Шопенгауэр и Ницше констатируют "смерть" Гегеля. Кантовский трансцендентализм 21 века. Краткое введение в сверхфилософию и сверхкультуру (трансцендентализм) от Канта до Апеля и Хабермаса.
Что еще осталось интересного в истории философии? Новое время - Декарт, Спиноза, Кант
Кант как основа основ континентальной философии Нового времени
Основные философские идеи Канта
Родоначальником немецкой классической философии является Иммануил Кант(1724—1804) – один из величайших умов человечества. Он подчинил всю свою жизнь интеллектуальной деятельности, преодолев телесную немощь, влияние страстей и эмоций. Кант вел размеренный образ жизни: подъем, утренний кофе, чтение лекций, обед, прогулки – все осуществлялось в определенное время. Но “какой удивительный контраст между внешней жизнью этого человека и его могущественным мысленным взором, преобразующим мир!” (Г. Гейне). Не только в философии, но и в конкретной науке Кант был глубоким проникновенным мыслителем.
Философские взгляды Канта прошли определенную эволюцию: он выступал, прежде всего, как крупный ученый — астроном, физик, географ, материалист и диалектик, обосновывающий идею саморазвития природы. Ему принадлежит первенство в обосновании зависимости приливов и отливов от положения Луны, а также — научной гипотезы о происхождении Солнечной системы из газовой туманности (знаменитая работа «Всеобщая естественная история и теория Неба» — 1755г.). Основная проблема этого периода: как на основе рассмотрения только физических сил и процессов объяснить современное состояние Космоса;
радикальная переориентация его интересов на проблемы человека, нравственности, познания. Главные работы этого периода: «Критика чистого разума» (1781 г.), «Основы метафизики нравственности» (1785), «Критика практического разума» (1788г.), «Критика способности суждения» (1790г.). Основные вопросы этого периода: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?», «Что такое человек?»
Кант осуществил коренной переворот в постановке и решении философских проблем. В средневековой философии и философии эпохи Возрождения на первом плане было учение о бытии — онтология. Философы Нового Времени перенесли акцент на общие проблемыгносеологии, но при анализе вопроса о взаимодействии субъекта и объекта предшественники Канта акцентировали внимание на анализе объекта познания. Он же делает предметом философии специфику познающего субъекта; который и определяет способ познания.
Кант разделяет философию на теоретическую и практическую. Предметом теоретической философии является исследование познавательной деятельности, законов человеческого разума и его границ. В «Критике чистого разума» философ сформулировал свой знаменитый вопрос: «Что я могу знать?» – и попытался средствами разума обосновать условия и возможности человеческого познания.
Познающему субъекту по природе присущи некоторые врожденные, априорные (доопытные) формы подхода к действительности, из самой действительности не выводимые: пространство, время, формы рассудка. По Канту, знание, человеческий опыт структурируется на основе априорных форм чувственности и априорных форм рассудка.
Теорию познания Канта можно представить следующим образом: существуют вещи сами по себе; они, воздействуя на органы чувств человека, порождают многообразныехаотическиеощущения, которые упорядочиваются априорными формами чувственности — пространством и временем;вещи сами по себечерез каналы органов чувств, форм чувственности и рассудка становятся достоянием сознания субъекта, “являются ему”, и он может делать о них определенные умозаключения.
Вещи, как они существуют в сознании субъекта, Кант называл явлениями. Человек, по его мнению, может знать только явления. Каковы вещи сами по себе, т. е. каковы их качества и свойства вне сознания субъекта, человек не знает и знать не может. Вещи сами по себе для человека становятся “вещами в себе”, непознанными, нераскрытыми.
Высшая способность субъекта – разум; только ему может быть доступен умопостигаемый мир— то, что находится за пределами опыта: «Бог», «мир в целом», «душа», «свобода». Рассудок же, стремясь к абсолютному знанию, выходит за пределы опыта, впадает при этом в иллюзии, запутывается в противоречиях —антиномиях разума. Антиномии – это исключающие друг друга, но в то же время в равной степени обоснованные суждения. Кант приводит четыре таких антиномии:
1. Тезис: Мир имеет начало (границу) во времени и в пространстве. Антитезис: Мир во времени и в пространстве бесконечен.
