешли под власть России, то ей пришлось защищать своих подданных-христиан от полуязыческих, полумусульманских народов.
quoted1

Автор загнул.
Основная угроза для Грузии была от Персии и Турции.
Тогдашний грузинский царь Ираклий посылал делегации и клялся в дружбе РИ, а сам вел сепаратные переговоры то с Персией, то с Турцией. В итоге попытался кинуть всех, на что РИ помахала ему ручкой, а персы захватили Тбилиси и устроили резню.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Еxplorer
Oleksa1975


Сообщений: 2060
10:35 31.05.2013
Tembot_k писал(а) в ответ на сообщение:
> "Грабили в дороге и на местах жительства, увозили в плен людей и просто продавали их, как выгодную статью дохода. Самые набеги сводились большею частью к добыче «ясыря», и тот, кто имел больше ясыря, считался наиболее богатым человеком. Продажа поэтому людей в неволю составляла зло не только у татар, черкесов, турок и пр., но и у русских. "
>
> Ф.А. Щербина. История Кубанскаго Казачьяго войска. Том I. Екатеринодар. 1913.
quoted1
И чо?? Можно подумать, это я тут распинаюсь, что русские всю свою историю были "белыми и пушистыми" и "мирно пасли стада овечек". Через этот этап в истории проходили ВСЕ народы на планете, но только черкесы почему-то доказывают, что у них то рабы и пленные, даже если таковые и были (а то, что их не было, каждый уважающий себя черкес должен знать!), рахат-лукум кушали и цветочки нюхали..
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Еxplorer
Oleksa1975


Сообщений: 2060
10:37 31.05.2013
Tembot_k писал(а) в ответ на сообщение:
> Страшная победа страшного генерала
quoted1
Дальше можно было не читать...
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Tembot_k
Tembot


Сообщений: 957
12:05 31.05.2013
Еxplorer писал(а) в ответ на сообщение:
> Можно подумать, это я тут распинаюсь, что русские всю свою историю были "белыми и пушистыми" и "мирно пасли стада овечек". Через этот этап в истории проходили ВСЕ народы на планете...
quoted1

Абсолютно верно!!!
Тогда не надо, в унисон, различным московским политологам утверждать о вереницах русских рабов от Волги и Дона, и до берегов Черного моря, которых конвоировали именно и исключительно черкесы с 17 по 19 века.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Еxplorer
Oleksa1975


Сообщений: 2060
14:10 31.05.2013
Tembot_k писал(а) в ответ на сообщение:
> Тогда не надо, в унисон, различным московским политологам утверждать о вереницах русских рабов от Волги и Дона, и до берегов Черного моря, которых конвоировали именно и исключительно черкесы с 17 по 19 века.
quoted1
Только не надо мне приписывать чужих мыслей. Вам говорят только о том, что набеги и угон рабов и пленных были ЧАСТЬЮ вашего образа жизни, порой и неотъемлемого. И он послужили, ОДНОЙ, но не самой главной причиной постоянных стычек и взаимных набегов и Кавказской войны. И все. Ты же мне начинаешь доказывать обратное, что черкесы - ангелы, а вы русские сами хороши.. Детский лепет какой-то.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Tembot_k
Tembot


Сообщений: 957
15:50 31.05.2013
Я с таким же успехом могу сказать, что разбойный образ жизни который вел беглый русский люд на южных окраинах Российского Государства был причиной постоянных стычек и взаимных набегов...
Черкесы были далеко не ангелы, но не смотря на их т.н. "хищничество" и т.п., они столетиями мирно сосуществовали с десятком пришлых народов внутри своей территории (армяне-черкесогаи, греки, казаки-староверы и др.)
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Еxplorer
Oleksa1975


