Мы в тот день уже возвращались домой, как вдруг рядом — \"клюв\". Удар! Слева в кабину хлынул струёй керосин. Понял: если не выключу двигатель — сгорю. Выключил. Отвесно падаю с девяти тысяч вниз. Через четыре километра вывел машину из пике и начал готовиться к катапультированию: задрал нос самолета вверх, чтобы погасить скорость. Самолет начал качаться с крыла на крыло. Пора! Система катапультирования у нас была довольно сложной. В кресле имелось два поручня, на этих поручнях — рычаги. Первый — сброс фонаря (он двухслойный, крепкий, на металлическом каркасе, через него нельзя катапультироваться, один наш летчик катапультировался через фонарь, головой его пробил, получил раскол черепа, правда, выжил). Ноги надо поставить на специальные подставочки, иначе они могут остаться в кабине. Нажимаешь на рычаг — срабатывает катапульта, и тебя на салазках выбрасывает из самолета. Отстегиваешь привязные ремни, чтобы отсоединить кресло. Все сам, все руками. Отошло сиденье? Все, ищешь теперь кольцо и открываешь парашют. Раскрыл я тогда парашют на высоте трех километров. Подо мной — горы, снега почти нет. Мороз. А я ведь весь в керосине, промочило насквозь — одет был в брючки, рубашечку и китайский френч. Пока спускался — одеревенел. Удар о скалы был страшным — позвоночник в трех местах лопнул. Лежу, гляжу в небо синее и мысленно с жизнью прощаюсь. Вдруг, минут через десять, крик на русском. Оказывается, рядом были позиции наших зенитчиков — на мое счастье. Если бы не они — конец.
Кто сбил самолёт Льва Щукина, точно неизвестно, но на эту победу претендуют сразу четыре лётчика 51-го авиакрыла, в том числе и командир этого авиакрыла знаменитый ас полковник Френсис Габрески (он же Франтишек Габчевский)...(ВОТ ТАК И ДЕЛАЛИ АМЕРЫ СЕБЕ ПОБЕДЫ. Один сбитый писали на четырех)
Положили меня на носилки, занесли в глиняную хату без окон и дверей, раздели догола, влили в рот кружку спирта и начали поливать меня спиртом же и растирать — это на морозе-то, на сквозняке. Я ору благим матом, а они знай себе трут. Так и \"вытерли\" с того света. На четвертые сутки выкарабкался наружу — смотрю: в небе — наши идут, сошлись с американцами и началась круговерть, пушечные и пулеметные очереди. Война в небе продолжалась... Через несколько дней за ним приехала \"служба спасения\" — начальник физической подготовки полка на американском автомобиле \"Додж\". Он ездил на нем по всей Корее и собирал сбитых. В помощь ему приданы были... два ящика коньяка. Вот и вся \"служба\". — Меня нередко спрашивают о наших потерях. Да, сбивали наших часто. Как и китайцев. Американцы отлично умели воевать, лётчики они были сильные, смелые. Но люди, как правило, спасались — выпрыгивали. В нашем полку погибло восемь человек. Из них непосредственно в бою — только два или три, остальные при посадке, возвратившись домой.
Помню, летчик Агеев прилетел домой весь побитый. Отстреленная рука болтается, кровь льет, перебито управление. Он несколько раз заходил на посадку, но попасть на полосу не смог. Плюхнулся наконец на грунт, пере¬вернулся... Погиб парень на наших глазах. Из Кореи мы вернулись одни, без технического состава. Все у нас не по-людски делается. Лётчиков вернули, а техников — нет. Разве ж они меньше нашего трудились? Мы плакали, расставаясь с ними. Ехали через Москву. Зашел я в наградной отдел Президиума Верховного Совета. А мне говорят: чтобы получить Звезду Героя, надо ждать две недели. Нет, говорю, ждать не буду, потом как-нибудь вручите. Пошли навстречу — вручили дня через два. Шверник при вручении сказал: \"Майору Льву Щукину. За образцовое выполнение своего служебного долга\". И все. Я был в гражданском. Присутствующие подумали, что какой-то разведчик. Лев Кириллович замолчал, задумался. Видно было, что нахлынувшие воспоминания не отпускают его. Молчал и я. Попрощаться бы, уйти. Но что-то не пускало меня. Наверное, сознание того, что сижу рядом с человеком из легенды, живой историей советской авиации. Меня очаровала магия его рассказа. Но существовало и притяжение личности: Щукин был по-мужски красив, статен, каждая черта его дышала благородством. Ему очень шло его рыцарское имя — Лев. Невольно подумалось: именно так и должны выглядеть настоящие лётчики...