2. Тезис: Все в мире состоит из простого. Антитезис: Нет ничего простого, все сложно.
3. Тезис: В мире существуют свободные причины. Антитезис: Нет никакой свободы, все совершается только по законам природы.
4. Тезис: В ряду причин мира есть некая необходимая сущность. Антитезис: В этом ряду нет ничего необходимого, все в нем случайно.
Кант отмечает, что реальный опыт никогда не даст нам окончательного ответа на эти вопросы. На каком же основании мы выбираем определенные идейные позиции? Согласно Канту, здесь мы опираемся лишь на веру. Отсюда знаменитый тезис Канта:“Мне пришлось ограничить (очертить границы) разума, чтобы освободить место вере”. Учение Канта о пределах познания было направлено не против науки, а против слепой убежденности в ее безграничных возможностях, в том, что можно решить любую проблему научными методами. Эти взгляды Канта являются актуальными для нашего времени, когда культ научно-технического разума привел к обострению противоречий современной цивилизации, ставя под угрозу самое существования человечества.
Второй фундаментальный вопрос философии, поставленный Кантом: “Что я должен делать?” Это вопрос нравственный. В вопросах нравственности человекне можетопереться на науку, а значит — и на теоретический разум, который компетентен только в сфере опыта. Человек, по Канту, житель двух миров: чувственно-воспринимаемого (мира причинно-следственных зависимостей) и умопостигаемого — мира свободы.
В сфере свободы действует не теоретический, а практический разум. Законы практического разума — это нравственные законы. Мораль нельзя вывести из опыта, нельзя научно, т.е. на основе теоретического разума, обосновать моральные нормы, поскольку они не относятся к миру явлений. Нравственность, по Канту, ниоткуда не выводима, ничем не обосновывается. Так, совесть побуждает человека к определенным поступкам, хотя нельзя ответить на вопрос,почемусовершается тот или иной поступок. То же самое можно сказать и о долге.
Кантом был сформулирован высший нравственный принцип — категорический императив (предписание), который гласит: “Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего закона”. Это значит: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. Знай, что своими поступками ты формируешь образ действия других и создаешь форму, характер взаимных отношений.
Иная формулировка категорического императива гласит: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству». Подлинно нравственным является такое действие, в котором человек и человечество выступают как высшие цели.
Кант с пафосом говорил: “Две вещи наполняют душу все новым и возрастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем дольше мы размышляем о них, — звездное небо надо мною и моральный закон во мне”.
Д. Антисери и Дж. Реале. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта - С- Петербург, «Пневма», 2002, 880 с, с ил. (TOM 3) скачать ------>
Средние века - выпадают на 1000 лет с 6 до 17 века из-за христианства - схоластика, догматика - никакого развития мысли и мышления
Древняя философия - 1/ Досократики, 2/ Платон, 3/ Аристотель (700 лет чистой философии вне религии (!) до появления христианства - дьявольского учения) - Hе более 160 страниц всего-тo! Кто хочет больше: 2 книги у Хайдеггера о досократиках - Гераклит и Парменид, самые главные среди досократикoв.
Д. Антисери и Дж. Реале. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта - С- Петербург, «Пневма», 2002, 880 с, с ил. (TOM 1) скачать ----->
Краткое введение в сверхфилософию и сверхкультуру (трансцендентализм) от Канта до Апеля и Хабермаса. Volens nolens получился краткий курс современной континентальной философии 21 века, акцептированный в континентальной Европе.
Это ради чего сюда едут мигранты, как некоторые из них указывают в своих анкетах.
Ибо первый вопрос - зачем вы приехали в Европу?
Ответ: изучать философию (!!!). - Это я видел на видео сам.
Наша беседа поможет ридерам написать хороший реферат по современной философии и поехать куда-нить за знаниями.