Сообщений: 2060
18:16 31.05.2013
Tembot_k писал(а) в ответ на сообщение:
> Черкесы были далеко не ангелы, но не смотря на их т.н. "хищничество" и т.п., они столетиями мирно сосуществовали с десятком пришлых народов внутри своей территории (армяне-черкесогаи, греки, казаки-староверы и др.)
quoted1
Можно подумать что русские столетиями мирно не сосуществовали с сотнями пришлых и местных народов...И замечу сосуществуют до сих пор.Я тебе уже как-то писал, что в Адыгее русские не разъезжают по аулам, и не заставляют черкесов креститься или запрещают говорить по адыгейски..
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Еxplorer
Oleksa1975


Сообщений: 2060
18:35 31.05.2013
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ЭТНИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ КАЗАКОВ
И ГОРЦЕВ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ПЛЕНОПРОДАВСТВА


Как отмечает русский офицер Ф.Торнау, служивший в 30-е гг. XIX века на Средней Кубани, самыми опасными врагами казаков были абреки (черкесское название "гаджерет"), чьим образом жизни была война. Когда им удавалось прорываться на правый берег Кубани, они "жгли казачьи станицы, угоняли скот и лошадей, убивали каждого встречного, захватывали детей и женщин". Именно они, хорошо знавшие местность, помогали в подобных набегах "дальним" горцам.

Впрочем пленопродавством промышляло почти все черкесское население, о чем наглядно свидетельствуют и архивные фонды ГАККа. В 1843 году по рапорту генерал-майора Ковалевского было начато уголовное дело "об изрубленном хищниками канонире Гавриле Журавлеве и взятой в плен казачке Елене Пономаревой" (ГАКК, ф.256, оп.1, д.61, с. 2-5). Обстоятельства дела выглядят следующим образом.

"5 сентября 1843 года казачка Пономарева с 12-летнею дочерью своею Пелагеею ездила из станицы на пароволовой подводе за тыквою... На возвратном пути... изломалось у телеги колесо, почему она выпрягла волов, приказала дочери своей гнать их домой и просить... взять у кого-нибудь из жителей станицы с колесами переднюю ось... и доставить к ней." На помощь станичнице уже вечером поехал канонир Гаврила Журавлев, а на следующий день рано утром едущие в ст.Кавказскую казаки нашли на дороге рядом со злополучной повозкой его изрубленное тело. "По медицинскому освидетельствованию открылось, что Журавлев лишился жизни от ран, нанесенных ему шашками и кинжалами... Хорунжий Мельников, получив известие об означенном происшествии, отправился немедленно с командою казаков... в погоню за злодеями и открыл, что 4 конных хищника из закубани переправились на нашу сторону и обратно... Обратные следы хищников были доведены до мирного аула узденя Аслан Гирея Тлемпеева, но далее оттуда их открыть было невозможно, потому что в то время шел сильный дождь и следы были забиты аульным скотом.

Аслан Гирей от осмотра хищнических следов отказался. При обыске в самом ауле ничего подозрительного не найдено, кроме двух азиатцев сушивших мокрую одежду свою у огня, коих даже и потники подседельные были мокры... Хорунжий Мельников подозревает этих азиатцев в соучастии в упомянутом злодеянии тем более, что брод, через который хищники имели обратную переправу, ...имел такую высокую воду, что незамочив одежды через оный переправиться не было никакой возможности. Означенные два азиатца о причине мокрой их одежды и сам уздень Аслан Гирей, на спрос Мельникова, никакого ответа не дали... Аслан Гирей при обыске не допускал в некоторые сакли... Мельников спросил брата Аслан Гирея, Батыжа, от чего у него платье так мокро, который отвечал, что ездил за хлебом и дождем обмочен; а на вторичный вопрос: не ты ли зарезал солдата? Аслан Гирей не отвечал ничего, очень заметно изменился в лице...

Впоследствии, как видно из дела, уздень Аслан Гирей и брат его Батыж Тлемпеевы со своими семействами бежали к непокорным горцам и скрываются за Белою речкой..."

