Вслед за М. Погодиным такие представители имперской идеологии, как Н. Устрялов-Уваров, М. Катков и другие апологеты царизма, игнорируя очевидные, научно обоснованные доказательства, пытались доказать, будто «малороссы» — это только «ветвь великороссов», а их язык — «наречие русского». То есть проблема ставилась с ног на голову. Однако именно эта «несерьезная и легкомысленная» (А. Потебня) версия занимала господствующее положение в официальных кругах российской исторической науки и политики и в царские времена, и в советские; кстати, она и доныне продолжает служить всем сторонникам великодержавных взглядов на историю Московии и Украины.
Цель этой откровенной фальсификации простая и понятная. Издавна, практически уже с того времени, когда несчастливая судьба волей Богдана Хмельницкого бросила Украину в плотные объятия коварного «старшего брата», перед проимперскими идеологическими силами предстала задача: аргументировать «право» Великороссии на владение украинскими землями, доказать, что она имела основания поглотить Украину, превратив ее в колонию. Другими словами, нужна была пропагандистская ложь для идеологического оправдания «права» сидеть на шее автохтонов — украинцев.
Последствия такой политики известны. Многим поколениям украинцев был перекрыт путь к объективной исторической информации, они были отчуждены от родного языка, веками продолжалось интеллектуальное обворовывание украинского этноса. Поэтому не удивительно, что это привело к глубокому национальному нигилизму со стороны значительной части украинцев и превращению их в русифицированных манкуртов, отказу от того самого дорогого, что так уважительно бережет каждая нация, каждый народ, — от родного языка, культуры, своей истории и самобытности.
В борьбе против украинства предметом особенного раздражения и горячих споров в российских идеологических и научных кругах стали проблемы взаимоотношений и взаимовлияний Украины и Московии, сложившиеся после Переяслава. Речь о непосредственном участии и незаурядной роли украинцев в культурно-просветительском развитии отсталой России на протяжении второй половины ХVІІ-го и всего ХVІІІ вв. В дискуссию об этих событиях, в попытку перечеркнуть реальные исторические факты и мифологизировать мессианскую роль России относительно Украины включились все украинофобские силы.
В дискуссию были включены популярные российские издания, в том числе элитарные журналы «Вестник Европы», «Русская мысль», «Московский вестник», «Киевская старина», «Русская старина» и другие. Перед ними стояла задача: опровергнуть культурно-просветительскую роль «окраинной Малороссии» в развитии российской метрополии или, по крайней мере, приуменьшить эту роль, навязать обществу сознание «второсортности» всего украинского, а то и ненависть к нему. Например, фанатичный шовинист, один из лидеров партии кадетов Петр Струве призывал российское гражданство «энергично и без всяких двусмысленностей и поблажек вступить в идейную борьбу с «украинством». В статье «Общерусская культура и украинский партикуляризм», помещенной в журнале «Русская мысль» (январский номер за 1912 год) Струве говорит об украинстве как наибольшем враге великороссийской культуры и самой империи. «Русская культура — пишет он, — неразрывно связана с государством и его историей, но она есть факт в настоящее время даже более важный и основной, чем самое государство». Сведение российской культуры к местной, «великороссийской», с пренебрежением заявляет Струве, дает основания ставить рядом с ней, как равные малороссийскую и белорусскую. Но ни одна из этих культур, мол, — еще не культура; более того, «их просто еще нет», — утверждает он с циничной наглостью.
Взгляды великороссийских интеллектуалов-шовинистов относительно украинско-российских цивилизационных взаимовлияний «обобщил» известный своими радикальными украинофобскими суждениями литературный критик В.Г. Белинский, который утверждал: «Слившись навеки с единокровной ей Россией, Малороссия открыла к себе двери цивилизации, просвещению, искусству, науке».
Что же происходило в действительности: кто на кого влиял, кто кому «открывал двери цивилизации»? Конечно, усвоив исторические мифы, которые веками передавались из поколения в поколение, вобрав их с генами, мы слишком тяжело воспринимаем правду, она нам кажется «кощунством». Однако попробуем выяснить...
Каждый, кто знаком с историей Российской империи, с ее культурой, традициями, литературой прошлых веков, имеет представление об объективной характеристике этой страны, владеет многочисленными свидетельствами о чрезвычайно низком уровне духовной и культурной жизни Московии, о ее отсталости, невежестве, темноте, традиционном холопстве и религиозном фанатизме. Московское царство представляло собой феодальную страну, сплошное крепостничество которой приобрело жестокие и варварские формы, без чувства меры и закона, страну рабскую по своей сути. «Московия, — писал Карл Маркс, — порождена и воспитана в отвратительной и ничтожной школе монгольского рабства. Сильной она стала только потому, что в мастерстве рабства стала непревзойденной. Даже тогда, когда Московия обрела независимость, она и дальше оставалась страной рабов».
