Правила форума | ЧаВо | Группы

Все обо всем

Войти | Регистрация
Следующая страница →К последнему сообщению

Что такое труд

w{4+6(1--1)=разумный т...
34 1096 03:09 28.05.2019
   Рейтинг темы: +1
  w{4+6(1--1)=разумный т...
w1111


Сообщений: 28746
«Труд есть источник всякого богатства и всякой культуры, а так как приносящий пользу труд возможен лишь в обществе и при посредстве обще- ства, то доход от труда принадлежит в неурезанном виде и на равных правах всем членам общества». Параграф Готской программы. Труд не есть источник всякого богатства. Маркс. Критика Готской программы.

Я завален рабо-
той и вынужден переступать уже далеко за рамки рабочего времени, разрешенного мне вра-
чами. Поэтому мне отнюдь не доставило особого «удовольствия» исписать так много бума-
ги. Но это было необходимо для того, чтобы партийные друзья, для которых предназначает-
ся это сообщение, не истолковали впоследствии ложно те шаги, которые я, со своей стороны,
должен буду предпринять. — Я имею в виду краткое заявление, которое Энгельс и я опубли-
куем после объединительного съезда; мы заявим, что мы совершенно непричастны к указан-
ной принципиальной программе и не имеем с ней ничего общего.
Это необходимо, так как за границей распространено заботливо поддерживаемое врагами
партии мнение — мнение совершенно ложное, — будто мы тайно руководим отсюда движе-
нием так называемой эйзенахской партии. Еще в своей недавно появившейся на русском
языке книге Бакунин возлагает, например, на меня ответственность не только за все про-
граммы и т. д. упомянутой партии, но даже и за каждый шаг, сделанный Либкнехтом со дня
его сотрудничества с Народной партией.
Помимо того, мой долг не позволяет мне, хотя бы лишь посредством дипломатического
молчания, признать программу, которая, по моему убеждению, решительно никуда не годится и деморализует партию.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Ссылка Нарушение Цитировать  
  w{4+6(1--1)=разумный т...
w1111


Сообщений: 28746
03:10 28.05.2019
Первая часть параграфа: «Труд есть источник всякого богатства и всякой культуры».
Труд не есть источник всякого богатства. Природа в такой же мере источник потреби-
тельных стоимостей (а из них-то ведь и состоит вещественное богатство!), как и труд, кото-
рый сам есть лишь проявление одной из сил природы, человеческой рабочей силы. Приве-
денную выше фразу вы встретите во всяком детском букваре, и она правильна постольку,
поскольку в ней подразумевается, что труд совершается при наличии соответствующих
предметов и орудий. Но в социалистической программе не должны допускаться подобные
буржуазные фразы, обходящие молчанием те условия, которые одни только и придают им
смысл. Поскольку человек заранее относится к природе, этому первоисточнику всех средств
и предметов труда, как собственник, обращается с ней как с принадлежащей ему вещью, по-
стольку его труд становится источником потребительных стоимостей, а следовательно, и бо-
гатства. У буржуа есть очень серьезные основания приписывать труду сверхъестественную
творческую силу, так как именно из естественной обусловленности труда вытекает, что че-
ловек, не обладающий никакой другой собственности, кроме своей рабочей силы, во всяком
общественном и культурном состоянии вынужден быть рабом других людей, завладевших
материальными условиями труда. Только с их разрешения может он работать, стало быть, только с их разрешения - жить.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  w{4+6(1--1)=разумный т...
w1111


Сообщений: 28746
03:12 28.05.2019
Но оставим уж эту фразу, как она есть, каковы бы ни были ее недостатки. Какого же за-
ключения надо бы ожидать? Очевидно, следующего:
«Так как труд есть источник всякого богатства, то ни один член общества не может и при-
сваивать себе богатство иначе, как присваивая продукт труда. Если же он сам не работает, то
он живет чужим трудом, и свою культуру он также приобретает за счет чужого труда».
Вместо этого при помощи словечек «а так как» к первому предложению пристегивается
второе, чтобы вывод сделать из этого второго предложения, а не из первого.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  w{4+6(1--1)=разумный т...
w1111