Могу предвидеть вопрос: А в чем она, эта сверхфилософия и сверхкультура, собсно состоит-то?
Такое большое количество слов и понятий тока запутывают простого человека... ну, скажем, со средним образованием.
Трансцендентальный принцип Канта не конститутивен, а регулативен, прописан не явно в тексте, а где-то, в сорите, например, который может быть и бесконечным для таких понятий как Бог, добро, справедливость...
При этом самой логической цепочки сорита может не видно, но она подразумевается, мыслится, задает неявно тогда условия, при которых крайние члены сорита имеют место, например, А = Z (типа, А есть Бог или Бог есть Z), подробно описывая всю определяющую цепочку выводов и понятий "что есть что" - чтобы добраться до понятия Бог или исходя из него (второй путь), а члены B - Y прописаны в сорите, -- как сверхсубьективное (транссубьективное) , логическое --- в добавок к логике Аристителя, которая всегда присутствует. - Гегель отказался от умозаключений и перешел только к результатам умозаключений - понятиям, типа, А = Z, опустив всю цепочку рассуждений с условиями, определяющими "что есть что". Вот какие схемы есть у Канта, в которые можно подставить любые искомые понятия и получить любые определения таким (трансцендентальным!) образом:
здесь понятия формальной (аристотелевой) логики совмещаются с трансцендентальной логикой Канта (см.)
Вы видите квадрат Малевича, но, в отличие от натурной живописи, не понимаете в чем его смысл и красота - на уровне эмоций. Для этого нужна работа разума - формулы математики. Не тока их знание тупое (рассудок), но и понимание их значения и ценности для человечества. - Например, понимание значения математики для искусства, хотя бы прикладное. То, что мы видим как квадрат - имманентно нашему сознанию, то, что есть полная совокупность знаний о квадрате, включая все возможные применения этой формы (что в принципе невозможно) - трансцендентно. -------->
То есть, представление наше о квадрате имманентно, а вот квадрат как трансценденция, как "идея" - БОГАЧЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, содержит более того, что доступно органам чувств.
Теория Канта обьединяет чувственность и разум. До него Декарт считал, что разум может обойтись и без чувственных данных, браться из самого себя.
С другой стороны, англики считали и считают до сих пор, что разум не нужен вовсе (как и наиболее полный язык для описаний) - "В интеллекте нет ничего чего бы не было в чувствах" - Локк. (неужели после этого кто-то поедет изучать философию в Оксфорд или Кембридж?!) -
PS. Англики не различают рассудок и разум, язык не позволяет ;-).
Но когда я изучил английский достаточно подробно, я усомнился - 1/ в интеллекте англиков, 2/ в чувствах англиков; вроде как есть там островной дефект, не могу понять где и в чем он состоит.
Островная болезнь состоит прежде всего в дизлексии, англики первым делом спрашивают у вас за рюмкой: Как у вас с дизлексией??? Хороший вопрос, однако, по пьяни..
Dieter Hiftler (romulus) писал(а) в ответ на сообщение:
> Теория Канта обьединяет чувственность и разум quoted1
Впечатлён! Но лучше бы не читал. Чувственность осталась, в своём разуме стал сомневаться. Мне стало стыдно за свой уровень знаний,так как затронутую Вами тему знаю весьма поверхностно. Но судя по участию форумчан в Вашей теме таких как я больше чем два. Поэтому стало спокойнее.
регионал (регионал) писал(а) в ответ на сообщение:
> Впечатлён! Но лучше бы не читал. Чувственность осталась, в своём разуме стал сомневаться. Мне стало стыдно за свой уровень знаний,так как затронутую Вами тему знаю весьма поверхностно. Но судя по участию форумчан в Вашей теме таких как я больше чем два. Поэтому стало спокойнее. quoted1
Не расстраивайтесь, уважаемый!
Англосаксы также даже не могут понять то, о чем я писал. Нет таких понятий в языке даже. - И ничо, живут как то, бедолаги. Без европейской континентальной философии... вообще без понятия "разум" даже.
