Вооружённые силы. Форум о вооружениях и армии

Log in | Registration
Next page →Go to the last message

Су-57: пятое поколение или все-таки нет?

avenarius
100 3054 19:39 09.10.2021
   Thread rating +1
  avenarius
avenarius


Messages: 25145
Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА), программа «И-21», «изделие Т-50» или просто многофункциональный истребитель пятого поколения Су-57 — вершина отечественного авиастроения. Однако данный проект сопровождается множеством бурных обсуждений его целесообразности, качества изготовления и соответствия требованиям к современному боевому самолету с большим заделом на будущее.




История разработки этого истребителя насчитывает без малого 35 лет, но если брать ПАК ФА именно в сегодняшнем облике, то Су-57 создается уже почти две декады или четыре пятилетки. За это время было произведено около полутора десятков самолетов для различных испытаний. Успели даже начать серийную сборку строевых экземпляров, да судьба первого же из них быстро закончилась трагично — он разбился при неустановленных обстоятельствах в конце 2019 года.

Как это модно среди истребителей пятого поколения, самая крутая «Сушка» появляется на свет с большим трудом. И пока инженеры Опытно-конструкторского бюро Сухого и Комсомольского-на-Амуре авиационного завода имени Гагарина (КнААЗ) упорно пытаются решить сложнейшие технические задачи, нам остается лишь анализировать скудную информацию, которая просачивается в прессу. И первые выводы о том, на что способен Су-57, уже можно сделать.

Ответить на вопрос в заголовке довольно просто: как мы уже установили ранее, к пятому поколению относятся все создаваемые в XXI веке боевые самолеты, если при их разработке используются последние технические достижения. В этом плане к «Сухому» навряд ли могут возникнуть какие-либо претензии, так что Су-57 — однозначно «пятерка». Но если посмотреть глубже, то за термином «пятое поколение» все же прячется некий набор качеств, которым, согласно довольно размытому общественному и экспертному мнению, самолет обязан соответствовать.

Попробуем исходя из открытых данных оценить, насколько ПАК ФА отвечает следующим требованиям: крейсерская сверхзвуковая скорость, сверхмалая заметность в инфракрасном и радиодиапазонах и сверхманевренность, а также наличие мультиспектральных сенсоров с широким полем обзора и степень насыщенности современными компьютерными технологиями.





Сверхманевренность

Начнем, пожалуй, за здравие. Насчет чего сомнений практически никаких нет, так это насчет того, что «Сухой» сделал свой новый истребитель, как минимум, не отстающим по «вертлявости» от других своих моделей, например, Су-35. Двигатели Су-57 обладают отклоняемым вектором тяги в любом направлении, а также развитой механизацией крыла и более современной системой управления, чем предшественники. Открытым остается только один вопрос: будет ли доступна эта сверхманевренность строевым пилотам (за счет мощных компьютерных помощников) или только высокопрофессиональным единичным летчикам, которые специально тренируются для шоу.

Крейсерский сверхзвук

И уже начинаются проблемы. Дело в том, что с двигателями история получилась непонятная. Поначалу Су-57 будут летать с АЛ-41Ф1, которые называют «первым этапом». Номинально, эта силовая установка позволяет самолету развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажного режима и обладает целым спектром достоинств, обусловленных всякими революционными новшествами в его конструкции.

Тем не менее, уже в середине 2020-х (по плану), эти двигатели должны быть заменены «изделием 30» или «вторым этапом». Чем АЛ-41Ф1 не устраивает военных доподлинно неизвестно, но по неподтвержденной информации, почти всем, включая недостаточную тяговооруженность и эффективность работы на скоростях выше 1,2 числа Маха. В любом случае, скорость самолета, его дальность, маневренность и экономичность напрямую зависят от силовой установки.





Малая заметность — «Стэлс»

В СССР и России работы по созданию малозаметных летательных аппаратов и самолетов со сниженной заметностью не то чтобы не велись вовсе, но совершенно точно имели гораздо меньший размах, чем в США. Определенная доля «стэлс-технологий» используется во некоторых истребителях и бомбардировщиках, но именно Су-57 должен стать первым отечественным «невидимкой». По крайней мере, он так позиционируется.