Сообщений: 28746
03:14 28.05.2019
Вторая часть параграфа: «Приносящий пользу труд возможен лишь в обществе и при
посредстве общества».
Согласно первому положению, труд являлся источником всякого богатства и всякой куль-
туры, а следовательно, никакое общество не возможно без труда. Теперь же мы узнаем, на-
оборот, что никакой «приносящий пользу» труд не возможен без общества.
С таким же успехом можно было бы сказать, что только в обществе бесполезный или даже
вредный для общества труд может стать отраслью промышленности, что только в обществе
можно жить праздно и т. д. и т. д., — короче, переписать всего Руссо.
А что такое «приносящий пользу» труд? Ведь это всего лишь такой труд, который дости-
гает намеченного полезного результата. Дикарь (а человек — дикарь, после того как он пере-
стал быть обезьяной), который убивает камнем зверя, собирает плоды и т. д., совершает
«приносящий пользу» труд.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  w{4+6(1--1)=разумный т...
w1111


Сообщений: 28746
03:16 28.05.2019
В-третьих. Заключение: «А так как приносящий пользу труд возможен лишь в обществе и
при посредстве общества, то доход от труда принадлежит в неурезанном виде и на равных
правах всем членам общества».
Вот так заключение! Если приносящий пользу труд возможен только в обществе и при
посредстве общества, то доход от труда принадлежит обществу, а на долю отдельного рабо-
чего придется из этого дохода лишь то, что не требуется на содержание «условия» труда —
общества.
И в самом деле, во все времена защитники каждого данного общественного строя вы-
двигали это положение. Прежде всего выступают притязания правительства и всего того, что
к нему липнет, — ведь правительство является, мол, общественным органом для сохранения
общественного порядка; затем следуют притязания различных видов частной собственности
тип как различные виды частной собственности составляют мол, основы общества, и так далее. Эти пустые фразы можно, как видите, вертеть и повора-
чивать как угодно.
Сколько-нибудь разумную связь первая и вторая части параграфа могут иметь лишь в
следующей редакции:
«Источником богатства и культуры труд становится лишь как общественный труд», или,
что-то же самое, «в обществе и при посредстве общества».
Это положение бесспорно правильно, так как если обособленный труд (предполагается,
что его вещественные условия имеются налицо) и может создавать потребительные стоимо-
сти, то ни богатства, ни культуры он создать не может.
Но столь же бесспорно и другое положение:
«По мере того как происходит общественное развитие труда и таким образом труд стано-
вится источником богатства и культуры, — развивается бедность и обездоленность на сто-
роне рабочего, богатство и культура на стороне нерабочего».
Это — закон всей истории до настоящего времени. Следовательно, вместо общих фраз о
«труде» и «обществе» нужно было ясно показать, как в современном капиталистическом
обществе были, наконец, созданы те материальные и прочие условия, которые делают рабо-
чих способными сокрушить это общественное проклятие и заставляют их это сделать.
На самом же деле весь этот параграф, неудачный по форме, ошибочный по содержанию,
вставлен здесь лишь для того, чтобы лассалевскую формулу о «неурезанном трудовом дохо-
де» написать в качестве первого лозунга на партийном знамени. Я еще вернусь к «трудовому
доходу», к «равному праву» и пр., так как-то же самое повторяется в несколько иной форме и дальше.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  w{4+6(1--1)=разумный т...
w1111


Сообщений: 28746
03:19 28.05.2019
2. «В современном обществе средства труда являются монополией класса
капиталистов. Обусловленная этим зависимость рабочего класса есть причина
нищеты и порабощения во всех формах».
Это заимствованное из устава Интернационала положение в данной «исправленной» ре-
дакции ложно.
В современном обществе средства труда составляют монополию земельных собственни-
ков (монополия земельной собственности является даже основой монополии капитала) и ка-
питалистов. В соответствующем пункте устав Интернационала не называет ни того, ни дру-
гого класса монополистов. Он говорит о «монополии на средства труда, т. е. на источники
жизни». Добавление «источники жизни» достаточно показывает, что в средства труда включена также и земля. Исправление было сделано потому, что Лассаль по мотивам, в настоящее время всем из-
вестным, нападал только на класс капиталистов, но не на земельных собственников. В Анг-
лии капиталист по большей части не является собственником даже той земли, на которой стоит его фабрика.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  w{4+6(1--1)=разумный т...
w1111


