Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих обществ. За долгую историю человечества он постоянно изменялся, отражая культурное развитие. Существует огромное множество видов, стилей и форм танца.
Американский хореограф Марта Грэм определяла танец как подлинное выражение глубочайших душевных чувств, высвобождаемое через движение тела.
Танец используется как способ самовыражения, социального общения, в религиозных целях, как состязательный вид спорта,
как показательный вид искусства.
С помощью танца мы можем видеть и чувствовать музыку.
Это тема — снова вынужденный рикошет, отклик на потрясающую дремучесть некоторых персонажей. Но, что интересно, я думаю, что получится она весьма объемной, интересной и насыщенной. Потому что сам предмет разговора здесь такой — танец как пластическое искусство. Танец, по всей вероятности — древнейшее из искусств: Возникнув в глубокой древности, танец сопровождает человека от эпохи к эпохе. Танец — это выброс эмоций, всплеск энергии, выраженный в пластике движений тела. Начать хочу вот с чего. Международный день танца (англ. International Dance Day) — такой специальный праздник, который по инициативе ЮНЕСКО отмечается 29 апреля более 40 лет. (С 1982 года) Он посвящен всем стилям танца, и по замыслу инициаторов призван объединить все жанры и направления танца, как особого вида искусства, подчеркнуть его способность преодолеть все политические, этнические, культурные границы и стать НАД ними. Над этими границами, позволяя людям говорить на одном языке — языке движений и пластики, языке танца. Дата — 29 апреля была предложена хореографом и педагогом Петром Гусевым в память о французском балетмейстере Жан-Жорже Новерре, жившем во второй половине 18 века. Он вошел в историю как «отец балета», потому что именно он начал первым ставить целые танцевальные спектакли, имевшие законченную сюжетную основу и драматургию. До этого балет был всего лишь фрагментом оперы и существовал внутри оперного спектакля в виде отдельной вставки. Новерр написал ряд теоретических разработок по специфике героического балета, танца-трагедии и т. д. обосновав право танца быть отдельным и равноправным видом искусства, рождающегося в содружестве композитора, художника, хореографа и безусловно самого танцора-исполнителя. Потому что именно человек, пластика его тела, являются главным выразительным средством этого вида искусства. По традиции, каждый год кто-либо очень известный в мире танца обращается к общественности всего мира с Посланием, напоминая людям о красоте мира, ценности человека и красоте танца. Первым таким выступающим был Henrik Neubauer в 1982 году. Среди авторов подобных Посланий был Юрий Григорович и Майя Плисецкая, Кадзуо Оно, танцовщик, один из основателей танца буто (Япония) и создатель техники импровизации, танцовщик и хореограф, Уильям Форсайт, Нородом Сиамони, король Камбоджи, и Кэтрин Данэм, одна из первых танцовщиц афроамериканок. Мир танца — безграничен и необыкновенно разнообразен.
Танец «Тысячерукая гуаньинь»
Beriozka «Horovod Chainlet
GEORGIAN DANCES. THE EIGHTH WONDER OF THE WORLD
САМЫЙ СИЛЬНЫЙ БРЕЙКДАНСЕР МИРА? B-BOY JUNIOR ] Ульяна Лопаткина. Она тоже — среди авторов, обращавшихся с Посланием к миру. Ulyana Lopatkina — Nikiya Death
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Заули Несколько раз разные юзеры притаскивали сюда вот этот ролик, пытаясь этим то ли что-то показать, то ли доказать.. Как обычно - непонятно что именно. Поэтому - чтобы было понятно, с него и начнем ликбез.