На практике все данные о реальной эффективной площади рассеивания (ЭПР) боевых самолетов тщательно засекречиваются и в открытых источниках встречаются лишь оценочные показатели. Наверняка можно сказать следующее. Основные обводы фюзеляжа, оперения и управляющих поверхностей Су-57 выполнены аналогично американским «пятеркам» — линии параллельны, прямых углов не видно. Также, по заявлениям производителя, в конструкции данного самолета широко используются радиопоглощающие материалы и покрытия.

На этом сходство заканчивается. Выступающих частей много, характерная пилообразная кромка створок есть только у отсека вооружений, а технологические лючки на фюзеляже обычные прямоугольные. А что еще больше беспокоит, так это большое количество ничем не прикрытого металла в области силовой установки — в радиодиапазоне его должно быть отлично видно. Но если все вышеперечисленные нюансы можно списать на первые версии самолета и понадеяться на их совершенствование со временем, то есть момент, который уже, скорее всего, никак не исправить.





На недавно опубликованной в заводской газете КнААЗ «Крылья Советов» фотографии (PDF) видно, что каналы воздухозаборников Су-57 имеют малое искривление. Это означает, что на ряде фронтальных ракурсов радар вероятного противника будет прекрасно «добивать» до лопаток компрессора двигателя. А ведь именно из-за видимости двигателей для радиолучей «с лица» истребители четвертого поколения имеют огромную ЭПР в несколько квадратных метров (порой и больше десяти). А еще и радар-блокеров в соплах АЛ-41Ф1 нет, так что и сзади ПАК ФА должен быть очень хорошо виден на радаре.

Наконец, что там у Су-57 с заметностью в инфракрасном диапазоне одним инженерам «Сухого» известно. На первый взгляд, никаких мероприятий по снижению ИК-излучения от двигателей на фотографиях не видно — сопло круглое и много излучающего тепло открытого металла в хвосте самолета. С другой стороны, у F-35 сопло тоже круглое, просто в конструкции его силовой установки используется множество ноу-хау, уменьшающих тепловой след.

«Глаза» да «уши»

Оснащенность новейшей «Сушки» сенсорами и датчиками — тайна за семью печатями. Известно лишь, что, как и положено сверхсовременному самолету, он получит основную РЛС с АФАР (активной фазированной антенной решеткой) и множество антенных модулей по всему фюзеляжу и крыльям. Работать это все должно как в активном, так и в пассивном режимах. То есть, номинально, давать пилоту круговой обзор в радиодиапазоне, а при необходимости быть максимально незаметным — просто «слушать» обстановку и улавливать прямые или отраженные сигналы от чужих радаров.

Сколько всего камер установлено на Су-57 тоже непонятно, известно, что они есть и смотрят, как минимум, вперед. В идеале, истребителю неплохо иметь хотя бы 360-градусное зрение в ИК, а лучше еще и в УФ. И напоследок, что немаловажно, пилоту нужен специальный шлем. Поскольку летчик в самолете один, всю поступающую с датчиков информацию он обработать никогда не сможет, особенно если еще и пилотировать надо.
Поэтому бортовое оборудование должно самостоятельно подготавливать данные, выделять главное и оперативно предоставлять «сухую выжимку» пилоту. Об этой стороне Су-57 также рассказано очень мало и ничего не показано в деле, а поэтому, далее — завершающий пункт.

Электронные мозги

Бортовая электроника истребителя, условно, делится на две группы программно-аппаратных комплексов. Первый отвечает за полет, устойчивость самолета, мониторинг технического состояния и компенсацию неисправностей или повреждений, а также корректировку ошибок пилота и помощь в управлении.

До определенной степени отечественные авиастроители отработали эти аспекты уже давно, однако «пятое поколение» намного сложнее и пока неясно, смогли ли инженеры достичь необходимого уровня техники в Су-57. Его «конкуренты» F-22 и F-35 позволяют пилотам иногда практически полностью отвлекаться от управления и заниматься работой с оружием, разведданными или оценкой обстановки.