Сообщений: 28746
03:21 28.05.2019
3. «Освобождение труда требует возведения средств труда в достояние все-
го общества и коллективного регулирования совокупного труда при справед-
ливом распределении трудового дохода».
«Возведение средств труда в достояние всего общества» (!) обозначает, по-видимому, их
«превращение в достояние всего общества». Но это лишь мимоходом.
Что такое «трудовой доход»? Продукт труда или же его стоимость? А в последнем слу-
чае, вся ли стоимость продукта или только та часть стоимости, которую труд присоединил к
стоимости потребленных средств производства?
«Трудовой доход» — расплывчатое представление, выдвинутое Лассалем вместо определенных экономических понятий.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  w{4+6(1--1)=разумный т...
w1111


Сообщений: 28746
03:24 28.05.2019
Что такое «справедливое» распределение?
Разве буржуа не утверждают, что современное распределение «справедливо»? И разве оно
не является в самом деле единственно «справедливым» распределением на базе современно-
го способа производства? Разве экономические отношения регулируются правовыми поня-
тиями, а не наоборот, не возникают ли правовые отношения из экономических? И разве раз-
ные социалистические сектанты не придерживаются самых различных представлений о
«справедливом» распределении?
Чтобы знать, что в данном случае подразумевают под словами «справедливое» распреде-
ление, мы должны сопоставить первый параграф с этим параграфом. Последний предполага-
ет такое общество, в котором «средства труда составляют общественное достояние и сово-
купный труд регулируется коллективно», а в первом параграфе мы видим, что «доход от
труда принадлежит в неурезанном виде и на равных правах всем членам общества».
«Всем членам общества»? Даже и неработающим? Где же тогда «неурезанный трудовой
доход»? Только работающим членам общества? Где же тогда «равное право» всех членов
общества?
Но «все члены общества» и «равное право» — очевидно только фразы. Суть же дела в
том, что в этом коммунистическом обществе каждый работник должен получить лассалевский «неурезанный трудовой доход».
Ссылка Нарушение Цитировать  
  w{4+6(1--1)=разумный т...
w1111


Сообщений: 28746
03:26 28.05.2019
Если выражение «трудовой доход» мы возьмем сначала в смысле продукта труда, то кол-
лективный трудовой доход окажется совокупным общественным продуктом.
Из него надо теперь вычесть:
Во-первых, то, что требуется для возмещения потребленных средств производства.
Во-вторых, добавочную часть для расширения производства.
В-третьих, резервный или страховой фонд для страхования от несчастных случаев, сти-
хийных бедствий и так далее.
Эти вычеты из «неурезанного трудового дохода» — экономическая необходимость, и их
размеры должны быть определены на основе наличных средств и сил, отчасти на основе тео-
рии вероятности, но они никоим образом не поддаются вычислению на основе справедливо-
сти.
Остается другая часть совокупного продукта, предназначенная служить в качестве пред-
метов потребления.
Прежде чем дело дойдет до индивидуального дележа этой оставшейся части, из нее вновь
вычитаются:
Во-первых, общие, не относящиеся непосредственно к производству издержки управле-
ния.
Эта доля сразу же весьма значительно сократится по сравнению с тем, какова она в со-
временном обществе, и будет все более уменьшаться по мере развития нового общества.
Во-вторых, то, что предназначается для совместного удовлетворения потребностей,
как-то: школы, учреждения здравоохранения и так далее.
Эта доля сразу же значительно возрастет по сравнению с тем, какова она в современном
обществе, и будет все более возрастать по мере развития нового общества.
В-третьих, фонды для нетрудоспособных и пр., короче — то, что теперь относится к так
называемому официальному призрению бедных.
Лишь теперь мы подходим к тому «распределению», которое программа, под лассалев-
ским влиянием, так ограниченно только и имеет в виду, а именно к той части предметов по-
требления, которая делится между индивидуальными производителями коллектива.
«Неурезанный трудовой доход» незаметно превратился уже в «урезанный», хотя все
удерживаемое с производителя как частного лица прямо или косвенно идет на пользу ему же как члену общества.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  w{4+6(1--1)=разумный т...
w1111