Это - Заули - ритуальный танец народа Гуро. Проживает этот народ в центральной части Кот-д'Ивуара. Музыка в этом ролике, естественно, не "родная" пристроенная авторами роликов. Кстати таких роликов с музыкой именно этого диджейского дуэта несколько. Видно по ритмике здорово ложится. - диджейский дуэт - это Vini Vici из Израиля. и По идее оно звучит и смотрится так
Маска Заули, используемая в танце, была создана в 1950-х годах, как сообщается, вдохновленная девушкой по имени "Джела Лу Заули"(что означает "Заули, дочь Джелы"). Однако истории о происхождении маски разнообразны, и каждая маска может иметь свою собственную символическую историю. В каждой деревне Гуро есть местный танцор Заули (всегда мужчина), который исполняет танец во время похорон и торжеств. Считается, что танец повышает производительность труда в деревне, в которой он исполняется, и приносит ей благополучие. Этот ритуал рассматривается как способ объединения сообщества Гуро и, как следствие, всей страны. В общем выглядит это примерно так: в начале звучит музыкальный проигрыш, музыканты и певцы как бы «вызывают» танцора Заули своей музыкой. Сам танцор в маске, укутанный накидкой, появляется немного позже, вступая в круг, который образовывают музыканты. Zaouli de Manfla характеризуется чрезвычайно быстрыми и ритмичными шагами, исполняемыми под звуки барабанов и флейт оркестра. Также для аккомпанемента этому танцу используются claclay (музыкальный инструмент Гуро, изготовленный из куска полого ствола дерева, и в котором проделано 2 отверстия). При этом движения рук и ног абсолютно импровизационные, просто исполняются в ритм музыки. Маска, которую носят танцоры, изготовлена в ярких цветах, при этом она обладает изящными тонкими чертами, поскольку является воплощением женской красоты. Маску также часто украшают изображениями животных, обычно змей и птиц, но в некоторых селениях Гуро встречаются и изображения других животных. Что любопытно, Zaouli de Manfla всегда исполняют только мужчины, несмотря на том, что маска символизирует женскую красоту. Человек носит маску, а также накидку из ткани, которая скрывает его голову и плечи. На лодыжки и запястья часто одевают браслеты. Все это очень ярко и экзотично. Вот так звучит реальная музыка Гуро на сцене
На сцене - африканский ансамбль Университета Огайо Заули: Самба Диалло и Ведущий барабанщик: Гуэй Каф П. Правда в комментам там их раскритиковали . Танец в основном. Вот еще пару примеров.
Наконец то раздел Культура наполнен подобающим! Спасибо за тему — интересно! И очень даже своевременно!
Я так и вообще не думаю что сегодня у человечества есть хоть одна проблема важнее танца и его понимания. Управление телом это прямое управление материей — голым сознанием, а с учетом понимания танца другими людьми это своего рода телепатия и вариант объединения людей минуя социально-государственное программирование на рознь и сопутствующие ей последствия.
> Несколько раз разные юзеры притаскивали сюда вот этот ролик, пытаясь этим то ли что-то показать, то ли доказать.. Как обычно - непонятно что именно. quoted1
Это надо показывать - росийскому автопрому.. Как пример, какая должна быть подвеска на автомобиле.... (Шутка)...
> Во многих обрядах женщинам участвовать не разрешалось. quoted1
Совершенно верно. По традиции танцоры Заули - только мужчины. Женский вариант появился, но только в последнее время и далеко не такой эффектный. Сейчас, в связи с популярностью и интересом, существуют школы Заули. В смысле - обучение желающих. Теряется значимость обряда. Вместо нее иногда - фишка для туристов. Ну вот так оно может выглядеть
> Я так и вообще не думаю что сегодня у человечества есть хоть одна проблема важнее танца и его понимания. > Управление телом это прямое управление материей — голым сознанием, а с учетом понимания танца другими людьми это своего рода телепатия и вариант объединения людей минуя социально-государственное программирование на рознь и сопутствующие ей последствия. > quoted1
Ну, у человечества столько проблем, что это только одна из них. Но что справедливо. что умение владеть своим телом, использовать пластику движений. дыхание и т. д.- очень важно. И вполне возможно - недооцененный ресурс того. что мы имеем в распоряжении. Дальше - небольшая интермедия. которых в этой теме будет много.
