Все обо всем

Log in | Registration
Next page →Go to the last message

С Днём Космонавтики!!!

Z_O_V
107 1614 09:57 12.04.2019
   Thread rating +5
  Z_O_V
Z_O_V


Messages: 75363
12 апреля 1961 года советский космонавт Ю. А. Гагарин на космическом корабле «Восток» стартовал с космодрома «Байконур» и впервые в мире совершил орбитальный облёт планеты Земля.
Полёт в околоземном космическом пространстве продлился 108 минут.




В Советском Союзе праздник установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 года. Отмечается под названием День космонавтики.

Этот праздник установлен по предложению второго Лётчика-космонавта СССР Германа Титова, который обратился в ЦК КПСС с соответствующим предложением 26 марта 1962 года.

Взлет Юрия Гагарина на орбиту Земли 12 апреля 1961 года, безусловно, стал эпохальным событием для сотен миллионов людей, живущих на нашей планете. Но чем дальше мы уходим от той замечательной даты, тем все больше появляется новых свидетельств величия человеческого подвига.

Еще до постройки космического корабля-спутника «Восток» в Особом конструкторском бюро С.П. Королёва в Подлипках досконально рассматривался вопрос: нужно ли сразу посылать человека на корабле-спутнике в орбитальный полет?

Было и такое предложение: сначала следует поднять его на вертикально взлетевшей ракете, чтобы он пробыл в стратосфере несколько минут, и тут же спустить на парашютах на Землю.

Такой вариант был подробно проработан ведущими специалистами отдела М.К. Тихонравова, но по настоянию Сергея Павловича был отклонен как бесперспективный, тупиковый, ничего не дающий для развития космонавтики.





олет Юрия Гагарина был восторженно воспринят всем советским народом и особенно его земляками-смолянами. Это признание его подвигу хорошо выразила смоленская поэтесса Нина Жигарева:

Шар земной на мгновение замер,
То заря новой эры зажглась,
Дерзко в космос ворвался Гагарин,
И мечта вековая сбылась.
Он, когда стартовал с Байконура,
Знал: весь мир за полетом следит.
И ликует Смоленщина: Юра!
Наш земляк, гжатский парень летит!
Край смоленский прославил тот парень.
Древний Гжатск свое имя сменил.
Все теперь знают город Гагарин.
Имя Юрий ему подарил!

Из истории осуществления первого полета человека,
гражданина СССР Юрия Алексеевича Гагарина,
в космическое пространство на корабле «Восток»
12 апреля 1961 г.


Первый пилотируемый космический полет был осуществлен на корабле «Восток» (производственный индекс 3КА № 3), выведенном на орбиту ракетой-носителем 8К72К со стартового комплекса площадки № 1 НИИП-5 МО СССР 12 апреля 1961 г. в 9 ч 6 мин 59 с по московскому времени. Осуществил полет пилот-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин (позывной — «Кедр»), запасным пилотом (дублером) был Герман Степанович Титов. Посадка на Землю первого космонавта состоялась в тот же день в 10 ч 55 мин по московскому времени в районе д. Смеловка Саратовской области. Был дан положительный ответ на вопрос о том, может ли человек жить и работать в космосе.

Полет продолжался всего 108 минут, однако ему предшествовал длительный период подготовки космонавтов, создания ракеты-носителя, космического корабля и служб наземных технических комплексов, обеспечивавших старт и контроль за космическим полетом корабля, функционированием его систем, поиск и эвакуацию космонавта после приземления.

В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР № 22−10 от 5 января 1959 г. для решения задач отбора и подготовки кандидатов в космонавты Научно-исследовательский испытательный институт авиационной медицины был преобразован в Государственный научно-исследовательский испытательный институт авиационной и космической медицины. В его структуре было предусмотрено специальное направление, начальником которого стал д.м.н., полковник м/с В.И. Яздовский. Одному из отделов института была поручена работа по отбору и подготовке первых кандидатов в космонавты.

Сотрудники этого отдела, а также врачи НИАГ ВВС и Центральной врачебно-летной комиссии приступили к разработке требований к состоянию физической подготовки и здоровья кандидатов в космонавты, системы их отбора и подготовки. Первая инструкция по отбору космонавтов была разработана в июле 1959 г. Отбору подлежали физически здоровые летчики в возрасте не старше 35 лет, ростом в пределах 165−175 см и весом не более 75 кг. Они должны иметь хорошую общеобразовательную подготовку, достаточно высокие технические знания и быть всесторонне физически развитыми.

