К 1872 году 89 % всех винокуренных заводов было в аренде у евреев, а к 1980-м годам в губерниях черты оседлости принадлежало до 76 % всех винокуренных заводов, и по большей части они носили «характер крупно-промышленный»{103}. В 1878 году 60 % вывоза хлеба был в руках у евреев, а в дальнейшем «вывоз хлеба осуществлялся исключительно евреями»{104}. Колоссальный по объему экспорт хлеба из Одессы уже в 1880-е годы был практически полностью в еврейских руках.
Единственным местом в Российской империи, где стремительное экономическое продвижение евреев было ограничено запретом приобретать и арендовать недвижимость, — это области Войска Донского. Объяснение этому запрету давалось простейшее: «слишком поспешная эксплуатация местных богатств и быстрое развитие промышленности… сопровождаются обыкновенно чрезвычайно неравномерным распределением капитала, быстрым обогащением одних и обеднением других»{105}. Коль скоро казаки должны являться на службу на конях и со снаряжением, — то нет, допустить евреев в область Войска Донского — нельзя!
Уже из этого решения правительства видно, до какой степени экономическое развитие и имущественное расслоение ассоциируются с евреями. Куда еврея не пустили — там и сохраняется тихая дореформенная жизнь. «Пока у русского рубль обернется 2 раза, у еврея он обернется 5 раз»{106}. Считать ли, что еврейский капитализм так уж вреден для всех остальных? Не уверен. Ведь после изгнания евреев из Киева жизнь там вздорожала, а отнюдь не подешевела. Выгодное это дело — оборачивать рубль пять раз, пока у других он обернется только два раза. Так что печалиться надо не о еврейской оборотистости — плакать надо скорее о том, что в руках у русских купцов рубль оборачивается недостаточно быстро.
Несмотря ни на какие стеснения, еврейский капитал проникал в самые невероятные места. Евреи вели торговлю скотом в Забайкалье, занимались добычей угля в Анжеро-Судженском бассейне, золотодобычей на Лене. «Ленскому золотопромышленному товариществу», в котором основная часть акций принадлежала сыновьям барона Гинцбурга, принадлежали знаменитые Ленские прииски.
Еврейский же капитал в 1880-е годы проникает и в судоходство. В 1883 году под руководством Давида Марголина создавалось крупное судоходное общество для перевозок по Днепру и его притокам. В 1911 году флот общества насчитывал уже 78 пароходов, осуществлявших 71 % всех перевозок в бассейне Днепра.
И в торговлю нефтью и нефтепродуктами. В начале XX века в Баку «крупнейшими среди них были фирма «Мазут», принадлежавшая братьям С. и М. Поляк и Ротшильдам», «имеющим за собой Ротшильда»… «Каспийско-Черноморское товарищество»{107}. Добывать нефть «Мазут» не имел права, но занимался нефтеперегонкой и торговал керосином и бензином. В 1912 году 92 % всей хлебной торговли Российской империи были в руках евреев.
Говоря о банковском деле, легче назвать банки, в которых не было евреев ни в числе видных акционеров, ни в дирекции, ни среди крупных служащих. Это Московско-Купеческий и Волжско-Камский банки.
Порой правительство пыталось сдерживать рост еврейского капитала. В 1903 году введен был запрет евреям приобретать «недвижимые имущества по всей Империи, вне черты городов и местечек». То есть реально — запрет владеть сельскохозяйственными угодьями. Как и все остальные запреты того же рода, своей цели он не достиг.
