Правила форума | ЧаВо | Группы

Религия

Войти | Регистрация
К первому сообщению← Предыдущая страница Следующая страница →К последнему сообщению

Иудейские истоки христианства

  Pashutka
Pashutka


Сообщений: 20006
11:09 22.03.2018
Итак, первохристиане вначале оставались группой внутри иудаизма; при этом их попытки пропаганды своей точки зрения среди остальных евреев не имели большого успеха.

Эта группа просуществовала около ста лет (или немногим более того), и вместе с ее распадом идея «Иисуса как Мессии» умерла бы — если бы не апостол Павел, выдающийся религиозный философ и гениальный организационный лидер, который фактически и создал христианство как отдельную нееврейскую религию.

Савл (Шауль), он же Павел из Тарса, резко отличался от исходных двенадцати апостолов по трем параметрам.

Во-первых, в отличие от них, он происходил из диаспоры (Тарс был главным городом Киликии в Малой Азии) и поэтому хорошо ощущал настроения и проблемы окрестных язычников, «эллинов». В отличие от Иисуса и всего его окружения, он был римским гражданином, что в то время для «местных жителей» совсем не было обычным и свидетельствовало о довольно высокой степени интеграции его семьи в гражданское и культурное общество Империи, лояльность ей, определенное принятие ее норм и ценностей.

Во вторых, Павел имел хорошее религиозное образование (окружение Иисуса составляли в основном простые люди, Павел же был образованным интеллектуалом).

И, наконец, в-третьих, он был единственным среди них, кто не был лично знаком с Иисусом и не учился у него непосредственно.
А поэтому, в отличие от исходных 12 апостолов, Павел видел перед собой не «харизматического Учителя с мессианскими устремлениями», но «группу учеников с кризисом нереализованной надежды, отвергаемых остальным еврейским обществом».

Соответственно, он взялся преодолеть этот кризис, обратившись не к евреям, а к язычникам, и создания таким путем новой формы религии — по сути, ветки иудаизма, предназначенной для распространения этического монотеизма среди народов мира.

Титул Павла в христианстве — это «Апостол язычников», и этот термин объясняет всю его позицию.
Этой цели посвящена вся его деятельность, именно на ее реализацию была направлена его религиозная философия.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Walter
Walter


Сообщений: 45396
13:20 23.03.2018
… Всё стараешься, Палыч, аки пчела...
А в Израиле - есть пчёлы, кстати?...
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Pashutka
Pashutka


Сообщений: 20006
16:24 23.03.2018
Walter (Walter) писал (а) в ответ на сообщение:
> А в Израиле — есть пчёлы, кстати?…
quoted1
Ты что, парень?
Вспомни, в Библии говорится, что Эрец-Исраэль — страна «текущая молоком и мёдом».

По данным Всеизраильского общества пчеловодов, среднестатистический израильтянин в год съедает около полукилограмма меда. Это средние цифры, и любому, знакомому с основами статистики, ясно, что отдельные любители этого лакомства в состоянии многократно превысить указанную «норму».
Всего же израильтяне тратят в год на мед около 120 миллионов шекелей.

Кстати у нас производятся самые экзотические сорта меда, среди которых есть и уникальные, которых нет ни в одной другой стране мира.

Еврейские пчелы собирают сладкий нектар с доброй сотни видов растений, в изобилии произрастающих в нашем регионе.
В их числе цитрусовые, авокадо, васильки, эвкалипты, майоран, шалфей, чабрец, слива и многие другие.

Израильские пчеловоды успешно экспортируют за рубеж «средства производства», то есть пчеломаток.
У нас вывели породу неагрессивных пчел, которые практически не жалят.
Работать с такими пчелами — одно удовольствие!

Кроме пчеломаток, предметом экспорта израильских пчеловодов являются их знания и опыт.
Наши инструкторы ездят по всему миру, думаю и в России они были — делятся своим богатым опытом, как надо разводить пчёл в 21 веке.
Нравится: Walter
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Walter
Walter


Сообщений: 45396
17:46 23.03.2018
Pashutka (Pashutka) писал (а) в ответ на сообщение:
Развернуть начало сообщения


>
> Кроме пчеломаток, предметом экспорта израильских пчеловодов являются их знания и опыт.
> Наши инструкторы ездят по всему миру, думаю и в России они были — делятся своим богатым опытом, как надо разводить пчёл в 21 веке.
quoted1
Вот, почему-то многие СМИ — создали устойчивой образ Израиля, как песчаной страны-пустыни, типо Туркмении какой то…
…Нет ли здесь — скрытого антисемитизма, как считаешь?…
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Pashutka
Pashutka