В этой же инструкции, кроме требований к общефизической подготовке, состоянию здоровья и профессиональным качествам кандидатов, предъявлялись требования к их морально-волевым качествам и добровольности принимаемого ими решения.

В соответствии с приказом Главнокомандующего ВВС № 00187 от 13.8.59 г. и на основании директивы Генерального Штаба, комиссия по отбору кандидатов во главе с заместителем Главкома ВВС генерал-полковником Ф.А. Агальцовым приступила к работе по предварительному отбору кандидатов в частях ВВС. Бригады по два человека разъехались по летным частям истребительной авиации.

Отбор проводился в истребительных дивизиях 26-й, 30-й, 57-й, 48-й, 69-й, 76-й воздушных армий, а также в Краснознаменной Военно-воздушной академии, Военно-воздушной инженерной академии им. профессора Н.Е. Жуковского и Государственном Краснознаменном НИИ ВВС. Одновременно силами врачебных комиссий, организованных в ВВС ПВО и ВМФ, такой же отбор проводился в истребительных авиационных полках ПВО и ВМФ.

Всего были изучены дела 3461 летчика-истребителя, из них в частях ВВС — 1522 человек, ПВО — 984 человек, ВМФ — 950 человек. В результате изучения данных личных дел и характеристик командования было отобрано 347 летчиков, с которыми проведены личные беседы. При проведении личных бесед соблюдался принцип добровольности, при этом отказались от участия в подготовке к космическим полетам 53 человека. Были признаны негодными 74 человека.

Таким образом, в результате проведенной работы были признаны годными для прохождения следующего этапа отбора — обследования в НИАГ — 225 летчиков (ВВС — 140 человек, ПВО — 56 человек, ВМФ — 29 человек). На всех отобранных кандидатов в космонавты составлены подробные характеристики, отражающие, помимо анкетных данных, особенности личности летчика.

В НИАГ впервые в мировой практике было организовано клинико-физиологическое отделение космонавтов, начальником которого был назначен Е.А. Федоров. Там под руководством Н.Н. Гуровского осуществлялся второй этап отбора из 154 человек, поступивших в госпиталь. Специальное клинико-физиологическое обследование по вновь разработанным методикам условно разделялось на два этапа — отбор при клиническом обследовании и отбор при специальном клинико-физиологическом обследовании.

Положительное заключение Главной медицинской комиссии, в функции которой входило вынесение окончательного экспертно-медицинского заключения по результатам стационарного обследования кандидатов в космонавты, получили 29 человек.

Директивой Главкома ВВС от 11 января 1960 г. был образован Центр подготовки космонавтов ВВС. Начальником ЦПК в феврале 1960 г. был назначен полковник м/с Е.А. Карпов. Начальник ЦПК подчинялся заместителю Главкома ВВС по боевой подготовке через начальника службы авиационной медицины ВВС. Местом дислокации был выбран участок в Подмосковье в районе железнодорожной станции Чкаловская, где развернулось строительство учебно-тренировочной базы для подготовки космонавтов.

В феврале 1960 г. отбор кандидатов в состав слушателей-космонавтов был завершен. Приказом Главкома ВВС Главного маршала авиации К.А. Вершинина от 7 марта 1960 г. на должность слушателей-космонавтов в ЦПК ВВС были зачислены Аникеев Иван Николаевич, Быковский Валерий Федорович, Волынов Борис Валентинович, Гагарин Юрий Алексеевич, Горбатко Виктор Васильевич, Комаров Владимир Михайлович, Леонов Алексей Архипович, Нелюбов Григорий Григорьевич, Николаев Андриян Григорьевич, Попович Павел Романович, Титов Герман Степанович, Шонин Георгий Степанович. Затем в течение марта-апреля были зачислены еще семь летчиков: Беляев Павел Иванович, Бондаренко Валентин Витальевич, Варламов Валентин Степанович, Заикин Дмитрий Алексеевич, Рафиков Марс Закирович, Филатьев Валентин Игнатьевич, Хрунов Евгений Васильевич. Последним в отряд был зачислен Карташов Анатолий Яковлевич. Таким образом, 17 июня 1960 г. был полностью сформирован первый отряд в составе двадцати слушателей-космонавтов.

