В отличие от сухопутной армии советские моряки во Вторую мировую войну серьезного неприятеля на море фактически не имели. Наиболее многочисленные и мощные силы немецких адмиралов в течение всего периода боевых действий были скованы в Атлантике борьбой с англосаксами. Поэтому Германия не могла задействовать против СССР сколько-нибудь значительные морские силы. То есть, на протяжении всей войны наши моряки, за исключением нескольких эпизодов, все время имели подавляющее количественное превосходство. Тем не менее, ситуации на всех театрах почти постоянно складывалась по весьма непривлекательному сценарию. Фактически сразу же начались потери. И потери жуткие. Все лето и осень 1941 года изобилует примерами полнейшей профессиональной несостоятельности как рядовых советских моряков, так и высшего командного состава - напрашивается сравнение с приготовленной к закланию и абсолютно беспомощной жертвой. Редкий день обходился без того, чтобы фашисты не потопили (или же тяжело повредили) какой-нибудь корабль, а то и сразу несколько, причем без потерь со своей стороны.
Анализировать состав и потери всех составляющих Балтийского флота я здесь не стану, поскольку, например, действия подводных лодок, авиации или тральщиков – это отдельные большие темы. Поэтому остановимся только на наиболее крупных надводных кораблях и торпедных катерах – судьба их мало отличалась от прочих, но по предвоенным замыслам советских адмиралов именно они являлись их главным ударным козырем в борьбе с морской мощью противника.
На 22 июня 1941 года Балтийский флот имел в строю два линкора. «Марат» и «Октябрьская Революция».
Схема общего вида линкоров «Марат» и «Октябрьская революция»
К зиме 1941-1942 годов в море не мог выйти ни один из них. «Марат» был 23 сентября фактически уничтожен - с оторванным носом лежал на грунте около Кронштадта. А «Октябрьская революция», также в сентябре пораженный шестью бомбами Люфтваффе, стоял в ремонте.
Попадание бомбы в линкор «Марат». Фото с немецкого самолета
Линкор «Марат» с оторванным носом
На 22 июня 1941 года Балтийский флот имел в строю три крейсера. «Киров», «Максим Горький», «Аврора».
Схема общего вида крейсеров «Максим Горький» и «Киров»
К зиме «Аврора» лежал на грунте в Ораниенбауме. Два других оставались в строю. Хотя на деле в летне-осенней кампании активное участие принял лишь «Киров», поскольку «Максим Горький» уже на второй день войны потерял нос. И был отремонтирован только к осени.
«Максим Горький» в доке с оторванным носом
На 22 июня 1941 года Балтийский флот имел в строю два лидера. «Ленинград» и «Минск».
Схема общего вида лидеров «Ленинград» и «Минск»
Лидер «Ленинград»
К зиме не осталось ни одного. «Минск» лежал на боку – на дне Военной гавани Кронштадта, изуродованный 23 сентября пилотами германских бомбовозов. А «Ленинград» встал на многолетний ремонт.
Лидер «Минск» после налёта Люфтваффе
На 22 июня 1941 года Балтийский флот имел в строю девятнадцать эсминцев. Семь типа «Новик» «Яков Свердлов» «Володарский» «Ленин» «Энгельс» «Артем» «Карл Маркс» «Калинин»
Схема общего вида эсминцев «Новик»
Эсминец «Ленин» в походе
Двенадцать эсминцев проекта «7» и «7у» «Сметливый» «Гневный» «Гордый» «Грозящий» «Стерегущий» «Сторожевой» «Сердитый» «Стойкий» «Сильный» «Славный» «Смелый» «Суровый»
Схема общего вида эсминцев проекта «7»
Схема общего вида эсминцев проекта «7у»
Еще семь эсминцев проектов «7» и «7у» были получены от промышленности до конца года. «Страшный» (в июне) «Свирепый» (в июне) «Статный» (в июле) «Скорый» (в июле) «Строгий» (в августе) «Стройный» (в августе)
Также вошел в строй экспериментальный эсминец «Опытный» (в сентябре)
То есть, всего в летне-осенней кампании участвовали двадцать шесть эсминцев. Из них шестнадцать погибли. 23 июня «Гневный» 24 июня – «Ленин» 19 июля – «Сердитый» 27 июля – «Смелый» 8 августа – «Карл Маркс» 24 августа – «Энгельс» 24 августа – «Статный» 28 августа – «Володарский» 28 августа – «Артём» 28 августа – «Калинин» 28 августа – «Яков Свердлов» 28 августа – «Скорый» 21 сентября – «Стерегущий» 4 ноября – «Сметливый» 14 ноября – «Гордый» 14 ноября – «Суровый»
Еще четыре находились в ремонте (в море они снова вышли только после войны). «Грозящий» в сентябре поврежден авиацией и артогнём. «Сильный» в сентябре поврежден авиацией. «Сторожевой» - 27 июня поврежден германскими торпедными катерами. «Страшный» - 16 июля подорвался на мине.