Подобных характеристик Московского «царства золотого» (А. Пушкин) в литературе и исторических документах очень много. Здесь, для более аргументированной иллюстрации вышесказанного, процитируем авторитетного российского историка В. Ключевского, сославшись на его пятитомный «Курс Русской истории». Рассказывая о впечатлении Юрия Крижанича, выдающегося хорватского ученого-энциклопедиста, сторонника идеи славянского единства во главе с Россией, который в 1659 г. посетил «православную по вере, но татарскую, по взгляду Европы, Москву», историк писал: «Когда Крижанич присмотрелся в России к жизни всеславянских спасителей, его поразило множество неустройств и пороков, которыми они страдают. Сильнее всего восстает он против самомнения россиян, их чрезмерного пристрастия к своим обычаям и особенно против их невежества... Здесь умы у народа тупы и косны, нет уменья ни в торговле, ни в земледелии, ни в домашнем хозяйстве; нечесаные головы и бороды делают россиянина мерзким, смешным, каким-то лесовиком. Иноземцы осуждают нас за неряшливость: мы деньги прячем в рот, посуду не моем; мужик подает гостю полную братину и «два пальца в ней окунул». В иноземных газетах писали: если московские купцы зайдут в лавку, после них целый час нельзя войти в нее от смрада».
Другой известный ученый, историк русской литературы академик Петербуржской АН Александр Пыпин отмечал, что Москве ХVІІ — ХVІІІ вв. были присущи «церковный фанатизм, враждебное отношение к науке, упорный застой, моральное одичание и ожесточение», что ей, Москве, «не хватало иногда простого знания грамматики». «Москва, — писал он, — долго не хотела признаваться в нехватке своих образовательных средств... Но чем дальше, тем необходимее становились связи Москвы с южным западом; собственных сил явно недоставало; из Москвы зовут киевлян для просвещения и ученой работы. К середине ХVІІ ст. в Москве, наконец, поняли, что для книжного дела нужны настоящие ученые люди: у себя дома таких людей не было; их стали призывать из Киева»
Многочисленные исторические источники свидетельствуют, что украинские влияния на Московию, помощь в преодолении ее неграмотности и бескультурья начались в конце ХVІ в. Иностранцы с удивлением отмечали: в то время, когда большинство членов Московской государственной думы были безграмотными и расписывались «крестиками», в Украине «простые козачки шли в церковь в воскресенье с богослужебными книгами в руках». Культурное преимущество Украины над Москвой проявлялось не только в традиционно высоком уровне образования и распространении его в народных массах, что представляло нашу землю как одну из самых развитых в Европе со времен Киевской Руси, но и относительно культурно-исторического отличия менталитета украинцев, их общественной и духовной жизни, наконец в том, что Украина сама в значительной степени испытывала культурное влияние, которое шло к нам непосредственно с Запада или через Речь Посполитую. Украинцы, в свою очередь, несли культуру северному соседу.
После заключения соглашения в 1654 году украинское культурно-просветительское влияние на Московию усилилось. Реформа православного образования, проведенная в Киеве выдающимся украинским церковным и культурным деятелем Петром Могилой, основанный им Киевский коллегиум, преобразованный впоследствии в Киево-Могилянскую академию, и ее выпускники подготовили те новые ориентации культурно-духовной жизни, которые, начиная с середины ХVІІ ст., были в широких масштабах использованы Московией.
Украина практически сразу же после подписания союзнического договора стала играть роль интеллектуального «донора» в образовании, культуре, науке, религии Московского царства. В Москву переезжают такие выдающиеся деятели церкви и образования, как ректоры Киево-Братского и Киево-Могилянского коллегиумов Лазарь Баранович и Иоаникий Галятовский, известные ученые, писатели-полемисты, воспитанники киевских учебных заведений Епифаний Славинецкий (основатель и первый ректор греко-латинской школы в Москве), Арсений Сатановский, Симеон Полоцкий и десятки других просветителей.
Высоким авторитетом во всем славянском мире пользовалась Киево-Могилянская академия. Московские правители стремились вербовать ее профессоров и выпускников, предлагая им наивысшие церковные, просветительские и правительственные должности. Закономерно, что ее воспитанники стали основоположниками всероссийских школ, центров, отраслей наук. Тех, кто не хотел туда ехать, заставляли насильственными методами, особенно во времена Петра І и Екатерины ІІ. Уже в начале ХVІІІ ст. в распространении образования и перестройке московской культуры, в качестве организаторов и преподавателей учебных заведений, церковных деятелей, писателей, переводчиков, активно участвуют представители Киевской академии Гавриил Бужинский, Феофан Прокопович, Дмитрий Ростовский, Стефан Яворский и другие интеллектуалы. Их силами в Москве была заложена Славяно-греко-латинская академия, в которой в течение десятилетий работало свыше 130 преподавателей из Киева. Возглавлял академию выдающийся украинский религиозный и культурный деятель, писатель С. Яворский. Именно профессора Киево-Могилянской академии основали Московский университет, были его первыми ректорами, деканами, профессорами. Выпускники Академии и других учебных заведений Украины «во множестве учительствовали на Московии», начинали школьное дело во многих городах Поволжья.