Сообщений: 28746
03:33 28.05.2019
Подобно тому как исчезла фраза о «неурезанном трудовом доходе», так исчезает теперь и
фраза о «трудовом доходе» вообще.
В обществе, основанном на началах коллективизма, на общем владении средствами про-
изводства, производители не обменивают своих продуктов; столь же мало труд, затраченный
на производство продуктов, проявляется здесь как стоимость этих продуктов, как некое
присущее им вещественное свойство, потому что теперь, в противоположность капиталисти-
ческому обществу, индивидуальный труд уже не окольным путем, а непосредственно суще-
ствует как составная часть совокупного труда. Выражение «трудовой доход», неприемлемое
и в настоящее время из-за своей двусмысленности, теряет таким образом всякий смысл.
Мы имеем здесь дело не с таким коммунистическим обществом, которое развилось на
своей собственной основе, а, напротив, с таким, которое только что выходит как раз из капи-
талистического общества и которое поэтому во всех отношениях, в экономическом, нравст-
венном и умственном, сохраняет еще родимые пятна старого общества, из недр которого оно
вышло,! Соответственно этому каждый отдельный производитель получает обратно от об-
щества за всеми вычетами ровно столько, сколько сам дает ему. То, что он дал обществу, со-
ставляет его индивидуальный трудовой пай. Например, общественный рабочий день пред-
ставляет собой сумму индивидуальных рабочих часов; индивидуальное рабочее время каж-
дого отдельного производителя — это доставленная им часть общественного рабочего дня,
его доля в нем. Он получает от общества квитанцию в том, что им доставлено такое-то коли-
чество труда (за вычетом его труда в пользу общественных фондов), и по этой квитанции он
получает из общественных запасов такое количество предметов потребления, на которое за-
трачено столько же труда. То же самое количество труда, которое он дал обществу в одной
форме, он получает обратно в другой форме.
Здесь, очевидно, господствует тот же принцип, который регулирует обмен товаров, по-
скольку последний есть обмен равных стоимостей. Содержание и форма здесь изменились,
потому что при изменившихся обстоятельствах никто не может дать ничего, кроме своего
труда, и потому что, с другой стороны, в собственность отдельных лиц не может перейти
ничто, кроме индивидуальных предметов потребления. Но что касается распределения по-
следних между отдельными производителями то здесь господствует тот же принцип, что и при обмене товарными эквивалентами: известное количество труда в одной форме обменивается на равное количе-
ство труда в другой.
Поэтому равное право здесь по принципу все еще является правом буржуазным, хотя
принцип и практика здесь уже не противоречат друг другу, тогда как при товарообмене об-
мен эквивалентами существует лишь в среднем, а не в каждом отдельном случае.
Несмотря на этот прогресс, это равное право в одном отношении все еще ограничено бур-
жуазными рамками. Право производителей пропорционально доставляемому ими труду; ра-
венство состоит в том, что измерение производится равной мерой — трудом.
Но один человек физически или умственно превосходит другого и, стало быть, доставляет
за то же время большее количество труда или же способен работать дольше; а труд, для того
чтобы он мог служить мерой, должен быть определен по длительности или по интенсивно-
сти, иначе он перестал бы быть мерой. Это равное право есть неравное право для неравного
труда. Оно не признает никаких классовых различий, потому что каждый является только
рабочим, как и все другие; но оно молчаливо признает неравную индивидуальную одарен-
ность, а следовательно, и неравную работоспособность естественными привилегиями. По-
этому оно по своему содержанию есть право неравенства, как всякое право. По своей при-
роде право может состоять лишь в применении равной меры; но неравные индивиды (а они
не были бы различными индивидами, если бы не были неравными) могут быть измеряемы
одной и той же мерой лишь постольку, поскольку их рассматривают под одним углом зре-
ния, берут только с одной определенной стороны, как в данном, например, случае, где их
рассматривают только как рабочих и ничего более в них не видят, отвлекаются от всего ос-
тального. Далее: один рабочий женат, другой нет, у одного больше детей, у другого меньше,
и так далее. При равном труде и, следовательно, при равном участии в общественном потре-
бительном фонде один получит на самом деле больше, чем другой, окажется богаче другого
и тому подобное. Чтобы избежать всего этого, право, вместо того чтобы быть равным, долж-
но бы быть неравным.
Но эти недостатки неизбежны в первой фазе коммунистического общества, в том его виде,
как оно выходит после долгих мук родов из капиталистического общества. Право никогда не
может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  w{4+6(1--1)=разумный т...
w1111