Сообщений: 20006
21:52 23.03.2018
Walter (Walter) писал (а) в ответ на сообщение:
> Вот, почему-то многие СМИ — создали устойчивой образ Израиля, как песчаной страны-пустыни, типо Туркмении какой то… …Нет ли здесь — скрытого антисемитизма, как считаешь?
quoted1

Да нет, действительно похоже…



Ссылка Нарушение Цитировать  
  Pashutka
Pashutka


Сообщений: 20006
12:13 24.03.2018
Павел стремился одновременно и остаться иудеем и создать новую религию для народов мира.

Несомненно, он признает еврейскую избранность, как в прошлом, так и в будущем, неотменимость Божественного Завета с евреями и мессианскую роль еврейского народа в истории человечества.
Но при этом он считает, что самое важное (или, по крайней мере, что это его личная миссия) — это начать распространение Божественного Света, монотеизма и библейского мировоззрения среди язычников.

А для этого требуется создать «иудаизм для народов мира», т. е. такую форму религиозного мышления, которая несла бы человечеству главные еврейские религиозные идеи: монотеизм, этику, любовь Б-га к человеку и человека к Б-гу, любовь к ближнему и вообще все библейское мироощущение — без того, чтобы обязывать неевреев соблюдать то, что эти неевреи (даже и с точки зрения иудаизма!) соблюдать не обязаны: Субботу кашрут, обрезание и т. д.

При этом Павел вовсе не против Субботы или кашрута, но утверждает, что христианам можно обойтись и без них — поскольку он, «апостол язычников», обращается к неевреям. Соответственно, мы видим в Деяниях Апостолов (гл. 15) именно такую постановку вопроса: должны ли прозелиты из язычников для вступления в общину первохристиан делать обрезание?

Если первохристиане являются общиной внутри иудаизма, как считали, помня подход Иисуса, некоторые из апостолов, то должны; но если первохристианство перестает быть группой внутри иудаизма и разворачивается в «открытую форму иудаизма для народов мира», как этого хотел Павел, — то в обрезании для таких людей нет необходимости, даже и по Торе.

Павел как человек, по своему личному характеру, был фанатичным «ревнителем и воителем за веру»; поэтому он в молодости был активным гонителем христианства, ибо видел в нем религиозную угрозу.
Но в результате «видения Иисуса по дороге в Дамаск» (приведшего к обращению Павла в христианство) он вдруг осознал, что христианство — это не помеха, а новая возможность.

Харизматический и трагический образ Иисуса раскрылся Павлу как уникальная возможность с помощью «проповеди Христа» и новой схемы спасения передать язычникам еврейскую библейскую идею, и Павел посвятил свою жизнь реализации этой возможности.

Павел сам однозначно определяет себя как фарисея.
Не только в начале жизни, но и в конце ее, когда он уже является лидером христианской общины, он провозглашает о себе: "Я фарисей, сын фарисея" (Деяния 23:6).

Таким образом, Павел всю свою жизнь был убежден, что его деятельность соответствует основам фарисейской религиозной концепции, — т. е., в сегодняшних понятиях, ортодоксальному иудаизму.

Хотя Павел для привлечения неевреев говорил им о необязательности для них Закона — сам он, как еврей, признавал обязательность соблюдения Торы для себя и для других евреев.

В частности, в Деяниях (21:21−24) подчеркивается, что Павел, вопреки создавшемуся о нем, из-за его проповеди язычникам, мнению, отнюдь не учил евреев хоть в чем-нибудь пренебрегать Законом Торы и сам его полностью соблюдал.

В Деяниях (16:3) даже рассказано, как, встретив совершенно ассимилированного необрезанного еврея (мать — еврейка, уже «уверовавшая во Христа», отец — эллин), Павел настоял на том, чтобы тот сделал обрезание.