Мы еще очень долго говорили в тот вечер. Лев Кириллович рассказывал о своей учебе в академии, о службе в Белоруссии в 95-й истребительной, 1-й гвардейской авиационных дивизиях. Видел своими глазами войну в Египте, побывал и на вьетнамской. Если бы не эти войны, можно было бы сказать, что почти вся служба прошла в Белоруссии. Но безоблачной она не была. Четыре года \"перехаживал\" звание \"полковник\": слишком независим, прям и смел был. Начальству это не нравилось, карьеры не сделал. Не помогли ни золотая Звезда Героя, ни два ордена Ленина, ни ордена Красного Знамени и Красной Звезды. Осень лётчика полковника Льва Щукина пришлась на осень 1976 года. Тогда он произвел не крайнюю, а последнюю посадку на боевом истребителе. Все. За плечами была выслуга в 37 календарей... Мы вышли на улицу. В свете фонарей я видел, как блестят глаза Льва Кирилловича. Воспоминания, пережитое не отпускали его. Подошел троллейбус. — Ну все, я побежал, — Лев Кириллович по-мальчишески резко рванул по тротуару, вспрыгнул на ступеньки... Как же молод он еще духом и сердцем, молод телом, этот человек из легенды, Покрышкин из нашего города!!
По официальным данным сбил 17 самолетов противника, из них лично - 15, в группе - 2. Боевой налет составил 99 часов 49 минут. Был награждён за бои в небе Кореи двумя орденами Ленина и орденом Красное Знамя, а также медалью Герой Советского Союза. После прибытия в Союз, капитан Щукин поступает в Военно-воздушную академию в Монино. После окончания академии майор Щукин был направлен в 1957 году, служить в Белоруссию, где он прослужил до 1977 года. Летал Лев Кириллович на реактивных самолётах до 1975 года, а затем по заболеванию глаз, ему запретили летать. Служил сначала в должность командира авиаполка, а затем стал старшим инспектором ВВС округа. Ушел в отставку в звании полковника. После увольнениям из армии Лев Кириллович стал работать старшим преподавателем в Белорусском государственном институте народного хозяйства в г. Минске. Ныне 83-летний пенсионер Союзного значения, Герой Советского Союза полковник авиации Щукин Лев Кириллович по-прежнему проживает в г. Минске.
18-й гвардейский Витебский дважды краснознаменный ордена Суворова авиационный полк истребителей-бомбардировщиков «Нормандия Неман» 19.06.38 г. издан приказ ВВС ОК ДВА о создании 6-го ИАП в городе Хабаровске. По июнь 1941 г. полк в составе 4-х авиаэскадрилий базировался в деревне Гаровка близ Хабаровска, имея на вооружении самолеты И-16, И-15бис. 08.07.41 г. полк убыл на Северо-Западный фронт. 19-20.07.41 г. полк прибыл в Борисоглебск Воронежской области, имея 64 самолета в четырех эскадрильях. В Борисоглебске в течении 10 дней полк был переформирован, при этом его разделили на два полка по 32 самолета в каждом, причем оба остались с прежним номером. Один 6-й иап начал вести боевые действия в системе ПВО по прикрытию города Харькова и впоследствии был преобразован в 149-й гв. ИАП. Другой 6-й иап убыл под Новгород. За образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм в сражениях под Москвой приказом Народного комиссара обороны СССР №. 70 от 07.03.42 г. был преобразован в 18-й гв. ИАП. В январе 1943 года 18-й гв. ИАП был включен в состав вновь сформированной 303-й ИАД. С конца марта 1943 года в составе полка действовала укомплектованная французскими летчиками-добровольцами авиаэскадьрилья «Нормандия». На базе этой АЭ в начале июля 1943 года был сформирован 1-й ИАП «Нормандия», который до завершения войны был четвертым ИАПом в составе 303-й ИАД. В ноябре 1944 года 1-й ИАП был отмечен присвоением почетного наименования «Неманский». 1-й ИАП «Нормандия-Неман» покинул СССР 21 июня 1945 года. До августа 1943 г. 18-й гв. иап был вооружен самолетами Як-7, с августа 1943 г. воевал на Як-1, с августа 1943 г. был вооружен самолетами Як-9, а с сентября 1944 г. был перевооружен на Як-3. В июле 1944 г. за отличия в боях за освобождение Витебска полку присвоено почетное наименование Витебский. После войны полк остался в составе 303-й ИАД 1-й воздушной армии (с 1949 года 26-я ВА). Дислоцируясь на аэродроме Кобрин (Белоруссия), полк в 1947 году переучился на реактивные машины Як-15 и Миг-9.
