В теме пытаюсь выявить основные вехи развития левой идеи, проанализировать каким образом они видоизменялись со временем и каковы вообще судьбы левой идеи от Иисуса Христа до Эла Гора.
Поскольку я сам считаю себя левым, то эту тему можно считать своеобразной критикой социализма изнутри.
Одна из основных идей марксисткой теории в том, что мир развивается согласно законам диалектики и в ходе этого развития меняются социально-экономические формации. Диалектической логике в марксизме подчинено абсолютно все, кроме одной мелочи - самого марксизма. Сегодня левая идея выступает либо как призрак советского марксизма, либо в качестве идей, которым явно не хватает глобальности и концептуальности, вроде зеленого движения или пиратов. Проблема в том, что советская или околосоветская интерпретация марксизма не оправдала себя, что превратило социализм в пугало. Практический все более или менее влиятельные политический силы Европы и Америки всяческий избегают отождествления себя с тем самым советским социализмом, а следовательно, и марксизмом как таковым. Даже те партии, которые называют себя социалистическими в большинстве случаев являются вполне себе буржуазными партиями, с чуть более обостренной социальной риторикой. В чем же проблема современного левого движения? Пытаясь ответить на этот вопрос я, сделав пару допущений, углубился в изучение истории левой идеи.
Надо понимать, что левую идею изобрел не Маркс и даже не философы-утописты. В той или иной форме левая идея существует очень давно. Для того, чтобы отличить левую идею от какой-либо другой, надо иметь в виду определенные критерии ее определения. Поскольку удобного определения не нашлось, я взял на себя смелость определить критерии левой идеи. Левая идея - это глобальная идея, которая в своей основе имеет собственно экономическую подоплеку, в качестве обобществления средств производства, интернационализм, который вытекает из глобальной сущности социализма, и, конечно же, анархизм. Многие современные самозваные коммунисты не видят ничего противоречивого, например, в сталинизме, считая его чуть ли не лучшим воплощением социализма, но при этом забывают о явной антигосударственной направленности марксизм-ленинизма и вообще общей противоречивости сталинизма духу левой идеи. Но если вернутся к истории, то первым протовоплощением левой идеи является христианство. Хоть оно и не было законченной политической доктриной, но в нем уже угадывались некоторые протосоциалистические идеи. Тут было и интуитивное понимание отрицательных черт экономического неравенства (о свободным рынке или капитализме говорить применительно к тем временам конечно нельзя). И интернациональная составляющая, христианство не признавало "ни иудея, ни эллина, ни ромея". Антигосударственность (западного) христианства выражалась в борьбе с Римской Империей и особым надгосударственным статусом, к которому стремилась церковь. Конечно христианство нельзя назвать социалистической идеей, как это (ошибочно) делают многие, но поскольку оно по началу было выражением недовольства всеми забытого класса рабов и презираемых варваров, то оно не могло не принять в себя определенную долю левизны. "Протестный" и революционный" дух христианства и позволяет мне считать его предтечей социализма. Но, что особо интересно, так это проследить за тем, что случилось с христианством после того, как оно пришло к власти. В полном соответствии с законом единства и борьбы противоположностей христианство (а точнее церковь, как основной актор и распространитель христианства) со временем, из левой идеи превратилось в анти-левую идею. Протосоциализм сменился грандиозным богатством самой церкви и продажей индульгенций, интернационализм и анархизм сменились тем, что церковь со временем стала всего лишь еще одним игроком в битве национальных государств Европы.
И вот, против уже анти-левого церковно-феодального строя возникает новая левая идея - либерализм (идея просвещения, гуманизм). Либерализм не дошел до обобществления средств производства, но тоже выступал за то, чтобы отобрать экономику из рук ограниченного класса. Либералы не выступали за обобществление средств производства, но выступали за обобществление самой экономики, хоть эта идея и сомнительна с точки зрения марксизма, но является огромным прогрессом по сравнению с феодальными порядками. Интернациональная сущность либерализма проявлялась в провозглашении прав человека, что является принципиально важным с точки зрения развития левой идеи. С анархизмом либералы тоже время от времени заигрывали, хоть это и не превратилось в до конца осознанную концепцию. Но при этом тут тоже можно зафиксировать огромный шаг вперед в переходе от абсолютизма к парламентаризму. Что случилось дальше с приходом либерализма к всеобщей власти? А тоже, что и с христианством, переход от левизны к анти-левизне, хоть и не настолько радикально, как это было с христианством. Либерализм со временем превратился в обслуживающую идеологию национальных экономических элит, это явление описано Марксом, Лениным и другими видными теоретиками марксизма, так что на этом я останавливаться не буду. Важно только отметить сам факт очередного перехода от левой идеи к анти-левой после прихода к власти, перед тем как перейти к основной теме нашего исследования - марксизму.
