Cамые большие в мире субмарины строились не на американских верфях, а на советских судостроительных заводах. Эти левиафаны холодной войны могли уничтожить до 200 целей боевыми зарядами, которые были в шесть раз мощнее бомбы, взорвавшейся над Хиросимой. Субмарины класса «Акула» стали одним из самых грозных видов оружия за всю историю.
«Акула», или лодка проекта 941, как ее называли во время разработки, должна была стать основой советских ядерных сил сдерживания на море. Советский Союз узнал о строительстве в США целого флота подводных атомных ракетоносцев типа «Огайо» длиной 172 метра и со 192 ядерными боеголовками. Советское руководство решило, что стране нужна собственная подводная лодка в качестве ответа на нависшую угрозу. Так родилась субмарина «Акула».
«Акула» предназначалась для пуска ракет с небольшого расстояния от Советского Союза, что позволяло ей действовать севернее Полярного круга, где ее могли защитить советская авиация и флот. Поэтому лодку строили с усиленным корпусом, чтобы проламывать прочный полярный лед. У нее был большой запас плавучести, чтобы всплывать среди льдов, а также пара защищенных ото льда гребных винтов.
Еще одним результатом этой разработки стала новая ракета Р-39 в ядерном снаряжении, обладавшая достаточной дальностью, чтобы наносить удары по США из арктических бастионов. Это была огромная трехступенчатая баллистическая ракета 16 метров в длину, весившая 48 тонн. Имея дальность пуска 8 300 километров, Р-39 могла поразить любую цель на континентальной части США.
Гонка вооружений времен холодной войны прежде всего была состязанием, и подсчет боеголовок имел в ней большое значение. У «Акул» было только 20 ракет, в то время как у «Огайо» 24, и поэтому каждая советская ракета должна была нести больше ядерных боезарядов, чем американский «Трайдент С-4». В одной ракете Р-39 было 10 боеголовок мощностью 100 килотонн, причем каждая имела индивидуальное наведение, благодаря чему одна ракета могла поразить 10 разных целей, находящихся на небольшом удалении друг от друга. Это привело к увеличению размеров и веса ракеты, но в итоге каждая «Акула» была вооружена 200 боеголовками — на восемь больше, чем у «Огайо».
Длина лодки составляла 173 метра, то есть, она была всего на метр длиннее американского ракетоносца. Ширина корпуса «Огайо» равна 13 метрам, в то время как у «Акулы» она составляет умопомрачительные 23 метра. Это необходимо для размещения ракет и обеспечения большого запаса плавучести. В результате на свет появилась лодка водоизмещением 48 тысяч тонн, что в два раза больше подводного водоизмещения «Огайо».
Ракеты Р-39 размещались в два ряда по 10 пусковых шахт в каждом. В отличие от других подводных ракетоносцев, шахты были размещены впереди рубки, из-за чего «Акула» имеет столь необычный внешний вид. Эта гигантская субмарина могла развивать надводную скорость 22 узла, а под водой 27 узлов, которую обеспечивали два ядерных реактора ОКБ-650. Они создавали общую мощность на валу почти 100 тысяч лошадиных сил.
Всего планировалось построить восемь «Акул», но получилось создать только шесть. Их унаследовал ВМФ России после окончания холодной войны. Сегодня в строю находится только одна такая лодка «Дмитрий Донской», а судьба еще двух в подвешенном состоянии. «Дмитрий Донской» используется в рамках программы испытаний новейшей ракеты 3M14 «Булава». «Булава» рождалась долго и в больших муках, но похоже, что работы по ее созданию завершены, а поэтому лодку могут скоро списать.
О существовании подводных лодок проекта 941 «Акула» мало кто знал. Они так и не получили бы широкую известность, если бы не роман «Охота за „Красным октябрем“». Эта книга вышла в 1984 году, став дебютной работой энтузиаста военного дела и страхового агента Тома Клэнси (Tom Clancy). Клэнси описал модифицированную субмарину проекта «Акула» под названием «Красный октябрь», чей разочаровавшийся в советской системе командир и экипаж попытались бежать в США.
