На сегодняшний день Россия является единоличным обладателем атомного ледокольного флота во всем мире. Это позволяет оставить далеко позади как арктические страны, так и остальные в борьбе за Арктику.
С помощью атомного ледокольного флота Россия решает задачи обеспечения национального присутствия в Арктике и освоения Крайнего Севера. Одной из приоритетных задач является ледокольное обеспечение проводки судов по акватории Северного морского пути в замерзающие порты РФ и в Азию. Обеспечение безопасности, проведение аварийно-спасательных операций во льдах на протяжении всего маршрута СМП, стало возможным только с постройкой атомных ледоколов. И, конечно же, проведение высокоширотных научно-исследовательских экспедиций, туристических круизов на Северный полюс, острова и архипелаги Арктики без атомных ледоколов не осуществить. Россия, смотря в будущее, построила мощный атомный ледокольный флот и сделала огромный рывок в Арктику. На открытии Международного Арктического форума в Москве 25 ноября, президент РФ В. Путин подчеркнул, что Россия неизменно уделяет приоритетное внимание вопросам гармоничного развития арктических территорий, наращиванию присутствия на Белом континенте. Значит, атомный ледокольный флот будет модернизироваться и развиваться.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
В конце апреля 2020 года в России дали старт амбициозному проекту: заключен контракт на строительство в Приморье головного атомного ледокола принципиально нового проекта 10510 "Лидер".
Два обстоятельства выделяют эту новость из общего потока. Атомных ледоколов на Дальнем Востоке никогда не строили, а судов подобного класса вообще не создавали - ни в России, ни где бы то ни было еще. Во-вторых, сверхдорогой контракт получил силу обязывающего документа... в дистанционном режиме.
В январе 2020-го стало известно, что на строительство головного атомного ледокола "Лидер" постановлением правительства РФ выделяется из бюджета 127,576 млрд рублей. Срок ввода в эксплуатацию - 2027-й. Госзаказчиком определен "Росатом", застройщиком - его дочерняя структура ФГУП "Атомфлот". А годом раньше, 27 марта 2019-го, вышло распоряжение правительства России N 538-р "Об определении ООО "Судостроительный комплекс "Звезда" единственным исполнителем по строительству атомного ледокола проекта 10510 "Лидер".
Атомный ледокол «Арктика» Введён в эксплуатацию в 1975 году. В 2008 году ледокол совершил свой последний поход, в 2011 выведен в «холодный» отстой в ожидании утилизации.
Атомный ледокол «Россия» Введён в эксплуатацию в 1985 году. Выведен из состава флота в 2013 году по причине отсутствия ядерного топлива для очередной кампании и отказе в продлении моторесурса реактора.
Атомный ледокол «Советский Союз» Введён в эксплуатацию в 1989 году. В 2007—2008 годах Балтийский завод поставил для ледокола оборудование, которое позволяет продлить срок эксплуатации судна. С 2010 года находится в отстое. Восстановление ледокола было признано нецелесообразным и в августе 2017 года принято решение о его утилизации
Атомный ледокол «Ямал» Ледокол был заложен 31 октября 1986 года, спущен на воду 4 октября 1989 года. Первоначальное название — «Октябрьская Революция», в 1992 году переименован в «Ямал». Введён в строй 27 октября 1992 года.
Атомный ледокол «50 лет Победы» Последний атомоход модифицированного проекта «Арктика» — атомный ледокол «50 лет Победы». Был заложен в 1989 году на Балтийском заводе в Ленинграде под названием «Урал». Команда включает 138 человек. Из-за финансовых проблем ледокол был спущен со стапелей только в 2006 году и достраивался до весны 2007 года. Его общая длина (159 м) делает его самым большим из ядерных ледоколов. Ледокол был введён в эксплуатацию в апреле 2007 года.
Атомный ледокол «Таймыр» «Таймы́р» — атомный ледокол, предназначенный для проводки судов в устья сибирских рек. Отличается уменьшенной осадкой. Назван в честь ледокольного парохода начала XX века «Таймыр».
Корпус ледокола был построен в конце 1980-х годов в Финляндии на судоверфи Wärtsilä («Вяртсиля Морская Техника») в Хельсинки по заказу Советского Союза. Однако оборудование (силовая установка на основе реактора КЛТ-40М и др.) на судне было установлено советское, использовалась сталь советского производства. Установка атомного оборудования производилась в Ленинграде, куда корпус ледокола был отбуксирован в 1988 году. Эта установка развивает мощность в 50 000 л. с. и позволяет ледоколу идти через лёд толщиной в два метра. При толщине льда в 1,77 метров скорость ледокола составляет 2 узла. Ледокол может действовать при температурах до −50 °C.
Строительство «Таймыра» было важной вехой в истории сотрудничества Финляндии и СССР. Там же был построен и второй корпус этой серии — будущий «Вайгач».
"Севморпуть" - ледокольно-транспортное судно, имеющее на борту атомную установку. Считается одним из крупнейших на планете невоенных атомных судов. Это самый большой лихтеровоз в мире по водоизмещению. Проектно-сметную документацию первоначально разработали еще в 1978 году. Строительство велось на заводе "Залив" в Керчи. Оно было начато в 1984 г., корабль был спущен на воду через два года. Официально введен в строй в 1988 г. "Севморпуть" так и остался единственным судном этого типа. На заводе "Залив" планировали создать еще один такой корабль, но из-за развала Советского Союза работы были прекращены.
Атомный ледокол «Сибирь» Ледокол был заложен 26 мая 2015 года. Спуск на воду состоялся 22 сентября 2017 года Планировался к вводу в эксплуатацию в 2019 году. 12 июля 2017 года новым сроком ввода в строй стал 2021 год.
Атомный ледокол «Урал» Ледокол был заложен 25 июля 2016 года, спуск ледокола на воду произошел 25 мая 2019 года, планируется к приему в эксплуатацию в конце 2022 года.