Чтоб не мучить ни в чем не повинного читателя, который дошел до этого места, я постараюсь быть краток. Марксизм, также как и другие большие левые идеи прошлого, в своем конкретном воплощении стал со временем анти-левым явлением, как бы это парадоксально не звучало. Октябрьская революция и создание СССР было огромным толчком для мирового социалистического движения, но все что было потом следует описывать как полный провал левых советских идей. Обобществление средств со временем перешло в госмонополизм и номенклатуру, от анархистских идей страна Советов перешла к одной из самых жестоких диктатур в истории человечества. Единственное, что можно, хоть и с рядом нареканий, записать Советскому Союзу в актив - это интернационализм.
И, наконец, переходя к современному состоянию левой идеи, которую нельзя характеризовать иначе, как глубокий и беспросветный кризис, можно уже на основе вышеописанной модели понять, что происходит. Две основные концепции двадцатого века - западный либерализм и советский социализм отошли от своего первоначального левого фундамента. Марксизм, хоть он сегодня и популярен в России и в некоторых западных средах, на сегодняшний день уже отравлен своим советским прошлым, которое, конечно нельзя описывать как полностью отрицательное, но с точки зрения перспектив развития левых идей состояние неутешительное. Каждая эпоха интерпретировала левую идею по-своему и в нашу эру высокого модерна она требует серьезного переосмысления. Слишком многое изменилось, чтоб продолжать описывать все советскими конструкциями. А современные левые идейки, как например Евросоюз или копилефт, не имеют глобального размаха и переживают не лучшие дни. Так что настало время для осовременивания левой идеи, предпосылки для этого уже есть.
Краткое содержание, для тех кому лень читать. В истории человечества наряду с историческим формациями были и свои воплощения левой идеи, как христианство и либерализм. И то и другое затем перешло в анти-левую идею. Тот же механизм применим к советскому социализму из-за чего тот не является на сей день подлинно левой идеологией.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
> Краткое содержание, для тех кому лень читать. quoted1
God bless you :)
> В истории человечества наряду с историческим формациями были и свои воплощения левой идеи, как христианство и либерализм. И то и другое затем перешло в анти-левую идею. Тот же механизм применим к советскому социализму из-за чего тот не является на сей день подлинно левой идеологией. quoted1
ИМХО, левая идея - замечательна в качестве активной оппозиции прагматичной власти (и не дай Бог заткнуть этой оппозиции рот). Но когда Левые дорываются до самой власти, они очень часто превращаются в монстров.
Наблюдатель (Реалист) писал(а) в ответ на сообщение:
> Но когда Левые дорываются до самой власти, они очень часто превращаются в монстров. quoted1
Да, так оно и бывает, то есть бывало до сих пор, вопрос в том (для меня) как избежать этого и почему так происходит. Возможно дело в том, что политикам не хватает храбрости и принципиальности всегда придерживаться первоначальных идей, а возможно наоборот, дело в чрезмерной догматизации и недостаточной гибкости.
Наблюдатель (Реалист) писал(а) в ответ на сообщение:
> > Енот (Енот) писал(а) в ответ на сообщение:
>> Краткое содержание, для тех кому лень читать. quoted2
>God bless you :)
>> В истории человечества наряду с историческим формациями были и свои воплощения левой идеи, как христианство и либерализм. И то и другое затем перешло в анти-левую идею. Тот же механизм применим к советскому социализму из-за чего тот не является на сей день подлинно левой идеологией. quoted2
>ИМХО, левая идея - замечательна в качестве активной оппозиции прагматичной власти (и не дай Бог заткнуть этой оппозиции рот). > Но когда Левые дорываются до самой власти, они очень часто превращаются в монстров. quoted1
Монстры получают власть, когда власть теряет прагматичность. В этом не вина левых.
