Идея создания Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), в котором участвуют два российских партнера – Казахстан и Китай, действительно появилась задолго до госпереворота на Украине, сбитого Турцией российского военного самолета и геополитического противостояния России и Запада. Еще в октябре 2013 года был создан координационный совет. Но за последние два года этот проект начал приобретать реальные очертания.
В августе из Китая в Бакинский морской торговый порт прибыл первый контейнерный поезд по ТМТМ. 82 контейнера с каустической содой и 41 платформа отбыли из китайской провинции Шихэцзы 28 июля и прибыли в Баку уже 3 августа. Если раньше грузы из Китая в Баку шли через иранский порт Бендер-Аббас и грузинский Поти за 25–40 дней, то по Транскаспийскому коридору грузы можно доставлять за шесть–семь дней.
30 ноября 2015 года в Стамбуле состоялась презентация возможностей и перспектив развития Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ) Китай – Турция – Европа. После чего пристальное внимание на маршрут обратила Украина.
Накануне в Баку Азербайджан, Казахстан, Грузия и Украина подписали протокол об установлении конкурентоспособных льготных тарифов на грузоперевозки по Транскаспийскому международному транспортному маршруту. Единую тарифную сетку обещают разработать к середине февраля. Аналогичный двусторонний протокол подписали также отдельно Азербайджан и Грузия.
Все страны-участницы, а теперь и Украина, в восторженных тонах оценивают перспективы нового маршрута. По данным «Азербайджанских железных дорог», по новому маршруту смогут проходить до восьми поездов в месяц, или почти 100 за год. Потенциал маршрута: до 2020 года по ТМТМ планируется перевезти порядка 300–400 тысяч контейнеров, что может обеспечить только одному Азербайджану доходы от транзитных перевозок в 600–700 млн долларов. По мере роста перевозок этот маршрут может в перспективе давать стране и 1 млрд долларов от транзита, посчитали в Азербайджане.
При этом доходы от транзита получат все страны – участницы проекта: Казахстан, Азербайджан, Грузия и Турция. А Китай, в свою очередь, получает более дешевый и быстрый путь доставки своего экспорта в Европу, чем текущий. Операторы проекта – «Азербайджанские железные дороги», «Казахстанские железные дороги», «Железные дороги Китая», «Азербайджанское Каспийское морское пароходство» и «Бакинский международный морской торговый порт».
Транскаспийский маршрут может стать конкурентом разрабатываемого Китаем и Россией собственного «Шелкового пути» в Европу. Почему же Китай поддерживает альтернативный Транскаспийский маршрут в обход России?
Как считает Артем Деев из AMarkets, Китай не хочет подвергать себя рискам сокращения торговых потоков из-за геополитической обстановки, сложившейся вокруг российского партнера и разрыва торговых отношений с Украиной и Турцией. Ведь КНР живет исключительно на доходы от экспорта товара, и Пекин во всем придерживается принципа получения максимальной выгоды, прежде всего для себя, поддерживая нейтралитет в любых экономических и политических конфликтах, добавляет он.
Впрочем, Андриевский считает, что Транскаспийский маршрут возник не из-за проблем между Россией и Украиной и Россией и Турцией, он возник на проблемах между Россией и Китаем. «Маршрут из КНР в ЕС через Россию более практичен, чем новый восточный «Шелковый путь». Однако переговоры Москвы и Пекина по данному вопросу серьезно затянулись, что и стало предпосылкой для более быстрой реализации восточного варианта маршрута. Естественно, что от этого выиграли все транзитные страны, участвующие в этом масштабном инфраструктурном проекте», – говорит эксперт.
Сейчас ни Транссиб, ни отечественная транспортная инфраструктура, ни таможенные терминалы не рассчитаны на рост нагрузки и требуют колоссальных инвестиций, текущий маршрут через Россию из Азии в Европу и так работает на пике своих возможностей, говорит Кирилл Яковенко из «Алор Брокер».
Однако нельзя ставить крест на «Шелковом пути» через Россию. Вариант маршрута через Россию и Белоруссию с одной таможенной зоной без перегрузки товаров с одного вида транспорта на другой (как в случае с восточным маршрутом) будет более выгодным, уверен Иван Андриевский. Именно поэтому проект «Шелкового пути» через Россию останется приоритетным для КНР, уверен он. «Вопрос в создании инфраструктуры для этого транзитного маршрута и в ее цене. Если по данному пункту стороны придут к консенсусу, то проект будет реализован», – считает Андриевский.
К тому же пока рано судить о выгодности нового восточного маршрута. «Транскаспийский маршрут является альтернативой, но никак не заменой существующим маршрутам. Более того, сейчас еще не ясно, каким он будет в окончательном варианте и будет ли этот маршрут действовать вообще. Китай традиционно выбирает наиболее выгодные для себя решения. Если Транскаспийский маршрут окажется затратнее транзита через Россию, то никакого смысла развивать его не будет», – говорит Яковенко.
Оправдаются ли прогнозы Азербайджана по поводу потенциала развития грузооборота по Транскаспийскому маршруту, покажет статистика по его загруженности. Об эффективности нового пути можно будет судить только через год–два, считает Андриевский.
> очередной удар ниже спины от союзника и брата quoted1
китай заинтересован в вашей уничтожении наверно потому что только вы считаете его братом он вас братом не считает у него тем более в рф есть ой какие территориальные претензии
рабинович1 (рабинович1) писал(а) в ответ на сообщение:
> Блюмкин (Блюмкин) писал(а) в ответ на сообщение:
>> очередной удар ниже спины от союзника и брата quoted2
>китай заинтересован в вашей уничтожении > наверно потому что только вы считаете его братом он вас братом не считает > у него тем более в рф есть ой какие территориальные претензии quoted1
КРЕМЛЕБОТ (КРЕМЛЕБОТ) писал(а) в ответ на сообщение:
> Гоша_Ливонский (Гоша_Ливонский) писал(а) в ответ на сообщение:
>> Бизнес, ничего личного. Россия не нужна. quoted2
> Да Китаю то все равно куда вывозить свои товары > А вот Украине и впрямь деваться не куда - ни в ЕС, ни в России ее продукция ни кому не нужна > Ну пусть детишки поиграют в свой пяти-вагонный quoted1
Россия не нужна.
Китаю важно где быстрее и дешевле. Через какую страну Так что вряд ли - "все равно". В свою очередь страна-транзитер (Украина) имеет свою прибыль от транзита китайских товаров. От использования портов. А Россия, в свою очередь - лишается.
> Все страны-участницы, а теперь и Украина, в восторженных тонах оценивают перспективы нового маршрута. По данным «Азербайджанских железных дорог», по новому маршруту смогут проходить до восьми поездов в месяц, или почти 100 за год. quoted1
Вы это серьезно...."в восторженных тонах"? Восемь поездов в месяц......
> Блюмкин (Блюмкин) писал(а) в ответ на сообщение:
>> Все страны-участницы, а теперь и Украина, в восторженных тонах оценивают перспективы нового маршрута. По данным «Азербайджанских железных дорог», по новому маршруту смогут проходить до восьми поездов в месяц, или почти 100 за год. quoted2
>Вы это серьезно...."в восторженных тонах"? > Восемь поездов в месяц...... quoted1
если раньше не было не одного , а будет 8 , то рост перевозок вырастет в 8 раз или 800 %