Очевидно, что участие в инциденте черкесов данного аула налицо, хотя и недоказуемо. Обычай покрывать соплеменников-похитителей был в горской среде не просто делом этнической солидарности или родства. Большую роль играл и тот факт, что продажа пленных являлась одним из главных способов получения оружия и других товаров, необходимых для жизни (нельзя упускать из виду и факт неразвитости земледелия у горцев). Ф.Торнау проницательно замечает: "...горцы не в силах долго обороняться собственными средствами, без помощи турок, доставлявших им товары, соль и разные военные припасы в промен на женщин и мальчиков".

Нельзя упускать из виду и разницу мировоззрения русских и горцев в таком деликатном вопросе как пленопродавство. Казачка, считавшая себя свободным человеком и воспринимавшая торговлю пленными как пережиток какой-то дикости, попав к горцам, пыталась вырваться назад или смирялась (но не удовлетворялась!) с такой судьбой. Ф.Торнау в своих "Воспоминаниях кавказского офицера" упоминает о плененной на Линии казачке Марии, которая жила служанкой у черкеса. "Она хорошо говорила по-черкесски, совершенно обжилась в доме своего господина и не думала возвращаться на русскую сторону, где она все потеряла со смертью мужа, убитого на ее глазах во время неприятельского нападения. У нее был сын, абадзехский мальчик, составлявший ее единственную привязанность и последнюю надежду в жизни".

Для горцев же, как отмечают историки-кавказоведы Б.В.Виноградов и Ю.В.Клычников, торг "живым товаром" с мусульманскими единоверцами был "делом естественным и, как не кажется парадоксальным, даже предпочтительным для жертвы". Проданные мальчики нередко делались в Турции знатными людьми, а черкешенки почти всегда первенствовали в гаремах богатых турок.

Ф.Торнау, проживший в плену у черкесов два года и близко познакомившийся с их бытом и нравами, так объяснял подобное явление. "У мусульман девушка, выдаваемая замуж равномерно продается" (почему для нее продажа в рабство и является лишь сменой хозяина, причем зачастую в лучшую сторону). Черкесы притом не продавали своих дочерей, а только рабынь или пленниц, отдавая их в руки своих единоверцев. "Тот же самый черкес скорее решился бы убить женщину, чем продать ее гяурам на осквернение"!

Интересен обычай, который неизменно выполнялся горянками во время процесса продажи. Когда пленнице объявляли, что она принадлежит новому хозяину, она приходила "в бешенство, рыдала, рвала на себе волосы, осыпала всех упреками". При этом она могла быть вполне рада своей судьбе, которая давала ей шанс вырваться из убожества аула в роскошь турецких гаремов. Пленницы настолько дорожили этим шансом, что приводили в недоумение русских моряков, когда после взятия турецкого судна русскими крейсерами, женщины вместо благодарности бросались на своих освободителей с кулаками.

Таким образом налицо не только разница общественного развития горцев и Российской империи, не только военное противостояние на стыке разнополярных интересов, но и вытекающая из этого огромная разница в этническом мировоззрении, что необходимо учитывать при анализе тех или иных исторических событий.

А.А.Цыбульникова

по материалам http://cuban-oct.narod.ru
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Еxplorer
Oleksa1975


Сообщений: 2060
18:44 31.05.2013
Итальянский путешественник Джорджио Интериано, посетивший Черкесию во второй половине XV в., писал об этом: «Они (т. е. знатные) нападают внезапно на бедных крестьян и уводят их скот и их собственных детей, которых затем, перевозя из одной местности в другую, обменивают или продают. Большая часть проданных увозится в город Каир, в Египет, и таким образом случается, что фортуна превращает их из самых жалких крестьян на свете, какими они были, в величайших владык на свете и госуда-
рей нашего века, а именно, в султанов, эмиров и т. п.» /Интериано, 48/.


«Черкесские рабы ценятся гораздо дороже других за красоту и способности в делах, для которых их употребляют, так как от природы они очень умны», — писал Джиовани Лукка (1634 г.) /Лукка,72/.


