До Первой мировой войны «социал-демократами» называли всех последователей левой идеологии — как марксистов, так и последователей Лассаля. Таким образом, эта категория объединяла и радикальных революционеров — Владимира Ильича Ленина и Розу Люксембург, и умеренных эволюционистов — Карла Каутского или Эдуарда Бернштейна. Усвоив отдельные принципы марксистской теории (а также идеалы христианского социализма), современная социал-демократия в то же время делает упор на социальную справедливость, национализацию стратегически важных предприятий, государственное вмешательство в экономику, социальное партнерство между трудящимися и работодателями, демократическое общество, идеологический плюрализм, убежденность в принципах свободы и братства, неуклонное следование обеспечению прав человека, защиту интересов всех трудящихся — не только рабочего класса, но и интеллигенции, крестьян, фермеров и среднего класса, включая мелких и средних предпринимателей.
[править] Социал-демократия и демократический социализм В современной практике понятия «социал-демократия» и «демократический социализм» обычно разграничиваются: социал-демократами называют тех, кто выступает не за разрушение капитализма, а за его усовершенствование; в то же время, приверженцы демократического социализма отрицают капитализм как систему, уже не соответствующую уровню развития демократии и пытаются перейти к следующей социально-экономической формации, используя демократизацию и реформы. С противоположной стороны, социал-демократия граничит с социал-либерализмом, который делает акцент на выравнивании стартовых возможностей в рамках капитализма.
[править] Истоки социал-демократии Истоки современной социальной демократии коренятся в эпохе ранней Промышленной революции, когда оформилась концепция утопического социализма. Когда стало ясно, что необходимо предпринять некоторые изменения, чтобы успокоить недовольство масс, правительства, до недавнего времени полностью поощрявшие буржуазию, начали делать уступки, чтобы предотвратить народные волнения, способные перерасти в социальную революцию. Среди этих уступок основными были: 5-дневная рабочая неделя и 8-часовой рабочий день, сверхурочная плата и улучшенные условия труда. Со временем, многие страны развили систему государства всеобщего благосостояния, само название которой свидетельствует о том, что она предусматривала повышение благосостояния каждого отдельно взятого гражданина. Такая концепция чаще всего снабжает население базисными потребностями типа всеобщего образования, здравоохранения и пособия по безработице.
[править] Социал-демократы у власти Социал-демократия пустила корень в европейской политике после Второй мировой войны и Русской революции 1917 года. Если в начале века вхождение представителя социалистов Александра Мильерана в буржуазное правительство было рассмотрено как предательство («казус Мильерана»), то в годы «Великой депрессии» многие государства обратились за помощью к социал-демократическим партиям, которые с помощью государственного регулирования быстро справлялись с кризисной ситуацией. Примером тому является Швеция, где первое полностью социалистическое правительство Ханссона смогло стабилизировать ситуацию всего за 2 года, и после этого шведские избиратели в большинстве своем голосуют за Социал-демократическую партию Швеции практически на всех выборах. В 2006 году социал-демократы в Швеции потеряли власть после выборов в риксдаг.
Демократические социалистические партии активно участвовали и продолжают участвовать в правительствах Швеции, Финляндии, ФРГ и объединенной Германии, Франции, Великобритании, Испании, Португалии, Австрии, Бельгии, Нидерландах, Норвегии и некоторых других странах, например, посткоммунистических Венгрии, Польше, Болгарии. Эти партии используют социалистическую идеологию, а в экономике выступают за создание «государства всеобщего благосостояния» на основании соответствующей кейнсианской теории. Повышение пенсий и социальных выплат — именно их заслуга. Тенденции к социал-демократии намечались в политике ряда коммунистических стран типа Югославии, Венгрии и Чехословакии. Однако эти выступления часто подавлялись силами Советской армии.
