Сегодня в дни экономического и политического разлома в России, когда вот-вот люди столкнутся напрямую с инфляцией, с ростом цен, с безработицей, во все более усиливающемся государственном терроре.
Необходимо знать, что в истории России, это уже не впервые.
И единственная надежда на превращение страны в нормальное государство, связана только с российским народом.
В любой стране, одна из главных национальных святынь, это отечественная история. Россия в этом отношении отличается особенно острым драматизмом споров, конфликтов относительно истории, обычно связанных с противоположными оценками прошлых событий, как давнишних, так и последнего тридцатилетия.
Когда в напряженной атмосфере взаимной раздраженности спорящих сторон (чтобы не сказать — глубокого взаимного отчуждения, вплоть до презрения и ненависти), лучше всего будет воспользоваться историческим анализом.
Для начала выявим скрытые общие предпосылки в противостоящих позициях. Обычно не являются предметом спора и даже сомнения следующие позиции:
-в российской истории были как высокие взлеты, так и досадные падения и провалы, тормозившие развитие.
-было немало неоправданных поражений, страданий и массовых трагических жертв,
-Россия и граждане России имеют громадный потенциал (природный, человеческий, культурный, духовный и так далее.), который по каким-то причинам не удается полностью реализовать.
В европейской цивилизации существует немало стран, где столетиями происходит полноценная реализация общенационального потенциала, устойчивый рост и развитие общества без провалов, торможения, неоправданных народных страданий и массовых жертв — то есть всего того, что свойственно российской истории. По мнению большой группы российских историков в самой России существует некий загадочный внутренний механизм, систематически порождающий эти нежелательные состояния.
В основе предлагаемого подхода лежит общефилософская установка: повторяющиеся явления порождаются некой скрытой общей причиной.
Какие же систематически повторяющиеся явления в истории России могут служить в роли исходного эмпирического материала? Конечно же, речь пойдет о знаменитой цикличности российской социально-политической истории.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Pashutka (Pashutka) писал (а) в ответ на сообщение:
> В европейской цивилизации существует немало стран, где столетиями происходит полноценная реализация общенационального потенциала, устойчивый рост и развитие общества без провалов, торможения, неоправданных народных страданий и массовых жертв quoted1
Конечно. Завалились ордой на четыре материка — перестреляли местных не глядя, расположились как у себя дома, сосут чужой ресурс и оттуда учат Россию жить. Не говоря уж о немцах прикинувшихся фашистами во имя «добра и справедливости» по дороге ненароком смахнувши с лица земли 60 000 000 человек. Ты о чём вообще? Болезный?
Ну прежде всего, я вполне здоров, тьфу, тьфу чтоб не сглазить ! Ну а во вторых, я излагаю точку зрения российских историков, хотя и сравнительно небольшой группы, об уникальной цикличности российской истории, а ты что думал ?
Искчмтельность только одна - это режим большевиков ,диктатура коммунистической партии . Суть в том ,что даже историю подавляющее большинство знает в коммунистическом изложении ,то есть с классовой точки зрения . Увы настоящую историю России мало кто знает , а тем более настоящую историю СССР . Собствено особенности российской психологии тоже определяются именно коммунистическим воспитанием. Никто не знает ,что во время ВОВ было осуждено за нарушение трудовой дисциплины более 9ми(ионов человек , у всех в голове лишь лозунг "все для фронта " ,то есть не живые люди п лозунги и плакаты А во время войны 1812:года 32 тысячи крестьянских бунтов ,для многих будут шоком , но крепостным было пофиг к о из может запороть насмерть или продать как собаку , тем более русские двворяне по-русски почти не разговаривали . То есть офиуиальнвя история России - это собрание мифов о ее величии . Прикол в том ,что если как заявляет идеология Россия Родина - это ма Об ,то а Очему нельзя любить больную и некрасивую мать ? Интересно как немцы после ВМВ могут быть патриотами ? Но они же патриоты ...Вот ведь оно как .