«Еврейские помещики имели при царской власти более 2 миллионов гектаров земли (особенно при сахарных заводах на Украине, а также большие имения в Крыму и в Белоруссии)»{108}. Барону Гинцбургу принадлежало в Джанкойском районе 87 тысяч гектаров, фабриканту Бродскому десятки тысяч гектаров. Вместе с сыновьями Бродский к началу XX века «прямо или косвенно контролировал 17 сахарных заводов». Моисей Гальперин владел 8 свекольными заводами и примерно 50 тысячами гектаров земли.{109}
Всего же «около сахарной промышленности питались сотни тысяч еврейских семейств в качестве посредников при продаже сахара и т. д.»{110}. Неудивительно, что среди евреев было так много врагов столыпинской реформы: «аграрные реформы, основанные на передаче земли исключительно в руки тех, кто обрабатывает ее личным трудом, нарушили бы интересы некоторой части еврейского населения, находящегося при больших хозяйствах еврейских землевладельцев».{111}
Замечу еще, что земли, сосредоточенные в руках евреев-помещиков до 1903 года, оставались у них. Помещик Бронштейн — папа Льва Троцкого и Веры Инбер — оставался помещиком вплоть до 1918 года. В этом достопамятном году он счел нужным приехать к сыну в Петроград и высказать о нем все, что думает по поводу революций и участия в них «сыночков почтенных людей». К чести Льва Троцкого — его отец не сгинул в подвалах ЧК.
К Первой мировой войне евреи, вопреки всем попыткам их сдерживать, составляли 35 % торгового класса России — при том что было их 6 миллионов из 150 миллионов населения империи. То есть 4 %.
При Александре II, если еврей поступал на службу, никаких ограничений на его продвижение не накладывалось. «С получением чина действительного статского советника евреи на общих основаниях возводились в потомственное дворянство»{112}. С 1865 г. разрешен прием иудаистов в военные врачи, затем, с 1866 и 1867 годов, врачам-евреям разрешено служить по Министерствам народного просвещения и внутренних дел.
И до этого многие крещеные евреи достигали в Российской империи высокого положения. Можно назвать лейб-медика Павла I Блока — прадеда поэта; министра графа Канкрина, сына раввина при Николае I; военного врача, статского советника Максимилиана Гейне (брата поэта); генерал-губернатора Безака; Гирса, дипломата, министра при Александре II; директора Александровского лицея Саломона, шталмейстера двора (придворный чин III класса, равный тайному советнику в штатской службе и генералу в военной); генералов Кауфмана-Туркестанского и Хрулёва, а в Департаменте полиции Виссарионова и Гуровича.
Но это все выкресты, а по переписи 1897 года 196 человек дворян называли своим родным языком «разговорно-еврейский жаргон», то есть идиш. Среди личных дворян и чиновников таких уже 3371 человек. Фабрикант Бродский даже стал предводителем дворянства в Екатеринославской губернии.
200 и даже 3 тысячи человек — это не очень много в масштабах Российской империи. Даже если добавить сюда примерно 3 тысячи служивших чиновниками выкрестов, все равно получается немного. Но ведь лиха беда начало… Процесс пошел!
Вы шо Рulcin,у Константин Петровича дедушка Фридрих (Фёдор) фон Кауфман(1745—1793) происходил из польских дворян прусского происхождения; служил в австрийских и прусских войсках; в 1771 поступил в российскую службу. Дедушка его был рождён еще до Павла первого и за долго до Александра второго.Пруссак был. Встречаются и еврейские фамилии такие.Но не всех с немецкими записывать в евреи. Да фамилия похожа что она принадлежит как "куплена"(это было распространено),по звучанию.Но не всегда под ней еврей.
К стати "Пик Ленина" на Памире раньше носил имя "Пик Кауфмана".(с 1871 по 1928 год) Пусть возвертают.))))) Von 1871 bis 1928 hieß nach Konstantin von Kaufmann der später als Pik Lenin bekannte höchste Gipfel der Trans-Alai-Kette im Pamir Pik Kaufmann bzw. Kaufmann-Spitze.