В сентябре 1948 года полк в составе 303-й ИАД был переброшен под Ярославль и вошел в Московский район ПВО (позднее Московский округ ПВО). В ноябре 1948 года был сформирован 31-й ИАК ПВО (с 1949г - 56-й ИАК ПВО, а с 1960 г 3-й корпус ПВО), куда и вошла 303-я ИАД. 18-й гв ИАП в то время базировался на аэродроме Дядьково. В начале 1949 года все полки 303-й ИАД получили Миг-15. В июле 1950 года 303 ИАД перебросили на Дальний Восток и передали в состав 54-й воздушной армии. 18-й гвардейский ИАП базировался на аэродроме Воздвиженка. С 26 марта 1951 года дивизия находилась в Китае. Первый бой с летчиками ВВС США 18-й гв ИАП провел 28 мая 1951 года. За время Корейской «компании» полк записал на свой счет 92 сбитых самолета противника (В-29 - 8, F-86 - 44, F-84 - 23, F-80 – 10, F- 51 - 2, F-6F5 – 1, Meteor - 4).
Свои потери 8 летчиков и 18 Миг-15. 24 февраля 1952 года 18-й гв. ИАП убыл на Родину. Базируется: село Галенки Приморского края. До 1982 года полк был истребительным, а, затем, не меняя матчасти переформирован в истребительно-бомбардировочный.
В 1993 году полк, сменив матчасть, стал штурмовым. В феврале 1995 года 18-му гвардейскому Витебскому штурмовому полку было присвоено почетное наименование «Нормандия-Неман». 10 января 2006 года декретом президента Франции Жака Ширака 18-й Гвардейский Витебский дважды Краснознамённый ордена Суворова второй степени штурмовой авиационный полк \"Нормандия-Неман\" награжден Крестом кавалера Ордена Почетного легиона. Это первый и единственный раз в истории Франции, когда иностранная воинская часть была награждена столь высокой наградой Франции. Сейчас по штату в полку 30 штурмовиков Су-25 и более 200 человек личного состава. Из них летчиков - 43 человека. Организационно полк имеет две эскадрильи. Самолетный парк боеспособный, авиатехника в боеготовности. Однако 50% техники находится на приколе.
Подведем итог: 1. Базирование:
Кобрин (район Бреста, БССР) 1945 - 09.1948гг Дядьково (район Ярославля) 09.1948 - 07.1950гг Воздвиженка 07.1950 - 03.1951гг КНР (Мукден) 03.1951 - 02.1952гг Галенки 02.1952 – по настоящее время
(8 человек): АГЕЕВ Николай Алексеевич, 1922 года рождения, Молотовская область, Черский район, п. Черск. Гвардии старший лейтенант, командир звена, 18-й гвардейский истребительный авиационный полк 303-й истребительной авиационной дивизии. Погиб в бою 25 июня 1951 г. Похоронен на братском кладбище в г. Порт-Артуре.
АКАТОВ Виктор Николаевич, 1923 года рождения, Московская область, г. Высоковск. Гвардии старший лейтенант, летчик, 18-й гвардейский истребительный авиационный полк 303-й истребительной авиационной дивизии. Погиб в бою 2 сентября 1951 г. Похоронен на братском кладбище в г. Порт-Артуре.