Я не являюсь профессиональным историком, скорее историк-любитель, поэтому не берусь перечислить и, тем более, проанализировать многочисленные схемы и концепции российских циклов. Я хочу лишь упомянуть только тех историков, описывавших различные по характеру и длительности циклы, которых читал.
а) трезвый научный анализ с минимизацией идеологических оценок,
б) уважение к историческим реалиям и отказ подверстывать их под априорные схемы,
в) четкое выделение и единство переменной, меняющейся в ходе циклических изменений,
г) понимание того, что циклы порождаются разнообразными и изменчивыми факторами объективного и субъективного характера,
д) учет комплексного характера внешних (прежде всего, геополитических) и внутренних — социально-экономических, политических, культурных и поколенческих аспектов.
С помощью этих критериев достаточно легко отбрасываем мистические, религиозные, моралистические, органицистские и нумерологические схемы. Из оставшихся лучше всего отвечают заданным критериям две группы моделей о которых и пойдёт речь дальше.
Pashutka (Pashutka) писал (а) в ответ на сообщение:
> об уникальной цикличности российской истории, quoted1
Где тут «цикличность»? Каждый следующий царь ругает предыдущего и препятствует с пеной у рта всякой альтернативе, душит конкурентов пока сам не исдохнет. С Европой тырятся, французов, немцев по Евразии гоняют, американцев из Вьетнама выпинывают под гогот китайцев. То табакеркой царя замочат, то отравят, то всю царскую семью расстреляют в сраном подвале, потеряют по дороге 25 000 000 человек, полетят первыми в космос или развалят всё, а затем с кровью, болью, вводя всё Человечество в ступор — возвращают свои территории взад, как сейчас. Романтика.
> > zaedik245 (zaedik245) писал (а) в ответ на сообщение:
>> Очему нельзя любить больную и некрасивую мать ? quoted2
>
> Да ладно, Россию любят почти все россияне. > А вот власть - не все. Это же не Россия крестьян в 1812 секла. > quoted1
А почему власть должны любить? Вообще иметь к ней какие-то чувства ?
> zaedik245 (zaedik245) писал (а) в ответ на сообщение:
>> Интересно как немцы после ВМВ могут быть патриотами ? Но они же патриоты ...Вот ведь оно как . quoted2
> > Во многих местах к истории отношение куда проще нашего. quoted1
Да. И это именно коммунистическое воспитание сказывается
> Если уж мы изучаем мифы, какие же вещи изучаются там? quoted1
Я мало знаю ,что там изучают . Но читал довольно много иноземных книг по истории, у них исторические личности более реальные, как и исторические события
> > zaedik245 (zaedik245) писал (а) в ответ на сообщение:
>> Очему нельзя любить больную и некрасивую мать ? quoted2
>
> Да ладно, Россию любят почти все россияне. > А вот власть - не все. Это же не Россия крестьян в 1812 секла. > quoted1
А почему власть должны любить? Вообще иметь к ней какие-то чувства ?
> zaedik245 (zaedik245) писал (а) в ответ на сообщение:
>> Интересно как немцы после ВМВ могут быть патриотами ? Но они же патриоты ...Вот ведь оно как . quoted2
> > Во многих местах к истории отношение куда проще нашего. quoted1
Да. И это именно коммунистическое воспитание сказывается
> Если уж мы изучаем мифы, какие же вещи изучаются там? quoted1
Я мало знаю ,что там изучают . Но читал довольно много иноземных книг по истории, у них исторические личности более реальные, как и исторические события
zaedik245 (zaedik245) писал (а) в ответ на сообщение:
> А почему власть должны любить? Вообще иметь к ней какие-то чувства ? quoted1
Есть такая патология у нашей власти. Да и не только у нашей. Одним кажется, что если внушить (а иногда и вбить) народу любовь к себе, то можно им помыкать, как хочешь.
zaedik245 (zaedik245) писал (а) в ответ на сообщение:
> Я мало знаю ,что там изучают . Но читал довольно много иноземных книг по истории, у них исторические личности более реальные, как и исторические события quoted1
Ну везде своя точка зрения, причем не всегда связанная с источниками.
