— Одна из причин пролонгации проекта — неготовность военно-транспортного Ил-76МД-90, который в прессе именуется Ил-476. На его базе и создается А-100, но пока, как вам известно, летает только один опытный экземпляр. Чтобы сделать из него настоящий самолет ДРЛО, конструкторы должны иметь серийную машину и знать все нюансы аэродинамики, — рассказал он.
Российский АВАКС морально устарел до появления на свет <nobr>08.02.2013</nobr> Известия.ru Разделы: Авиация, Состояние и перспективы ОПК, Новые разработки
-7 Понравилась новость? +6
Проект дальнего радиолокационного обнаружения вступит в строй на два года позже срока
Главкомат Военно-воздушных сил перенес срок окончания проекта самолета А-100 дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) с 2015 года на 2017-й. Тем самым военные пошли навстречу неоднократным просьбам разработчика А-100 — московского ОАО «Концерн радиостроения Вега», заявил «Известиям» информированный источник в главкомате.
— Одна из причин пролонгации проекта — неготовность военно-транспортного Ил-76МД-90, который в прессе именуется Ил-476. На его базе и создается А-100, но пока, как вам известно, летает только один опытный экземпляр. Чтобы сделать из него настоящий самолет ДРЛО, конструкторы должны иметь серийную машину и знать все нюансы аэродинамики, — рассказал он.
Глубоко модернизированный Ил-76МД-90 еще не пошел в серию, а Минобороны уже связывает с ним обширные планы. Самолет может стать даже фактором российско-украинских межгосударственных отношений.
Однако сейчас представители заказчика, то есть Минобороны, обуяны сомнениями в способности концерна дать результат. Собеседник в ВВС сообщил «Известиям», что в радаре обнаружен ряд конструкторских просчетов, которые ставят под вопрос его работоспособность.
Программа «отечественного АВАКСа» началась в 2000 году. Конкурс выиграл концерн ПВО «Алмаз-Антей», который предполагал создать на базе А-100 сложный многопозиционный комплекс разведки, предупреждения и оповещения. Из-за больших габаритов оборудования в качестве носителя рассматривался тяжелый Ил-76 или вообще широкофюзеляжный Ан-124 «Руслан».
Работы велись ни шатко ни валко. В 2002 году Минобороны разорвало договор с концерном и предложило передать всю документацию «Веге», а спустя семь лет выделило для экспериментов один Ил-76. К 2010 году стало понятно, что концерн радиостроения отстает от графика, самолет с предварительным оборудованием не совершил ни одного полета, а застрял на полигоне Таганрогского авиационного научно-технического комплекса имени Бериева.
Официально же гендиректор «Веги» Владимир Верба выражался весьма оптимистично, пообещав серьезный прорыв и готовность проекта через три-четыре года. В 2011 году тогдашний главком ВВС Александр Зелин уточнил, что А-100 поднимется в воздух в 2016 году.
Информированные источники в ОПК говорят «Известиям», что на самом деле в тот момент произошло одно стоящее событие — заказчик и исполнитель согласовали кандидатуру Ил-76МД-90 в качестве базовой модели. А основные проблемы остались прежними, и даже прибавились новые из-за замены самолета-носителя.
Во-первых, А-100 создавался под «обычный» Ил-76, и замена базы потребовала полной переработки систем, новых продувок в аэродинамических трубах, изменения состава бортового оборудования. По сути, комплекс опять начали создавать с нуля.
Во-вторых, его РЛС с двумя фазированными решетками, которые улавливают радиоизлучения и отражения, согласно тактико-техническому заданию Минобороны должна работать в двух диапазонах (каких именно — гостайна). Кроме того, самолет-носитель необходимо оснастить средствами управления, пассивной разведки и радиоэлектронной борьбы. Основные проблемы возникли как раз с главным радаром, который и есть сердце, глаза и мозг А-100.
Офицер ВВС, участвовавший в проектах ДРЛО с 1982 года, сообщил «Известиям», что ни один жизненно важный прибор толком не работает.
— Документация по РЛС направлена на согласование с Минобороны, но вряд ли куратор программы — главкомат ВВС — ее одобрит. Главное, что радар работает в одном диапазоне, а не двух. Техническая документация пассивной разведки до сих пор не защищена перед заказчиком, и в прошлом году лишь проведены лабораторные работы, — рассказал он.
Специалист считает, что А-100 морально устарел до своего появления на свет. С конца 1990-х годов в передовых мировых державах поменялись как минимум три поколения систем управления и разведки, исходя из теории так называемых сетецентричных войн. Вкратце это означает создание мощных глобальных сетей, которые объединяют и заменяют все существующие военные стратегии, причем война становится сетевым явлением, а боевые действия — сетевыми процессами.