БАТУРОВ Анатолий Иванович, 1919 года рождения, Калужская область, Мосальский район, д. Казарки. Гвардии старший лейтенант, летчик, 18-й гвардейский истребительный авиационный полк 303-й истребительной авиационной дивизии. Погиб в бою 5 декабря 1951 г. Похоронен на братском кладбище в г. Порт-Артуре.
КЛОПИКОВ (КОЛПИКОВ) Сергей Тимофеевич, 1923 года рождения, Грозненская область, Наурский район, ст. Калиновская. Гвардии старший лейтенант, летчик, 18-й гвардейский истребительный авиационный полк 303-й истребительной авиационной дивизии. Погиб в бою 2 сентября 1951 г. Похоронен на братском кладбище в г. Порт-Артуре.
САПОЖНИКОВ Борис Петрович, 1923 года рождения, г. Киров. Призван Ждановским РВК. Гвардии старший лейтенант, летчик, 18-й гвардейский истребительный авиационный полк 303-й истребительной авиационной дивизии. Погиб в бою 16 января 1952 г. Похоронен на братском кладбище в г. Порт-Артуре.
СТЕЛЬМАХ Евгений Михайлович, 1923 года рождения, Белорусская ССР, Могилевская область, Осиповичский район, д. Вязовница. Гвардии старший лейтенант, старший летчик, 18-й гвардейский истребительный авиационный полк 303-й истребительной авиационной дивизии. Погиб в бою 1 июня 1951 г. Похоронен на братском кладбище в г. Порт-Артуре. 10 октября 1951 г. присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
СТЕПАНОВ Василий Иванович, 1923 года рождения, Орловская область, Измалковский район, Глотовский с/с. Гвардии старший лейтенант, летчик, 18-й гвардейский истребительный авиационный полк 303-й истребительной авиационной дивизии. Погиб в бою 6 января 1952 г. Похоронен на братском кладбище в г. Порт-Артуре.
ШУЛЯТЬЕВ Анатолий Иванович, 1923 года рождения, г. Киров. Призван Молотовским РВК. Гвардии старший лейтенант, летчик, 18-й гвардейский истребительный авиационный полк 303-й истребительной авиационной дивизии. Погиб в бою 2 ноября 1951 г. Похоронен на братском кладбище в г. Порт-Артуре.
Известная песня является,между прочим, переводом с английского. Кстати интересный пример работы цензуры: в оригинале они долетели не на \"честном слове\" а \"молитвами\" :-) Слова: Т. Сикорская и С. Болотин 1943г. Исполняет: Л.Утесов
А теперь сходите по этой ссылке и почитайте как беседуют авиаторы (русские, белорусы, украинцы) вспоминая былую свою службу и что говорят о Щукине Л.К. http://www.forumavia.ru/forum/6/2/4424730506902... Если Вам лень, то я дам цитату оттуда:
«ком.полка Герой Союза за Корею полковник Щукин Лев Кириллович,с обожжённым лицом. В сайте прочёл - он живёт в Минске. Если жив - многие ему лета! Было б больше таких как он - не порвали бы страну!»
> Ультиматумы не принимаются. > > Если Вы сможете аргументировать свою позицию - будем обсуждать. > Возможно конструктивный диалог поможет разобраться в ситуации и найти приемлимые решения (может быть и бан Мельника).
> > Если Вы не готовы к конструктивному диалогу - можете начинать удалять сообщения. > quoted1
> > > Пользователь МЕЛЬНИК был забанен на трое суток согласно Правилам. > Но я не о том. > Не надо ставить какие либо условия. > Ни кто ни кого особо ни держит, но и терять пользователей, форуму тоже нет резона. > Все вольны, как уходить так и приходить. > За эти года, форум прошло более 3-х тысяч пользователей > Задержались единицы. > Я тут прикинул, постоянно, пропадая и возвращаясь, сменяя друг друга, на форуме, активно, тусуется десятка два, от силы три, пользователей. > Сравнил с другими форумами, примерно та же, если не хуже, картина. > > Но ни кто не ставит своих условий. >
> Вы вольны поступать так как сочтёте нужным > > ПРОХОДЯЩИЙ - quoted1
Несколько дней назад, выдающегося лётчика, Щукина Льва Кирилловича не стало... Уходят герои, уходят но остаются в памяти благодарных потомков. Слава Герою!И Вечная Память!