Бывают же удачи в жизни. Одна из таких удач выпала мне в прошлый четверг – по случаю попал на премьеру нового сокуровского фильма. Приблизительно зная сюжет фильма ( после венецианского показа о нем много писали), мне было любопытно, что скажут создатели фильма, и как Сокуров объяснит свой замысел и решение пригласить на главную роль знаменитую оперную певицу Галину Вишневскую.
К сожалению, ничего этого я не узнал, так как создатели фильма «Александра» решили не облегчать зрителям разгадку психологических и идеологических загадок своего творения. Сокуров, как один из пионеров нового идеологического кино, в котором идеологические догмы кодируются на подсознательном уровне сложной и одновременно шокирующей эмоциональной и эстетической символикой, как всегда ничего не стал объяснять, справедливо считая, что фильм должен говорить сам за себя. Сокуров продолжает то, что начал в кинематографе Эйзенштейн, только делает это намного тоньше и умнее, отсюда и его популярность у западного зрителя, который считает Россию родиной идеологического кино. Это наш вклад в копилку мирового кинематографа. Странно, но у нас мало кто это понимает, иначе намного больше режиссеров работало бы в этом направлении.
Но вернемся к презентации фильма «Александра», на которой выступила Галина Вишневская, сказавшая, что играла обобщенный образ русской матери, которая увидела то, что породила и ужаснулась от увиденного. Сама эта фраза недвусмысленно предлагала зрителям воспринимать историю, рассказанную в фильме буквально, что большинство зрителей и сделало, оставив их, когда погас экран, в большом недоумении. Я сам попался сначала на эту удочку и первую половину фильма смотрел, воспринимая происходящее на экране буквально (причем, со все нарастающим раздражением), но затем вдруг понял, что Сокуров опять снял идеологическую притчу, где актеры играют не людей, а аллегории и символы, олицетворяющие некие идеологические догмы и смыслы. И это понимание родило у меня интерес и понимание глубинного замысла автора.
Конечно, этот фильм не об отношении российских матерей к своим заблудшим детям и он не о том, что реально происходит сегодня в Чечне, несмотря на натурализм съемок и прекрасную игру всех актеров. Это фильм об отношении западной интеллектуальной и творческой элиты к тому, что происходит в России, их эмоциональный взгляд на сегодняшнюю Россию и на нас с вами, здесь живущих. Сокурову удалось показать весь набор, существующих на Западе идеологических догм, преставлений и заблуждений в отношении России и доминирующих в умах западного обывателя.
Теперь попытаемся расшифровать аллегории и идеологическую конструкцию фильма «Александра». Главная героиня, которую играет Вишневская, это, безусловно, образ матери, но не человеческой матери, а матери-цивилизации, то есть европейской цивилизации, которая явилась матерью для всех существующих цивилизаций западного типа (в том числе, американской и сегодняшней российской). В таком случае российскую либеральную цивилизацию последних шестнадцати лет можно представить в образе внука старушки-европейской цивилизации. И вот к этому внуку (России), неустроенному и вечно воюющему, приезжает добрая, честная и справедливая бабушка (Европа), чтобы посмотреть, как этот бедолага живет, любя покритиковать его и дать несколько добрых советов.
Мимоходом нам ненавязчиво дают уроки европейской политкорректности, то есть любви, понимания и уважения к чеченской племенной архаике и жалости к страдающему чеченскому народу. Спору нет – простых чеченцев, попавших в жернова войны жалко, но наших русских солдат, погибающих за ошибки и политические интриги Кремля, гуманной европейской цивилизации совсем не жалко, как, по большому счету не жалко своего внука (Россию). Да мы получились цивилизационными уродами и с точки зрения европейской просвещенной элиты мы выглядим отвратительно и мерзко, так как редко моемся, воняем и туалеты у нас грязные (понимать это следует опять же аллегорически, как олицетворение российской политики).
Но подлость такого «честного» взгляда на нас заключается в том, что мы не просились в семью цивилизованных народов (ездить и эмигрировать туда хотели, но в семью не просились) и попали в цивилизационный процесс насильственно в результате капитуляции СССР, после поражения в холодной войне и предательства советской номенклатуры. То есть такого «внука-урода» европейская «бабушка» создала сама и нечего теперь ужасаться результатам культурного и идеологического цивилизационного колониализма на просторах нашей Родины. Мне было крайне интересно смотреть – каков же облик российского патриота и государственника в глазах европейцев (а всех, кто здесь живет и не ходит на марши несогласных они считают патриотами и империалистами). Образ получился отталкивающий и внушающий бабушке Европе страх. Ну что ж, такие цветы зла выросли на почве цивилизационного просвещения России, но обижаться «бабушке» надо не на «внука», а на себя, ибо как воспитаешь то и получится.
Андрей Покидышев 26.11.2007 г. Москва
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Видела лишь отрывки... Но читала о съемках этого фильма. Г. Вишневская во время съемок (в Чечне) разговаривала с Ростроповичем по телефону, когда тому сделали операцию и сказала, что не может приехать сейчас к нему, ибо этот фильм - \"мой \"Белый Дом\" (сказала она). У Ростроповича был свой \"Белый Дом\" , как мы помним.. Она меня заинтриговала. Надо посмотреть.
Советую посматривать сериал также \"моя прекрасная няня\".Тоже что то на подобие.Шаталин там дурачек.Не всегда правда образы улавливаешь,но многие сериалы на подобные темы.А американское кино тупо тем и его зритель что оно воспринимается буквально.
> Советую посматривать сериал также \"моя прекрасная няня\".Тоже что то на подобие.Шаталин там дурачек.Не всегда правда образы улавливаешь,но многие сериалы на подобные темы.А американское кино тупо тем и его зритель что оно воспринимается буквально. quoted1
\"Няня...\" не для пролетариев, для них есть Арлазоров...
Скоро кстати очередной Новый Год.Заранее не поздравляют...но вновь актуальна песня деда мороза и снегурочки.А санта клаус полный дурак зачем велосипед изобретать который уже есть?
Различие пролетариев от непролетариев в том что пролетарий не ставит перед собой цель-зарабатывание денег но они ему нужны для поддержания жизни....главное для него это творчество!\"Щас кстати актуальна мысль что рабы живут богаче своих хозяев\". Мысли скудные у бизнесс класса!
В одной из программ слышал....друг богатый дружил с другом бедным.Богатый был такой доверчивый что тот егго кинул мол.И говорилось \"должно ли вообще так быть он дружил изо всех сил а тот так поступил\".Во-первых это всего лишь история не факт что правдивая....А во-вторых ну неужели богатый такой дурак что купился на дружбу?Это щас конкретный пример.Никуда в образ не ухожу.
И вообще актуальны также хип-ховые песенки которые я сбросил.В них тоже заложен глубокий смысл.А их ой как много и зарубежных...Несколько тысяч а то и десятков тысяч наберется!
И когда некоторые пишут что не понимают в чем смысл попсы это их проблемы от недоразвитости ума наверное.Они слишком в себя погружены в конкретный повседневный черный мир!