[править] Социал-демократия и Третий мир Социализм также стал мощной силой в Латинской Америке, Азии и Африке. Для индийского лидера Джавахарлала Неру, как и для многих других борцов за независимость в этих регионах, социализм был чрезвычайно привлекателен как альтернатива системе частного предпринимательства и эксплуатации, установленной империалистами. А жизненный путь латиноамериканского революционера Эрнесто Че Гевары де ла Серны стал примером для левой молодежи во всем мире. После Второй мировой войны социалистические партии пришли к власти в разных частях света, и значительная часть частной промышленности была национализирована. В Азии и Африке, где трудящиеся — крестьяне, а не промышленные рабочие, социалистические программы делали акцент на земельной реформе и других аграрных преобразованих. У этих народов до недавнего времени имелось также подчеркнутое правительственное планирование для быстрого экономического развития. Африканский социализм включал и возобновление предколониальных ценностей и учреждений, в то время как модернизация проводилась сквозь централизованный аппарат однопартийного государства.
[править] Ревизия взглядов Недавний крах восточноевропейских и Советского коммунистического государства привел социалистов во всем мире к пересмотру части их доктрин, включая централизованное планирование и национализацию промышленности. Политика некоторых социал-демократических лидеров, например, «третий путь» Тони Блэра или Герхарда Шрёдера, подобно либерализму делающий опору на «средний класс», подвергалась острой критике левого крыла их партий, поскольку она поддерживает интересы скорее не трудящихся, а средней буржуазии.
Несмотря на определенную потерю политического влияния и кризис в социал-демократическом движении, идеи демократического социализма продолжают быть весьма популярными. Многие социалисты призывают считать демократический социализм той идеологией, которой необходимо следовать как моральной установке, даже если ее невозможно полностью реализовать на практике.
[править] Взгляды современной социал-демократии В целом, социал-демократы поддерживают:
Следование общим принципам социальной справедливости, свободы, равенства и братства. Защиту прав человека. Принцип равных прав и возможностей (а не только равных возможностей, как в консерватизме). Политический и идеологический плюрализм. Социально ориентированную рыночную экономику в противовес абсолютизированному свободному рынку. Ограниченное государственное регулирование экономики. Создание эффективных регулятивных механизмов в предпринимательстве в интересах рабочих и мелкого предпринимательства. Принцип честной торговли. Равноправие и защиту всех форм собственности. Создание мощного государственного сектора в экономике, конкурирующего на равных с частным. Национализацию стратегически важных предприятий, особенно в военной, аэрокосмической, металлургической, нефтеообрабатывающей промышленности и энергетике. Социальное партнерство между трудящимися и работодателями Сотрудничество с профсоюзами. Сокращение разрыва между богатыми и бедными. Поддержку неимущих слоев населения. Создание «государства всеобщего благосостояния». Систему защиты экономичеcких прав рабочих, предусматривающую: Ограничение рабочей недели (до 35-40 часов). Улучшение условий труда рабочих. Повышение минимальной зарплаты. Защиту от неоправданного увольнения. Борьбу с безработицей. Эффективную систему социального обеспечения, предусматривающую: Всеобщее бесплатное образование, равный доступ к которому имеет все население страны. Государственную систему всеобщего бесплатного здравоохранения для всех граждан страны. Государственную помощь в форме пенсий и пособий по инвалидности и безработице. Государственную помощь для ухода за детьми. Средний или высокий уровень налогообложения, необходимый для финансирования государственных затрат. Введение новых законов по охране природы и окружающей среды (хотя и не настолько радикальных, как проекты «Зеленых»). Снятие ограничений с иммиграции и мирное сосуществование культур и цивилизаций. Секуляризированную и открытую прогрессивную социальную политику. Внешнюю политику, соответствующую принципам мультилатерализма и участия в международных организациях типа ООН. Демилитаризацию, сокращение военных арсеналов и неучастие в агрессивных военных блоках. Защиту интересов трудящихся — рабочих, крестьян, фермеров, интеллигенции и среднего класса
Я сторонник принципа золотой середины.Примерно как между светом и тьмой лежит сумеречная зона так и между классом капиталистов и классом рабочих лежит их взаимодействие.Если единая россия позиционирует себя как не левые не правые и они об этом говорят то это их центристская позиция
> Если единая россия позиционирует себя как не левые не правые и они об этом говорят то это их центристская позиция quoted1
Да не разу ЕР не позиционировала себя как социал-демократическая. Да и как это возможно если вся верхушка составлена из олигархов, воров, высших чиновников - одни миллиардеры. Откуда там возьмется социал? Социальный слой для них это зомби втаптываемые в грязь, расходный материал, по чьим одураченным головам они и шагают, не забывая и друг друга жрать - жадность однако. Их центризм - это на самом деле политическая беспринципность, прикрываемое отсутствие политических взглядов, у них одна задача в политике обеспечивать себя, как высший класс, общества безопасностью от народа.
