Нетолерантный (vzk527) писал (а) в ответ на сообщение:
> С чего решили что Полтава не влияет? Дело же не в конкретной битве, а в том что был поставлен крест на шведских амбициях стать большой Империей. > Сейчас у них таких амбиций нет, но историческая обида сказывается. quoted1
Три века шведы хранят в душе некоторое хамство в отношении России? И именно за то, что Россия отбила им имперские амбиции? Плохо вяжется с фактами истории. Великодержавие - непосильная ноша для бедной и малонаселённой страны, какой была Швеция. Бесконечные войны в 17-18 вв., в которых участвовала Швеция, истощили страну. И две сотни лет назад возник феномен шведского нейтралитета. Интересно, что отцом того нейтралитета стал вояка из вояк - Карл XIV, он же наполеоновский маршал Бернадотт.
Двести лет Швеция благоденствует в нейтралитете и, подозреваю, плевать шведам на морок Великодержавия.
Нетолерантный (vzk527) писал (а) в ответ на сообщение:
> А вообще результаты рейтинга логичны…… в целом отражают неприязнь к России со стороны западного христианства после раскола в 1054 году и первых крестовых походах на Русь вдохновленных призывами римских пап в начале 13 века… quoted1
Тут мне стало интересно... Есть у Вас какое-нибудь документальное подтверждение того, что нехорошие римские папы призывали к крестовым походам на Русь? Какая-то папская булла на эту тему? Насколько мне известно ту буллу долго искали ещё советские "историки", но так и не нашли. А Вам та булла открылась?
И второе: а сами крестовые походы на Русь, они состоялись? Где и когда?
> Есть у Вас какое-нибудь документальное подтверждение того, что нехорошие римские папы призывали к крестовым походам на Русь? quoted1
Уже начиная с 1229 года папа Римский Григорий IX призывал правителей восточной Прибалтики бороться против Руси и её союзников[5].
23 января 1229 года он направил послания в Ригу, Любек, Швецию, на Готланд с призывом начать торговую блокаду Руси «до тех пор, пока не прекратят все враждебные действия против новокрещённых финнов». Рекомендовалось воспретить поставлять на Русь оружие, железо, медь, свинец, лошадей и продовольствие". Примечательно, что папские послания были выпущены в период, когда в Новгороде разразился жесточайший голод, при этом немецкие купцы папу не послушались и новгородцев в конце концов выручили.
3 февраля 1232 года он выдает своему легату Балдуину Альнскому послание, запрещающее заключать мир или заключать соглашения с язычниками и русскими (Rutenus).[5]
Хрусталёв, Денис Григорьевич. Русь и Ливония: Русско-Ливонские войны 1240−1242 гг // Северные крестоносцы. Русь в борьбе за сферы влияния в восточной Прибалтике XII—XIII вв. / Трофимов В.Ю. — научное издание. — Санкт-Петербург: Евразия, 2018. — С. 271−300. — 622 с. — ISBN 978−5-91852−183−0.
В булле от 24 ноября 1232 года Григорий IX просил Ливонское братство меча направить войска, чтобы защитить наполовину языческую Финляндию, крещение которой проводили шведские епископы, от колонизации её новгородцами[12].
В 1234 году войска Ливонского ордена потерпели поражение от новгородцев, возглавляемых князем Ярославом Всеволодовичем, в сражении на Омовже близ Юрьева.
В папской булле от 9 декабря 1237 Григорий IX обратился к шведскому архиепископу и его епископам с призывом организовать «крестовый поход» в Финляндию «против тавастов» и их «близких соседей». Тем самым, призывая крестоносцев уничтожать «врагов креста», папа имел в виду наряду с тавастами (другое название — емь) также карелов и русских, в союзе с которыми тавасты в эти годы энергично противились католической экспансии.
Вильгельм Моденский по распоряжению папы стал активно формировать антирусскую коалицию. При его участии 7 июня 1238 года в Стенби, резиденции датского короля Вальдемара II, состоялась встреча короля с магистром уже объединённого Тевтонского ордена в Ливонии Германом Балком. Тогда был составлен договор по Эстонии, согласно которому треть завоёванных земель отдавалась Ордену, остальные — датскому королю. Тогда же обсуждался и вопрос о совместном выступлении на Русь трёх главных участников коалиции: с одной стороны — датских крестоносцев, располагавшихся в Эстонии, тевтонцев из Ливонии и крестоносцев, обосновавшихся в Финляндии, а с другой — шведских рыцарей. Это был единственный раз, когда объединились три силы западноевропейского рыцарства: шведы, немцы и датчане.
В 1238 году римский папа благословил короля Швеции на крестовый поход против новгородских земель, а всем участникам этого похода обещал отпущение грехов[13].
Немецкие рыцари в августе-сентябре захватили крепость Изборск, разбили посланный на выручку Изборску отряд из Пскова, а вскоре взяли и сам Псков. Тем временем новгородская знать изгнала Александра Ярославича, но зимой немцы заняли земли вожан, обложили их данью, построили близ Финского залива крепость Копорье и подошли на 30−40 вёрст к Новгороду. Немецкие рыцари основательно оседали на захваченных землях, получая на это из Рима «узаконенное право». Папа Григорий IX отдал захваченные крестоносцами русские земли эзельскому епископу Генриху, который в апреле 1241 года, в свою очередь, заключил договор с рыцарями, по которому управление землями передавал им, в том числе и сбор податей (поскольку «на них падает труд, издержки и опасность при покорении язычников», к числу коих были причислены и православные христиане), десятую часть которых забирал в пользу католической церкви.
Но вскоре ситуация изменилась — Александр вернулся в Новгород и к началу 1242 года смог отбить все захваченные немцами территории, после чего повёл русское войско на территорию Ливонского Ордена. 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера состоялась знаменитая битва, вошедшая в историю как Ледовое побоище. Немецкие рыцари были разбиты русским войском, что фактически означало провал попыток крестоносцев захватить богатые земли Новгорода и Пскова.
Есть сведения[9] о двух посланиях папы римского Иннокентия IV Александру Невскому. В первом папа предлагает Александру последовать примеру отца, согласившегося (папа ссылался на Плано Карпини, в трудах которого данное известие отсутствует) перед смертью подчиниться римскому престолу, а также предлагает координацию действий с тевтонцами в случае нападения татар на Русь. Во втором послании папа упоминает о согласии Александра креститься в католическую веру и построить католический храм в Пскове, а также просит принять его посла — архиепископа Прусского. В 1251 году к Александру Невскому в Новгород приехали два кардинала с буллой.
…По рассказу летописца, Невский, посоветовавшись с мудрыми людьми, изложил всю историю Руси и в заключение сказал: «си вся съведаем добре, а от вас учения не принимаем».