14 марта 1960 г. слушатели приступила к теоретическим занятиям. Сначала занятия проходили в Москве на Центральном аэродроме им. Фрунзе, а с лета 1960 г. — в ЦПК. Первую вводную лекцию для слушателей-космонавтов прочитал профессор В.И. Яздовский. Программа обучения сформировалась не сразу. Первоначально она ориентировалась главным образом на медико-биологические проблемы космического полета (так, читались «Основы космической и авиационной медицины. Обеспечение жизнедеятельности в космическом полете») и физическую подготовку слушателей.

Затем программа подготовки пополнилась изучением ракетной и космической техники, конструкции космического корабля, специальных курсов астрономии, геофизики, киносъемки, выполнением комплекса специальных тренировок и испытаний, занятиями различными видами спорта. В апреле-мае и августе-сентябре 1960 г. проводилась парашютная подготовка слушателей-космонавтов. В результате тринадцать слушателей полностью выполнили программу подготовки и получили высокую оценку. Им было присвоено звание «инструктор парашютно-десантной службы ВВС».

Затем из числа слушателей-космонавтов была создана специальная группа для ускоренной подготовки к первому космическому полету. В нее были отобраны шесть человек: П.Р. Попович, А.Г. Николаев, Ю.А. Гагарин, Г. С. Титов, В.С. Варламов и А.Я. Карташов. 16 июля по медицинским показаниям был отстранен А.Я. Карташов, 24 июля — В.С. Варламов. Вместо выбывших в группу были включены Г. Г. Нелюбов и В.Ф. Быковский. Эти шестеро получили приоритет при тренировках, остальные слушатели готовились по менее интенсивной программе. Для слушателей спецгруппы был разработан самостоятельный календарный план обучения, специальных испытаний и тренировок.

В основу плана положена программа подготовки космонавтов, утвержденная Межведомственным научно-техническим советом по космическим исследованиям АН СССР и Главнокомандующим ВВС. Подготовка космонавтов складывалась из комплекса специальных медицинских исследований, испытаний и тренировок, разносторонней общефизической подготовки, изучения объекта «Восток-3А», а также специальных теоретических курсов. В октябре 1960 г. со слушателями-космонавтами провели первые тренировки в тренажере «Восток-3А» в ЛИИ, где на базе одной из лабораторий был создан специальный тренажер, с декабря тренировки стали регулярными.

Положение о космонавтах Союза ССР было утверждено Постановлением СМ СССР № 861−361 от 8 августа 1960 г. А приказом ЦПК ВВС № 001 от 4 января 1961 г. слушатели-космонавты спецгруппы — капитаны Быковский В.Ф., Николаев А.Г., Попович П.Р., ст. лейтенанты Гагарин Ю.А., Нелюбов Г. Г., Титов Г. С. — успешно выполнившие программу специальных медицинских исследований, испытаний, тренировок и показавшие хорошие знания специальных теоретических дисциплин, были допущены к экзамену «на готовность к выполнению обязанностей космонавта».

6 января 1961 г. Главком ВВС подписал приказ о назначении комиссии по приему экзаменов у первой шестерки слушателей. В нее вошли представители ВВС, ОКБ-1, ЛИИ, завода № 918 и Академии наук СССР. Председателем комиссии был назначен генерал-лейтенант Н.П. Каманин, заместитель начальника боевой подготовки ВВС по космосу, руководитель подготовки космонавтов. 14 января 1961 г. завершилось медицинское обследование кандидатов.

Решением Главной медицинской комиссии все шестеро были допущены к выполнению космического полета. 17 января 1961 г. в филиале ЛИИ первые слушатели-космонавты сдавали экзамены по конструкции, эксплуатации и навыкам управления космическим кораблем «Восток-3А». Первые экзамены на присвоение квалификации «космонавт ВВС» принимали: генерал-лейтенант Н.П. Каманин, военные медики генерал-майор А.Н. Бабийчук, генерал-лейтенант Ю.М. Волынкин (ГНИИИАиКМ), генерал-лейтенант В.Я. Клоков (НИАГ), полковники В.И. Яздовский (ГНИИИАиКМ) и Е.А. Карпов (ЦПК), а также академик Н.М. Сисакян (АН СССР), К.П. Феоктистов (ОКБ-1 ГКОТ), С.М. Алексеев (завод № 918 ГКАТ), М.Л. Галлай (ЛИИ ГКАТ).