А в этом летчику уже помогает вторая группа компьютеров — осуществляющих обработку сигналов со всех камер, радаров и датчиков, категоризирующая потенциальные цели и прочие объекты в поле видимости, а также обеспечивающая постоянный обмен данными между самолетом и другими союзными боевыми единицами как на земле, так и в воздухе.

Эти системы плотно интегрируются, в том числе, и в шлем пилота, так что без навороченного «наголовника» никак не обойтись, о чем было упомянуто выше. К сожалению, что из этого и насколько хорошо умеет делать Су-57 — непонятно.
Перспективный истребитель без подобных возможностей, мягко говоря, бесполезен на поле боя.

Вместо заключения

Подводя итоги можно сказать лишь две вещи.
Во-первых, «Сухой» в настоящий момент действительно работает над истребителем пятого поколения. Это самый совершенный и сложный боевой самолет, когда либо разрабатывавшийся в России, да и в СССР. Проект невероятно амбициозный и его неудачи, проблемы и задержки вполне объяснимы и ожидаемы.
А во-вторых, потенциальное отставание от зарубежных «пятерок» сразу по нескольким параметрам тоже вполне понятно.

У отечественных авиастроителей либо не было необходимого опыта, либо он был утерян по разным причинам. И потом, не стоит забывать сказанное чуть выше: боль, страдания и беды — неотъемлемая часть любого проекта истребителя пятого поколения.
Стоит вспомнить кучу скандалов и неурядиц, связанных что с Lockheed Martin F-22 Raptor, что с F-35 Lightning II. Просто потому что это невероятно сложная задача.
Link Complain Quote  
  Plushatara
Plushatara


Messages: 8949
19:45 09.10.2021
"МОСКВА, 9 октября/ Радио Sputnik. Российский истребитель Су-57 имеет преимущество перед аналогами НАТО за счет ракеты К-77М класса "воздух – воздух", пишет американский журнал Military Watch.
У американского аналога на вооружении стоит AIM-260 Joint Advanced Tactical Missile (JATM).
У российской разработки дальность полета составляет более 190 километров. Кроме того, К-77М имеет радар с активной фазированной антенной решеткой АФАР для повышения точности ракеты, пишет автор.
Су-57– многоцелевой истребитель пятого поколения, созданный ОКБ имени П.О. Сухого. Военный самолет разработан на смену Су-27. Истребитель еще не поступил в серийное производство.
Ранее радио Sputnik сообщало, что в США обеспокоились беспилотным режимом на Су-57."
https://radiosputnik.ria.ru/20211009/su-57-17538...
Liked: Separ, 58883
Link Complain Quote  
  Separ
Separ


Messages: 5435
19:51 09.10.2021
А где резюме: Путин разворовал триллионы народных денег на никому ненужный ераплан, которые можно было раздать обездоленным пенсионерам?
Link Complain Quote  
  ybrjkz2011 36021
36021


Messages: 11866
19:55 09.10.2021
россия отныне мировой военный гегемон. такого не было с 1949 года причём с опережением по всем видам вооружения на десятилетия. да и по качеству личного состава. не могут педики гемофродиты и лесбиянки представлять какую-либо силу по определению. события в афганистане когда до зубов вооружённые американские и афганские вояки побежали от неграмотных пастухов тому наглядное подтверждение.
Link Complain Quote  
  Pulsar
zzrr


Messages: 42319
19:57 09.10.2021
avenarius (avenarius), Ты ли это!?
Link Complain Quote  
  Pulsar
zzrr


Messages: 42319
19:57 09.10.2021
Опять начитался...
Link Complain Quote  
  ybrjkz2011 36021
36021


Messages: 11866
19:58 09.10.2021
Пульсар (zzrr), он это он. компьютер забарахлил.
Link Complain Quote  
  avenarius
avenarius


