Военно-Грузинская дорога – одна из ключевых магистралей в Закавказье – может потерять свое былое значение, пишет Коммерсантъ. Ситуацией обеспокоен экс-президент Грузии Михаил Саакашвили, заявивший о
« катастрофических последствиях » реализации по инициативе РФ новых транспортных маршрутов через Кавказ, оставляющих республику никому не нужной « ампутированной частью Южного Кавказа » .
*
После достижения лидерами России, Армении и Азербайджана договоренностей о транспортном развитии региона, дорога, как опасаются в Грузии, свое значение потеряет, что станет ударом по грузинской экономике.
«
Ранее Азиатский банк развития совместно с Европейским банком реконструкции и развития выделил Грузии около $500 млн на реконструкцию автодороги именно с учетом ее значимости для Армении . Но теперь будущее этого проекта туманно.
Причина — договоренности о «разблокировке всех экономических и транспортных связей в регионе» , достигнутые в Москве 12 января премьером Армении Николом Пашиняном и президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым при посредничестве президента РФ Владимира Путина », – говорится в материале.
Речь идет о двух о двух основных направлениях: коридор из основной части Азербайджана в анклав — Нахичевань, который должен пройти через Сюникскую область Армении и железная дорога из Еревана в ту же Сюникскую область, которая проложена через Нахичевань. Оба маршрута активно использовались в советское время, но с началом нагорно-карабахского конфликта прекратили существование.
«
Если проект будет реализован, Азербайджан получит новый транспортный маршрут в Нахичевань и Турцию, Россия — в Турцию и Армению, а Армения — в Иран и Россию. И следовательно, значение Военно-Грузинской дороги резко снизитс я », – пишет газета.
Этой ситуацией обеспокоился экс-президент Грузии Михаил Саакашвили, заявивший о «
катастрофических последствиях » реализации проекта для транзитной значимости страны.
По его словам, Грузия может превратиться в «
ампутированную часть Южного Кавказа », которая «никому не нужна». При этом «
уничижении транзитной функции Грузии » Саакашвили винит президента России.
«
Путин привез Алиева и Пашиняна в Москву и сказал им: «Зачем вам Грузия? », — негодует Саакашвили.
Он полагает, что
в итоге Баку перестанет поставлять Грузии природный газ по льготной цене , а Армения руками попытается компенсировать горечь поражения от Азербайджана отторжением от Грузии региона Джавахети, где армяне составляют 97% населения.
При этом ряд грузинских экспертов убежден, что апокалиптическая картина, нарисованная экс-президентом, по сути, не очень далека от реального положения вещей.
«
Все эти транспортные проекты предопределяли очень важную геополитическую функцию Грузии , в свою очередь, обеспечивающую ее государственную устойчивость »,— сказал политолог Георгий Хухашвили.
Он считает, что востребованность грузинских черноморских портов Поти и Батуми «
находится в зоне серьезного риска ».
По утверждению эксперта, железная дорога Баку—Тбилиси—Карс, по которой 14 января началась регулярная транспортировка грузов из Азербайджана в Турцию, «
может превратиться в один из самых неудачливых проектов ».