В ходе слушатель-космонавт занимал место в кабине действующего макета КК «Восток-3А» и в течение 40−50 минут докладывал комиссии о назначении корабля, его оборудовании, о действиях космонавта на различных этапах полета от посадки в кабину корабля на старте и до приземления. Во время доклада и после доклада члены комиссии задавали вопросы. В результате двое получили оценку «4», остальные — «5». 18 января в ЦПК состоялся экзамен по теоретическому курсу космического полета. Все шестеро сдали экзамен на «отлично». 25 января 1961 г. Приказом Главкома BBC № 21 все шестеро были назначены на должности космонавтов. С этого времени космонавты начали интенсивную подготовку к первому полету по одновитковой программе.

20 февраля 1961 г. космонавты приступили к занятиям на заводе № 918 по изучению скафандра, кресла, носимого аварийного запаса. 17−24 марта 1961 г. космонавты первый раз посетили НИИП-5 МО СССР, где провели тренировки в монтажно-испытательном корпусе на КК «Восток-3КА».

Если подготовка людей к космическому полету началась с 1959 г., то создание ракетно-космической техники для его осуществления развернулась на несколько лет раньше, воплощая в жизнь еще более давние идеи отечественных теоретиков космонавтики К.Э. Циолковского, Ф.А. Цандера и др.

Чтобы осуществить первый полет в космос, необходимо было создать и испытать мощную ракету-носитель, способную вывести на орбиту корабль нужного веса, создать космический корабль со сложной аппаратурой, способной поддерживать нормальные жизненные условия для человека во время полета, и аппаратурой для управления и ориентации корабля в пространстве; надо было решить проблему возвращения корабля, входящего в атмосферу с космической скоростью, и создать систему, обеспечивающую безопасную посадку; необходимо было разработать средства надежной связи в полете, наземную систему контроля за полетом корабля.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР 569−264 от 22 мая 1959 г. «Об объекте „Восток“» было установлено, что головными организациями по созданию объекта «Восток» являются ОКБ-1, ОКБ-456, ОКБ-2 ГКОТ СМ СССР, НИИ-885 ГК СМ СССР по радиоэлектронике, НИИ-944 ГК СМ СССР по судостроению, НИИ-1 ГКАТ СМ СССР, ОКБ МЭИ Министерства высшего образования СССР, ГСКБ Спецмаш, НИИ-4 МО СССР и ряд других.

Трехступенчатая РН 8К72К — первый носитель пилотируемых КК. В период первых запусков эту ракету-носитель в прессе называли просто «мощной многоступенчатой ракетой-носителем». Слово «Восток» применительно к ней стало использоваться с 1967 г., когда она впервые была продемонстрирована на авиасалоне в Ле-Бурже, во Франции. Ее создали в ОКБ-1 в 1959—1960 гг. на базе двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Р-7 (8К71) с добавлением 3-й ступени от РН 8К72, запускавшей к Луне первые автоматические станции. Оказалось, что эта лунная ракета после некоторых доработок может вывести на орбиту КК массой 4,5 т. Первые две ступени РН «Восток» повторяли конструктивно-компоновочную схему предыдущих вариантов Р-7. Эта схема остается неизменной для всего семейства «семерок» (РН типа Р-7) до сих пор. Кислородно-керосиновый ЖРД РД-0105 тягой 5,04 тс для третьей ступени (блок «Е») РН 8К-72 был разработан в 1959—1960 гг. в ОКБ-154 ГКАТ под руководством главного конструктора С.А. Косберга совместно с ОКБ-1.

Первый в мире пилотируемый космический корабль-спутник был разработан в ОКБ-1. Работы по проектированию пилотируемого корабля начались в проектном 9-м отделе под руководством М.К. Тихонравова еще до запуска Первого спутника, в начале 1957 г., а 15 февраля 1958 г. С.П. Королев поставил конкретную задачу — разработать одноместный космический корабль для полета человека в космос.

Работа по созданию первого в мире КК для полета человека была официально утверждена постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 22 мая 1959 г. № 569−264 по теме «Восток». В нем была поставлена задача разработки экспериментального варианта корабля-спутника, который должен был создать предпосылки для разработки спутника-разведчика, «а также спутника, предназначенного для полета человека». Корабль проектировался в расчете на запуск носителем на базе межконтинентальной ракеты Р-7 с дополнительной 3-й ступенью.