Посетивший в 1793 г. Северный Кавказ академик П.-С. Паллас сообщал о черкесских князьях: «Князья и знать не имеют других занятий, кроме войны, охоты и грабежа. Они живут большими сеньорами, ездят по полям верхом, устраивают пирушки и совершают набеги. Уздени, или знатные, держат народ в повиновении и обязаны лишь служить своим князьям во время войны» /Паллас, 219—220/.


Даже в первой половине XIX в. грабительские набеги продолжали оставаться главным занятием князей и знати. Вот как их описывает адыгский ученый XIX в. Хан-Гирей: «Весна и осень — два времени в году, которые можно назвать у черкесов наездническими. Тогда князья, собрав партии молодых дворян, выезжают, как они говорят, в поле и, избрав удобное место, располагаются в шалашах на всю осень или весну. Здесь каждому из них открываются занятия, исправляемые ими с полным удовольствием. Служители и молодежь разъезжают по ночам за добычей, захватывают и пригоняют быков и баранов для пищи, что иногда, смотря по удобности, делают и днем, и посылая в близи лежащие аулы за провизиею, которой нельзя приобретать молодечеством, как то: за пшеном, молоком, сыром и пр. Между тем лучшие наездники отправляются в дальние племена. Там угоняют они табуны лошадей, захватывают людей и с добычею возвращаются к своим товарищам, которые, всякую ночь, пируя за счет оплошных жителей окрестных аулов, с нетерпением ждут возвращения наездников. В таких разбойнических, но воинственных упражнениях проводят осень и почти до наступления зимы, а весну до наступления сильных жаров лета... Наконец, при наступлении времени разъезда по домам, обыкновенно пленников и лошадей, доставшихся в добычу, променивают на товары» /Хан-Гирей: Гарданов,170—171/.

Французский консул в Крыму — К. Пейсо-нель (1750-е гг.) сообщает: «Торговля рабами в Крыму очень значительна; продают рабов 4-х народностей — черкесов, грузин, калмыков и абазов. Наибольший спрос существует на черкесов; женщины этой страны самые красивые и обаятельные, может быть во всем мире; прелесть их внешнего облика и естественная грация очаровывают. Мужчины также все высоки ростом и хорошо сложены» /Пейсонель, 177, 188/.

Турецкий путешественник Эвлия Челеби, посетивший Черкесию в 1666 г. подробно рассказывает о беспрерывных столкновениях кабардинцев с калмыками, а западных адыгов с абхазами. «А за горами живут абхазы. В общем же все племена абхазов враждебны к этим кочевым племенам черкесов. Так что у них в конце концов нет ни одного дня, свободного от битв и столкновений — каждый день с разных сторон приходят враги. И потому у этих племен черкесов нет возможности жить в одном и том же селении... хотя бы в течение десяти лет» /Челеби 66, 67, 87/.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Еxplorer
Oleksa1975


Сообщений: 2060
18:45 31.05.2013
Из письма, направленного некими «уполномоченными Черкесскаго народа к Английской державы находящемуся в Сухуме почетнейшему беку (консулу Диксону)», датированное 5 августа 1861 года. Вот что в нем говорится: «Обращаясь к предмету, признанному всеми державами постыдным поступком, названному даже нашими книгами не позволительным, именно, пленопродавству, мы обязаны сказать, что это в последний раз случилось, а если и за сим окажутся у нас такие люди, которые покупают и продают других, то мы обязываемся подвергнуть их смертной казни или наказать их таким наказанием, которое-бы равнялось сказанному».Н.Карлсгоф. «О политическом устройстве черкесских племен, населяющих северо-восточный берег Черного моря». Русский вестник, № 8. 1860. Цит. по сайту «Восточная литература».