Китайцы говорят: человек живет, пока танцует... Наверное где-то так. Вот понятно, что от аутентики это очень далеко - но очень нежно, изящно и красиво. С зонтиками
И вот это - тоже. С веером. И звучит интересно. Это ОСТ дорамы "Удушающая сладость, заиндевелый пепел"
Вот это - совершенно сумасшедшая техника. Можно даже спорить - что это, танец или акробатика? И то и другое. Хореография такая. На грани фантастики... World of Dance 2018 Charity & Andres
И вот тоже техника любопытная. Забавная такая. Очень легко двигаются. Это Сэм Уэст - чемпион США по шэгу. Шэг — один из подвидов джазовых танцев, которых очень много. Интересно, что шэг считается официальным танцем штата Южная Каролина. Его особенность - очень сложная и грациозная работа ног, которые будто бы легко скользят над сценой. В Америке, где шэг пользуется популярностью в пляжном городке Миртл-Бич в штате Южная Каролина с 1984 года проводится ежегодный чемпионат, посвящённый этому танцевальному стилю.. Sam West and Kayla Henley Mixed Doubles Shaggers Hardwood Championship 2018
Уэст танцует шэг с девяти лет, когда начал выступать вместе с матерью - тоже известной исполнительницей. Сейчас танцует с дочерью. Вот так всю жизнь с танцем... Понятно, что мастер супер-класса. Здесь - все семейство
littlegene (littlegene) писал (а) в ответ на сообщение:
> Как говорят в России (услышал только в России): танцы - это вертикальные выражения... горизонтальных желаний... > quoted1
Не доводилось подобного услышать. а как в этом случае быть с многочисленными ритуальными охотничьими и военными танцами? Кстати у большинства народов есть только мужские и только женские танцы. Думаю, сказанное Вами - очень сильное упрощение самого понятия танца. Хотя. понятно, что есть много танцев завязанных именно на "горизонтальные желания" :)
Сейчас речь пойдет о народе относительно южном. Сиртаки. Греция. «Что делают греки? — Они танцуют». Этими словами героини классического фильма о Греции «Мое большое греческое лето» хочется начать рассказ о «фирменном» танце Греции — Сиртаки. Специфическая изюминка здесь то, что общеизвестный и воспринимающийся как истинно народный танец, был создан совсем недавно и, в какой-то степени, благодаря случаю. Он пришел к нам с киноэкрана и впервые был исполнен в культовом фильме режиссера «Грек Зорба». Историю эту рассказывают так: Накануне съемок последних сцен, в которых герои танцуют греческий танец на пустынном пляже, актер Энтони Куинн сломал ногу. Вот и пришлось придумывать нечто, что позволило бы доснять фильм, не отказываясь от начальной задумки. Построили танец как чередование медленных и плавных скользящих движений (Куинн) с быстрыми (дублер). Вот так это выглядело.
Понятно. что придумывали танец не на пустом месте. В основе стиля Сиртаки лежат несколько весьма древних составляющих. Хасапико — древний танец греков-воинов. В хасапико танцующие тоже строятся в ряды и кладут руки друг другу на плечи. Исторических сведений об этом стиле сохранилось немного. По преданиям, хасапико танцевали мясники на Пасху, Название — с турецкого «касап» переводится как «торговец мясом». Это подтверждает происхождение направления. Хотя, при чем тут тогда воины? Просто есть и другая версия происхождения. По ней — это военный танец Византийской эпохи. Шаги и философия танца были очень простыми: воины выходили на поле битвы и старались уничтожить всех врагов. Другими словами эти «танцоры» были избранными воинами, которые убивали без разбору все, что мешало им на поле боя, а потом танцевали Кассапико на праздниках, и это отличало их от других отрядов воинов.
Хасапосервико — быстрый вариант. Ускорить темп танца додумались сербы, пришедшие в Византию примерно в IX. веке. Их вклад в развитие стиля прослеживается и в названии: хасапосервико.: Хасапико, исполняемый сербами.
А вот в основе всего этого — Сиртос — истинный народный танец греков. В современном представлении это целая группа стилей, объединяющая культуры различных греческих областей. От сиртоса сиртаки унаследовал медленные па. Вот эту медленную и плавную часть, которая спасла положение во время съемок фильма. Ну и бОльшую часть названия.
Вот все в кучу, плюс блестящая, узнаваемая с первых нот музыка Микиса Теодоракиса, — и в результате визитная карточка Греции — пластическое воплощение менталитета народа — готова. Такая плавная медлительность, даже отстраненность в начале, потом бурный всплеск очень энергичных движений (вплоть до некоторой даже метушливости) и снова замедлились… Если руки на плечи других танцующих — возникает эффект синергии — когда энергии больше, чем механическая сумма частей… Весь танец — как сжатая пружина, в любой момент готовая распрямиться.