«Красный октябрь» был больше стандартной «Акулы», имея 26 ракетных установок вместо 20. Он был также оснащен малошумным водометным движителем, теоретически позволявшим, как пишет автор, незаметно подходить к восточному побережью США и наносить сокрушительный «обезглавливающий удар», которым уничтожался Вашингтон. В романе «Красный октябрь» фигурирует как оружие первого удара. Автор назвал лодку техническим сокровищем, на которую жаждали наложить руку ВМС США.
С момента выхода книги прошло 32 года, и водометные движители используются сегодня в подводных лодках всего мира. Они установлены на британской субмарине типа «Астьют» и на американской ударной подводной лодке типа «Вирджиния». Такие движители используются и на российских субмаринах «Борей», которые были созданы после холодной войны и во многом стали преемницами «Акулы». Это еще один пример того, как художественный вымысел становится реальностью.
Pоссия спустила на воду свою первую усовершенствованную субмарину проекта 885 М «Ясень». Выведенная из цеха судостроительного завода «Севмаш» в Северодвинске подлодка называется «Казань». С принятием ее в состав флота это будет самая мощная вражеская лодка, с которой когда-либо приходилось сталкиваться ВМС США.
«Возможно, это самая боеспособная атомная подводная лодка, принятая на вооружение вероятным противником», — заявил в этом месяце изданию The National Interest специалист по российским военным делам Майкл Кофман (Michael Kofman), работающий в Центре военно-морского анализа (Center for Naval Analyses).
«Казань» имеет немало существенных усовершенствований по сравнению со своей старшей сестрой лодкой «Северодвинск». В ней внедрены новые технические разработки, появившиеся уже после начала строительства «Северодвинска», включая оптимизированную форму корпуса и модернизированные системы радиоэлектронной борьбы и автоматизации. При строительстве «Казани» также учтены недостатки более старшего корабля этого класса.
«На самом деле, 885М — это первая лодка нового типа, — сказал Кофман. — Проект был значительно усовершенствован на базе опыта продолжительного проектирования, строительства и испытаний изначального проекта 885».
В лодках проекта 885 есть существенные отличия от конструкций предыдущих советских и российских подводных лодок. В отличие от советских образцов, лодки проекта 885 являются многоцелевыми, и по своей концепции похожи на американские субмарины типа «Сивулф» и «Вирджиния».
«„Северодвинск“ — это первая в России по-настоящему многоцелевая субмарина, — написали Майкл Кофман и Норман Полмар (Norman Polmar) в журнале Военно-морского института США Proceedings. — „Северодвинск“ может вести борьбу с подводными лодками, надводными кораблями, и наносить удары по наземным целям. Среди самых интересных его особенностей гидроакустический комплекс „Иртыш-Амфора“ с габаритной сферической антенной в носовой части и восемь вертикальных ракетных шахт в средней части корабля для пуска 32 ракет „Калибр“ или „Оникс“. Это оружие для поражения надводных и наземных целей приобрело особую значимость после того, как российские надводные корабли и подлодки в 2016 году произвели пуски ракет по целям в Сирии».
Всего Россия планирует построить семь подводных лодок проекта 885 М. Среди них — «Новосибирск», «Красноярск», «Архангельск» и «Пермь», которые в настоящее время находятся на этапе строительства на верфях «Севмаша».
Между тем, Россия планирует разработать новый класс ударных подводных лодок, которые будут вести охоту за американскими субмаринами с баллистическими ракетами на борту. «Главной задачей этих ударных подлодок станет противодействие западным атомным подводным ракетоносцам. Наверное, это значительная программа, но в настоящее время о ней известно очень мало, разве что-то обстоятельство, что начало строительства запланировано на ближайшее будущее», — пишут авторы в своей статье.