Несмотря на кажущуюся фантастичность этой теории, современные американские системы АВАКС Е-3С с радаром AN/APY-2 созданы именно с прицелом на сетецентричную войну. В отечественном же А-100 реализованы принципы и системы начала 1990-х, уверен собеседник «Известий». Он не исключил, что проект будет закрыт.
Однако его коллега в главкомате ВВС считает, что на российском ДРЛО ставить крест рано.
— Надеюсь, серийное производство Ил-76МД-90 все-таки начнется до 2016 года. Тогда можно будет монтировать комплекс ДРЛО на их бортах, тестировать системы и лишь затем поддаваться алармистским настроениям, — успокоил он.
По его словам, проверить взаимодействие комплекса со штатными бортовыми приборами и изучить влияние корпуса машины на радарное поле вокруг можно только на серийной машине. В свою очередь, представители концерна «Вега» от комментариев воздержались.
Алексей Михайлов, Дмитрий Бальбуров
07.02.2013 Права на данный материал принадлежат Известия.ru Материал размещен правообладателем в открытом доступе
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Минобороны получило первые три летающих «постановщика помех» Ил-22ПП «Порубщик» Михаил Ходаренок 27.10.2016, 21:22
Российские военные получили первый самолет радиоэлектронной борьбы Ил-22ПП «Порубщик». Современное оборудование для постановки помех, установленное на модернизированном летающем командном пункте 1970-х годов, способно избирательно глушить вражескую электронику, выводя из строя боевую авиацию, ПВО и беспилотники противника, щадя при этом отечественную технику.
О завершении государственных испытаний опытного образца самолета с рекомендацией о принятии его на вооружение ВКС России директор ЭМЗ им. Мясищева Александр Горбунов доложил министру обороны Сергею Шойгу во время единого дня военной приемки 21 октября 2016 года, говорится в сообщении ОАК.
В ноябре 2016 года планируется передача заказчику еще двух серийных самолетов.
Аппаратура комплекса позволяет эффективно бороться с современными самолетами дальнего радиолокационного обнаружения типа AWACS ВВС США, радиотехническими средствами комплексов ПВО типа Patriot и глушить каналы управления военными беспилотниками.
Также Ил-22ПП способен вести радиоэлектронную разведку и групповую защиту своих самолетов от средств РЭБ противника.
Вся передовая радиоэлектронная начинка самолета Ил-22ПП разработана предприятиями и институтами, входящими в состав концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), рассказал «Газете.Ru» советник первого заместителя генерального директора КРЭТ Владимир Михеев. В России завершаются работы над новым вертолетным комплексом РЭБ Врага ослепит новый «Рычаг»
В России готов к испытаниям новый вертолетный комплекс радиоэлектронного подавления, утверждают источники. Речь идет о модернизированном варианте… →
"Боевые возможности «Порубщика» намного превышают все, что было создано в этой сфере ранее. У Ил-22ПП очень хорошие характеристики по ведению разведки, эти самолеты могут работать в составе группы, и оборудование на его борту самое современное — цифровая техника и фазированные антенные решетки.
Семейство военных самолетов Ил-20/Ил-22 создавалось на базе гражданского турбовинтового лайнера Ил-18 (по кодификации НАТО Coot — «Лысуха»), который в СССР начали серийно выпускать еще в конце 1950-х. Ил-18 заинтересовал военных своей экономичностью и способностью долго держаться в воздухе.
На платформе Ил-20 создали несколько машин специального назначения. В частности, измерительные комплексы для испытаний ракетной техники, самолеты радиотехнической разведки и воздушные командные пункты Ил-22.
Существует несколько разновидностей этих машин. Одна из них — Ил-22М11 — последняя версия российского воздушного командного пункта. Другая — модификация самолетов радиотехнической разведки Ил-20М по проектам «Монитор» и «Анаграмма».
«Порубщик» — последняя модификация этого самолета. Этот самолет оснащен самыми последними средствами радиоэлектронной борьбы, в частности боковыми антеннами и буксируемыми передатчиками, разматывающимися в полете на несколько сотен метров.
При создании этой системы РЭБ были применены некоторые технические решения, благодаря которым у «Порубщика» появилась способность воздействовать исключительно на сигналы с определенной частотой, не затрагивая другие.
Ранее комплексы РЭБ предыдущих моделей во время работы нередко подавляли сигналы не только вражеских радиоэлектронных систем, но и своих средств.