> Проблема в том, что советская или околосоветская интерпретация марксизма не оправдала себя, что превратило социализм в пугало. quoted1
... В общем очередной демарш показать, что когда нужно... кое кому, то дважды два НЕ четыре !... Приятно считать себя "новатором", неким "первооткрывателем", постигшим "истину" будто бы - а, Енот ?... Копни в инете - таких "теоретиков" как ты, Енот, пруд пруди !... Лишь бы потом всплеснуть руками и воскликнуть на публику - "ой простите - как я заблуждался" !...
> Для левых свойственно игнорировать роль личности в истории. quoted1
... Неверный посыл ! Для тупых это свойственно, умные понимают, что "толпа" не способна ни на что, кроме создания хаоса, а личность даже в одиночку способна созидать и навести порядок - почему вы "левых" считаете такими тупыми ? Они ничуть не тупее вас лично, kroser8, я уверен !...
> В теме пытаюсь выявить основные вехи развития левой идеи, проанализировать каким образом они видоизменялись со временем и каковы вообще судьбы левой идеи от Иисуса Христа до Эла Гора. >
> ЕНОТОВИЗМ (раскрыть)
> Поскольку я сам считаю себя левым, то эту тему можно считать своеобразной критикой социализма изнутри. > Одна из основных идей марксисткой теории в том, что мир развивается согласно законам диалектики и в ходе этого развития меняются социально-экономические формации. Диалектической логике в марксизме подчинено абсолютно все, кроме одной мелочи - самого марксизма. Сегодня левая идея выступает либо как призрак советского марксизма, либо в качестве идей, которым явно не хватает глобальности и концептуальности, вроде зеленого движения или пиратов. > Проблема в том, что советская или околосоветская интерпретация марксизма не оправдала себя, что превратило социализм в пугало. Практический все более или менее влиятельные политический силы Европы и Америки всяческий избегают отождествления себя с тем самым советским социализмом, а следовательно, и марксизмом как таковым. Даже те партии, которые называют себя социалистическими в большинстве случаев являются вполне себе буржуазными партиями, с чуть более обостренной социальной риторикой. > В чем же проблема современного левого движения? Пытаясь ответить на этот вопрос я, сделав пару допущений, углубился в изучение истории левой идеи. > > Надо понимать, что левую идею изобрел не Маркс и даже не философы-утописты. В той или иной форме левая идея существует очень давно. Для того, чтобы отличить левую идею от какой-либо другой, надо иметь в виду определенные критерии ее определения. Поскольку удобного определения не нашлось, я взял на себя смелость определить критерии левой идеи. Левая идея - это глобальная идея, которая в своей основе имеет собственно экономическую подоплеку, в качестве обобществления средств производства, интернационализм, который вытекает из глобальной сущности социализма, и, конечно же, анархизм. > Многие современные самозваные коммунисты не видят ничего противоречивого, например, в сталинизме, считая его чуть ли не лучшим воплощением социализма, но при этом забывают о явной антигосударственной направленности марксизм-ленинизма и вообще общей противоречивости сталинизма духу левой идеи. > Но если вернутся к истории, то первым протовоплощением левой идеи является христианство. Хоть оно и не было законченной политической доктриной, но в нем уже угадывались некоторые протосоциалистические идеи. Тут было и интуитивное понимание отрицательных черт экономического неравенства (о свободным рынке или капитализме говорить применительно к тем временам конечно нельзя). И интернациональная составляющая, христианство не признавало "ни иудея, ни эллина, ни ромея". Антигосударственность (западного) христианства выражалась в борьбе с Римской Империей и особым надгосударственным статусом, к которому стремилась церковь. > Конечно христианство нельзя назвать социалистической идеей, как это (ошибочно) делают многие, но поскольку оно по началу было выражением недовольства всеми забытого класса рабов и презираемых варваров, то оно не могло не принять в себя определенную долю левизны. "Протестный" и революционный" дух христианства и позволяет мне считать его предтечей социализма. > Но, что особо интересно, так это проследить за тем, что случилось с христианством после того, как оно пришло к власти. В полном соответствии с законом единства и борьбы противоположностей христианство (а точнее церковь, как основной актор и