Messages: 25145
20:01 09.10.2021
Separ (Separ) писал (а) в ответ на post:
> А где резюме: Путин разворовал триллионы народных денег на никому ненужный ераплан, которые можно было раздать обездоленным пенсионерам?
quoted1

Резюме здесь…
Здесь разворованные «еропланы»…
И падающие пылающие российские самолёты, поражённые победно улетающим врагом….
И разворованные космодромы с ракетами, похожими на дуршлаг, поскольку все просверлены множеством дырок…
И разворованный и сожжённый «заживо» ворьём — жалкий и убогий «кузя»…
И гребные винты, снятые с боевого корабля и проданные…
ЗРК, похищенные у воинства тувинского оленевода-ветеринара и тоже проданные…
И как апофеоз путинского военного «могущества» — черенки лопат, торчащие из задниц некогда грозных «зелёных человечков»…
А итог всего этого — избиение российских наёмников покруче любого украинского котла в прошлом…
Liked: Volc
Link Complain Quote  
  ybrjkz2011 36021
36021


Messages: 11866
20:07 09.10.2021
avenarius (avenarius), ты как всегда глуп жалок и смешон. браво. весёлому шуту шоколадку в награду.
Link Complain Quote  
  Willly_Kurz
Willly_Kurz


Messages: 26068
20:09 09.10.2021
Plushatara (Plushatara) писал (а) в ответ на post:
Expand message beginning


> Су-57– многоцелевой истребитель пятого поколения, созданный ОКБ имени П.О. Сухого. Военный самолет разработан на смену Су-27. Истребитель еще не поступил в серийное производство.
> Ранее радио Sputnik сообщало, что в США обеспокоились беспилотным режимом на Су-57."
> https://radiosputnik.ria.ru/20211009/su-57-17538...
quoted1

Гы...
Американский журнал Military Watch, появился
в феврале 2018 года.
Link Complain Quote  
  avenarius
avenarius


Messages: 25145
20:10 09.10.2021
У меня один вопрос...
Когда беспощадные и неумолимые турецкие беспилотники громили армянское воинство, российских советников и никчёмную российскую технику...
Кто быстрее давал дёру до ближайшей норы, услышав свистящий звук приближающегося "байрактора" - российские советники , или всё таки армянские воины...
Потому что промедли одну-две секунды и шансов остаться в живых нету...
Link Complain Quote  
  avenarius
avenarius


Messages: 25145
20:11 09.10.2021
Willly_Kurz (Willly_Kurz) писал (а) в ответ на post:
Expand message beginning


> Гы...
> Американский журнал Military Watch, появился
> в феврале 2018 года.
quoted1
Этим ты их не смутишь...
Link Complain Quote  
  Separ
Separ


Messages: 5435
20:12 09.10.2021
avenarius (avenarius) писал (а) в ответ на post:
Expand message beginning


> И как апофеоз путинского военного «могущества» — черенки лопат, торчащие из задниц некогда грозных «зелёных человечков»…
> А итого всего этого — избиение российских наёмников покруче любого украинского котла в прошлом…
>
quoted1

Тебе о перемогах времён правления грузинского овцевода-гопстопника усатого «генералиссимуса» напомнить? О миллионах торчащих надгробных черенков, тысячах замученных кадровых офицерах, горящих под Дубнами броневиках и миллионах военнопленных?
Link Complain Quote  
  avenarius
avenarius


Messages: 25145
20:12 09.10.2021
Link Complain Quote  
  ybrjkz2011 36021
36021


Messages: 11866
20:13 09.10.2021
avenarius (avenarius), лучше расскажи как американские вояки драпали от афганских неграмотных пастухов. это гораздо интереснее.
Liked: AmonRa
Link Complain Quote  
Next page →Go to the last message

Return to the list of threads


Username
Thread:
B I U S cite spoiler
Message:(0/500)
More Emoticons
        
Forums
Main discussion
En/Ru discussion new
Russian forum
Users online
Translate the page
Су-57: пятое поколение или все-таки нет?
.
© PolitForums.net 2022 | Our e-mail:
Mobile version