Нет сомнений, что русские обладают техническими навыками, необходимыми для создания такой мощной ударной лодки нового типа. Вопрос в том, хватит ли Кремлю денег для осуществления столь дорогостоящего военного проекта.
Тщательно задраенный гребной винт лодки есть гостайна РФ, сделан на западном фрезерном станке с ЧПУ, для чего потребовалась спецоперация по закупке через третьи страны. — Не все могут сделать в России российские умельцы. Про электронику и авто --- говорить нечего.
я как-то прочитал воспоминания одного из адмиралов, который лично присутствовал на отстреле боезапаса одной из акул, конечно он был под чутким взором на тот момент уже американских партнеров) отстрел был условием выдачи кредита, если мне память не изменяет. помню такие слова — у американских специалистов присутствовавших на отстреле лица вытянулись в трубочку от удивления, так как само по себе отстрелить подряд патронташ из 20 ракет без осечек, до именно того момента вообще никто не знал ни у нас ни у них возможно ли такое. Но лодка справилась. Американцы обалдели, а мы с трудом сдерживали слезы…
ты думаешь простым людям нужны эти подлодки? Может они только вас немцев пугают, а нам зарплату побольше и цены поменьше, по большому счету народ больше ничего не интересует.
locman83 (locman83) писал (а) в ответ на сообщение:
> ты думаешь простым людям нужны эти подлодки? Может они только вас немцев пугают, а нам зарплату побольше и цены поменьше, по большому счету народ больше ничего не интересует. quoted1
конкретно у вас осталась одна, сейчас в порту Одессы ржавеет. так что ваше мнение тут… ну как-то не в тему
locman83 (locman83) писал (а) в ответ на сообщение:
> ты думаешь простым людям нужны эти подлодки? Может они только вас немцев пугают, а нам зарплату побольше и цены поменьше, по большому счету народ больше ничего не интересует. quoted1
причем тут железки?
а интеллектуальная работа, технологии, опыт строительства?
если о железках рассуждать, то дикари на островах Науру и Палау — более материльно обеспечены, чем россияне -- вот глубина падения в сравнении с СССР. - Что уж там про УКраину говорить - там не до духовности, лишь бы выжить.
Напомним, в Украине в настоящее время минимальная зарплата составляет 1378 гривен или €55. Сравним: в Польше минимальная зарплата равна €410. В самой бедной стране Евросоюза Болгарии — €185. При этом в Албании, претендующей на членство в ЕС, — самая низкая минимальная зарплата среди стран-кандидатов – €157.
вот и подумай, как мы, по твоим словам, опустившаяся нация, можем строить такие подлодки, и космодромы, а вы, такая гениальная немецкая не можете. И ни кто вам не даст этого сделать. Скоро Евреи вас обгонят в развитии и подожмут под себя больше территории чем у вас. А вам в Европе никто не даст развернуться. Так что кусай локти. Мерседес это ваш потолок.
В СМИ была информация, что тогдашние лидеры СССР в лице Брежнева, Устинова-МО и Горшкова-ВМФ продвинули это проект подводной лодки. Генштаб СССР был против, но тем не менее воли у тех людей хватило, что эта Акула увидела свет.
>>> >>> В июне 2016 года было объявлено, что срок эксплуатации «Дмитрия Донского» в составе ВМФ продлён до 2020 года. quoted3
>>
>> А было их 6. 3 разделаны на металл при поддержке США., еще 2 в резерве без вооружения. quoted2
> > По сути зачем такие большие лодки? > Лучше 2 по 10 ракет, чем одна по 20. quoted1
была одна проблемка… она, кстати, и сегодня ничуть не менее актуальна. Советский ВМФ не мог обеспечить развертывание своих лодок в любой точке мирового океана. Российский не может этого тем паче. Остается только стрелять от своих берегов. Отсюда и требование к ракете.