Полезно вспомнить историю наркоторговли в \"Золотом треугольнике\". Она тесно связана с операциями ЦРУ в регионе во время советского вторжения и после этого. Перед советско-афганской войной 1979-89 гг. производство опиума в Афганистане и Пакистане было ориентировано на небольшие региональные рынки. Героин там не производился. Афганская наркоэкономика стала тщательно разработанным проектом ЦРУ как части внешней политики США. Как это было раньше в деле \"Иранконтрас\", поддержка афганских моджахедов финансировалась за счет наркодолларов.
\"Грязные деньги\" конвертировались через банки на Ближнем Востоке и через подставные компании ЦРУ в \"тайные деньги\", за счет которых содержались повстанческие группы во время советско-афганской войны. \"Поскольку США хотели поставлять моджахедам в Афганистане ракеты \"Стингер\" и другое оружие, они нуждались в помощи Пакистана. К середине 80-х годов представительство ЦРУ в Исламабаде было одним из самых крупных в мире... США закрывали глаза на наркоторговлю в Пакистане\", - сообщил офицер разведки США\" (журнал \"Тайм\", 29 июля 1991 года).
Исследователь Альфред Макклой подтверждает, что через два года после начала операции ЦРУ в Афганистане в 1979 году \"район афгано-пакистанской границы стал самым крупным в мире производителем героина, откуда покрывалось до 60% потребностей США. В самом Пакистане число наркоманов возросло почти с нуля в 1979 году до 1,2 миллиона в 1985 году. Это было гораздо более быстрый рост, нежели в любой другой стране.
Наркоторговлю контролировали люди, связанные с ЦРУ. Когда моджахеды захватывали какую-то территорию в Афганистане, они заставляли крестьян сеять опиумный мак в качестве \"революционного налога\". На другой стороне границы, в Пакистане, афганские лидеры и местные синдикаты под покровительством пакистанской разведки контролировали сотни лабораторий по производству героина. За десятилетие активного наркобизнеса в Пакистане представительство американского Бюро по борьбе с наркотиками не захватило ни одной крупной партии героина и не произвело ни одного ареста\".
По оценке А.Макклоя, \"американские официальные лица отказывались расследовать обвинения их афганских союзников в наркоторговле, поскольку политика США по наркотикам в Афганистане была подчинена интересам войны против советского сияния там. В 1995 году бывший руководитель операций ЦРУ в Афганистане Чарльз Коган признал, что ЦРУ пожертвовано войной против наркотиков в интересах \"холодной войны\". По его словам, \"нашей основной задачей было нанести как можно больше ущерба Советам\". Роль ЦРУ, хотя и отражена в многочисленных документах, не упоминается в материалах ООН, в которых акцент делается на внутренних факторах. Отмытые \"наркодоллары\" использовались для финансирования повстанцев в Средней Азии и на Балканах\".
По оценке ООН, ежегодный мировой оборот наркотиков достигает 500-600 миллиардов долларов. Торговля опиумом из Афганистана составляет значительную часть этого оборота. Ясно, что основная часть доходов от наркоторговли не может быть поглощена террористическими группами, как это утверждают в ООН. За наркотиками стоят крупные деловые и финансовые интересы. В этом смысле геополитический и военный контроль над каналами сбыта наркотиков представляет такую же важность, как и контроль над нефтяными месторождениями и нефтепроводами.
Отличие наркотиков от легальных товаров, однако, в том, что наркоторговля - важный источник доходов не только для организованной преступности, но и для спецслужб США, которые становятся все более важным игроком в области банков и финансов. Таким образом, спецслужбы и мощные синдикаты, связанные с организованной преступностью, конкурируют за стратегический контроль над путями сбыта наркотиков. Многомиллиардные доходы от наркоторговли вкладываются в западную банковскую систему. Большинство крупных международных банков через свои оффшорные филиалы отмывают значительный объем наркоденег. Эта торговля может процветать, только если основные игроки имеют высокопоставленных политических друзей.
Американская внешняя политика поддерживает функционирование процветающего криминального сектора, в котором линия раздела между организованным капиталом и организованной преступностью все больше стирается. \"Героиновые деньги\" не пополняют \"сундуки талибов\", как утверждают правительство США и мировое сообщество. Все на самом деле обстоит наоборот. Доходы от этой незаконной торговли являются одним из источников формирования капиталов для деловых преступных кругов в США. Решения, принимаемые в Госдепартаменте, ЦРУ и Пентагоне, способствуют поддержке чрезвычайно выгодного, многомиллиардного наркобизнеса, третьего по прибыльности после торговли нефтью и оружием. Афганская наркоэкономика является \"защищенной\".