Иными словами, Павел принимал все учение фарисеев (т.е. обычный иудаизм) в отношении евреев, но поскольку цель его была в «апостольстве язычникам», в обращении их в «иудаизм для народов мира» — то все, что он писал и провозглашал, было подчинено этой цели.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  antonzavol 45231
45231


Сообщений: 2187
17:53 24.03.2018
Pashutka (Pashutka) писал (а) в ответ на сообщение:
> Итак, первохристиане вначале оставались группой внутри иудаизма; при этом их попытки пропаганды своей точки зрения среди остальных евреев не имели большого успеха.
>
> Эта группа просуществовала около ста лет (или немногим более того), и вместе с ее распадом идея «Иисуса как Мессии» умерла бы — если бы не апостол Павел, выдающийся религиозный философ и гениальный организационный лидер, который фактически и создал христианство как отдельную нееврейскую религию.
quoted1
.
Не по истории это, додумываешь Паша.
Был так называемый — «апостольский период» в развитии христианства. Порядка 70 человек, включая учеников и прислугу разбежались во все стороны, от Англии до северного Кавказа.
Считается что Армения стала на гос уровне христианской страной уже во втором веке. А разве там Павел был?

В Англии, археологи, где-то у себя на болоте, откопали фундамент первой церкви, в которой якобы служил один из апостолов, Иосиф Аримофейский. Ну и Павел в Риме конечно

Похоже что это был просто "божественный пендаль", от сионского божества, с которого и началось христианство.

http://ateistru.com/viewtopic.php?f=7&t=311...
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Pashutka
Pashutka


Сообщений: 20006
06:42 25.03.2018
antonzavol 45231 (45231) писал (а) в ответ на сообщение:
> Не по истории это, додумываешь Паша.
quoted1

Мне не надо ничего додумывать, так как христианство — не моя Вера.
С точки зрения христианской теологии, в православии и католичестве Пётр и Павел — два наиболее почитаемых апостола, называемых первоверховными святыми апостолами за особо ревностное служение Господу и распространение веры Христовой.

Но….
Поскольку роль апостола Павла как апостола язычников была велика, то его миссия была бы невозможной без многочисленных сподвижников, которые упоминаются на страницах Нового Завета:
Аполлос
Артема
Ахаик
Гаий Коринфянин
Димас (Кол. 4:14)
Зина Законник
Ераст
Иасон
Иродион
Карп
Крискент
Лин
Евангелист Лука, лекарь
Евангелист Марк
Онисифор
Прискилла и Акила
Пуд
Силуан
Сосипатр
Тертий
Тимофей Эфесский — адресат двух посланий ап. Павла
Тихик
Трофим
Фортунат
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Pashutka
Pashutka


Сообщений: 20006
08:52 25.03.2018
Ещё бы я хотел, друзья мои, прояснить один из важнейших вопросов, который не знаю по какой причине, несколько подзабыт в новейших исследованиях раннего иудеохристианства.

Речь идёт о мнении, что «кардинальная реформа Павла» состояла в том, что он отменил существующее (якобы) в иудаизме «оправдание делами» и заменил его на «спасение через веру»; и что это был шаг от (якобы) «законнической религии иудаизма» к «благодатной религии христианства», шаг от «религии ограничений» к «религии любви».

Однако в этом бытующем представлении почти все является иллюзией, возникающей по причине незнания основ иудаизма.

Во-первых, иудаизм отнюдь не является «законнической религией».
В иудаизме Божественная Благодать и Любовь занимают столь же важное место, как и Божественный Закон и Справедливость воздаяния.

Другое дело, что иудаизм не приемлет «перекоса в сторону Благодати по сравнению с Законом»; иудаизм считает необходимым равновесие Закона и Благодати, любви и трепета. Точно так же и вера (т.е. монотеистические представления о Б-ге) является в иудаизме очень существенной; но иудаизм против возведения на пьедестал одной лишь веры в ущерб остальным заповедям.

Вера должна быть частью общего комплекса Завета, но не должна подменять его.

Во-вторых, неверно считать, что иудаизм — это «оправдание перед Б-гом путем соблюдения Закона».
Павел акцентирует проблему оправдания («чем может оправдаться человек — верой или делами Закона?»), поскольку такая постановка проблемы была понятнее в то время для приходящих к монотеизму язычников, к которым Павел обращался.

Но на самом деле иудаизм вообще не озабочен «оправданием человека перед Б-гом», но — «приближением человека к Б-гу».

С точки зрения иудаизма, само онтологическое понятие «оправдания» вообще довольно странно.
Б-г создал человека совсем не для того, чтобы его «обвинить» или «оправдать», и вообще не с целью того, чтобы вершить над ним суд.

Конечно, Б-г осуществляет Свой суд, но это только «техническое средство для воспитания человека»; цель же создания мира и человека, насколько мы вообще можем её понять — это духовный подъем человека, его диалог с Б-гом и, посредством этого, приближение к Б-гу, в этом и в будущем мире.