Схема повреждений «Сторожевого» - оторвана носовая часть
Еще три находились в строю флота условно (поскольку тоже требовали заводского ремонта), выполняя роль несамоходных плавучих батарей, которые буксирами таскали по Неве. «Строгий» «Стройный» «Опытный»
То есть, в строю к зиме остались только три (из двадцати шести). «Стойкий» «Славный» «Свирепый»
На 22 июня Балтийский флот имел в строю семь сторожевых кораблей специальной постройки «типа Ураган» «Вихрь» «Тайфун» «Циклон» «Буря» «Пурга» «Снег» «Туча»
Общий вид сторожевиков «типа Ураган»
Сторожевик «типа Ураган»
Из семи сторожевиков «типа Ураган» к началу зимы в составе Балтийского флота остался один. «Тайфун»
«Пурга», когда немцы вышли к Неве, был отрезан на Ладожском озере. Четыре сторожевика погибли. 28 августа – «Циклон» 28 августа – «Снег» 27 сентября – «Буря» 29 сентября - «Вихрь»
«Туча» в июле оказался в ремонте (до лета 1944)
На 22 июня 1941 года Балтийский флот имел в строю пятьдесят четыре торпедных катера. До конца осени от промышленности были получены еще тринадцать. То есть, всего в летне-осенней кампании приняли участие шестьдесят семь торпедных катеров.
Советский торпедный катер
Советские торпедные катера в походе
Из них погибли двадцать два катера. №27 – 27 июня №47 – 27 июня №123 – 18 июля №71 – 22 июля №103 – 28 августа №17 – 17 сентября №93 – 17 сентября №94 – 20 сентября №12 – 23 сентября №83 – 27 сентября №184 – 2 октября №154 – 3 октября №52 – 14 октября №121 – 16 октября №144 – 16 октября №134 – 17 октября №11 – 22 октября №72 – 1 ноября №82 – 1 ноября №102 – 1 ноября №12 (новый – получивший этот номер, после гибели первого №12) – 11 декабря №42 – 11 декабря
Фото советского торпедного катера №47, плененного и приведённого немцами в уже захваченную Либаву
В полном смысле этого слова советский Балтийский флот после первой военной кампании остался у разбитого корыта. Его крупные корабли до самого конца боевых действий уже не выйдут на простор Балтийского моря. Понеся столь страшные потери – все вместе взятые – и линкоры, и крейсера, и лидеры, и эсминцы, и торпедные катера Балтийского флота потопили в течение летне-осенней кампании всего одну (ОДНУ!!!!!!) цель – германский сторожевик V308 – бывший небольшой рыболовный траулер “Oskar Neunasser”, мобилизованный после начала войны и включённый в состав Kriegsmarine в качестве вспомогательной единицы. Сделал это 23 сентября торпедный катер №12, тут же расстрелянный вторым немецким сторожевиком.
Для сравнения посмотрим, каковы были успехи немецких торпедных катеров, действовавших летом 1941 года на Балтике (в количестве 25 штук).
Германский торпедный катер
Германские торпедные катера в походе
На их счету девятнадцать советских боевых кораблей и транспортов – без потерь со своей стороны. 22 июня потоплен транспорт «Гайсма» (3077 брт). 22 июня потоплен транспорт «Лииса» (990 т). 22 июня потоплен плавмаяк «Хиумадал» (414 т). 22 июня захвачен транспорт «Эстония» (1080 брт). 23 июня потоплен транспорт «Альфа». 24 июня потоплена подводная лодка С-3. 27 июня потоплен торпедный катер №27. 27 июня захвачен торпедный катер №47. 27 июня поврежден (оторван нос, погибло 85 человек) эсминец «Сторожевой». 27 июня захвачен транспорт «Амата» (1132 т). 27 июня захвачен транспорт «Кандава» (2480 т). 27 июня захвачен транспорт «Кулдига» (2600 т). 28 июня захвачен транспорт «Малл» (1863 брт). 28 июня захвачен транспорт «Рауна» (2349 брт) 10 июля потоплен транспорт «Расма» (3204 брт) 22 июля потоплен буксир «Лачплесис». 22 июля потоплен торпедный катер №71. 13 августа потоплен тральщик ТЩ-41 «Ленводпуть-12» (в плен попало 23 человека). 19 августа потоплен ледокол «Мерикару».