И без Канта, Гегеля и всех остальных мною названных выше...
Что такое философия вообще? - Исторически -"стремление к мудрости", не сама мудрость.
Значт, это как -то связано с опытом жизни, с возрастом. Не бывает молодых философов. Полжизни уйдет на чтение предшественников и более только.
У русских -- море композиторов, а у англосаксов их всего 2 - Перселл и Бриттен - за все века. Музыка по Шопенгауэру - самый ценный вид искусства, раз самый абстрактный. Попробуйте-ка с помощю высоты звука, гармонии и тембра передать содержание текстов... Значт, русские могут мыслить абстрактно, а не только конкретно и эмпирически, копируя природу.
Значт, если русский человек пожелает, он может понять и освоить эту кантовскую сверхфилософию и сверхискусство. - Малевич же появился именно в России, использовал трансцендентальные принципы Канта и критическое мышление.
А статус искусства по Шопенгауэру, Ницше и Хайдеггеру --- не ниже (выше) статуса науки. Чем бы ни была на деле философия - (сверх)наука или (сверх)искусство -- или тем и другим одновременно, в любом случае она определеляет интеллектуальный потенциал и статус нации.
Как и искусство. А искусство в России после Петра всегда было. Сама земля давала. B музыке, например, Рахманинов, Прокофьев, Скрябин -- это гиганты музыкальной абстрактной мысли, и они не одиноки, их много в России.
А экзистенциализм как западное философское направление - есть теоретизация идей Достоевского Кьеркегором, Хайдеггером -- все они читали его в переводе и признавали это.
Почему же в России никогда не возникало философских теорий типа таковых Др. Греции и Западной Европы?
Думаю, не из-за отсутствия потенциала , а из-за исторической излишней религиозности жизни России и связи ее с Византией, а не с греческо-римским миром, Россия (Русь) не была и не могла из-за ее просторов быть в него интегрирована.
До христианства западный мир знал атеистические философские школы в течение 700 лет плюс еще 500 переходного времени до их запрета императором Юстинианом в 6 веке; а Россия как погрузилась в христианство, так и не может из него выкарабкаться, то есть, не имела традиций внерелигиозного философского мышления в 1200 лет. Ну так англосаксы также не имеют традиций континентальной философии, хотя и по другой причине. Ну так в России есть хотя бы абстрактное искусство (музыка). Если уж нет внерелигиозной философии, марксизм не в счет, его уже забыли почти, всего 70 лет.
В России есть большой потенциал для развития, но мало исторической стабильности - в чем и опасность. 3 революции за 100 лет -- это говорит о бурлящем менталитете нации, каждый гражданин в России есть сам себе и следователь, и прокурор и судья. Опять же, и здесь нет традиций римско-германского права (Германия была интегрирована в систему права Рима). А раз нет правосознания, то и в действиях нет тормозов.
Выдержит ли Россия новую революцию - вопрос интересует весь мир. Хотя бы просто из чувства самосохранения и страха. Короче, не дай Бог!
PS. Ради таких вот разговоров о философии российская императрица считала нужным переписываться с французскими философами того времемени, что было уже явным богохульством и подрывало сами устои самодержавия. Что такое была научная Энциклопедия в сравнении с Библией??? - Бомба.
Dieter Hiftler (romulus) писал(а) в ответ на сообщение:
> Значт, если русский человек пожелает, он может понять и освоить quoted1
Исторически сложилось так,что понятие о правосознании русских(а ныне россиян) и европейцев были разными.Но такое положение дел ни в коем случае нельзя ставить в упрёк россиянам,потому что правовой нигилизм свойственен нам на протяжении практически всего развития нашего государства. Можно сказать,что он даже рос. И только лишь порядка десятилетия назад началось формирование правового сознания в нашей стране.