Поэтому вопрос о том, «оправдывается ли человек делами или же верой» — это вообще ложно поставленный вопрос, рассчитанный на восприятие язычников, для которых Божественный Суд над человеком происходит в тех же параметрах, в которых действует обычный человеческий суд (т.е. этот суд решает, обвинить или оправдать).

Но, согласно представлениям иудаизма, здесь нет ситуации «или — или».

Каждый человек одновременно в чем-то виновен перед Б-гом, а в чем-то — заслуживает награды; и за свою вину он будет наказан или помилован, а за свои заслуги и просто по Божественной благодати — вознагражден.
И все это — и суд, и наказание, и милость, и награда, и благодать — осуществляется в концепции «все вместе», а совсем не в противопоставлении «Суд-Закон или же Вера-Благодать?», «оправдается или нет?».

При этом для Б-га имеют значение все параметры — как вера человека (монотеизм), так и его дела, а потому одно вовсе не отменяет и не вытесняет другое.

Итого, во всех этих случаях Павел вовсе не создал новое, но лишь взял часть иудаизма — веру и любовь — и представил их как достаточное условие для «оправдания и спасения», считая, что только так он сможет выполнить свою задачу привлечения язычников к монотеизму.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Andr2shsw2 19882
19882


Сообщений: 11818
14:18 27.03.2018
Вся Власть — Мировому Израилю!
Ссылка Нарушение Цитировать  
  antonzavol 45231
45231


Сообщений: 2187
00:21 28.03.2018
Паш, в христианстве сильно муссируется понятие греха. И от этого нет того равновесия о котором ты говоришь. На почве греховности, у христиан, даже имеют место психические расстройства. Но не один иудаизм уравновешен, в вопросах божьей благодати и соблюдении законов.

Ислам в этом вопросе не уступает иудаизму. Мухаммед, свои наставления сопровождал присказкой, мол если что: — Аллах -милостив и милосерден!
Так что — Аллах Акбар!!!
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Pashutka
Pashutka


Сообщений: 20006
14:03 01.04.2018
antonzavol 45231 (45231) писал (а) в ответ на сообщение:
> Был так называемый — «апостольский период» в развитии христианства.
quoted1

Был!
Но безвозвратно прошёл и мало что в сегодняшних отношениях иудаизма и христианства, нам об этом напоминает.

На свете есть немало разных религий, которые достаточно мирно сосуществуют, не навязывая друг другу теологических дискуссий.
Есть примеры, когда религии плавно сменяют друг друга или даже перетекают одна в другую, известны также примеры конфликта между религиями.

Но отношения между иудаизмом и христианством уникальны: в этом конфликте более молодая религия — христианство — претендует на то, что она-то и является «истинной наследницей» древнего иудаизма.

Христианство всегда признавало, что оно происходит от «еврейского учения», но при этом стремилось как бы отодвинуть его в сторону и занять его место в том диалоге, который, согласно обеим религиям, Б-г ведет с человечеством.

Претензия христиан на то, что они призваны заменить еврейский народ, порой находила весьма утонченное интеллектуальное выражение — например, в диспутах, где евреи вынуждены были выступать как ответчики перед церковью; порой же эта претензия выражалась физически — крестовыми походами, погромами и принудительными крещениями под угрозой смерти.

Я хотел бы сразу оговориться здесь, что, по моему мнению, современных иудео-христиан никак нельзя поставить на одну доску с выкрестами прошедших веков.
В прошлом основным мотивом для крещения евреев чаще всего было стремление получить материальные или социальные блага, достичь психологического комфорта и быть принятым в нееврейской среде.
С такими людьми, конечно, спорить было не о чем.

В отличие от них, большинство иудео-христиан нашего времени пришли к своим взглядам в результате сложной и зачастую мучительной эволюции, которую можно назвать религиозным возрождением из недр чужой культуры.

Все евреи, даже самые ассимилированные, знают или слышали, что иудаизм категорически отвергает «еврейское христианство», — но почему?
В чем причина такого отношения?
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Pashutka
Pashutka


Сообщений: 20006
15:47 01.04.2018
Одним из фундаментальных положений христианства является идея о том, что Иисус из Назарета — это уже пришедший Мессия. Поскольку само слово «Христос» есть греческий перевод слова «Мессия» («помазанник»), идея эта лежит в самой основе христианской веры.
Отвергая христианство, евреи прежде всего отвергают признание Иисуса Мессией.
Почему евреи придерживаются такой точки зрения?

