Для тех кто не хочет читать много... "мощь" США закончилась...
далее по пунктам
О воздушных ядерных силах США
Как правильно заметил товарищ HMagier — крылатая ракета воздушного базирования AGM-86 ALCM сегодня практически единственный «нормальный» атмосферный носитель ЯБЧ у США. МБР у США практически нефункциональны, морские Трайденты-2 Д5 также стремительно утрачивают годность (в противном случае АПЛ, рассчитанные на эти ракеты, США не стали бы переделывать под крылатые ракеты «Томагавк»). Упомянутые «Томагавки» и более современные малозаметные крылатые ракеты JASSM требуют переработки под ядерные заряды (и она не так тривиальна, как кажется).
Вот и остается у США в качестве единственного массового носителя ядерной БЧ одна старенькая AGM-86 ALCM. Поэтому о ней стоит поговорить подробнее.
Начну я с малоизвестного широкой общественности факта, что вообще-то AGM-86 разрабатывалась Боингом в качестве беспилотного перехватчика, для ведения маневренного боя с истребителями противника. Маневренный ближний бой истребителями ведется, как известно, на околозвуковых скоростях — и даже на таких скоростях современный истребитель совершает вираж на 360 градусов (полную петлю) за время более минуты, иначе пилот не выдерживает перегрузок. AGM-86 осуществляла полный вираж за время менее 30 секунд, соответственно в теории ей не составляло труда зайти вражескому истребителю в хвост и расстрелять его из пушки либо уничтожить при помощи компактных ракет воздух-воздух ближнего радиуса.
Вы спросите — зачем это понадобилось? Ну вот так в США пытались решить проблему защиты стратегических бомбардировщиков от авиации противника. Так сказать — на новом уровне реинкарнировали идею истребителя-паразита времен B-36 Peacemaker:
Для самозащиты от вражеских истребителей этот гигант должен был нести на борту маленький истребитель со складными крыльями:
B-36 Peacemaker с истребителем самообороны
Тогда идея провалилась — но упорные конструкторы Боинга ее реинкарнировали в виде одноразовых беспилотных перехватчиков, которые В-52Н должны были нести на своих обычных роторных пусковых внутри фюзеляжа или даже вовне на пилонах. В пределе В-52Н позволяют разместить на борту до 20 ракет AGM-86 — в бомбоотсеке 8 ракет на CSRL, и 12 ракет на двух пилонах под крыльями.
Идея, естественно, провалилась и во второй раз — но сам самолетик получился вполне рабочим, и Боинг быстро переделал его в дозвуковую крылатую ракету для термоядерной боевой части W80 с переменной мощностью от 5 до 150 килотонн тротилового эквивалента. Вот так она выглядит:
W80 nuclear warhead
Как видите, боеголовка весьма компактна, и без систем безопасности весит всего 130 кг.
Очень похожая по конструкции боеголовка W84 применялась на КР Трайдент BGM-109G, запускавшихся с наземной установки — но, при совершенно такой же мощности (150 кт максимум), более поздняя W84 весит уже 176 кг. Да-да — американские ядерщики стремительно теряли навыки разработки компактных боеголовок.
Впрочем, все ракеты BGM-109G уничтожены, их боеголовки W84 складированы еще в 1991 году, и в настоящее время скорее всего нефункциональны.
Но вернемся к ракете AGM-86B ALCM. Это такой микросамолетик — он оснащен одним турбореактивным двигателем Williams F107-WR-101, его крылья и рули складываются в фюзеляж и выпускаются через две секунды после запуска. Вот здесь вы можете оценить реальные размеры:
AGM-86B ALCM
На ракетах, поднятых во второй ярус, хорошо виден открытый отсек для установки ЯБЧ. Сами ЯБЧ хранятся отдельно и устанавливаются на ракеты ALCM непосредственно перед загрузкой в самолет.