И даже небольшая флотилия страны Суоми – всего шесть торпедных катеров, придя на смену немцам осенью 41-го, добилась гораздо больших успехов, чем все надводные корабли советского Балтийского флота, предназначенные для действий на коммуникациях противника. 29 августа захвачен буксир И-18. 29 августа захвачен буксир «Палдиски». 29 августа потоплена шхуна «Атта». 2 сентября потоплен военный транспорт «Мееро» ВТ-542 (1866 брт). 22 сентября потоплен тральщик ТЩ-41 «Сергей Киров». 14 октября захвачен торпедный катер №52. 16 октября захвачен торпедный катер №64. 16 октября захвачен торпедный катер №141.
Один из советских торпедных катеров в финском флоте
У финнов трофейные катера действовали вполне успешно. Вот, например, одна из их жертв – советская канонерская лодка, потопленная в 1942 году.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
За годы войны на Балтийском море противник потерял 280 боевых кораблей и 624 транспорта общим водоизмещением около 1,6 млн тонн, в том числе 2 линкора, 3 крейсера, 16 эсминцев, 18 сторожевых кораблей, 59 тральщиков и 16 подводных лодок
Опа к нам заглянул русофоб последний боец РОА в интернете. Как говориться нельзя быть на половину русофобом как невозможно быть наполовину голубым. Невозможно быть патриотом наполовину а если ты предвзятый то тут вопросы.
> Поэтому Германия не могла задействовать против СССР сколько-нибудь значительные морские силы. То есть, на протяжении всей войны наши моряки, за исключением нескольких эпизодов, все время имели подавляющее количественное превосходство. quoted1
Эмм вообще то Германия вообще практически не использовало ВМФ против СССР а использовал минные заграждения в Балтике в основном только авиацию и артиллерию. Поскольку планировалось захватить базы ВМФ(В Балтике и Черном море) сухопутными силами а топить корабли планировалось только силами ВВС. Над кем ВМФ СССР имел имел превосходство над призраками???? Если не было войн серьезных сражений между ВМФ то это не значит что ВМФ СССР ничего не делало глупый ты мальчик или ты ничего не понимающий в этом вопросе либо предвзятый.
> Наиболее многочисленные и мощные силы немецких адмиралов в течение всего периода боевых действий были скованы в Атлантике борьбой с англосаксами. Поэтому Германия не могла задействовать против СССР сколько-нибудь значительные морские силы. quoted1
> Тем не менее, ситуации на всех театрах почти постоянно складывалась по весьма непривлекательному сценарию. quoted1
Где? На каких театрах в начале войны вообще ВМФ нигде практически не было серьезно задействовано(в первые 2-3 месяца) О каких потерях вы говорите? О эвакуации Таллина?
> Все лето и осень 1941 года изобилует примерами полнейшей профессиональной несостоятельности как рядовых советских моряков, так и высшего командного состава - напрашивается сравнение с приготовленной к закланию и абсолютно беспомощной жертвой. quoted1
Общие фразы что за бред вы несете?? О какой вы профессиональной несостоятельности вы говорите?
> Редкий день обходился без того, чтобы фашисты не потопили (или же тяжело повредили) какой-нибудь корабль, а то и сразу несколько, причем без потерь со своей стороны. quoted1
О как о каких днях вы говорите? Против ВМФ было задействованы ВВС и иногда катера с торпедами и потери они несли еще как. Немцы несли потери и еще какие в ВВС.
> Поэтому остановимся только на наиболее крупных надводных кораблях и торпедных катерах – судьба их мало отличалась от прочих, но по предвоенным замыслам советских адмиралов именно они являлись их главным ударным козырем в борьбе с морской мощью противника. quoted1
> «Марат» был 23 сентября фактически уничтожен - с оторванным носом лежал на грунте около Кронштадта. quoted1
О как вообще то Марат вел до этого продолжительное время вел огонь по сухопутным войскам вермахта наступавшим на Ленинград. Немцы понесли в результате обстрела значительные потери немцы и о после таких потерь а также выделение сил на Москву. О штурме Ленинграда не могло быть и речи.