Для того, чтобы можно было решить, является ли Иисус Мессией, нужно прежде всего разобраться с самим термином «Мессия», понять, что он включает в себя.

Прежде всего надо иметь в виду, что само понятие «прихода Мессии» введено пророками древнего Израиля; именно наличие их пророчеств и заставляло людей ожидать прихода Мессии. Таким образом, если человек обявляет себя (или кто-то обявляет его) Мессией, то следует проверить, соответствует ли этот человек пророчествам о Мессии, совершил ли он то, что древнееврейские пророки ожидают от Мессии.

В древних библейских пророчествах Мессия — это царь и духовный вождь еврейского народа.
При жизни и правлении Царя-Мессии совершится процесс «Геула», «Избавление», — иначе говоря, освобождение и возрождение всего мира.

Это возрождение представлялось пророкам происходящим в обективной реальности, явным и несомненным для всех людей. Прежде всего, во времена Мессии прекратятся войны, настанет всеобщий мир и благоденствие, и все люди, наслаждаясь покоем и гармонией, смогут посвятить себя познанию Б-га и духовному совершенствованию.

Описывая мессианские времена, пророк Исайя (60:16−22) говорит:
И тогда узнаешь ты, что Я — Господь, спасающий тебя и избавляющий тебя, Могучий Яакова. …
И поставлю вместо надзирателей твоих мир и вместо притеснителей твоих — справедливость.
Не слышно будет более насилия в земле твоей, грабежа и разрушения — в пределах твоих, и назовешь стены твои спасением и ворота твои — славой.

Не солнце будет светить светом дневным для тебя, и не луна будет сиять тебе, но будет тебе Господь светом вечным, и Б-г твой — великолепием твоим.
Не зайдет уже солнце твое, и луна твоя не скроется, ибо Господь будет для тебя светом вечным, и окончатся дни скорби твоей.
И народ твой — все праведники, ветвь насаждения Моего, дело рук Моих во славу навеки унаследуют эту страну…

Я, Господь, в назначенное время ускорю это.

А пророк Иеремия (23:5) говорит о Мессии, потомке Давида, так:
Вот, наступят дни, — сказал Господь, — когда взращу Я Давиду праведного потомка, и будет он царствовать, и будет мудр и удачлив, и будет вершить суд и правду на земле.
Во дни его Иеhуда будет спасен, и Израиль будет жить в безопасности; и вот имя его, которым назовут его: «Господь — справедливость наша.

Исайя (2:4) подчеркивает, что дни пришествия Мессии будут эпохой межнациональных и социальных перемен:
«И перекуют все народы мечи свои на орала [т.е. плуги] и копья свои — на серпы; не поднимет меча народ на народ, и не будут больше учиться воевать"
.
Мир, всеобщее братство людей и прекращение насилия — самые главные приметы наступления мессианских времен.

В этих пророчествах есть одна очень существенная особенность, на которую следует обратить внимание: для еврейских пророков духовное возрождение мира неотемлемо от обективных социальных перемен в реальной действительности.

Во-первых, Мессия пророков — не божество, а реальный человек из плоти и крови, потомок царя Давида.
Во-вторых, в центре внимания пророков находится, в сущности, не сама личность Мессии, а те задачи, которые перед Мессией стоят, те изменения, которые он вносит в мир.

Это общая и характерная черта мировосприятия иудаизма, для которого истинная духовность всегда реализует себя в материальном: для того и создан человек, чтобы одухотворить и освятить, «возделать» окружающий мир — и себя вместе с ним.

Только осознав характер мессианских предсказаний древнееврейских пророков, мы можем представить себе, каким страшным ударом для первых христиан явилась смерть человека, которого они считали Мессией.

Ведь, как известно из евангелий, и сам Иисус, и его соратники, как и все другие евреи в его время, безусловно признавали авторитет пророков.

Иисус погиб, так и не совершив ничего из того, что было предназначено и чего ждали от мессианских времен, — как же теперь можно было продолжать верить в его мессианство?
Мы можем представить себе, что многие евреи, страстно ждавшие Избавления и привлеченные яркой личностью Иисуса, считали его возможным Мессией.

Его смерть поставила их перед тяжкой дилеммой: с одной стороны — пророчества, ясно очертившие деяния, которые должен совершить Мессия; с другой стороны — их мессианские надежды на Иисуса.