>> Свідомий (Свидомый) писал (а) в ответ на сообщение:
>>> Sleepy09 (Sleepy09) писал (а) в ответ на сообщение: >>>> Свідомий (Свидомый) писал (а) в ответ на сообщение: >>>>> RE_bооt (RE_bооt) писал (а) в ответ на сообщение: quoted3
>>
>>>>>> Свідомий (Свидомый) писал (а) в ответ на сообщение:
>>>>> >>>>>>> Ну вот .А говорят что ты интеллектом можешь задавить любого свидомого .А ты труды российских ученых от методичек не можешь отличить.Слабак. >>>
>>> >>>>>> То что ты вставляешь в копипасты ученых, ни о чем не говорит. Ты же выводы не можешь делать))) >>>>>> Например как можно сделать вывод, что если не было украинского языка, то и его предка не было — я до сих пор не пойму))) quoted3
>>>>> >>>>> Слушай тебе охота выглядеть дуриком? Все проверяется легко .Там указаны их труды .А тебе сказать нечего и ты такую пургу несешь. Я тебе скрины с книги самого Даля впихнул, а ты несешь дурь о непонятно чем .И все выводы сказаны .От тебя кроме каких то распальцовок никаких аргументов нет… вообще никаких. А говорят что ты тут самый крутой, своим интеллектом биндер мочишь .Ну где тот интеллект и то мочилово?
>>Так что там на счет классиков? Свидомый, я ж от тебя не отстану. Пока ты всех голословно обвиняешь, что мы необоснованно тебя здесь мучаем. Не делай вид, что ты не видел моего предыдущего поста. Итак? Я тебе подскажу, Панас Мирний — например, что ты читал?, жду! quoted2
> > Где я сказал что вы меня мучаете?Наоборот вы на много интереснее в общении чем скрепные .Так а что на счет классиков ты хочешь услышать?А вон что Ха ха ха .Это типа экзамен Свидомому ?)))Ты такая смешная ))))Тебе перечислить всю школьную программу ?При наличии интернета я тебе могу нагуглить любой текст любого произведения любого писателя .Имеет ли смысл штудировать Свидомого на пример классиков ?)))Какой смысл в твоем экзамене ?))) quoted1
Как это какой смысл?! Я не знаю, а я утверждаю, что ты начал любить Украину с 2014!!! Вместе с Пузом. А теперь вы кидаете пред*явы, что мы не знаем украинской литературы, мовы, культуры и истории... Если ты не можешь ответить на чем ты рос? На книгах оун-упы? Как ты можешь что то нам доказывать, если ты ни в зуб ногой не знаешь ни истории, ни быта, ни культуры, ни литературы, кроме сегодняшних дурацких методичек и сляпаных в быструю на коленях опусов новоявленных украинськых Хысторыкив? господи ты хоть в школе читал "Хиба ревуть волы, як ясла повни"?, как раз там раскрыта суть и "польза" от майданов, а этот роман бегом изъяли из учебников школы. После победы Гнидности.....шоб волы заглохли и больше не рэвлы.
Особенно большие заслуги Киево-Могилянской академии в перестройке русской православной церкви, в обеспечении ее кадрами религиозных деятелей разного уровня. В своей книге «Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь» известный исследователь этой проблемы, профессор Казанского университета К. Харлампиевич отмечал, что в ХVІІІ в. «состав высшей великорусской иерархии наполовину был занят малороссами».
Этот вывод подтверждается многими историческими документами. Вот один из них — распоряжение Синода, посланное в Киев, где говорилось: «В славенолатинских Московских школах мало учителей, а ко учению философіи весма никого нет; а слышно де, что в Кіеве обретаются ко учению философіи, риторики и пиітики способныи мужи ... И по его великаго государя указу велено способных ко ученію персон из Кіево-Печерскаго монастыря, или где инде кто обретается, отправить к Москве без замедленія».
После основания новой российской столицы Санкт-Петербурга, по приказу Петра І, украинские профессиональные церковники занимали самые ответственные религиозные должности в Синоде, возглавляли столичные храмы, были полковыми священниками в российской армии, капелланами в кадетских корпусах и при иностранных российских миссиях, заведовали семинариями во всех русских епархиях и т. п. В частности, выдающийся украинский церковный и общественный деятель, ученый-энциклопедист, ректор Киево-Могилянской академии Феофан Прокопович, переехав в 1716 году в Петербург, стал самым влиятельным советником Петра І в вопросах церковной реформы и государственной политики.
Активнейшее участие украинцев в культурном строительстве России тесно связано с реформаторской деятельностью «венценосного дровосека», который прорубил воспитанным на азиатских традициях московитам окно в Европу, стремясь ликвидировать глубокое отставание своего государства от передовых стран Запада и приблизить его к европейской цивилизации. В решении этой стратегической задачи он отдавал преимущество украинским ученым, религиозным и культурным деятелям перед деятелями старого консервативного московского типа.