“У пши и уорков встречается наибольшее число рабов, однако редко бывает, чтобы собственник имел больше четырех-пяти семейств рабов, т.е. больше 80 — 100 человек обоего пола. Значительная торговля рабами ведется с Турцией, и большею частью работорговцами-турками, имеющими своих компаньонов в стране; они получают от этой торговли большую выгоду. Наибольший спрос имеется на детей от 6 до 12 лет и на молодых людей, способных к военной службе, которые покупаются турками для сдачи вместо себя в армию. Взрослые, особенно красивые, девушки, тоже имеют спрос; однако они считаются неверным товаром, т.к. обычно такая девушка не может привыкнуть к новой жизни в Турции и чахнет там, несмотря на комфорт, которым она часто бывает окружена в большинстве турецких гаремов. Ей страшно в городах, в больших, пышно убранных комнатах, в которых она не может весело прыгать и шуметь, как в своих горах; тоска по родине переходит иногда в неизлечимую болезнь, и часто нет другого средства спасти бедную девушку от верной смерти, как отослать ее обратно в горы. Только отвезенные в Турцию в раннем детстве привыкают к турецкой жизни, забывают даже родной язык и не тоскуют по родине. Пожилые люди продаются чрезвычайно редко”.Цены бывают разные. Мальчик никогда не продается в стране дешевле 100 серебряных рублей, девушка, если она только сносно сложена, достигает 300, но не превышает почти никогда 500 рублей, раб, годный для военной службы, стоит обыкновенно 200 рублей. Торговец рабами получает прибыли почти всегда втрое, вчетверо, часто даже в десять раз больше. Красавица, которая покупается в знатный гарем или в сераль султана, оплачивается иногда от 50 до 100 тысяч пиастров (приблизительно от 2 500 до 5 000 талеров); о более высоких ценах я не слышал. Некоторые абазы привозят своих рабов сами в Константинополь на продажу и ждут часто там месяцами, пока продадут свой товар.

Многие также, особенно из Убыхии, как благородные, так и свободные, привозят собственных детей и продают их в рабство, однако это считается позором и вызывает в стране презрение. Другие привозили своих дочерей, если они очень красивы, в Константинополь, чтобы выдать их замуж за турок и получить большую цену за невесту. Турки часто предпочитают брать абазских девушек в жены для своих сыновей, так как родство с другими турецкими семействами нередко имеет свои неприятные стороны. Большинство просто покупает девочек-рабынь, которых они воспитывают в своих гаремах, в жены для своих сыновей.” Теофил Лапинский: Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских. Кстати, эти сведения собрал, один из “лучших друзей черкесов”…
Ссылка Нарушение Цитировать  
К первому сообщению← Предыдущая страница Следующая страница →К последнему сообщению

Вернуться к списку тем


Ваше имя:
Тема:
B I U S cite spoiler
Сообщение: (0/500)
Еще смайлики
        
Список форумов
Главная страница
Конфликт Россия-Украина
Новые темы
Обсуждается сейчас

ПолитКлуб

Дуэли new
ПолитЧат 0
    Страны и регионы

    Внутренняя политика

    Внешняя политика

    Украина

    Ближний Восток

    Крым

    Беларусь

    США
    Европейский союз

    В мире

    Тематические форумы

    Экономика

    Вооружённые силы
    Страницы истории
    Культура и наука
    Религия
    Медицина
    Семейные финансы
    Образование
    Туризм и Отдых
    Авто
    Музыка
    Кино
    Спорт
    Кулинария
    Игровая
    Поздравления
    Блоги
    Все обо всем
    Вне политики
    Повторение пройденного
    Групповые форумы
    Конвент
    Восход
    Слава Украине
    Народный Альянс
    PolitForums.ru
    Антимайдан
    Против мировой диктатуры
    Будущее
    Свобода
    Кворум
    Английские форумы
    English forum
    Рус/Англ форум
    Сейчас на форуме
    Другие форумы
    День траура на Кавказе. Внешне черноморские казаки превосходят донских; и, хотя они не столь красивы, как их ...
    Day of mourning in the Caucasus. Externally, the Black Sea Cossacks surpass Don; and although they are not as beautiful ...
    © PolitForums.net 2024 | Пишите нам:
    Мобильная версия