Хотя у нас Новый год в сентябре, но спасибо за пожелание. Здоровья тебе, счастья и много нахес от детей и внуков! Амен! Кен ийе рацон (Да будет таковой воля Всевышнего).
>Хотя у нас Новый год в сентябре, но спасибо за пожелание. > Здоровья тебе, счастья и много нахес от детей и внуков! > Амен! Кен ийе рацон (Да будет таковой воля Всевышнего). quoted1
Это ты правильно заметил приятель. Но у евреев можно не только поучиться, как деньги считать. Например, можно поучиться, как любить свою страну, предано ей служить. На примере судеб двух российских евреев, можно изучить не встречавшийся в мировой истории феномен, страны ещё не было, а её уже любили, посвящали свою жизнь служению ей.
Когда вы, друзья мои, будете путешествовать по северу Израиля, вдоль ливанской границы, сразу за поворотом в сторону киббуца Кфар-Гилади и колледжа Тель-Хай, на горе, за линией кипарисов вы увидите большого каменного льва с задранной вверх оскаленной пастью. Это памятник на могиле Иосифа Трумпельдора, погибшего со своими товарищами, здесь, в 1920 году.
В Израиле его имя известно каждому, а в России — почитай что никому. Меж тем он был герой Русско-японской войны, полный георгиевский кавалер и даже первый за всю историю российской армии, офицер-еврей, не выкрест, а иудей.
Под Порт-Артуром он был тяжело ранен, потерял левую руку, но после госпиталя настоял на том, чтобы вернуться в строй, и продолжал воевать одноруким. А толстовец был — заядлый и отпетый, но из графских сочинений о совместном братском проживании идею вынес чисто личную: вот так евреям надо жить в земле Израиля. Свою же роль в такой заветной жизни понимал он очень ясно: охранять и защищать еврейские коммуны.
И в 1912 году (уже за тридцать ему было) он приехал в Эрец-Исраэль. Работал он в киббуце Дгания, о котором я уже рассказывал, но свою мечту сполна осуществил: создал отряды самообороны в Галилее.
Однако началась Первая мировая война, остаться в стороне Иосиф Трумпельдор не мог. Он предложил британцам собрать добровольческий отряд евреев, чтобы драться с турками. Но по законам Англии не допускались в армии любые иностранцы, и на предложение сколотить подсобный транспортный отряд — он согласился. Командовал, естественно, отрядом английский полковник, но в боях — Иосиф Трумпельдор. И под огнем, в тяжелых затяжных сражениях прямо в окопы доставляли его люди и еду, и воду, и патроны со снарядами. Хотя отряд его имел название не столько мирное, как чуть насмешливое для войны — «Отряд погонщиков мулов».
Летом 1917 года кинулся в Россию этот однорукий русский офицер. Он был уверен, что уговорит Временное правительство разрешить создание еврейского полка: мы, дескать, повоюем за Россию, на кавказском фронте турок основательно потрепем, а потом, уж извините, двинем в Эрец-Исраэль.
Что ничего из этого не получилось, ясно каждому, но грянула Октябрьская заваруха, и большевики, покуда мало что соображая, — разрешили сколотить еврейский полк. И Трумпельдор немедленно собрал его. Но тут большевики опомнились, полк был распущен, а организатор — арестован. Нет, его довольно быстро выпустили, вскоре он уехал в Палестину, но какое счастье, скажем мы сегодня, что разогнан был этот еврейский полк: ведь свободно мог он быть употреблен, как пресловутые латышские стрелки!
Об этом думать страшно даже и сейчас.
Итак, Иосиф Трумпельдор с его немыслимой энергией и сказочным авторитетом — снова на земле Израиля. Год на дворе — уже 1920-й, и что это год его последний, Трумпельдор, естественно, не знает. А арабские повстанцы в это время, яростно воюя в Сирии с французами, отнюдь были не прочь и погромить евреев заодно, и Трумпельдор опять вернулся в Галилею, чтобы там создать отряды для защиты поселений. И успел. А тут и подошли арабы. Бой не сразу разгорелся, шли переговоры с вожаками, и внезапно вспыхнула шальная перестрелка.
Трумпельдора пулей ранило в живот. Он приказал себя перевязать, весь день руководил неравным боем, а когда арабы отступили — разрешил везти себя в больницу. Умер он еще в дороге.
Есть легенда, будто перед смертью он успел сказать: «Хорошо умереть за родину». Но ходят слухи, что слова эти ему приписали потом, а на самом деле он прошелся по поводу стычки отменным русским матом.
> Есть легенда, будто перед смертью он успел сказать: «Хорошо умереть за родину». > Но ходят слухи, что слова эти ему приписали потом, а на самом деле он прошелся по поводу стычки отменным русским матом. quoted1