23 сентября 1941 года корабль в Кронштадте был тяжело повреждён во время авианалёта. Повреждения были вызваны прямым попаданием бомб, сброшенных пикирующими бомбардировщиками Ю-87, один из которых пилотировал ставший позже известным ас люфтваффе Ганс-Ульрих Рудель (в мемуарах Руделяуказывается, что он атаковал «Марат» дважды — 16 сентября он сбросил на палубу «Марата» бомбы массой 500 кг, 23 сентября — бомбу массой 1000 кг со специальным взрывателем с замедлением детонации). Две бомбы, предположительно весом по 500 кг, разорвались с интервалом в доли секунды — одна несколько в нос, а другая в корму от фок-мачты, Попашая в носовую часть бомба вызвала детонацию боеприпаса первой башни главного калибра. В результате сама башня, «подпрыгнув», упала в образовавшийся пролом палубы. Носовая надстройка вместе со всеми боевыми постами, приборами, зенитной артиллерией, носовой боевой рубкой и находившимися там людьми завалилась на правый борт, рухнув в воду. Туда же упала носовая дымовая труба характерной формы вместе с кожухами броневых колосников. Погибли командир корабля капитан 2 ранга Иванов П. К., старший помощник капитан 2 ранга Чуфистов В. С. и ещё 324 человека. В результате полученных повреждений корабль, получивший 10 000 тонн воды (при водоизмещении 23 000 тонн) был полностью затоплен и лег на грунт у стенки на глубине 11 м. Вся артиллерия вышла из строя. В командование кораблем вступил капитан 3 ранга Л. Е. Родичев, под руководством которого силами рабочих Кронштадтского ремонтного завода и уцелевших моряков была частично восстановлена боеспособность корабля. 31 октября 1941 года башни № 4 и № 3 смогли вести огонь, а 9 ноября 1942 открыла огонь и башня № 2. Оставшиеся три орудийных башни и зенитные установки продолжали использоваться до окончания блокады Ленинграда. 31 мая 1943 года линкору было возвращено его прежнее имя «Петропавловск». 28 ноября 1950 года «Петропавловск» был переклассифицирован в несамоходное учебное артиллерийское судно, получившее название «Волхов», 22 сентября следующего года переведён в класс несамоходных учебных кораблей
О каком полном уничтожении вы говорите? Корабль до последнего дня блокады вел огонь по немецким войскам и держался до конца. Моряки и Ремонтники смогли в УСЛОВИЯХ БЛОКАДЫ СМОГЛИ ВОССТАНОВИТЬ ЧАСТЬ ЛИНКОРА (ЛИНКОРА!!!) КОТОРЫЙ ВЕЛ ОГОНЬ ПО НЕМЕЦКИМ ВОЙСКАМ О КАКОМ НЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМЕ ВЫ ГОВОРИТЕ ПОСЛЕ ЭТОГО?
> А «Ленинград» встал на многолетний ремонт. quoted1
Эмм. Вы о каком многолетним ремонте говорите? Ремонт длился только всю зиму то есть 3 месяца. В мае 1942 года «Ленинград», включенный в артиллерийскую систему обороны города, вел огонь по позициям противника. 14 мая в результате очередного огневого налета противника на город лидер опять получил серьезные повреждения и вновь был поставлен на ремонт. ( В 42 А НЕ В 41!!) В 1943 году корабль участвовал в нанесении массированных артиллерийских ударов по узлам сопротивления врага в полосе наступления 55-й армии. В январе 1944 года артиллерия лидера, занимавшего огневую позицию на Малой Невке у моста Строителей, помогла снять блокаду. 10 июня корабль участвовал в мощном артобстреле позиций противника, действовавшего в полосе наступления 21-й армии Ленинградского фронта. До конца войны в море дальше Кронштадта лидер «Ленинград» не выходил ввиду минной опасности.
> В полном смысле этого слова советский Балтийский флот после первой военной кампании остался у разбитого корыта. Его крупные корабли до самого конца боевых действий уже не выйдут на простор Балтийского моря. quoted1
ЗАЧЕМ? Немецкие войска прут на Ленинград и Таллин флот своим огнем их остановил ВВС СССР в воздухе сражается с немцами. Куда флоту уходить если враг тут прет на базу ВМФ по нему надо ввести огонь в условиях блокады моряки голодали ты о чем пишешь вообще??
> Опа к нам заглянул русофоб последний боец РОА в интернете. quoted1
Да не, я не из вашей власовской краснознаменной компашки трусливо предавшей любимый совдеп. Вы меня с кем-то путаете. Я России присягал, а не наследникам картавого сифилитика и сухорукого кавказского уголовника - педофила.
