1654-й считается официальным годом основания Харькова, когда ватага переселенцев из Приднепровской Украины поселилась на берегах Лопани. Вскоре была построена крепость, а местная казацкая залога вместе с казаками соседних поселений (Валки, Ольховая, Волчьи Воды (Волчанск), Двухлетняя, Дергачи, Золочев, Липцы, Люботин, Мерефа, Огульцы, Перекоп, Пересечное, Тарановка, Тишки, Салтов, Соколов , Циркуны, Хорошев, Хотомля) сформировала Харьковский казацкий полк (1660-1765). На колонизированных землях переселенцы в полной мере воспроизводили ту социальную структуру, которая выстроилась в раннемодерном украинском государстве за годы Национально-освободительной борьбы. В этом убеждают переписи харьковчан 1655, 1660, 1667 и 1669. Здесь видим казаков, мещан и крестьян, причем в основном с характерными украинскими фамилиями на енко: Кондратенко, Федоренко, Иваненко, Панченко. Бывают и «вкусные» фамилии-прозвища, например Жовтило, Редька, Середа или Бугай. Такая ономастическая картина полностью перекликается с данными переписи 16 полков Гетманщины 1649-го, где фамилии на -енко зафиксированы в более половины (56%) из 40 475 внесенных в реестр лиц.
Основание Харькова казаками прочно запечатлелось в устной народной традиции населения Слобожанщины. Так, в одном из переводов говорится о казаке Харка как основателя города. Этому мифическому персонажу установили памятник юбилейного для города 2004 года. Среди основателей упоминается и казак Иван Каркач - лицо более чем легендарное. Зато из сохранившихся документов следует, что, скорее всего, отряд переселенцев 1654-го возглавлял атаман Иван Кривошлык. И именно ему должны быть отданы лавры харьковского осадчего.
Вторая половина XVII - середина XVIII века - время расцвета казацкого Харькова, когда город был центром одноименного полка рядом с еще четырьмя слободскими казацкими полками (Изюмским, Острогожск, Охтырским и Сумским). Формально НЕ подчиняясь гетману, они были теснейшим образом связаны с раннего Украинским государством. Прежде всего из-за своих руководителей - полковников и местную полковую и сотенную старшину.
Представители украинских благородных родов, после бурных событий 1640-х годов по праву заняли ведущие позиции в украинском обществе, составляли костяк казацко-старшинского слоя, усиленный отдельными выходцами из неаристократических (мещан и крестьян) социальных групп. Насквозь пронизан брачно-семейными и свояцкими связями, этот слой аккумулировал власть и богатства (прежде землю), создавая (или скорее модифицируя) собственную благородную идентичность.
В Харьковском полку такими старшинскими династиями были Донца -Захаржевского, Ковалевских, Цветки, Жуки, Смородская, Черняки, Шидловские, Щербины.
Начало рода Донцов-Захаржевских дал харьковский полковник Григорий Ерофеевич (? -1691). Он отличился в многочисленных походах против татар, заботился о расширении территории полка, а в последние годы его полковникування был возведен величественный харьковский Покровский собор (1689) - один из ранних образцов украинского казацкого барокко. Ведь попечительства православной церковью, строительство и отделка храмов за свой счет считалось делом чести для украинской старшины. Вспомним, что самым церковным меценатом Гетманщины был Иван Мазепа.
Ну все великороссы тырят и приписывают заслуги украинцев себе .Хотя же именно великороссы грохнули и Российскую империю и СССР.А теперь бог знает шо корчит из себя наследника.
Свідомий (Свидомый) писал (а) в ответ на сообщение:
> Здесь видим казаков, мещан и крестьян, причем в основном с характерными украинскими фамилиями на енко: Кондратенко, Федоренко, Иваненко, Панченко. quoted1
1645. С этого года начинается 4-ое переселение черкасс, продолжаясь до 1647. В это время, в числе 1247 семей, оставивших поднепровье и поселившихся по берегам Ахтырки, Харькова и Донца, были дворянския фамилии Захаржевских, Кондратьевых, Лесевицких и др. (Списки, XXXVI).
Свідомий (Свидомый) писал (а) в ответ на сообщение:
> Ну все великороссы тырят и приписывают заслуги украинцев себе quoted1
ога.
Кто основал Сумы на Слободе?
