Мобилизационная кампания была проведена настолько «криво», что даже патриотически настроенные граждане сейчас не пойдут на мобилизационную подготовку, считая ее предшественницей повестки.
Все делается не только «для галочки», а еще и для сохранения высоких постов за определенными лицами, которым по роду службы вменено курировать подготовку к службе в Вооруженных Силах.
Как передает корреспондент «ПолитНавигатора», в эфире «Крым 24» председатель ОО «Крымский союз ветеранов боевых действий» Владимир Смирнов отметил, что общество не готово к мобилизационной подготовке.
«Всё это конечно хорошо в теории, но на практике у нас общество не готово к мобилизации, и если мы даже объявим сейчас волну домобилизационной учебной подготовки, мы столкнёмся со второй волной эмиграции за границу, потому что не готовы мы к этому.
В интернете, ещё где-то — все патриоты. Но, как только им скажут — давай, брат, поехали на полигон подготовиться, они сразу, ага, сейчас я пойду подготовлюсь, а потом меня полюбому отправят.
Не, лучше я поеду куда-нибудь в Казахстан", — заключил он.
Военный инструктор и корреспондент Олег Блохин считает, что всему виной неуклюжая частичная мобилизация, которую проводили «для галочки».
«Есть два момента. По последнему скажу, что, если бы по-человечески была первая мобилизация проведена, если бы не выдали то, что получили и начали набирать кого попало, то есть — и больные приходили с сердечными приступами, просто это сделали так, для галочки, а им плевать было на результат, — и если бы нормально показали, что мобилизованные нормально устроены, нормально обучились, их не засунули сразу толпой, с таким же офицером мобилизованным, который даже не военный, а пиджак обычный…», — пояснил Блохин.
Он привел пример — «группы таких „потеряшек“ в ЛНР».
«Говорим, кто у вас офицер? Говорят, да такой же, как и мы. Что он там навоюет? Поэтому и была волна эмиграции. Если бы нормально провели первый раз, то этого не было. Второй момент. Если домобилизационную подготовку запланировали еще с 2008 года, было распоряжение об обучении, а сегодня у нас 2023-й, то есть это сколько надо соображать? А что, сроки мы какие-то не могли поставить, в какие это должно быть исполнено? И если не исполнено, то почему, и что надо, чтобы исполнить? Простые вопросы. А проблема в управлении, и проблема в тех людях, которые это контролируют 15 лет».
Главная проблема в управлении — подтверждает эксперт Константин Третьяков. Причем пользуясь «телефонным правом», чиновник может себе позволить игнорировать распоряжение правительства.
«Я работаю с Министерством обороны и с организаторами, которые занимаются системой подготовки. И когда с различного уровня людьми общаюсь, когда надо военные вопросы решать, я говорю, как Евгений Пригожин, он шикарно на эту тему как-то видео выложил, и у меня этот вопрос проверочный уже последние два года: вы можете рассчитать количество боеприпасов, необходимых на сутки боя взводу?
Конечная цифра не важна, важно, отталкиваясь от чего это рассчитывает человек. Он начинает считать, сколько у него там бойцов, какое вооружение, он знает алгоритм, сколько длится бой, сколько перерыв и так далее, — пояснил эксперт.
Он привел один пример.
«Как-то раз я был на совещании. Сидели люди, я чувствую, что терминология у них не такая. Начинаю задавать вопросы, задал восемь, ни один из присутствующих не смог ответить. Я говорю: слушайте, вот мы сидим, выше нас уже никого, то есть вот мы с вами сейчас решаем эту задачу, на нас выделен огромный ресурс Министерством обороны. Вот лежат методические рекомендации от замминистра обороны для всех глав субъектов Российской Федерации — это ресурсное обеспечение всего, что должно войти в субъекты. Вы можете хотя бы ответить на один вопрос: сформулируйте, что такое тактика? Ни один сформулировать не смог. А это самый верх, и их надо заменять.
Но их боятся заменять, потому что это чей-то брат, сваты и так далее. Мы тут не будем называть фамилий, но мы все понимаем, почему его не трогают. А у него ещё есть друзья.
И у меня есть аудио даже сейчас в телефоне, где такой друг, занимающий очень высокий пост, запрещал поддерживать СВО. Я не буду называть эту организацию, она очень уважаемая у нас, и он продолжает руководить этой организации и его не убирают.
Мы возвращаемся к тому, что надо подписывать документы, и вот он, ключевой человек, который должен был ввести у нас обучение не менее, чем для полутора миллионов человек, он отказывается до сих пор подписывать документы, и ничего не создано".
Еще один военный эксперт Руслан Казанцев считает, что еще одна проблема — это уровень материального обеспечения военкоматов и зарплаты его сотрудников.
«Мы все что-то создаем, понимаете, какие-то организации создаём, но очень много всего. Есть у нас военкомат, который отвечает за набор граждан на военную службу, — подчеркнул он. — Этим должен заниматься единый орган, и то, что мы разрываем, плодим организации, они вводят только разброд.
Надо дать просто военкомату, к примеру, доступ к Госуслугам, надо дать им деньги, у них зарплаты нищенские. Никто за это не будет работать, а преподавателям, которые будут работать в учебных центрах, тоже нужны деньги. Я допризывной подготовкой занимался инициативно, у меня работа на предприятии есть, зарплата. Но никто не пойдёт с детьми заниматься за 30 тысяч рублей, зачем себя насиловать?
И здесь то же самое, там сидят не замотивированные люди, которые ни за что не отвечают, потому что у них ничего нет. Они думают, прежде всего, как о своей семье позаботиться".