Большинство евреев, современников Иисуса, с горечью признались себе в том, что они ошиблись и что Б-г еще не послал Избавления Своему народу: Мессия еще не пришел. Вновь нужно было ждать истинного Спасения — ждать столько, сколько будет нужно, как бы ни была сильна тоска по Избавлению.

Но были среди современников Иисуса и такие люди, которые уже не в силах были отказаться от того, во что так страстно уверовали.
Слишком яркой была вспышка надежды, слишком сильной была боль утраты, чтобы взглянуть в лицо горькой правде. Они уже не могли отступать.
Оказалось, что для этой небольшой группы легче было «подогнать» пророчества под конкретные факты жизни Иисуса, чем применить к его деятельности определения и критерии, переданные нам пророками.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  andrey.kaydash
Sverus1988


Сообщений: 11312
17:14 01.04.2018
истоки иудаизма идут из шумерского эпоса Энума Элиш
там тоже мифология о сотворении мира, человека и потопа
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Pashutka
Pashutka


Сообщений: 20006
17:55 01.04.2018
andrey. kaydash (Sverus1988) писал (а) в ответ на сообщение:
> истоки иудаизма идут из шумерского эпоса Энума Элиш
quoted1

Если бы ты только знал, сколько раз я это уже слышал.
Сюжет Библии очень напоминает сюжеты других древних литературных памятников. Следовательно, Библия — не данная Богом Книга книг, а всего лишь один из памятников древней литературы.
Даже если согласиться с ортодоксальной датировкой библейских текстов, большинство ближневосточных литературных памятников существенно древнее. Таким образом, Библия является всего-навсего плагиатом.


Когда наверху не названо небо,
А суша внизу была безымянна,
Апсу первородный, всесотворитель,
Праматерь Тиамат, что все породила,
Воды свои воедино мешали.
Тростниковых загонов тогда еще не было,
Когда из богов никого еще не было
Ничто не названо, судьбой не отмечено.
Тогда в недрах зародились боги…

Далее повествуется, как мировой Океан (Апсу и Тиамат, пресные и соленые воды) породил богов.
Их шум смутил покой прародителей.
И они вняли совету — уничтожить молодых богов.
Тогда бог мудрости Эйа усыпил и убил Апсу.
Потом он возвел себе чертог, где зачал из вод убитого Апсу бога весеннего солнца Мардука.
Бог неба Ану стал тревожить праматерь Тиамат своими ветрами. Она решила отомстить за своего супруга Апсу.
Но Мардук обещал богам одолеть ее при условии, если они признают его царем.
Получив согласие богов, Мардук вышел на бой с Тиамат.

Когда это услыхала Тиамат,
В мыслях помутилась, потеряла рассудок.
Взревела, вверх взвиваясь, Тиамат,
От подножья до верха сотряслась ее туша.


Честно г8оворя, всё это мало напоминает то описание Сотворения Мира, которое мы находим в ТАНАХе, а именно в первой главе Берешит (Бытие).
Ссылка Нарушение Цитировать  
К первому сообщению← Предыдущая страница Следующая страница →К последнему сообщению

Вернуться к списку тем


Ваше имя:
Тема:
B I U S cite spoiler
Сообщение: (0/500)
Еще смайлики
        
Список форумов
Главная страница
Конфликт Россия-Украина
Новые темы
Обсуждается сейчас

ПолитКлуб

Дуэли new
ПолитЧат 0
    Страны и регионы

    Внутренняя политика

    Внешняя политика

    Украина

    Ближний Восток

    Крым

    Беларусь

    США
    Европейский союз

    В мире

    Тематические форумы

    Экономика

    Вооружённые силы
    Страницы истории
    Культура и наука
    Религия
    Медицина
    Семейные финансы
    Образование
    Туризм и Отдых
    Авто
    Музыка
    Кино
    Спорт
    Кулинария
    Игровая
    Поздравления
    Блоги
    Все обо всем
    Вне политики
    Повторение пройденного
    Групповые форумы
    Конвент
    Восход
    Слава Украине
    Народный Альянс
    PolitForums.ru
    Антимайдан
    Против мировой диктатуры
    Будущее
    Свобода
    Кворум
    Английские форумы
    English forum
    Рус/Англ форум
    Сейчас на форуме
    Другие форумы
    Иудейские истоки христианства. Итак, первохристиане вначале оставались группой внутри иудаизма; при этом их попытки пропаганды ...
    .
    © PolitForums.net 2024 | Пишите нам:
    Мобильная версия