Сегодня мы будем разбираться с одним из красивейших советских автомобилей — ГАЗ-13, который более известен под именем Чайка. Не знаю, как вам, а мне Чайка кажется самым красивым легковым автомобилем, созданным за всю историю советского автомобилестроения, и многие со мной солидарны в этом мнении.
Итак, давайте начнём подтверждать или развенчивать слухи про легендарную Чайку. Начнём с дизайна, который по слухам полностью скопирован с американских моделей, в частности, с автомобилей марки Паккард. Сразу скажу, что это миф, и ничего советские конструкторы не копировали.
При создании ГАЗ-13 Чайка перед советскими конструкторами стояла задача создать один из лучших и красивейших лимузинов в мире. Естественно, что было принято решение ориентироваться на американский автопром, который в те годы был лидером в этой области. Перед тем, как начать создавать ГАЗ-13 Чайка, конструкторы и руководство Горьковского автомобильного завода тщательно изучили лучшие образцы американского автопрома, и остановились на Паккардах моделей Patrician и Caribbean.
В 1955 году эти две модели были куплены в США и доставлены в Советский Союз. Именно дизайн этих моделей стал основой, от которой отталкивался Борис Лебедев при создании своей Чайки, но называть Чайку копией Паккардов — это неправильно.
Уже сравнив пропорции Паккардов и ГАЗ-13 становится ясно, что стиль — это одно, а вот автомобили совершенно разные. Много у Чайки отличий даже внешних, а про технические отличия я вообще молчу. Ну и модель Caribbean была двухдверная, если что.
И последнее, дабы начисто разбить доводы скептиков, утверждающих, что в СССР могли писать всё, что угодно про оригинальность ГАЗ-13 Чайка, всё равно это копия американских Паккардов. 1958 год, Всемирная промышленная выставка ЭКСПО-58. Как вы думаете, какой автомобиль взял на этой выставке Гран-При? Да, это была советская Чайка! Очень сомнительно, что на иностранной выставке такого уровня стали бы давать Гран-При какой-то копии Паккарда.
ГАЗ-13 Чайка — правда и мифы про дизайн, двигатель от грузовика, АКПП и прочие особенности этого советского лимузина
Следующий миф про ГАЗ-13 Чайка касается автоматической коробки передач. Многие наши современники утверждают сейчас, что именно Чайка стала первым советским серийным автомобилем, который оснащался автоматической коробкой передач. На самом деле, это не правда. Ещё до появления ГАЗ-13 Чайка, на один советский автомобиль уже ставили АКПП именно классического типа — гидромеханическую трансмиссию. И этот автомобиль был Волгой!
Да, мало кто сейчас об этом знает, но на ГАЗ-21 Волга действительно одно время ставили АКПП. Было это в период с 1957 по 1959 годы, а ГАЗ-13 Чайку начали выпускать как раз-таки с 1959 года серийно. Волг было выпущено с АКПП около 1 500 штук, но так как в СССР полностью отсутствовала техническая база для обслуживания автоматических коробок передач, было решено прекратить выпуск Волг на автомате. Те же ГАЗ-21 с АКПП, которые были выпущены в период с 1957 по 1959 годы, через несколько лет эксплуатации поломались, и АКПП на них заменили на обычные механические коробки передач.
Теперь про двигатель ГАЗ-13 Чайка. Если вы в курсе, то должны знать, что на предшественников Чайки ставили шестицилиндровые двигатели. А вот Чайка получила двигатель V 8 с рабочим объёмом 5,5 литра. Так как в СССР на то время просто не существовало двигателей V 8, многие сейчас считают, что конструкторы завода ГАЗ просто взяли двигатель от грузовика, и переработали его для Чайки.
На самом деле, базой для двигателя Чайки стал двигатель V 8 от Крайслер. Именно на его основе и был создан двигатель ГАЗ-13, который изначально развивал 195 л. с, а потом его модернизировали до 215 л.с.
Так что тут дело обстоит с точностью до наоборот — именно на базе двигателя от Чайки создавали двигатели V 8 для советских грузовиков.
Ну и последний миф о ГАЗ-13 Чайка, гласящий о том, что этот лимузин назвали так в связи с названием более раннего ГАЗ-21 Волга. Согласно легенде, Чайка — это как будто птица, парящая над рекой Волгой, то есть Чайка превосходит Волгу, находится выше её.