Перед включением системы активных помех «Порубщика» он сканирует все имеющиеся радиосигналы и находит частоты, на которых работают передатчики противника, рассказал «Газете.Ru» представитель КРЭТ. В это время сам самолет ничего не излучает и аппаратура работает исключительно в режиме приема. После обнаружения наиболее важного канала связи противника или сигнала вражеской радиолокационной станции операторы оборудования ставят помехи в требуемом диапазоне частот.
Несколько таких самолетов смогут нарушить или даже полностью парализовать на большой территории самолеты дальнего радиолокационного обнаружения, летающие командные пункты, системы ПВО, авиацию и беспилотники противника.
Опытно-конструкторские работы над проектом «Порубщик» начались еще в рамках госконтракта от 8 ноября 2009 года, рассказал «Газете.Ru» заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Михаил Барабанов.
«Опытный образец Ил-22П (регистрационный номер RA-75903) начал летно-конструкторские испытания в 2011 году, государственные совместные испытания были начаты в 2014 году и завершены в прошлом году. Переоборудование второго (первого серийного) самолета Ил-22ПП осуществлялось заводом имени Мясищева по контракту 2012 года (регистрационный номер самолета — RF-90786). Переоборудование третьего (второго серийного) самолета Ил-22ПП было выполнено по контракту от 11 июня 2014 года. Все три самолета были переделаны из воздушных пунктов управления Ил-22».
Построенную в конце 1970-х машину перед установкой аппаратуры РЭБ отремонтировали и модернизировали. Самым заметным отличием самолета Ил-22ПП от базовой модификации стали несколько крупных обтекателей на бортах, внутри которых располагаются антенны.
> так это не А-100, и кабита пилотов — 60-е, нет, 50-е годы… ни одного цифрового дисплея у пилотов, аналоговая авионика > > а что трубит пропаганда?! quoted1
А зачем пилотам в таком самолете цифровые дисплеи? Цифровой был виден у технарей, кто РЭБ ведет…
Dieter Hiftler (romulus) писал (а) в ответ на сообщение:
> Российский АВАКС морально устарел до появления на свет quoted1
Российской (советской) системе АВАКС уже десятки лет. Так что заголовок не соответствует действительности. Ну, а то, что в разработке, принятии на вооружение, эксплуатации новых образцов техники случаются неудачи, так это нормально. Не спотыкается тот, кто не ходит. Если с конкретным А-100 есть проблемы, значит будут решать, доводить до ума или вообще закроют проект. А-100 не первый, и не последний проект авиационного дальнего обнаружения
> Российской (советской) системе АВАКС уже десятки лет. quoted1
отставания ведь, а не опережения
> Так что заголовок не соответствует действительности. quoted1
еще как соответствует, пресса не укрская, а российская и спецы российские, а не форумные
> Ну, а то, что в разработке, принятии на вооружение, эксплуатации новых образцов техники случаются неудачи, так это нормально. Не спотыкается тот, кто не ходит. quoted1
20 лет молототь впустую -- так, «мелкие неудачи»
> Если с конкретным А-100 есть проблемы, значит будут решать, доводить до ума или вообще закроют проект. А-100 не первый, и не последний проект авиационного дальнего обнаружения quoted1
Dieter Hiftler (romulus) писал (а) в ответ на сообщение:
>> Так что заголовок не соответствует действительности. > еще как соответствует, пресса не укрская, а российская и спецы российские, а не форумные quoted1
Мне плевать чья пресса, но заголовок не соответствует действительности. По содержимому самой статьи я не возражал. Dieter Hiftler (romulus) писал (а) в ответ на сообщение:
>> Ну, а то, что в разработке, принятии на вооружение, эксплуатации новых образцов техники случаются неудачи, так это нормально. Не спотыкается тот, кто не ходит. > 20 лет молототь впустую -- так, «мелкие неудачи» quoted1
Для вас мелкие неудачи, для меня просто неудачи. Как смотреть. Dieter Hiftler (romulus) писал (а) в ответ на сообщение:
Dieter Hiftler (romulus) писал (а) в ответ на сообщение:
> С конца 1990-х годов в передовых мировых державах поменялись как минимум три поколения систем управления и разведки, исходя из теории так называемых сетецентричных войн. quoted1
а вот и возможная причина закрытия
Dieter Hiftler (romulus) писал (а) в ответ на сообщение:
> В отечественном же А-100 реализованы принципы и системы начала 1990-х, уверен собеседник «Известий».quoted1
Аж 9-го января первый экземпляр? Ну, круто, что там… А у остальных что? Французский, британский или немецкий ДРЛО хотелось бы увидеть уже, наконец. Кто там у нас ещё в НАТО… на турецкий посмотрел бы с удовольствием… Там, по-моему, только у шведов что-то делалось Эриксоном. И то, с А-50 по возможностям сравнивать глупо абсолютно.