Всего до 1986 года фирмой Боинг было произведено около 1715 ракет AGM-86B плюс 24 учебных макета. И на этом производство этих ракет закончилось. Все «более новые» AGM-86 являются лишь доработанными или переделанными старушками выпуска не свежее 1986 года.
В 1986 году Боинг начал модернизировать часть ракет AGM-86B к стандарту AGM-86C. Основным изменением является замена термоядерной БЧ на девятисоткилограммовую осколочно-фугасную и добавление приемника GSM. В таком виде часть ракет AGM-86 успешно применены в операции «Буря в пустыне» и в Югославии.
В момент производства ракета AGM-86B обходилась бюджету США примерно в 1 млн. тогдашних долларов (это без цены ЯБЧ). Доработки до модификаций C и D потребовали от 160 до 896 тысяч долларов на ракету.
Исходно ракета AGM-86B в ядерном оснащении весит полторы тонны и летает на дальность до 2400-2800 км (в зависимости от высоты пуска и профиля полета) со скоростью 0.65-0.85 скорости звука (считается, что средняя скорость около 800 км/ч). КВО составляет 80 метров (при использовании системы коррекции по рельефу местности McDonnell Douglas AN/DPW-23 и наличии этого самого рельефа).
Считается, что у США остается еще около 1142 ракет AGM-86B ALCM в ядерном исполнении, бОльшая часть из которых пригодна для использования.Проблема этой ракеты в том, что ее не может нести никто, кроме бомбардировщика В-52Н. А эти бомбардировщики, похоже, окончательно выработали свой ресурс и уже никуда не долетят.
Была у американцев сумасшедшая идея вооружить ракетами AGM-86B ALCM бомбардировщики B-1B — поскольку ракеты не влезают в их фюзеляжные отсеки, оные ракеты решили подвесить на внешние пилоны. На часть бомберов B-1B даже успели эти пилоны смонтировать — но это, простите, утопия. Начнем с того, что B-1B с подвешенными на пилонах ракетами AGM-86B может летать только на дозвуковой скорости, во избежание разрушения ракет. При этом значительно возрастает расход горючего и падает боевой радиус — так что долететь из США до России без дозаправки уже не выходит. В общем, поняв это, авиация США пилоны с B-1B нафиг демонтировала. Сейчас их, видимо, прикрутят назад — чтобы чисто номинально иметь в составе СЯС США 50-60 еще пригодных к полетам стратегических бомбардировщиков, могущих нести суммарно до 600-720 крылатых ракет с ядерным зарядом.
Конструкцию пилона можно посмотреть вот тут:
с ракетами agm-86
Здесь он подвезен к бомбардировщику B-52H, но это не суть важно — на B-1B пилон имеет аналогичную конструкцию.Вот тут на картинке видна суть проблемы бомбардировщика B-1B с размером бомбовых отсеков:
Бомбовые отсеки B-1B
Отсеки слишком короткие. Объединить два передних отсека в один уже технически невозможно без переделки всей силовой структуры фюзеляжа.
При этом сами самолеты в достаточной степени замученные:
B-1B вид снизу
Вот здесь, если кликнуть на картинку, хорошо видна деформация обшивки B-1B из-за прохождения волн сжатия воздуха вдоль фюзеляжа при преодолении звукового барьера. Фактически, это уже рухлядь — но ничего лучше у США нет, и уже, видимо, не будет.
Дохлый B-1B "Лансер" снова "атомный бомбардировщик"?
> Дохлый B-1B "Лансер" (раскрыть)
В Пентагоне принято решение о передаче сверхзвуковых бомбардировщиков B-1B «Лансер» из боевого авиационного командования ВВС США в состав глобального ударного командования ВВС. Об этом сообщается на сайте Военно-воздушных сил США.
Для тех, кто не понимает, что это значит — объясняю: американским бомбардировщикам B-1B «Лансер» вернут возможность применять ядерное оружие.