В царском указе на имя боярина Григория Семеновича Куракина говорилось: «...по нашему указу Кирилу Юрьеву сыну Арсеньеву велено от татарския украйны на Сумине городище город вновь устроить, в том городе быть до нашего указу и для того дела Кирило Арсеньев с нашея службы отпущен к Москве . И как Кирилло Арсеньев к Москве придет и вы бы Кириллу Арсеньеву об отпуске на Сумине городище учинили по нашему указу, а наш наказ велели ему из разряду дать и служилым людям из городов, из которых пригоже велели с ним в Сумине быть. И наряду и пушечных запасов в Сумино велели с ним отпустить...»
Таким же непременным атрибутом благородного самосознания казацкой старшины были гербы. Слободские старшины, как и украинская казацкая элита в целом, пользовались благородными гербами, что должно было узаконивать их связь с элитами предыдущих эпох. Те же Донца -Захаржевского использовали сочетание четырех гербовых изображений «Роза», «Колонна», «Китаврус» и «Урсин». А герб Цветков имел шесть частей: «Погоня», «Стримья», «Радван», «Бонча», «Шелига» и «Рогаля».
Казацкий Харьков невозможно представить без ведущего образовательного и научного центра Слобожанщины - Харьковского коллегиума (1722-1817). Основан выпускником Киево-Могилянской академии белгородским епископом Епифанием Тихорским, он стал общеобразовательным учебным заведением, особенно популярным среди детей казацкой старшины. Его ученики осваивали программу, которая опиралась на общеевропейскую систему «семи свободных искусств»: главный акцент был сделан на совершенном изучении латинского языка, правил стихосложения и красноречия, произведений античных авторов. Усвоения философии и богословия составило высокий образовательный уровень. В 1760-х в учебные программы добавили курсы французского и немецкого языков. Кроме того, в коллегиуме изучали музыку, математику, геометрию, историю и географию.
И все это великороссы с какого то будуна приписывают себе .На фиг.
С Харьковским коллегиумом связано имя Григория Сковороды (1722-1794). Сын казака Лубенского полка, студент Киево-Могилянской академии, философ европейской культурной традиции, поэт, чье творчество обозначило апогей украинского литературного барокко. В течение 1759-1769 годов (с перерывами) Григорий Саввич преподавал в нем поэтику, синтаксис, древнегреческий язык и этику. Со своими учениками он поддерживал дружеские связи и в дальнейшем, путешествуя по Слобожанщине и подолгу гостя в их домах. Написанная Сковородой во время странствий "в лесах, полях, садах, селах, хуторах и пасек, лежащие вокруг Харькова» сборник «Басни харьковские» впервые в отечественной литературе подняла басню на ступень отдельного литературного жанра философской направленности.
Рубеж XVIII и ХIХ веков историки рассматривают как, без преувеличения, тектонический слом в истории Европы, проложил очевидную границу между домодерных и модерновой эпохами с отличным мировоззрением людей, разной социальной структурой общества, другим экономическим строем. В истории Харькова, как и Украины в целом, это еще и граница между казацким и имперским периодами. Ведь 1764 было ликвидировано должность гетмана, 1765-го расформированы слободские казачьи полки, 1775-го разрушена Запорожская Сечь, 1783-го прекратили существование казацкие полки Гетманщины. На украинскую территорию было распространено общеимперское административное деление и сломано местный социальный строй.
Поэтому с 1765-го Харьков стал центром Слободско-Украинской губернии, а с 1780 года - Харьковского наместничества. В 1797 году Слободско-Украинскую губернию восстановили, переименовав позже снова в Харьковскую. В течение 1835-1856-го последняя вместе с Черниговской и Полтавской входила в состав Малороссийского генерал-губернаторства, а Харьков был его административным центром. Губернское устройство просуществовало в Харьковской области до 1925 года, когда территория бывшей губернии была разделена на пять округов: Изюмский, Купянский, Старобельский, Сумской и Харьковский.
> Свідомий (Свидомый) писал (а) в ответ на сообщение:
>> Ну все великороссы тырят и приписывают заслуги украинцев себе quoted2
> > ога. > > Кто основал Сумы на Слободе?
> > > В царском указе на имя боярина Григория Семеновича Куракина говорилось: «...по нашему указу Кирилу Юрьеву сыну Арсеньеву велено от татарския украйны на Сумине городище город вновь устроить, в том городе быть до нашего указу и для того дела Кирило Арсеньев с нашея службы отпущен к Москве . И как Кирилло Арсеньев к Москве придет и вы бы Кириллу Арсеньеву об отпуске на Сумине городище учинили по нашему указу, а наш наказ велели ему из разряду дать и служилым людям из городов, из которых пригоже велели с ним в Сумине быть. И наряду и пушечных запасов в Сумино велели с ним отпустить...» quoted1
Шо шо ?Кто основал Москву?Ведомо кто .Хан Менги Тимур.