По сути возражений нет как я понимаю. Отвечу там где есть какой-то смысл.
> Эмм. Вы о каком многолетним ремонте говорите? Ремонт длился только всю зиму то есть 3 месяца. quoted1
И после использовался в качестве неподвижной батареи. Напомню, корабли это нечто что плавает по воде и над водой. То что плыть не может кораблем не является.
> Как говориться нельзя быть на половину русофобом как невозможно быть наполовину голубым. quoted1
Ну про голубых вам лучше известно, недаром советская власть первым делом отменила уголовное наказание за мужеложество. А любителям кавказских уголовников нефиг в русских писаться. Они кавказские подстилки.
Ты школота долбанутая ты хоть на секунду можешь представить каково это чинить корабль при почти полном отсутствии ,твою дивизию материала когда жрать нечего. ТЫ РУСОФОБ КОНЧЕНЫЙ НАШЛИ ПРИКРЫТИЕ МОНАРХИЗМ, У МЕНЯ ЕСТЬ ЗНАКОМЫЕ С МОНАРХИСТЫ НО ОНИ НЕ РУСОФОБЫ И НЕ АНТИСОВЕТЧИКИ ТЫ ВООБЩЕ КАКОЕ ОТНОШЕНИЕ ИМЕЕШЬ К МОНАРХИСТАМ?
> А любителям кавказских уголовников нефиг в русских писаться. Они кавказские подстилки. quoted1
Начинай с себя чурка. Поскольку русский русофоб это что то если ты им являешься. Ты про монархию вообще не пишешь ты только СССР собачонка можешь обсирать да и только ты на что вообще способен?
> Перечитайте внимательно, что именно я цитировал. quoted1
О! Некоторые знания детектед.
Если вы имели ввиду шнелльботы , то они подорвались на финских минах. Заграждение Apolda II выставленное 21-22.06 1941ого. Сначала один, а потом при спасении экипажа топнущего второй. Но какбэ в актив Краснознаменного балтийского флота их занести сложно. В некоторых совецких источниках действительно пишут, что они подорвались на совецких минах, но по координатам их подрыва никаких совецких минных заграждений не имелось. По крайней мере до 27/06/1941. Если вы подскажете когда и кем они были выставлены - с удовольствием подправлю первое сообщение.
Выключаем режим исторической дискуссии включаем режим купирования истерики модератора раздела.
> Ты школота долбанутая ты хоть на секунду можешь представить каково это чинить корабль при почти полном отсутствии ,твою дивизию материала когда жрать нечего. quoted1
Школотой я был в вашем любимом совочке, и немножко студентом. Вы же судя по юношескому слэнгу в те веселые времена еще у папы в яйцах кролем круги нарезали. То что под руководством Гениального Вождя , Генералиссимуса Соселло нихрена не было и жрать было нечего я и так знаю, но ведь это не умаляет его гениальность?
> ТЫ РУСОФОБ КОНЧЕНЫЙ НАШЛИ ПРИКРЫТИЕ МОНАРХИЗМ, У МЕНЯ ЕСТЬ ЗНАКОМЫЕ С МОНАРХИСТЫ НО ОНИ НЕ РУСОФОБЫ И НЕ АНТИСОВЕТЧИКИ ТЫ ВООБЩЕ КАКОЕ ОТНОШЕНИЕ ИМЕЕШЬ К МОНАРХИСТАМ? quoted1
> Ты и в армии то поди не служил кому ты там присягал не знаю. quoted1
Служил. Воевал. Присягал России. Имею госнаграды России. Тебя дурика защищал, когда ты под стол пешком ходил, чтобы один из так любимых тобой кавказских генералиссимусов не сделал тебя рабом, чтобы ты не барашков в горах пас, периодически используясь как сексуальный тренажер для местного молодого шакалья, а сидел в тепле за компом и хамил незнакомым взрослым людям пользуясь тем , что они тебе табло разбить не могут.
> Служил. Воевал. Присягал России. Имею госнаграды России. Тебя дурика защищал, когда ты под стол пешком ходил, чтобы один из так любимых тобой кавказских генералиссимусов не сделал тебя рабом, чтобы ты не барашков в горах пас, периодически используясь как сексуальный тренажер для местного молодого шакалья, а сидел в тепле за компом и хамил незнакомым взрослым людям пользуясь тем , что они тебе табло разбить не могут. quoted1
Не верю поскольку такая глупость которую ты понаписал про военные события не может быть не понятна военному человеку. Про флот как ты такой бред мог написать если ты военный? КАК? Ты так и не написал в чем был выражен не профессионализм советских моряков?
