>> Какие то евреи пошли заторможенные >> Я уже давно поздравил quoted2
>
> Всё дело в том, что Ханука, это не 1 Мая и отмечается восемь дней. > И каждый день мы говорим друг другу - Хаг самеах (Весёлого праздника)! > Ханука заканчивается 24 декабря. quoted1
Идея этого экзерсиса относится к тому времени, когда в конце 80-х. я познакомился со списком книг «Библиотеки «Алия», теперь, к сожалению, уже не существуюшей. В этом списке под №10 значился сборник «На одной волне», с подзаглавием: «Еврейские мотивы в русской поэзии». В начале 90-х, вышла книга «Менора» с таким же подзаглавием.
Вот и мне захотелось окунуть голову в эту тему.
Сразу же хочу себя ограничить. Я буду здесь писать о поэзии этнических русских поэтов. Это значит, что не буду касаться творчества, например ни Фруга, ни Саши Чёрного, ни Веры Инбер с Ильёй Эренбургом, ни Светлова со Слуцким, ибо они – евреи. Не буду вести речь о Надсоне, хотя он был только наполовину евреем, но чувствовал свою принадлежность к ним.
Пропущу я и православных Мандельштама и Бродского - ведь они и не отрекались фактически от своих корней. И Пастернак тоже окажется вне рассмотрения, ибо, перефразируя Бен Гуриона, можно сказать: не важно за кого принимают себя те, кто думает, что они не евреи - важно, за кого принимают их русские.
Как правило, я не буду писать о тех, кто специализировался раньше или сейчас на черносотенстве, ибо полагаю, что хорошему взаимоотношению народов, как и отдельных людей, больше помогает хвала, чем хула. Да и нет желания способствовать славе каждого подонка.
> ропущу я и православных Мандельштама и Бродского - ведь они и не отрекались фактически от своих корней. И Пастернак тоже окажется вне рассмотрения, ибо, перефразируя Бен Гуриона, можно сказать: не важно за кого принимают себя те, кто думает, что они не евреи - важно, за кого принимают их русские.
> > Как правило, я не буду писать о тех, кто специализировался раньше или сейчас на черносотенстве, ибо полагаю, что хорошему взаимоотношению народов, как и отдельных людей, больше помогает хвала, чем хула. > Да и нет желания способствовать славе каждого подонка. quoted1
Угу Начали за здравие....а кончили за упокой... Мандельштам, Бродский, Пастернак - подонки? Я не буду вас разуверять....но что то вас заносит....
> Начали за здравие....а кончили за упокой... > Мандельштам, Бродский, Пастернак - подонки? > Я не буду вас разуверять....но что то вас заносит.... quoted1
Ты был бы не ты. если бы не передёрнул. В тебе пропал талант карточного шулера-виртуоза.
Когда я говорю о подонках, это напрямую касается целой когорты поэтов - советских лизоблюдов, "русских патриотов".
Все знают стихотворение Евтушенко "Бабий Яр", но сегодня практически никто, о целой стае рифмоплётов, по команде "ату его" бросившихся рвать его на части, за это стихотворение.
Приведу лишь один пример, стихотворение Алексея Маркова, начинавшееся словами:
Какой ты настоящий русский, Когда забыл про свой народ? Душа, как брючки, стала узкой, Пустой, как лестничный пролет``.
Впервые в русской поэзии еврейская тема появляется, видимо, в стихах .Жуковского
В 1814 он написал стихотворение «Библия»: Кто сердца не питал кто не был восхищен/ Сей книгой, от небес евреем вдохновенной!/ Ее божественным огнем воспламенен... В другом стихотворении, «Египетская тьма» поэт описал одну из казней, посланных древним египтянам за притеснения евреев.
У Пушкина еврейская тема встречается не менее 13-ти раз. Пушкин тесно соприкоснулся с евреями в 1821, когда в Кишинёве снимал комнату в доме у еврея. Судя по стихотворению той поры, Пушкин не пренебрегал любовью еврейской девушки:
Христос воскрес, моя Ребекка! Сегодня следуя душой Закону бога-человека, С тобой целуюсь, ангел мой. А завтра к вере Моисея За поцелуй я, не робея Готов, еврейка, заплатить - И даже то тебе вручить, Чем можно верного еврея От православных отличить.
В 1821 поэт написал свою знаменитую «Гаврилиаду» - пародию на евангельский рассказ о непорочном зачатии, которая начинается так: воистину еврейки молодой/ мне дорого душевное спасенье...
Видимо, в поэме, которая при жизни поэта не была опубликована, Пушкин лишь смакует подробности любовных утех с еврейской женщиной, возможно, с той же Ревеккой.
Интересна где-то встреченная мысль, что в вышеприведенных стихах еврейка – просто антураж: мол, не мог же Пушкин такие фривольности допускать в печати по отношению к русской женщине, а в отношении еврейки в то время это выглядело иначе... Известна фраза «Ко мне постучался презренный еврей» из стихотворения «Чёрная шаль», и неприятное для евреев замечание в "песнях западных славян" о том, что «...в мерзостной игре жида с лягушкою венчают». Один из Пушкинских набросков начинается с того, что «теснится средь толпы еврей сребролюбивый»
В маленькой трагедии «Скупой рыцарь» выведен отвратительный еврей-жид, который отказывается ссудить деньгами молодого рыцаря Альбера, много задолжавшего ему. Альбера после смерти отца будет ждать богатое наследство, и жид предлагает ему отравить отца, для чего обещает достать яду. Благородный рыцарь отвергает с гневом это предложение. Таким образом, противопоставляются благородный, хоть и беспутный рыцарь-христианин, и готовый на любую низость еврей-ростовщик. Весьма интересна эпиграмма на Фёдора Булгарина:
Не то беда, что ты поляк: Костюшко лях, Мицкевич лях! Пожалуй, будь себе татарин, - И тут не вижу я стыда; Будь жид - и это не беда: Беда, что ты Видок Фиглярин
Здесь недвусмысленно проставлен «табель о рангах»: поляк, потом татарин, а уже потом – еврей. Татарин, конечно, плохо - вряд ли Пушкин не знал пословицу: незваный гость хуже татарина, но еврей- это уже на самом низу.
Величайший русский поэт, стоит почитать хотя бы его переписку, не всегда «милость к падшим призывал», а в отношении к евреям не поднимался над толпой. Лишь в одном наброске, где он перелагает отрывок из библейской книги «Юдифь», поэт находит для еврейского народа уважительные слова:
Высок смиреньем терпеливым И крепок верой в бога сил, Перед сатрапом горделивым Израил выи не склонил;
Конечно, можно ещё упомянуть пушкинского «Пророка» («Духовной жаждою томим...»), на слова которого исполняется популярный романс. В стихотворении использованы некоторые мотивы 6-й главы «Книги пророков», однако в данном случае использование Ветхого Завета - не более чем художественный приём.
> Пашутка, вы всех поэтов будете на антисемитизм тестировать? quoted1
Нет, только о тех, кто упоминается в моих архивах. А вообще. должен сознаться. что с возрастом интерес к дамам и выпивке явно идёт на спад, а вот интерес к своим корням, б-жьему промыслу, смыслу жизни - становится приоритетным.