Загадка Марии Египетской особая роль женщины в христианстве
Александр Дугин
О преподобной Марии Египетской. О чем нам говорит житие блудницы, ставшей христианской святой, и почему высшей точкой Великого Поста считается именно «Мариино стояние».
· В описании поражают подробности на грани христианской морали, которые мы встречаем в этом каноне. Первая часть жития Марии Египетской — о блуде, общении с мужским полом. Все это описывается с такими подробностями, что кажется — как такое можно читать во время Великого Поста? Но на самом деле эти подробности необходимы для контраста — чтобы показать, насколько глубоким может быть падение человека, и как можно в любой ситуации через обращение к полюсу Духа спастись и достичь святости.
· В греческой культуре, и в византийской существовало предание: пик распущенности и греховного поведения женщина демонстрируют египтянки. О них ходили легенды, что у них было столько колец, сколько было возлюбленных, были предания о «сакральной проституции».
· Но когда Мария Египетская рассказывает об этом после покаяния, она упоминает важную деталь: она не просто блудила с мужчинами, она была этому предана. Блуд был не просто способом зарабатывания денег (а Мария Египетская не брала денег), а становится служением плоти. Она жила в грехе, как в культе.
· Когда она приехала в Иерусалим, она не смогла переступить порог храма. Ключ греха не подействовал. И в этот момент происходит переворот в ее сознании: метафизика плоти — это не её судьба, это нечто низкое и постыдное. Настоящей преданности заслуживает небесное, чистое начало, воплощенное в иконе Пресвятой Богородице. И это озарение, переход — и есть смысл Великого Поста. После этого она исповедуется, и затем уходит в пустыню. Произошло настоящее чудо.
· Все чудеса, которые последовали за этим, их исток был в этом обращении. Это была решимость с такой же полнотой отдаться небесному Богу, как ранее она служила греху и плоти. Это одна и та же женщина, которая не имеет границ в своей страсти, своей преданности, своей любви. В первой половине жизни она реализует свою женственность в мире тела, во второй — становится женщиной, преображенной Святым Духом.
· За 40 лет в пустыне она не ела, но много молилась, и достигла чистой святости. Она хотела искупить свой грех и стать невестой Христовой.
· Можно условно назвать это «православным феминизмом» — это апофеоз, гимн женскому началу — гимн преображению, которая земная женщина способна пройти.
· Можно вспомнить слова философа Татьяны Горичевой, которая говорила об особой роли женщины в христианстве: если мужчины Христа предавали, то нет ни одного сюжета о том, как Христа предали женщины. Когда они проходят путь реализации женского начала и обращаются к Христу, это становится вершиной святости. Поэтому мы так почитаем Марию Египетскую, а в кульминации Поста происходит «Мариино стояние».
· Если идти по пути предельной преданности, которая описана в житии Марии Египетской, Бог не оставит нас. Он пришел не к праведникам — а к нам, грешным.
Если самый настоящий мужчина — самый сильный мужчина, то самая настоящая женщина — самая слабая женщина, то есть та, которая не может устоять ни перед кем из мужчин. О святой проституции писал хорошо Розанов в «Людях лунного света». Вопрос дискуссионный.
Владимир Аникин (32843) писал (а) в ответ на сообщение:
> littlegene (littlegene) писал (а) в ответ на сообщение:
>> О святой проституции писал хорошо Розанов quoted2
>А как же седьмая заповедь? > Не бывает святой проституции, святого разврата или святой кражи. Но любой грех может быть прощен, если раскаяние искреннее. quoted1
Ну, я скорей всего, ошибся. Сакральная. Не святая.
женщине вовсе не обязательно отдаваться каждому встречному мужчине, чтобы быть настоящей женщиной
женская слабость не в этом
она в признании своей слабости перед мужчиной и доверие ему в его силе
и нормальный мужчина, не пользуется такой слабостью, он ее ценит, он оправдывает оказанное ему доверие
как-то так…
когда же женщина начинает сомневаться в силе (духа?) мужчины, это делает его слабым подрывает основы…
идеальный мужчина тот, кто ощущает свою силу рядом с любой женщиной, вне зависимости от ее понимания своей и его природы. женщины перед таким устоять не могут
а идеальная женщина та, которая способна видеть эту силу в любом мужчине, и соответствующим образом вести себя с ним… открыто и беззащитно, позволяя ему проявлять силу, таким образом укрепляя его мужество
в общем…) не надо перекладывать ответственность на партнера/партнершу, нужно самому проявлять свою природу правильно)
> женщине вовсе не обязательно отдаваться каждому встречному мужчине, чтобы быть настоящей женщиной > > женская слабость не в этом > > она в признании своей слабости перед мужчиной и доверие ему в его силе > > и нормальный мужчина, не пользуется такой слабостью, он ее ценит, он оправдывает оказанное ему доверие > > как-то так… > > когда же женщина начинает сомневаться в силе (духа?) мужчины, это делает его слабым подрывает основы… > > идеальный мужчина тот, кто ощущает свою силу рядом с любой женщиной, вне зависимости от ее понимания своей и его природы. женщины перед таким устоять не могут >
> а идеальная женщина та, которая способна видеть эту силу в любом мужчине, и соответствующим образом вести себя с ним… открыто и беззащитно, позволяя ему проявлять силу, таким образом укрепляя его мужество > > в общем…) не надо перекладывать ответственность на партнера/партнершу, нужно самому проявлять свою природу правильно) quoted1
В целом — бесспорно.
> ********* (раскрыть)
Для меня идеальная женщина та, которая в карьере принимает вызов всех обертонов агрессивности той бизнес-сферы в которой она работает, и берет на себя львиный кусок «портфолио», где-то может даже проявляя себя стихийно, со свойственной природе женщин ураганами и катаклизмами. А в свободное время едет и поклоняется иконе, привезенной в ее город, просит любви от конкретного человека (которого сама желает, проще говоря — взаимной любви). Ну и посещает озеро с черными (или белыми) лебедями близ любимого то ли мужского то ли женского монастыря. В уединении и тишине. Отзывчивая на внимание и прочих мужчин со стороны. Ну и чтоб сама — видная.
была у меня такая знакомая, москвичка (я не москвич) Позволяющая и меня (хорошего знакомого) чувствовать себя мужчиной рядом с ней.
принятие вызовов агрессивности может как быть, так и не быть… тут зависит от свойств личности, внегендерно…
есть люди более и менее спокойные сами по себе… кто-то как озеро — безмятежное кто-то как река — целеустремленное Катунь, например, та еще дамочка, с норовом…
женственность-мужественность - это ощущение взаимодействия то, чем мы отличаемся друг от друга и как чувствуем это отличие при встречах, контактах