Самолет этот не новый, он разработан в 1970-80-х годах компанией Rockwell International и состоит на вооружении Военно-воздушных сил США с 27 июля 1985 года. Создавался в качестве носителя ядерного оружия для замены старичков B-52 (последний из которых выпущен 50 лет назад, в 1964 году, и они уже разваливаются от старости), однако оказалось, что самолет по основному своему профилю носителя ядерного оружия использовать бессмысленно. И его переделали под обычные бомбы. Причем и с обычными бомбами он никакого применения не получил — все 100 выпущенных машин тупо гнили на земле, пока древние Б-52 летали бомбить «врагов США».
Первоначальная версия самолета, B-1A, разработана еще в начале 1970-х, но производство было прекращено после изготовления первых 4 прототипов. Причина? В-1А был быстрой сверхзвуковой машиной, и должен был на своей скорости в 2.2 маха прорваться через заполярную дыру в советском ПВО к военным объектам Сибири и Урала. Предполагалось, что к моменту, когда советские радары его увидят и будут подняты перехватчики — они просто не успеют догнать самолет до выпуска им по целям крылатых ракет с ядерными зарядами. А после того, как он отстреляется — перехват уже не будет иметь большого смысла.
Однако СССР нашел средства противодействия — ими стали цепь обзорных РЛС в заполярье и самолеты МиГ-25, сочетавшие невероятно высокую скорость с дальнобойной РЛС и ракетами дальнего радиуса действия. Поэтому B-1A потерял всякий смысл еще до запуска в серию.
В 1980 году на базе B-1A был создан сильно переработанный B-1B как самолет маловысотного прорыва ПВО. Он имеет максимальную скорость всего 1.25 маха (да и ту на большой высоте, где он вряд ли будет использоваться). Фактически это дозвуковой бомбардировщик для применения на малых и сверхмалых высотах, в том числе в режиме полета с огибанием рельефа местности. Предполагалось, что в таком режиме он все-таки сможет пройти советскую ПВО — уже не за счет скорости, а за счет скрытности полета. В то время ЗУР ПВО не обладали необходимой эффективностью при стрельбе по низколетящим целям. К тому же низколетящие цели с трудом поддавались обнаружению РЛС перехватчиков, летящих с превышением, из-за сложностей выделения цели на фоне подстилающей поверхности.
Однако упования на «незаметность» 216-тонной бандуры с площадью одного только крыла в 181 квадратный метр оказались утопией. К тому же для самолета не смогли создать подходящей крылатой ракеты. Классическая ядерная AGM-86 ALCM просто не влезает в бомбоотсеки B-1B. Срочно созданная AGM-69 SRAM имела малую дальность (не более 160 км), в результате уже к 1990 году эти ракеты были сняты с эксплуатации, а в 1993 году все ракеты этого типа были списаны и уничтожены.
AGM-158A JASSM разработали лишь к 2003 году, и максимальная дальность ее пуска (360 км) также совершенно неудовлетворительна для ЯБЧ — поэтому ядерной версии эта ракета и не имеет. Ядерная AGM-129 ACM так и не смогла быть интегрирована в B-1B, и в настоящее время все ракеты этого типа также уже уничтожены.
Однако США почему-то вернули B-1B в состав ядерных сил. Хотя толковой ядерной ракеты для них до сих пор нет, а рассчитывать на достижение цели с древними ядерными бомбами B61 (да-да — 1961 года разработки) просто наивно. Не при современных ПВО.
По состоянию на 2012 год США располагали 66 штуками дееспособных B-1B Lancer разной степени дряхлости. Производство машин закончилось в 1988 году — сами можете посчитать возраст самых свежих. Но, судя по всему, Обаме просто некуда деваться — Б-52 изношены в ноль, запчастей нет и не будет, двигатели давно не производятся и на них даже утеряны чертежи. Так что пришлось поднимать в состав ядерных сил бессмысленные B-1B.
С октября 2014 года B-1B ВВС США участвует в воздушных ударах по боевикам ИГИЛ в Сирии в городе Кобани. Судя по всему, последние Б-52 окончательно сдохли.