Pashutka (Pashutka) писал (а) в ответ на сообщение:
> Однако, поскольку даже в современном, секулярном виде российская культура все же базируется на ориентирах и ценностях христианского мировоззрения, то важность стереотипов религиозного сознания не стоит недооценивать. quoted1
Переоценивать тоже не стоит, поскольку ведущие подобную пропаганду должны представлять из себя лиц, находящихся в доверии у пропагандируемых, но такого не может быть у закрывшихся в политической религиозной секте и испытывающих изначальную враждебность к ним.
Потому как не в правилах израильтян прятать голову в песок. Видя что происходит, испуганно молчать — авось пронесёт. Не пронесёт. Бегло просмотрев, что вывешивается сегодня на русскоязычном инете, становится абсолютно ясно, что в российском обществе бытовой антисемитизм никуда не пропал.
Комментаторы любят говорить о том, что по сравнению с началом 2000-х антисемитизм в России снизился с 8−12% до 3- 6%, но умалчивают, что такая положительная динамика актуальна для Москвы, Санкт-Петербурга и ряда других крупных российских городов.
В целом же по стране ситуация иная: например в Северной Осетии в списке тех национальностей, к которым жители испытывают неприязнь, евреи находятся на втором месте (антисемитские взгляды в этом российском регионе характерны для 25% жителей), в Мордовии — на первом-втором (38%).
В целом по России 57% жителей верят в то, что «для евреев деньги и выгода важнее человеческих отношений» (+17% к уровню 1990 года).
Представляется, что процветание подобных настроений вызвано в первую очередь риторикой российских СМИ, абсолютное большинство которых так или иначе подчинены государству.
Зависимое положение таких медиа дает нам все основания считать, что ни одна из национально значимых тем не попадает в эфир без одобрения сверху. Авторы исследования «Левада-центра» о современном состоянии антисемитизма в России пришли к выводу, что в современной России он существует в качестве политического ресурса и не является запросом общества к элитам, а наоборот — спускается сверху вниз.
Без этого воздействия сверху юдофобия в российском обществе давно пошла бы на убыль и не выходила за пределы кухонных разговоров узкой группы радикальных националистов.
Но когда общество чувствует, что элита дает «добро» на неприязнь к какой-либо группе, то именно на ней в какой-то момент начинают срывать злость, вызванную неудовлетворенностью собственной жизнью (действует схема «в том, что мне стало жить хуже, виноваты американцы, евреи, пятая колонна и далее по списку).
Поэтому в ближайшем будущем в России возможны не только антисемитские публикации и высказывания, но и более радикальные формы демонстрации неприязни. Например, такие как прошедший недавно в Перми митинг против иудейского движения «Хабад-Любавич», по итогам которого более 100 человек подписали обращение к Путину с требованием запретить деятельность движения в России. «Рекламируя» антисемитский митинг, его организаторы выпустили плакат, на котором четко просматриваются пятна крови, фраза о «кровавых ритуальных шабашах» (широко распространенный среди антисемитов пункт) и призыв защитить «от НИХ своих детей».
Местным властям, однако, такая риторика не помешала санкционировать выступление антисемитов. То, что мы наблюдаем сегодня в России — это управляемый элитами антисемитизм, который в любой момент может быть радикализирован. Так в свое время случилось с гомофобией, которой не было в общественной повестке до тех пор, пока ее не начали искусственно раздувать сверху, превратив в одну из скреп путинской национальной идеи.
Нужно отдавать себе отчет в том, что подобное в современной России может случиться с любым меньшинством и с религиозным, и с национальным.
> Местным властям, однако, такая риторика не помешала санкционировать выступление антисемитов. > То, что мы наблюдаем сегодня в России — это управляемый элитами антисемитизм, который в любой момент может быть радикализирован. > Так в свое время случилось с гомофобией, которой не было в общественной повестке до тех пор, пока ее не начали искусственно раздувать сверху, превратив в одну > из скреп путинской национальной идеи.
> > Нужно отдавать себе отчет в том, что подобное в современной > России может случиться с любым меньшинством и с религиозным, и с национальным. quoted1
Да, но население не само срывает злость, а его растравливают, когда власть не может справиться с внутренними проблемами. Подсказывают ненароком, и как пожар разгорается, в Аргентине так же делают, против иностранцев, например. Но подобной пропагандой охватывается недумающее или необразованное население, остальные даже пытаются остановить их. Если только в России население на таком уровне…
Nitroacid TNT 39394 (39394) писал (а) в ответ на сообщение:
> > Алексеев (adwan) писал (а) в ответ на сообщение:
>> Если взять многочисленные народы, как равноправный этнос, то в процентном отношении грамотных выдающихся евреев на много больше чем у других народов. По-моему мнению это связано со сложностью святого писания: Торы ( quoted2
> Вы хотите сказать, что еврейских детей учат наукам по Торе? quoted1
Я хочу сказать, что еврейских детей учат грамоте прежде всего чтобы они могли прочитать Тору.
> Как насчет марокканских евреев, по выдающимся людям? quoted1
Глупо высчитывать в абсолютном выражении у какого народа сколько выдающихся людей, тем более говорить об одной личности. Я говорил о нормативном методе, а он всегда приблизительный.
> То есть, что бы сделать из черненького мальчика из Габона великого академика, надо усадить его за хасидус? quoted1
Ты научи грамоте всех мальчиков и девочек, тем самым даш шанс одному из тысячи посредственностей появиться выдающийся личности, а не тянуть за уши одного мальчика из Габона в академики.
интересно, учат ли еврейских детей древнееврейскому, чтобы они могли прочитать настоящую Тору. а то ведь вопросы могут возникнуть. а ну там как чего напридумывали современники, как проверишь? не, надо учить без вариантов.