Сообщений: 28746
03:36 28.05.2019
На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее
человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противополож-
ность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для
жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием
индивидов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства
польются Полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт
буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: Каждый по способно-
стям, каждому по потребностям!
Я остановился более обстоятельно на «неурезанном трудовом доходе», с одной стороны, и
на «равном праве» и «справедливом распределении» — с другой, для того чтобы показать,
какое большое преступление совершают, когда, с одной стороны, стремятся вновь навязать
нашей партии в качестве догм те представления, которые в свое время имели некоторый
смысл, но теперь превратились в устарелый словесный хлам, а с другой стороны, желают из-
вратить реалистическое понимание, с таким трудом привитое партии, но теперь уже пустив-
шее в ней корни, идеологическим правовыми прочим вздором, столь привычным для демо-
кратов и французских социалистов.
Помимо всего вышеизложенного, было вообще ошибкой видеть существо дела в так на-
зываемом распределении и делать на нем главное ударение.
Всякое распределение предметов потребления есть всегда лишь следствие распределения
самих условий производства. Распределение же последних выражает характер самого спосо-
ба производства. Например, капиталистический способ производства покоится на том, что
вещественные условия производства в форме собственности на капитал и собственности на
землю находятся в руках нерабочих, в то время как масса обладает только личным условием
производства — рабочей силой. Раз элементы производства распределены таким образом, то
отсюда само собой вытекает и современное распределение предметов потребления. Если же
вещественные условия производства будут составлять коллективную собственность самих
рабочих, то в результате получится также и распределение предметов потребления, отличное
от современного. Вульгарный социализм (а от него и некоторая часть демократии) перенял
от буржуазных экономистов манеру рассматривать и трактовать распределение как нечто
независимое от способа производства, а отсюда изображать дело так, будто социализм вращается преимущественно вокруг вопросов распределения. Но когда истинное отношение давным-давно уже выяснено, к чему же снова возвращаться вспять?
Ссылка Нарушение Цитировать  
  w{4+6(1--1)=разумный т...
w1111


Сообщений: 28746
03:43 28.05.2019
«Освобождение труда должно быть делом рабочего класса, по отноше-
нию к которому все остальные классы составляют лишь одну реакционную
массу».
Первая строфа взята из вступительных слов устава Интернационала, но подверглась «ис-
правлению». Там сказано: «Освобождение рабочего класса должно быть делом самих рабо-
чих», здесь же, напротив, «рабочий класс» должен освободить — что? — «труд». Пойми, кто
может.
Зато, как бы в виде возмещения, следует антистрофа — лассалевская цитата чистейшей
воды: «по отношению к которому (рабочему классу) все остальные классы составляют лишь
одну реакционную массу».
В «Коммунистическом манифесте» сказано: «Из всех классов, которые противостоят те-
перь буржуазии, только пролетариат представляет собой действительно революционный
класс. Все прочие классы приходят в упадок и уничтожаются с развитием крупной промыш-
ленности, пролетариат же есть ее собственный продукт"16.
Буржуазия, как носительница крупной промышленности, рассматривается здесь как рево-
люционный класс по отношению к феодалам и средним сословиям, стремящимся удержать
за собой все те социальные позиции, которые созданы устарелыми способами производства.
Следовательно, они не образуют вместе с буржуазией лишь одну реакционную массу.
С другой стороны, пролетариат революционен по отношению к буржуазии, потому что он,
выросши сам на почве крупной промышленности, стремится лишить производство того ка-
питалистического характера, который старается увековечить буржуазия. Но «Манифест» при
этом добавляет, что «средние сословия» становятся революционными «постольку, поскольку
им предстоит переход в ряды пролетариата».
С этой точки зрения, следовательно, опять-таки бессмыслица, будто по отношению к ра-
бочему классу они «вместе с буржуазией» и вдобавок еще с феодалами «составляют лишь
одну реакционную массу».
Разве на последних выборах заявляли ремесленникам, мелким промышленникам и т. п., а
также крестьянам: «по отношению к нам вы с буржуа и феодалами образуете лишь одну ре-
акционную массу»?
Лассаль знал «Коммунистический манифест» наизусть так же, как его правоверные последователи знают составленные им священные писания. И если он так грубо исказил «Манифест», то сделал это лишь для того,
чтобы оправдать свой союз с абсолютистскими и феодальными противниками против бур-
жуазии.
Кроме того, к вышеуказанному параграфу премудрое лассалевское изречение вообще
притянуто за волосы, без всякой связи с этой нелепо «исправленной» цитатой из устава Ин-
тернационала. Здесь перед нами просто наглая выходка, и уж, конечно, отнюдь не неприят-
ная г-ну Бисмарку, одна из тех дешевых дерзостей, которыми промышляет берлинский Марат.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  w{4+6(1--1)=разумный т...
w1111