У нас плохо то, что преподавание мировой истории очень слабое. Но мы это вроде обсуждали.
Честно говоря я слегка удивлён уровнем обсуждения поднятого мною вопроса ! Без личных наездов, без оскорблений оппонентов - такой разговор, друзья мои, дорогого стоит.
Итак : Постигающий (NIGDEON) писал (а) в ответ на сообщение:
Почти совпадающие между собой « Революции служилого класса » по Р.Хелли и « Долгие циклы модернизации » по Р.Вишневскому .
Здесь циклически меняющаяся переменная агрегирует уровень военно-государственной и технологической мобилизации, геополитическое могущество и престиж при социальной стабильности и легитимности власти.
« Первая революция служилого класса » сер. XVI в. известна как военная реформа с введением службы «по отечеству»(для боярских, дворянских, сокольнических детей и так далее) и службы «по прибору» (так из низших сословий набиралось стрелецкое войско).
Этой «революцией сверху» начинается «Грозненский цикл» (сер.XVI – конец XVII вв.), геополитические успехи которого включают подчинение и присоединение Новгорода, Поволжья, Сибири, Дальнего Востока и Аляски, Украины.
« Вторая революция служилого класса » известна как серия государственных реформ Петра I, в результате которых появляется единое служилое дворянское сословие и упорядочение военной и чиновничьей иерархии через Табель о рангах. Соответствующий «Петровский цикл» (нач. XVIII – нач. XX вв.) знаменовался подъемом военной промышленности, образования, науки, присоединением Прибалтики, Финляндии, Крыма, Кавказа, Польши, Средней Азии, Манчжурии.
« Третья революция служилого класса » – это сталинский «крутой поворот» к полному огосударствлению всей экономики и жизни общества на основе массовой централизованной партии, подчиненных ей силовых, советских, профсоюзных, комсомольских и прочих структур. «Сталинский цикл» (1927-1985 гг.) включает принудительную мобилизацию ресурсов (в формах коллективизации и индустриализации), триумф 1945 г., получение контроля над Центральной Европой, возвращение Сахалина и Южных Курил, поддержку прокоммунистических режимов в отдаленных частях планеты, превращение в мировую сверхдержаву, мощные научные, военно-технические и космические программы.
> Есть такая патология у нашей власти. Да и не только у нашей. > Одним кажется, что если внушить (а иногда и вбить) народу любовь к себе, то можно им помыкать, как хочешь. quoted1
Полагаю к нашей власти это меньше всего относится . Внушать любовь нужно там где есть выбор . Там где аыбора нет это не имеет смысла. Но об этом мы тоже писали Мое мнение это тоже следствие коммунистического воспитания, может вообще в целом российской истории , у народа в России никогда не было выьра до 1989 года. Нет привычки выбирать ,менять власти и тому подобное . Лучше синица в руке ,чем журавль в небе ,особенно если его никто даже показать не способен
zaedik245 (zaedik245) писал (а) в ответ на сообщение:
> Крысолов (Рин) писал (а) в ответ на сообщение:
>> Есть такая патология у нашей власти. Да и не только у нашей. >> Одним кажется, что если внушить (а иногда и вбить) народу любовь к себе, то можно им помыкать, как хочешь. quoted2
>Полагаю к нашей власти это меньше всего относится . Внушать любовь нужно там где есть выбор . Там где аыбора нет это не имеет смысла. Но об этом мы тоже писали Мое мнение это тоже следствие коммунистического воспитания, может вообще в целом российской истории , у народа в России никогда не было выьра до 1989 года. Нет привычки выбирать ,менять власти и тому подобное . Лучше синица в руке ,чем журавль в небе ,особенно если его никто даже показать не способен quoted1