Dieter Hiftler (romulus) писал(а) в ответ на сообщение:
> А раз нет правосознания, то и в действиях нет тормозов. quoted1
Вот именно поэтому много разных бед происходило в нашей стране. Что такое десятилетие в понятии правосознания по сравнению с тысячелетием действий без тормозов.(т.е. каждый сам себе судья и прокурор) Поэтому нашему обществу нужно время и колоссальные усилия чтобы наше понятие о правосознании интегрировать в понятие европейское. Возможно это и спасёт нас от новых потрясений и революций. P.S. Вы упоминали о том,что человеку со средним образованием трудно понять некоторые Ваши рассуждения о философии. В связи с этим позвольте узнать о Вашем образовании(не сочтите вопрос не корректным)
регионал (регионал) писал(а) в ответ на сообщение:
> Печально,что Вы сравнили меня с наглосаксами. В их оценке я согласен с Вами до последней буквы. quoted1
Это недоразумение. Там же точка воскл. знак стоит, разделитель, конец мысли. Новая мысль с нового абзаца. Про англосаксов. Сожалею, что так по месту получилось. Я не хотел никаких аналогий, разумеется. Весь текст о том, что у англосаксов все "намного хуже", чем в России. Если вы не поняли что-то, потому что не изучали это ранее, то англосаксы не могут понять из-за своего примитивного языка. В чем и разница.
Извините, если вы приняли коммент на свой лично счет. Я думал во множественном числе, не переходя на личности.
Aбсолютный идеализм, Бог (Абсолютный дух) провиденциально и последовательно раскрывает себя в истории, а государственный порядок (немецкий, прежде всего) является подлинным выражением высшей справедливости. -- Успех и распространение гегельянства в Германии Поппер объясняет поддержкой со стороны Прусского государства, чиновники которого контролировали немецкие университеты.
Впоследствии гегелевские идеи истории как борьбы наций (конкуренции национальных духов) и восприятие войны как диалектического момента истории будет воспринято немецким национал-социализмом[3].
Сдается мне, что счас на окраине как раз идет "конкуренция национальных духов".
Ели пали, 200 лет кантовской трансцендентальной философии - всего на 3 форумных страничках... Ну, если хоть что-то привлекло внимание, заинтересовало, то стоило прочесть эти странички... вместо сотен и тысяч страниц, исписанных на эту тему.
Радость человека от приобщения к разуму... Мощное чувство наслаждения - от этого наступает. А так... казалось бы... зачем Кант нужен в 21 веке...
Итак, что мы получили на 3-х страничках. 1/ критику Гегеля как упрощенного Канта; 2/ впечатление от трансцендентальной философии не тока у Канта, но и в 21 веке - трансцендентальная прагматика; 3/ план изучения философии (философов) 20-21 вв.; 4/ узнали о видных философах 19 века, сменивших закономерно Гегеля (Шопенгауэр, Ницше, Фейербах, Дильтей, Риккерт, Виндельбанд и др.), см. труд Реале и Антисери, как указано выше; 5/ узнали немного о Древней философии - кого следует обязательно знать: Досократики, Платон, Аристотель; 6/ узнали о 3-х парадигмах научного мышления Куна (в интерпретации Степина, РАН).
и да, еще узнали о разных типах философской логики (не одна есть логика!) . Допишу немного об этом еще ниже.
Философская логика в трансцендентализме всегда комбинируется (накладывается на) на традиционную (классическую) логику Аристотеля. Это видно по содержанию данной работы:
Современная трансцендентальная философия 21 века использует в качестве трансцендентальной неформальную логику.
(придется потерпеть немного англосаксонизма в немецкой философии Апеля и Хабермаса --- глобализация в науке!)
Вот примерно такая логика философских докладов на Всемирных философских конгрессах - следующий в Пекине в 2018 году. Даже в Китай ехать с докладом на основе логики диалектического материализма СССР дико старомодно, ведь СССР давно нет. Придется осваивать трансцендентальную прагматику и теорию коммуникативного действия, чтобы выступить с современным докладом.
И да, что такое философия - напоследок:
Философия - это рефлексия , самое краткое, операциональное определение из примерно 300.