распространитель христианства) со временем, из левой идеи превратилось в анти-левую идею. Протосоциализм сменился грандиозным богатством самой церкви и продажей индульгенций, интернационализм и анархизм сменились тем, что церковь со временем стала всего лишь еще одним игроком в битве национальных государств Европы. > > И вот, против уже анти-левого церковно-феодального строя возникает новая левая идея - либерализм (идея просвещения, гуманизм). Либерализм не дошел до обобществления средств производства, но тоже выступал за то, чтобы отобрать экономику из рук ограниченного класса. Либералы не выступали за обобществление средств производства, но выступали за обобществление самой экономики, хоть эта идея и сомнительна с точки зрения марксизма, но является огромным прогрессом по сравнению с феодальными порядками. Интернациональная сущность либерализма проявлялась в провозглашении прав человека, что является принципиально важным с точки зрения развития левой идеи. С анархизмом либералы тоже время от времени заигрывали, хоть это и не превратилось в до конца осознанную концепцию. Но при этом тут тоже можно зафиксировать огромный шаг вперед в переходе от абсолютизма к парламентаризму. > Что случилось дальше с приходом либерализма к всеобщей власти? А тоже, что и с христианством, переход от левизны к анти-левизне, хоть и не настолько радикально, как это было с христианством. Либерализм со временем превратился в обслуживающую идеологию национальных экономических элит, это явление описано Марксом, Лениным и другими видными теоретиками марксизма, так что на этом я останавливаться не буду. Важно только отметить сам факт очередного перехода от левой идеи к анти-левой после прихода к власти, перед тем как перейти к основной теме нашего исследования - марксизму. > > Чтоб не мучить ни в чем не повинного читателя, который дошел до этого места, я постараюсь быть краток. Марксизм, также как и другие большие левые идеи прошлого, в своем конкретном воплощении стал со временем анти-левым явлением, как бы это парадоксально не звучало. Октябрьская революция и создание СССР было огромным толчком для мирового социалистического движения, но все что было потом следует описывать как полный провал левых советских идей. Обобществление средств со временем перешло в госмонополизм и номенклатуру, от анархистских идей страна Советов перешла к одной из самых жестоких диктатур в истории человечества. Единственное, что можно, хоть и с рядом нареканий, записать Советскому Союзу в актив - это интернационализм. > > И, наконец, переходя к современному состоянию левой идеи, которую нельзя характеризовать иначе, как глубокий и беспросветный кризис, можно уже на основе вышеописанной модели понять, что происходит. Две основные концепции двадцатого века - западный либерализм и советский социализм отошли от своего первоначального левого фундамента. Марксизм, хоть он сегодня и популярен в России и в некоторых западных средах, на сегодняшний день уже отравлен своим советским прошлым, которое, конечно нельзя описывать как полностью отрицательное, но с точки зрения перспектив развития левых идей состояние неутешительное. > Каждая эпоха интерпретировала левую идею по-своему и в нашу эру высокого модерна она требует серьезного переосмысления. Слишком многое изменилось, чтоб продолжать описывать все советскими конструкциями. А современные левые идейки, как например Евросоюз или копилефт, не имеют глобального размаха и переживают не лучшие дни. Так что настало время для осовременивания левой идеи, предпосылки для этого уже есть.
> > Краткое содержание, для тех кому лень читать. > В истории человечества наряду с историческим формациями были и свои воплощения левой идеи, как христианство и либерализм. И то и другое затем перешло в анти-левую идею. Тот же механизм применим к советскому социализму из-за чего тот не является на сей день подлинно левой идеологией. quoted1
> МАРКСИЗМ (раскрыть)
Ф. Энгельс. Речь на могиле Карла Маркса 17 марта 1883 г. «14 марта, без четверти три пополудни, перестал мыслить величайший из современных мыслителей. Его оставили одного всего лишь на две минуты, войдя в комнату, мы нашли его в кресле спокойно уснувшим — но уже навеки. Для борющегося пролетариата Европы и Америки, для исторической науки смерть этого человека — неизмеримая потеря. Уже в ближайшее время станет ощутительной та брешь, которая образовалась после смерти этого гиганта.