> Школотой я был в вашем любимом совочке, и немножко студентом. quoted1
На том уровне развития и остались как я понимаю или деградировали так стремительно что не способны прочесть книги по вопросу ВМФ СССР во время войны. Да что там книги даже документалку было лень посмотреть.
> Все остальное лишь подтверждает мной вышесказанное. Флот использовался не как флот, а как сухопутная артиллерия. quoted1
Эмм а что такое по вашему линкор? Это корабль с мощным вооружением которое используется как артиллерия !! Он стреляет как по наземным так и по морским целям. Эти корабли до последнего обороняли Ленинград то есть влияли на войну в СТРАТЕГИЧЕСКОМ значении. А ты тут какую ту ахинею несешь.
> То что под руководством Гениального Вождя , Генералиссимуса Соселло нихрена не было и жрать было нечего я и так знаю, но ведь это не умаляет его гениальность? quoted1
Вы все еще сомневаетесь в моей способности понимать и цитировать прочитанное?
> то они подорвались на финских минах. Заграждение Apolda II выставленное 21-22.06 1941ого. Сначала один, а потом при спасении экипажа топнущего второй. Но какбэ в актив Краснознаменного балтийского флота их занести сложно. В некоторых совецких источниках действительно пишут, что они подорвались на совецких минах, но по координатам их подрыва никаких совецких минных заграждений не имелось. По крайней мере до 27/06/1941. Если вы подскажете когда и кем они были выставлены - с удовольствием подправлю первое сообщение. quoted1
1) "Аполда" выставлена западнее места подрыва, финские "Кипинола" и "Куремарярви" - восточнее. Не знаю, как тут картинку вставить, долгота "Аполды" между 22.20 и 22.31 оста, "Кипинолы" - примерно 23.30 - 23.40 оста. "Куремаярви" еще восточнее. Шнелльботы подорвались в точке примерно 59.30 сев / 23.00 вост. 2) Минные постановки в устье залива - чуть ли не центральное мероприятие КБФ в июне 41. С 23 июня отряд змзм ставил там мины. От Руссааре до Осмуссаара. Прикрывая этот отряд с запада, на "Аполде" подорвались "Гневный" и "М.Горький" из ОЛС. Для вас это правда новость? 3) Немцы знали место своих и финских постановок. Советских кстати, тоже примерно представляли. 4) Командир зм "Бруммер", в охранении которого находились 43-й и 106-й, считал их подорвавшимися на советском заграждении южнее Руссааре, о котором сообщалось в РДО 20.20 26.06.41. Командир 5-й флотилии ткатка кап-лейт. Клуг, осуществлявшей ближнее охранение, получил эти данные до выхода на задание. Погибшие катера шли в дальнем охранении и принадлежали 2-й флотилии. Я не знаю, было ли доведено до них это сообщение. 5) Насчет "занесения в актив". Вы же не постеснялись "занести в актив Кригсмарине" советские катера, погибшие от столкновений, раздавленные льдом, затопленные экипажем. Или балтийский лед - секретное вундерваффе сумрачного тевтонского гения? 6) А сообщение все-таки подправьте. "Без потерь" немцы не обошлись. В 1941 на Балтике немцы и финны потеряли как минимум: 1 броненосец 3 подводные лодки 20 тральщиков 4 заградителя 2 торпедных катера 2 противолодочных корабля 2 сторожевых корабля 1 корабль ОВРа 2 буксира 1 опытовое судно 1 плавбазу 2 сторожевых катера общим водоизмещение ок. 41.300 т 17 транспортных судов общим тоннажем ок. 22.500 брт
Цифры не окончательные, данные о потерях транспортных судов не полные.
> Все лето и осень 1941 года изобилует примерами полнейшей профессиональной несостоятельности как рядовых советских моряков, так и высшего командного состава - напрашивается сравнение с приготовленной к закланию и абсолютно беспомощной жертвой. quoted1
> За годы войны на Балтийском море противник потерял 280 боевых кораблей и 624 транспорта общим водоизмещением около 1,6 млн тонн, в том числе 2 линкора, 3 крейсера, 16 эсминцев, 18 сторожевых кораблей, 59 тральщиков и 16 подводных лодок > quoted1
Далеко не все из них были потоплены ВМФ Советов - значительная часть потерь немецкого флота в данном регионе приходится на действия морской авиации Королевских Военно-воздушных сил.