> Помещик Бронштейн — папа Льва Троцкого и Веры Инбер — оставался помещиком вплоть до 1918 года. В этом достопамятном году он счел нужным приехать к сыну в Петроград и высказать о нем все, что думает по поводу революций и участия в них «сыночков почтенных людей». quoted1
> а по переписи 1897 года 196 человек дворян называли своим родным языком «разговорно-еврейский жаргон», то есть идиш. quoted1
У тебя парень с головой всё в порядке? Что за хренотень ты здесь вывешиваешь? По твоему Троцкий и Вера Инбер родные брат и сестра? Где , кто и когда видел дворянина говорящего на идиш? Что это такое торговый класс России? Кого он включал? Кто тебе сказал, что что г-н Бронштейн был помещиком? Ты забыл, что евреи не имели права владеть землёй? Единственное. чем прославился папа Троцкого, так это своей исторической фразой. Выходя из кабинета сына. он громко произнёс, так что бы все слышали: "Революцию делают Троцкие, ну а по счетам платят Бронштейны"
> Вы шо Рulcin,у Константин Петровича дедушка Фридрих (Фёдор) фон Кауфман(1745—1793) происходил из польских дворян прусского происхождения; служил в австрийских и прусских войсках; в 1771 поступил в российскую службу. quoted1
> У тебя парень с головой всё в порядке? > Что за хренотень ты здесь вывешиваешь? > По твоему Троцкий и Вера Инбер родные брат и сестра? > Где , кто и когда видел дворянина говорящего на идиш? > Что это такое торговый класс России? > Кого он включал? > Кто тебе сказал, что что г-н Бронштейн был помещиком?
> Ты забыл, что евреи не имели права владеть землёй? > Единственное. чем прославился папа Троцкого, так это своей исторической фразой. > Выходя из кабинета сына. он громко произнёс, так что бы все слышали: "Революцию делают Троцкие, ну а по счетам платят Бронштейны" quoted1
Пашутка, я зачем Буровского вынес? И в конце концов. когда вы будете отвечать на вопросы адресованные вам? Тема ваша, так что будте добры.... А с головой у меня все в порядке. Не беспокойтесь, хотя мне очень приятно, что вы обо мне озаботились
Pashutka (Pashutka) писал(а) в ответ на сообщение:
> Ты забыл, что евреи не имели права владеть землёй? quoted1
А это кто, казаки что ли? Еврейские помещики имели при царской власти более 2 миллионов гектаров земли (особенно при сахарных заводах на Украине, а также большие имения в Крыму и в Белоруссии)»{108}. Барону Гинцбургу принадлежало в Джанкойском районе 87 тысяч гектаров, фабриканту Бродскому десятки тысяч гектаров. Вместе с сыновьями Бродский к началу XX века «прямо или косвенно контролировал 17 сахарных заводов». Моисей Гальперин владел 8 свекольными заводами и примерно 50 тысячами гектаров земли.{109}
И русское правительство, и образованные русские люди старались убедить евреев в пользе учения. Знаменитый хирург и врач Пирогов, став попечителем Новороссийского учебного округа, старался привлечь еврейских мальчиков в гимназии. То же самое делали многие русские врачи, преподаватели и просветители.
Широко известный в более позднее время судебный деятель Я. Л. Тейтель вспоминает, как в Мозыре «директор мозырьской гимназии… часто…обращался к евреям, указывая на пользу образования и на желание правительства видеть в гимназиях побольше евреев. К сожалению, евреи не шли навстречу этому желанию».{113}
В начале 1860-х годов евреи вовсе не рвались войти в русскую культуру. Еще в 1863 году евреев в гимназиях было по своей процентной норме — 3,2 % и учеников, и всех евреев — подданных Российской империи.
В конце 1860-х настроения изменились. Во всех гимназиях и прогимназиях страны с 1870 по 1880 год процент евреев возрос вдвое, достиг 12 % учащихся, в Одесском учебном округе достиг 32 %, а по отдельным учебным заведениям зашкалил за 75 %.
В 1881 году в университетах стало около 9 % студентов-евреев, к 1887 году — уже 13,5 %. На медицинском факультете в Харькове их стало 42 %, в Одесском — 31 %, а на юридическом в Одессе — 41 %.
При этом евреи учились охотно и очень часто забирали себе большую часть наград и стипендий. Кроль отмечал, что у молодых евреев, в том числе и у девушек, «стремление к образованию… носило буквально религиозный характер». А что? Очень верно подмечено — именно что религиозный.
Интересно, что деятели первого поколения русско-еврейской интеллигенции родились «почти в соседние годы»{114}, между 1860-м и 1866-м: С. Дубнов, М. Кроль, Г. Слиозберг, О. Грузенберг, Саул Гинзбург. И другие имена родившихся в те же самые годы: М. Гоц, Г. Гершуни, Ф. Дан, Азеф, Л. Аксельрод-«Ортодокс», а П. Аксельрод и Л. Дейч — чуть раньше в конце 1850-х.