Подобно тому как Дарвин открыл закон развития органического мира, Маркс открыл закон развития человеческой истории (1): тот, до последнего времени скрытый под идеологическими наслоениями, простой факт, что люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т. д. что, следовательно, производство непосредственных материальных средств к жизни и тем самым каждая данная ступень экономического развития народа или эпохи образуют основу, из которой развиваются государственные учреждения, правовые воззрения, искусство и даже религиозные представления данных людей и из которой они поэтому должны быть объяснены, а не наоборот, как это делалось до сих пор. Но это не все. Маркс открыл также особый закон движения современного капиталистического способа производства (2) и порожденного им буржуазного общества. С открытием прибавочной стоимости в эту область была сразу внесена ясность, в то время как все прежние исследования как буржуазных экономистов, так и социалистических критиков были блужданием в потемках. Двух таких открытий было бы достаточно для одной жизни. Счастлив был бы тот, кому удалось сделать даже одно такое открытие. Но Маркс делал самостоятельные открытия в каждой области, которую он исследовал, даже в области математики, а таких областей было очень много, и ни одной из них он не занимался поверхностно.
Таков был этот муж науки. Но это в нем было далеко не главным. Наука была для Маркса исторически движущей, революционной силой. Какую бы живую радость ни доставляло ему каждое новое открытие в любой теоретической науке, практическое применение которого подчас нельзя было даже и предвидеть, его радость была совсем иной, когда дело шло об открытии, немедленно оказывающем революционное воздействие на промышленность, на историческое развитие вообще. Так, он следил во всех подробностях за развитием открытий в области электричества и еще в последнее время за открытиями Марселя Депре.
Ибо Маркс был прежде всего революционер. Принимать тем или иным образом участие в ниспровержении капиталистического общества и созданных им государственных учреждений, участвовать в деле освобождения современного пролетариата, которому он впервые дал сознание его собственного положения и его потребностей, сознание условий его освобождения — вот что было в действительности его жизненным призванием. Его стихией была борьба. И он боролся с такой страстью, с таким упорством, с таким успехом, как борются немногие. Первая «Rheinische Zeitung» 1842 г., парижский «Vorwarts!» 1844 г. , «Deutsche-Brusseler-Zeitung» 1847 г., «Neue Rheinische Zeitung» 1848—1849 гг., «New-York Daily Tribune» 1852—1861 гг. и помимо того множество боевых брошюр, работа в организациях в Париже, Брюсселе и Лондоне, пока, наконец, не возникло, как венец всего этого, великое Международное Товарищество Рабочих — поистине это было делом , которым мог гордиться тот, кто его создал, даже если бы он не создал ничего больше. Вот почему Маркс был тем человеком, которого больше всего ненавидели и на которого больше всего клеветали. Правительства — и самодержавные и республиканские — высылали его, буржуа — и консервативные и ультрадемократические — наперебой осыпали его клеветой и проклятиями. Он сметал все это, как паутину, со своего пути, не уделяя этому внимания, отвечая лишь при крайней необходимости. И он умер, почитаемый, любимый, оплакиваемый миллионами революционных соратников во всей Европе и Америке, от сибирских рудников до Калифорнии, и я смело могу сказать: у него могло быть много противников, но вряд ли был хоть один личный враг. И имя его и дело переживут века!»
ВЫВОД: Совпадений не было. Енот "не попал" в К.Маркса.
> > kroser8 (kroser8) писал(а) в ответ на сообщение:
>> Для левых свойственно игнорировать роль личности в истории. quoted2
> > ... Неверный посыл ! Для тупых это свойственно, умные понимают, что "толпа" не способна ни на что, кроме создания хаоса, а личность даже в одиночку способна созидать и навести порядок - почему вы "левых" считаете такими тупыми ? Они ничуть не тупее вас лично, kroser8, я уверен !... quoted1
Да я и сам левый. )) Тупо. Вам нужно пообщаться с профессиональными марксистами, закинуть удочку насчёт "системы", "личности", "роли личности".. Они пошлют вас лесом с личностями.. хотя за мавзолей готовы в попу дать
... Раз признался в этом, то уже не "тупо"... Значит не совсем всего боишься !... Центристы (псевдо патриоты - могу перечислить по никам, но не буду, вы знаете их) действительно ТУПО отстаивают заведомо "пролетевшую" модель кап. России, вот они всего боятся, потому и занимают самую безопасную и прибыльную позицию - завтра, допустим, "сменится ветер" и наши псевдо наперегонки побегут в "иную приверженность" ! Быть "левым" или "ультра" в смутные времена могут только личности, я считаю...