Сообщений: 28746
03:48 28.05.2019
. «Рабочий класс действует для своего освобождения прежде всего в рам-
ках современного национального государства, сознавая, что необходимым ре-
зультатом его стремлений, которые общи рабочим всех культурных стран, бу-
дет международное братство народов».
В противоположность «Коммунистическому манифесту» и всему предшествующему со-
циализму, Лассаль подходил к рабочему движению с самой узкой национальной точки зре-
ния. Ему в этом подражают, — и это после деятельности Интернационала!
Само собой разумеется, что рабочий класс, для того чтобы вообще быть в состоянии бо-
роться, должен у себя дома организоваться как класс и что непосредственной ареной его
борьбы является его же страна. Постольку его классовая борьба не по своему содержанию, а,
как говорится в «Коммунистическом манифесте», «по форме» является национальной. Одна-
ко «рамки современного национального государства» — к примеру, Германской империи —
сами в свою очередь находятся экономически «в рамках мирового рынка», политически —
«в рамках системы государств». Любому купцу известно, что германская торговля есть в то
же время и внешняя торговля, и величие г-на Бисмарка состоит как раз в проведении извест-
ного рода международной политики.
К чему же сводит германская рабочая партия свой интернационализм? К сознанию, что
результатом ее стремлений будет «международное братство народов». Эта фраза, заимст-
вованная у буржуазной Лиги мира и свободы, должна сойти за эквивалент международного
братства рабочих классов разных стран в их совместной борьбе против господствующих
классов и их правительств. Итак, о международных функциях германского рабочего класса
— ни слова! И это все, что ему предлагают противопоставить своей собственной буржуазии,
братски объединившейся уже против него с буржуазией всех других стран, и международной заговорческой олитике господина Бисмарка!
Ссылка Нарушение Цитировать  
  w{4+6(1--1)=разумный т...
w1111


Сообщений: 28746
03:49 28.05.2019
Поистине, интернационализм программы стоит еще бесконечно ниже, чем интернациона-
лизм партии свободной торговли. И та тоже утверждает, что результатом ее стремлений бу-
дет «международное братство народов». Но она и делает кое-что для того, чтобы сделать
торговлю международной, и отнюдь не удовлетворяется сознанием того, что все народы у
себя дома занимаются торговлей.
Международная деятельность рабочего класса разных стран не находится никоим образом
в зависимости от существования «Международного Товарищества Рабочих». Последнее бы-
ло лишь первой попыткой создать для этой деятельности центральный орган, попыткой, ко-
торая благодаря данному ею толчку оставила неизгладимые результаты, но которую в ее
первой исторической форме после падения Парижской Коммуны нельзя было дальше про-
водить.
Бисмарковская «Norddeutsche» имела полное право возвестить к удовольствию своего хо-
зяина, что германская рабочая партия в новой своей программе отреклась от интернационационализма.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  w{4+6(1--1)=разумный т...
w1111