Суть центристской идеи....социальное партнерство класса капиталистов и рабочего класса.Между умными и дураками лежит еще их взаимодействие у дураков и лодарев(как об этом иногда писали капиталисты)должен быть шанс проявить себя и перейти в класс капиталистов нап.Т.е.между бедными и богатыми лежит еще третий полюс.
Т.е.между капиталистами и трудящимися и двумя силами которые их поддерживали.Сша капиталистов ссср рабочих лежит еще социальное партнерство..Между богатыми и бедными лежит средний класс в который могут войти как богатые так и бедные.Средний класс это класс переходного периода.Т.е.у бедного должен быть шанс стать богатым.
Почему бы китаю сша и россии не объединиться и не поделить между собой мир?Создать соответствующие органы управления.Это три великие державы которые остались из всех остальных.Т.е.это система переходного периода.Я нап.выступаю за многоукладность экономики.Надо посмотреть как было при советском строе и как происходит сейчас в постсоветский период..В чем отличие и объединить эти два подхода выбрав все самое лучшее в них.Т.е.нап.объединить индивидуализм с коллективизмом.Не противопоставлять надо а сотрудничать.Т.е.главное здесь слово перестройка.Данные два подхода противоположны и каждый в отдельности несет в себе недостатки.С начала перестройки данные подходы соединяются друг с другом и один начинает дополнять другого.
И с момента перестройки начинается история сумеречной зоны.Не света не тьмы.Наши поколения начинают совмещать ценности двух подходов.Это дуализм души и тела.Их тождественность.Такие учения есть
Я хочу сказать что т.е.приветствую любые формы переходного периода,т.е.смешанную экономику,где богатые и бедные сотрудничали бы друг с другом.Смешанная экономика видется мне как совмещение некоторых элементов рыночной экономики с плановой тем самым появляется многообразие форм собственности...
> Я хочу сказать что т.е.приветствую любые формы переходного периода,т.е.смешанную экономику,где богатые и бедные сотрудничали бы друг с другом.Смешанная экономика видется мне как совмещение некоторых элементов рыночной экономики с плановой тем самым появляется многообразие форм собственности... quoted1
Кома сеичас прочти ето все економисты мира от Маркса до Полсона с ума бы сошли пытаясь расшифровать сию шифровку . В школу иди двоечник Ты пишешь об економике общими фразами . Где конкретика ? Нигде в цивилизованном мире не было 100 % ни рыночнои ни плановои економики
Кома сеичас прочти ето все економисты мира от Маркса до Полсона с ума бы сошли пытаясь расшифровать сию шифровку . В школу иди двоечник Ты пишешь об економике общими фразами . Где конкретика ? Нигде в цивилизованном мире не было 100 % ни рыночнои ни плановои економики Ассепт ты такой дуреха....конкретика описана в научном коммунизме.Это наиболее опасная программа для марксизма-ленинизма по-этому там и описан данный общественный строй.Совместное ведение хозяйства пролетарским государством с частным бизнесом.Там есть и конкретика.Т.е.этот общественный строй отбирает две главные силы современности,одна из которых представляет социализм рабочих а другая капитализм и ставит знак равенства между ними при данной экономике.Если коммунисты предпочитают электорат рабочих демократы капиталистов то социал-демократы и центристы наподобие единой россии смешенные силы от капиталистов до рабочих плюс колеблющиеся классы.Наиболее широкий спектр нежели у коммунистов и демократов
основная разница между етими строями . ЕКСПЛУАТАЦИЯ . при социализме ее нет , при капитализме ЕСТЬ . что такое ты можешь предложить что заставит капиталиста перестать експлуатировать рабочих ? Ленин предложил пулю в лоб и нет експлуататоров