Расовый аспект антисемитизма в чистом виде, с полным идеологическим основанием (идеей неоднородности человечества, множественности центров происхождения человека и различных путей эволюции приматов, принципиальных различий между человеческими расами и т. п.) встречается довольно редко.
Все-таки для постсоветского сознания ортодоксальный расизм вполне оправданно ассоциируется с гитлеризмом, в идеологии которого славяне тоже были обозначены в качестве неполноценной расы. Однако в умеренном, эклектичном и логически не завершенном виде в отношении к евреям антисемитизму этот аспект вполне применим.
Для радикально-ксенофобского российского сознания евреи являются негативной фигурой не в силу своей религии, профессии или социального положения, а просто по факту своего происхождения.
Наиболее распространенные в массовом сознании антисемитские мифы — евреям нельзя доверять в силу изначальной лживости и порочности этого народа, евреи нечистоплотны, они обладают от природы скверным запахом или врожденными отрицательными чертами характера — все эти этностереотипы являются вырванными из контекста элементами именно расистской методологии.
В наиболее умеренном идеологически законченном виде эта идея выражена в концепции несовместимости различных этнических цивилизаций (вклад евреев в русскую культуру скорее негативный, евреи размывают культурный фонд окружающих наций и т. п.). Например, по Л. Гумилеву этнически и культурно гетерогенная цивилизация нежизнеспособна, губительна для смешивающихся народов и опасна для окружающих (такую «гибридную» общность Гумилев с явно негативной интонацией называет «химерой»).
Pashutka (Pashutka) писал (а) в ответ на сообщение:
> Авторы исследования «Левада-центра» о современном состоянии антисемитизма в России пришли к выводу, что в современной России он существует в качестве > политического ресурса и не является запросом общества к элитам, а наоборот — спускается сверху вниз. quoted1
Чего вы беспокоитесь. Вы бы лучше спросили у «Левада-центра» о современном состоянии русофобии по всему миру, спускаемая сверху вниз. На таком фоне антисемизм, что капля в море. Сейчас русские в таком положении, как когда-то были евреи.
Pashutka (Pashutka) писал (а) в ответ на сообщение:
> Наиболее распространенные в массовом сознании антисемитские мифы — евреям нельзя доверять в силу изначальной лживости и порочности этого народа, евреи нечистоплотны, они обладают от природы скверным запахом или врожденными отрицательными чертами характера — все эти этностереотипы являются вырванными из контекста элементами именно расистской методологии. quoted1
Что-то, уважаемый, скатились от религии в антисемитизм. Это больше головная боль евреев, в силу своей чувствительной натуры, они думают что их за это все ненавидят. На самом деле, ненависть, это черта человеческой цивилизации. Неотъемлемая черта. Помню соседку, в то время еще и не совсем старая женщина, выходила с авоськой во двор, останавливалась возле снующих по тротуару голубей, смотрела некоторое время на них мутным взглядом, и произносила, — «Проклятые!» Потом сплевывала в сторону пернатых и тяжелой походкой удалялась до магазину. Уверяю вас, можете поверить мне на слово, среди голубей, не было ни одного еврея!
Nitroacid TNT 39394 (39394) писал (а) в ответ на сообщение:
> Что-то, уважаемый, скатились от религии в антисемитизм quoted1
Попытка сделать вид, что определённой проблемы в обществе не существует, помалкивать, спокойно выпивать и закусывать, в то время, когда с одной седьмой части мировой суши всё явственнее ощущается запах палёного — на мой взгляд высшее проявление душевной трусости и подлости.
Последним из заметных отдельных аспектов можно упомянуть «антисионизм». Антиизраильский аспект пропаганды вполне может держаться в корректных рамках — никому не запрещено высказывать свое мнение и поддерживать ту или иную сторону в ожесточенных международных конфликтов.
Однако антиизраильским публицистам (не в последнюю очередь в силу стереотипов позднесоветской пропаганды) довольно трудно удержаться от соблазна скатиться о критики политики Израиля по отношению к палестинцам на оккупированных территориях к рассуждениям об изначальной порочности иудаизма и жестокости и аморальности евреев.
Неправомочно, конечно, как иногда это делают некоторые публицисты, автоматически записывать в антисемитов всех, кто считает своим долгом высказать свою поддержку в затянувшемся ближневосточном конфликте арабам, а не евреям. Но нельзя не заметить и то, что с одной стороны, антиизраильская позиция зачастую означает скрытую или явную юдофобию автора, а с другой стороны — антисионизм является неотъемлемой частью антисемитской идеологии.
Однако в силу ряда причин (с первую очередь, для этого есть другие ветки) я не хочу подробно рассматривать антисионизм. Было бы утрированием любую критику Израиля квалифицировать как «антисемитизм». Тема это столь сложна и деликатна, что требует отдельного пристального изучения и достойна отдельного рассмотрения. В тех же случаях, когда за антиизральской риторикой стоит ярко выраженная ненависть к еврейскому народу, при внимательном рассмотрении очевидно, что палестино-израильский конфликт — только повод для выражения своей религиозной, расовой и т. п. ненависти к евреям.
Конечно, выделенные мною аспекты антисемитизма носят довольно условный характер. В реальности они часто встречаются не сами по себе, они переплетаются, образуя сложный узор антисемитской мифологии.
Однако для того, чтобы проникнуть в ее логику, представляется оправданным рассмотреть по отдельности означенные аспекты.
Сейчас я хотел бы рассмотреть антисемитизм в его наиболее откровенной, и одновременно — наиболее разработанной форме, то есть таким, как он сегодня присущ идеологии русских правых радикалов, которых, по моему мнению, большинство на нашем форуме.