Сообщений: 28746
03:53 28.05.2019
«Исходя из этих принципов, германская рабочая партия добивается всеми
законными средствами свободного государства — и — социалистического
общества: упразднения системы заработной платы вместе с ее железным за-
коном — и — эксплуатации во всех ее формах; устранения всякого социально-
го и политического неравенства».
К «свободному» государству я вернусь дальше.
Итак, германская рабочая партия должна впредь веровать в «железный закон» Лассаля!
Чтобы найти ему место в программе, допускают бессмыслицу, говоря об «устранении систе-
мы заработной платы (следовало бы сказать: системы наемного труда) вместе с ее железным
законом». Если я устраняю этот наемный труд, то, естественно, я устраняю и его законы,
будь они «железные» или мягкие, как губка. Но борьба Лассаля против наемного труда вра-
щается почти исключительно вокруг этого так называемого закона. Поэтому, чтобы дока-
зать, что лассальянская секта победила, «система заработной платы» должна быть уничто-
жена «вместе с ее железным законом», а не без него.
Как известно, в «железном законе заработной платы» Лассалю не принадлежит ничего,
кроме слова «железный», заимствованного им из гётевских «вечных, железных, великих законов"*
. Слово «железный» — это ярлычок, по которому узнают друг друга правоверные.
Но если я принимаю закон с его лассалевским штемпелем, а следовательно, и в лассалевском
смысле, то я вынужден также принять и лассалевское обоснование его. Что же оно представ-
ляет собой? Как показал Ланге уже вскоре после смерти Лассаля, это — (проповедуемая са-
мим Ланге) мальтусовская теория народонаселения19. Но если эта теория правильна, то уст-
ранить «железный закон» я уж никак не могу, даже сто раз устранив наемный труд, потому
что закон этот властвует тогда уже не только над системой наемного труда, но и над всякой
общественной системой. Опираясь как раз на эту теорию, экономисты уже больше пятидеся-
ти лет доказывают, что социализм не может устранить нищеты, обусловленной самой приро-
дой, а может лишь сделать ее есеобщей, равномерно распределив ее по всей поверхности
общества!
Но все это еще, но самое главное. Совершенно независимо от ложного понимания Ласса-
лем этого закона, поистине возмутительный шаг назад заключается в следующем.
Со времени смерти Лассаля в нашей партии пробило себе дорогу научное понимание того,
что заработная плата является не тем, чем она кажется, не стоимостью — или ценой —
труда, а лишь замаскированной формой стоимости — или цены — рабочей силы. Этим са-
мым раз навсегда опрокидывались как буржуазное понимание заработной платы, так и вся
критика, направленная до тех пор против этого понимания, и ясно устанавливалось, что на-
емному рабочему разрешают работать для поддержания своего собственного существования,
т. е. разрешают жить лишь постольку, поскольку он известное количество времени работает
даром в пользу капиталиста (а следовательно, и его соучастников по пожиранию прибавоч-
ной стоимости); что той осью, вокруг которой вращается вся система капиталистического
производства, является стремление увеличить этот даровой труд путем удлинения рабочего
дня или путем поднятия производительности труда, соответственно — путем большего на-
пряжения рабочей силы и т. д.; что, следовательно, система наемного труда является систе-
мой рабства, и притом рабства тем более сурового, чем больше развиваются общественные
производительные силы труда, безразлично, лучше или хуже оплачивается труд рабочего. И
вот теперь, после того как это понимание все более и более прокладывает себе путь в нашей партии, возвращаются назад к догмам Лассаля, хотя теперь-то должны были бы знать, что Лассаль не понимал, что такое
заработная плата, и вслед за буржуазными экономистами принимал видимость за сущность
дела.
Это равносильно тому, как если бы рабы, открыв, наконец, тайну своего рабства, подняли
восстание, а один из них, весь еще во власти устаревших представлений, вписал бы в про-
грамму восстания: рабство должно быть уничтожено, потому что при системе рабства про-
довольствование рабов не может подняться выше определенного, весьма низкого максиму-
ма!
Один уже тот факт, что представители нашей партии способны были совершить такое чу-
довищное покушение на распространенное в партийных массах понимание, — не показывает
ли одно это, с каким преступным легкомыслием, с какой бессовестностью приступили они к
делу составления компромиссной программы!
Вместо неопределенной заключительной фразы в конце параграфа: «устранение всякого
социального и политического неравенства», следовало сказать, что с уничтожением классо-
вых различий само собой исчезнет и всякое вытекающее из них социальное и политическое неравенство.
Ссылка Нарушение Цитировать  
Следующая страница →К последнему сообщению

Вернуться к списку тем


Ваше имя:
Тема:
B I U S cite spoiler
Сообщение: (0/500)
Еще смайлики
        
Список форумов
Главная страница
Конфликт Россия-Украина
Новые темы
Обсуждается сейчас

ПолитКлуб

Дуэли new
ПолитЧат 0
    Страны и регионы

    Внутренняя политика

    Внешняя политика

    Украина

    Ближний Восток

    Крым

    Беларусь

    США
    Европейский союз

    В мире

    Тематические форумы

    Экономика

    Вооружённые силы
    Страницы истории
    Культура и наука
    Религия
    Медицина
    Семейные финансы
    Образование
    Туризм и Отдых
    Авто
    Музыка
    Кино
    Спорт
    Кулинария
    Игровая
    Поздравления
    Блоги
    Все обо всем
    Вне политики
    Повторение пройденного
    Групповые форумы
    Конвент
    Восход
    Слава Украине
    Народный Альянс
    PolitForums.ru
    Антимайдан
    Против мировой диктатуры
    Будущее
    Свобода
    Кворум
    Английские форумы
    English forum
    Рус/Англ форум
    Сейчас на форуме
    Другие форумы
    Что такое труд
    .
    © PolitForums.net 2024 | Пишите нам:
    Мобильная версия