И еще пару примеров разных греческих танцев, родственных сиртаки. Самый длинный в мире Хасапико был станцован в Лимасоле в 2011 году. более 850 участников Рекорд зафиксирован в Книге Гинесса
В какой=то степени Сиртаки – это то, что можно назвать «выставочный вариант». Элемент визитки страны, если можно так сказать. Вот здесь такая театральность подчеркнута. Инструмент в руках у музыкантов – легендарная греческая бузука – тоже такая фирменная фольклорная фишка, как в Украине – бандура, а на Руси – гусли.…
Там в некоторых клипах мелькнул логотип Shakalli. Это танцевльная школа, которая была основана хореографом Мики Шиакалли еще в 1975 году и с тех пор считается ведущей в мире греческого танца и греческой культуры(сама Греция, Кипр, диаспора). Кстати, во многих областях различия между разными регионами сохраняются, что вполне естественно. Вот просто несколько примеров Διαθήκη -Ζειμπέκικο Christos & Elena Shakalli & ShakallisDance2022/Reloading Dance
Цыганцина легонькая такая послышалась? Правильно есть и такая составляющая в греческой народной культуре... Christos Shakallis - - представитель семьи и школы Shakall . Танцует он Зейбекикио, который иногда называют "Танец пьяного грека".. Танец с историей и филосояией, о которой надо написать подробнее... Christos Shakallis - Zeibekiko "Erotas Archangelos" ShakallisDance2016
> От природы танец — это сексуальное действие. quoted1
Не обязательно. Есть масса ритуальных и прочих танцев, где сексуальное действие не предполагается. Вернее, я думаю, будет так: «От природы танец — это обнаженная эмоция, выраженная в пластике». А какая именно — зависит от многого ситуации. предназначения танца и т. д. Например упомянутый выше греческий Zeibekiko - это меланхолия и одиночество… Вот такая тягучая меланхолия — одна из составных греческой народной культуры вообще. Одним из ее воплощений является Зейбекико. Танец, как я там уже говорила с историей и философией. Zeibekiko. Греция.
Хорошо исполняемый зейбекико — сильное зрелище. В течение долгого времени это был индивидуальный мужской танец, и женщины начали танцевать зейбекико только в последнее время. Это — медленный, тягучий «тяжелый танец» исполняемый в ритме 9/8. Хотя есть несколько версий происхождения этого танца, все они связывают корни зейбекико с периодом турецкого ига. В нем — тоска, меланхолия, внешнее унижение и внутреннее чувство собственного достоинства одновременно. У танца тоже «военное» происхождение, и когда-то его танцевали в военной форме и с оружием. На самом деле точное происхождение — неизвестно и версий — целая куча. Так или иначе, танец «пропутешествовал» из Фракии в Микрасию, а потом с беженцами из Турции обратно на Балканский полуостров. И очень широко распространился. Это строго индивидуальный танец, основанный на импровизации, нет никаких конкретных последовательностей движений, рисунка, композиции. Но есть определенные правила. И первое — главное — танцора нельзя прерывать. Нельзя пытаться «составить ему компанию». Участие выражается в том, что зрители опускаются на одно колено и хлопают, отбивая ритм. Все. Потому что Зейбекико — это своего рода исповедь.
Каждый танцор использует свои фигуры. Таким образом, это возможность импровизации, возможность самовыражения, что сделало этот танец одним из самых популярных греческих танцев в наше время.
Еще одно правило — маленькая площадь. Считается. что чем выше мастерство — тем меньшая площадь нужна исполнителю. Это потому, что его долгое время танцевали «подпольно», скрытно. Танец не предназначен для исполнения на площадях. Танцуют его везде: на бузукиа, в музыкальный тавернах, в «ребетадика», везде, где звучит соответствующая музыка и создается соответствующее настроение. Муыка — с обязательной бузукой и песней в стиле рембетико. (нечто, отдаленно родственное шансону) Именно поэтому его и называют иногда, «танцем пьяного грека», что подразумевается вот такое состояние определенной раскрепощенности, готовности к выбросу эмоции, для чего и требуется вот эта «подогретость» Но, в то же время, танцующий сохраняет очень четкий контроль за собственной пластикой. Ну можно из всего этого и вот такой концертный номер сделать, сохранив при этом основные элементы Зейбекико.