На самом деле, Чайку назвали так действительно в связи с Волгой, но с Волгой-рекой, а не с Волгой-автомобилем. Дескать, жители Горького частенько любуются чайками, парящими над рекой Волгой, вот и новый советский лимузин такой же красивый и стремительный, как птица-чайка.
Ну, а вообще, Чайка должна была изначально называться не ГАЗ-13, а М-13, так как предыдущий лимузин назывался М-12. Но так как во время подготовки Чайки к серийному выпуску был снят со всех постов Молотов, то и автомобиль было решено переназвать, без всяких там напоминаний об опальном Молотове.
И ещё один нюанс — изначально хотели назвать ГАЗ-13 Стрелой, но потом всё же решили выбрать название Чайка — видимо, очень уж конструкторы Горьковского автомобильного завода любили свой город, не зря же появились такие названия автомобилей, как Волга и Чайка, ведь Горький — это город на Волге-реке.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
zykovalek (zykovalek) писал (а) в ответ на сообщение:
> Андрей Автухов (55453) писал (а) в ответ на сообщение:
>> И чего, на этом членовозе много людей ездило? quoted2
>6 человек, то есть ближних и дальних родственников первого секретаря обкома, а если потесниться то и 10 влезут quoted1
Тогда не принято было близких родственников олигархами делать, на членовозах возить, на 100-летних мам миллиардные состояния записывать… За один утренний отсос шлюхе новенький «лексус» дарить, как путинские губернаторы, или делать её главой крупной госкорпорации… Башка бы в момент слетела…
avenarius (avenarius) писал (а) в ответ на сообщение:
> Тогда не принято было близких родственников олигархами делать, на членовозах возить, quoted1
Рассказывай сказки слабоумным, все члены семьи машиной пользовались и даже порой меня возили, детство- юность проводил на ведомственных дачах в Юрмале, общался и с первым секретарём ЦК Латвии Августом Эдуардовичем... все эти сказки о близости к народу для совсем даунов
Андрей Автухов (55453) писал (а) в ответ на сообщение:
> avenarius (avenarius) писал (а) в ответ на сообщение:
>> Тогда не принято было близких родственников олигархами делать, на членовозах возить, quoted2
> Рассказывай сказки слабоумным, все члены семьи машиной пользовались и даже порой меня возили, детство- юность проводил на ведомственных дачах в Юрмале, общался и с первым секретарём ЦК Латвии Августом Эдуардовичем... все эти сказки о близости к народу для совсем даунов quoted1
Андрей Автухов (55453) писал (а) в ответ на сообщение:
> avenarius (avenarius) писал (а) в ответ на сообщение:
>> Тогда не принято было близких родственников олигархами делать, на членовозах возить, quoted2
> Рассказывай сказки слабоумным, все члены семьи машиной пользовались и даже порой меня возили, детство- юность проводил на ведомственных дачах в Юрмале, общался и с первым секретарём ЦК Латвии Августом Эдуардовичем... все эти сказки о близости к народу для совсем даунов quoted1
Знаем мы таких "разоблачителей... Борцов с "привилегиями"... У которых потом родня по роскошным альпийским поместьям разбежалась...
А хозяин Москвы, всемогущий член Политбюро Гришин, в рядовой поликлинике умер в очереди от сердечного приступа, в заношенном пальто... Ещё наглости хватает советских партийных чиновников сравнивать с сегодняшним чудовищно насосавшися ворьём...
avenarius (avenarius) писал (а) в ответ на сообщение:
> А хозяин Москвы, всемогущий член Политбюро Гришин, в рядовой поликлинике умер в очереди от сердечного приступа, в заношенном пальто... quoted1
Добавь ещё сюда Галину Брежневу, которая буквально на помойке жила и чуть ли не бомжевала, а ведь как в своё время отжигала , а Рубикса даже посадили на 6 лет за госизмену! В августе 1991-го, будучи первым секретарем ЦК компартии Латвии, поддержал ГКЧП!!! Ну поэтому так и кончали, что у народа было только одно желание- вытереть ноги об этих комуняк, которые не одно десятилетие измывались над Россией и её жителями