Это — верхушка интеллигенции, те, кому суждено стать знаменитыми, богатыми, определять интеллектуальную жизнь русского еврейства и всей Российской империи.
Но вот так пишет о своем отце известный русский{115} поэт и писатель Самуил Маршак: «Детство и юность провел он над страницами древнееврейских духовных книг. Учителя предсказывали ему блестящую будущность. И вдруг он — к великому их разочарованию — прервал эти занятия и на девятнадцатом году жизни пошел работать на маленький заводишко… Решиться на такой шаг было нелегко: книжная премудрость считалась в его среде почетным делом, а в ремесленниках видели как бы людей низшей касты… Много тяжких испытаний и горьких неудач выпало на долю отца, прежде чем он овладел мастерством и добился доступа на более солидный завод. И однако даже в эти трудные годы он находил время для того, чтобы запоем читать Добролюбова и Писарева, усваивать по самоучителю немецкий язык и ощупью разбираться в текстах и чертежах иностранной технической литературы».{116}
В результате по специальности химик-практик он не получил ни среднего, ни высшего образования, но читал Гумбольдта и Гете в подлиннике и знал чуть ли не наизусть Гоголя и Салтыкова-Щедрина. «В своем деле он считался настоящим мастером и владел какими-то особенными секретами в области мыловарения и очистки растительных масел».{117}
Мама Самуила Маршака, «покинув строгую, патриархальную семью… в Витебске… впервые попала в столицу, в круг молодых людей — друзей брата, ходила с ним в театр… слушала страстные студенческие споры о политике, морали, о женском равноправии, зачитывалась Тургеневым, Гончаровым, Диккенсом».{118}
В описаниях Самуила Яковлевича звучит нотка обиды за отца, не получившего путного образования; за рано постаревшую мать, всю себя отдавшую семье. На мой взгляд, в этих оценках сказываются мнения, от которых не отказались бы и самые что ни есть средневековые талмудисты: Самуил Яковлевич последовательно считает образование и умственную работу самым достойным, самым благородным занятием для человека.
И сам он реализовал именно такую возможность, и для отца считал ее самой желанной. Яков Маршак, первое поколение, сделал меньше, чем мог бы при других стартовых условиях, — и сыну за него больно и грустно. Справедливо ли?
Яков Маршак прожил независимую материально жизнь, в которой было чтение в подлиннике Гумбольдта и Гоголя. И вырастил пятерых сыновей, один из которых стал знаменитым русским писателем.
Остается добавить, что старший брат Самуила Яковлевича родился в 1885 году; значит, родители Маршака встретились где-то в конце 1870-х или в начале 1880-х годов.
Судя по упоминанию брата матери, других евреев этого поколения, не одни они были такие. Слиозберг, Кроль — люди, вошедшие в историю, во многом делавшие историю. Но за ними и вокруг них стояла толпа, толща. Десятки тысяч менее блестящих, но необходимых в обществе людей еврейских интеллигентов первого поколения.
У меня тут подозрение закралось....а не Пашутка ли пишет под псевдонимом "Буровский"? Как тонко евреев возвышает, и интеллигенты они, и фабриканты..... Признайтесь, дружище....я никому не скажу...
> Во всех гимназиях и прогимназиях страны с 1870 по 1880 год процент евреев возрос вдвое, достиг 12 % учащихся, в Одесском учебном округе достиг 32 %, а по отдельным учебным заведениям зашкалил за 75 %. quoted1
Для того что бы понять какой мерзавец этот профессор со своим предтечей Александром Исаевичем Солженицыным достаточно просто в данные первой российской переписи населения, прошедшей в 1897, в Российской империи жили 5 110 548 иудеев, из которых 3 578 229 проживали в пятнадцати губерниях черты оседлости, 1 321 100 - в Царстве Польском, и 202 000 - на остальной части империи.
Евреи составляли 4 % всего населения европейской России, 11 % населения пятнадцати губерний черты оседлости и 14 % населения Царства Польского. При этом они составляли около 50 % городского населения в Литве и Белоруссии и около 30 % - в Украине.
Евреи ассимилировались медленно: к 1897 году из лиц иудейского вероисповедания только 1,4 % признали русский язык родным, для 97,9 % родным был идиш.
В 1897 г. русским языком в той или иной степени владели только 24,6 % иудеев. Социальная структура российских евреев была следующей: 43,6 % - мелкие ремесленники, 15% - рабочие, 10% - служащие, 6,6 % - плотники, 3,1 % - слесари, 2,2% - крестьяне; 1% евреев состоял на военной службе; остальные были юристами или врачами, занимались торговлей или не имели определённых занятий.
Умышленно смешивая крещённых евреев и евреев оставшимися верными Вере своих предков - иудеями, автор просто нагло вводит нас в заблуждение - своими цифрами. и липовыми данными.
Ну а теперь, друзья мои, я расскажу вам что же происходило с евреями в пределах Российской империи. Очень кратко и практически конспективно.
Еще Иван Грозный говорил: «Жидам ездити в Россию с торгами не пригоже, для того, что от них многие лиха делаются, что отварные зелья привозили в Россию и христиан от христианства отводили».
Наследники Ивана Грозного придерживались той же линии. Когда в 1610 г. московские бояре пригласили на русский трон польского королевича Владислава, то одним из выдвинутых ими условий был запрет «жидам в российское во все государство с торгом и ни с которыми иными делы ездить».
В манифесте 1613 г., изданном при избрании на царство Михаила Федоровича Романова, выражалось возмущение появлением в Москве «еврейских богоубийц, осквернителей наших церквей». Когда король Польши Владислав IV попросил царя Михаила разрешить прибытие в Москву посланника Аарона Марковича, представлявшего польский двор, царь ответил: «Евреи никогда не приезжали в Москву и христиане не должны с ними общаться».
Русско-польские войны XVII века, начавшиеся при царе Алексее Михайловиче, принесли много бед проживавшим в зоне боевых действий евреям. Тогда наиболее пострадала Левобережная Украина, где после антипольских восстаний под руководством Б.Хмельницкого казаки практически поголовно истребили еврейское население юга страны. Свидетельствует русский историк:
«Убийства сопровождались варварскими истязаниями, сдирали с живых кожу, распиливали пополам, забивали до смерти палками, жарили на угольях, обливали кипятком; не было пощады и грудным младенцам. Самое ужасное остервенение выказывал народ к евреям: они осуждены были на конечное истребление, и всякая жалость к ним считалась изменой. Свитки Закона были извлекаемы из синагог: казаки плясали на них и пили водку, потом клали на них евреев и резали без милосердия; тысячи еврейских младенцев были бросаемы в колодцы и засыпаемы землей».
Есть и более ужасные исторические свидетельства:
«С некоторых евреев сдирали кожу, а их тела скармливали собакам. У других отрубали руки и ноги и бросали на дорогу, где они попадали под колеса телег и копыта лошадей. Многих заживо погребали. Одних детей убивали на груди матерей, а других разрывали, как рыбу. Вспарывали животы беременных женщин, вытаскивали неродившихся детей и бросали им в лицо. Некоторым разрезали животы и сажали туда живых кошек, отрубая жертвам при этом руки, чтобы они не могли их вытащить... и не было такой смерти, на которую бы ни обрекали их».
Фактически Богдан Хмельницкий на три века упредил Гитлера, физически уничтожив пятую часть мирового еврейства, что на помешало считать его великим национальным героем Украины. Немногие уцелевшие тогда евреи были проданы в рабство (в основном на Константинопольском рынке рабов). Много лет еврейские общины Европы собирали деньги для выкупа и освобождения этих рабов.
По разным свидетельствам летописцев, число евреев, погибших в 1648–1658 гг., составляло от 200 до 500 тысяч человек... (в то время мировое еврейство насчитывало не более полутора миллионов человек). Полному разгрому подверглось около семисот еврейских общин, то есть почти всё еврейское население Малороссии. Гимн тех времен гласил:
Ой нет лучше, нет прекрасней, Как у нас в Вкраине: То не будет жида, не будет ляха, Не будет унии.