Основные проблемы были связаны с возвращением космонавта на Землю. Еще в конце 1957 г. исследования показали, что оптимальная форма спускаемого аппарата — тупой конус (со скругленным носом и сферическим днищем) диаметром около 2 м. Однако до эскизного проекта эта идея не дошла. В апреле 1958 г. стало известно, что перегрузка 10g вполне переносима для пилота. Поэтому согласились на уже изученную конструкцию сферы со спуском по баллистической траектории.

В результате исследований и проработок проектный отдел № 9 ОКБ-1 выпустил отчет «Материалы предварительной проработки вопроса о создании спутника Земли с человеком на борту (объект ОД-2)», утвержденный Главным конструктором С.П. Королевым 15 сентября 1959 г. Главным проектантом стал К.П. Феоктистов, сам слетавший в космос в 1964 г. на первом многоместном КК «Восход». В отчете указывалось, что с помощью трехступенчатой ракеты на орбиту ИСЗ можно вывести корабль массой 4,5−5,5 т (в зависимости от 3-й ступени) с человеком и необходимым для его полета оборудованием.

При баллистическом спуске сферического спускаемого аппарата перегрузки не превысят 8−9 g. Чтобы не усложнять конструкцию СА системой мягкой посадки, решили пойти на катапультирование пилота на высоте 8−10 км и посадку его на парашюте. СА должен приземляться отдельно на собственном парашюте. Оборудование для орбитального полета и ТДУ располагались над СА в отдельном отсеке. СА при движении по орбите был заключен внутри несущего корпуса головной части РН. В ОКБ-1 сразу же начали разработку конструкторской документации и выдали технические задания в смежные организации. В процессе проектирования компоновка корабля была существенно изменена, и приборный отсек с ТДУ располагались ниже спускаемого аппарата. Уже в 1959 г. в производство пошли чертежи на корпус корабля, к осени была в основном готова остальная рабочая документация.

Задача по осуществлению первых полетов человека в космос была определена постановлением № 1386−618 от 10 декабря 1959 г. В программу входило создание не только пилотируемого корабля-спутника «Восток-3», получившего индекс 3К, но и аналогичного по компоновке, но отличного по оборудованию спутника «Восток-2» (объект 2К, позже «Зенит-2»), а также упрощенного корабля «Восток-1» (1К) для отработки систем. Фактическое руководство работами осуществляла Комиссия Президиума СМ СССР по военно-промышленным вопросам. На Совет Главных конструкторов во главе с С.П. Королевым возлагалось решение научно-технических вопросов полета человека в космос.

В создании корабля участвовали более ста организаций и предприятий различных ведомств.

Головными предприятиями являлись: ОКБ-1 ГКОТ — изготовление космического аппарата и доработка ракеты-носителя, ОКБ-456 ГКОТ — создание двигателей 1-й и 2-й ступеней РН, НИИ-885 ГКРЭ — создание систем управления РН, приборов системы управления корабля, ОКБ-154 ГКАТ — создание двигателя 3-й ступени РН, ОКБ-2 ГКОТ — создание тормозной двигательной установки, ГСКБ Спецмаш ГКОТ — создание комплекса наземного оборудования, ОКБ-567 ГКРЭ — создание радиотелеметрической аппаратуры, НИИ-944 ГКС — создание аппаратуры систем управления РН и корабля, НИИ-4 МО СССР, ОКБ МЭИ МВО РСФСР — разработка радиотехнического комплекса средств измерений, связи, службы единого времени, управления и наблюдения за космическим кораблем, Филиал ЛИИ ГКАТ — создание пульта пилота, НИЭИПДС ГКАТ — создание парашютных систем СА и катапультируемого кресла, завод № 918 ГКАТ — создание скафандра, катапультируемого кресла, НАЗа, ОКБ-124 ГКАТ — создание систем кондиционирования и терморегулирования, ГНИИИАиКМ МО СССР — практическая подготовка космонавтов к полету.

26 апреля 1960 г. С.П. Королев утвердил эскизный проект «Востока-1». Одновременно с разработкой эскизного проекта шло производство корабля. Упрощенный корабль уже существовал и был практически готов к испытаниям. Постановлением Правительства от 4 июня 1960 г. № 587−238 «О плане освоения космического пространства на 1960 и первую половину 1961 г.» устанавливались сроки запусков кораблей: май 1960 г. — два корабля 1КП (простейших) без системы жизнеобеспечения (СЖО) и теплозащиты; до августа 1960 г. — три корабля 1К для отработки систем корабля и разведывательной аппаратуры; сентябрь- декабрь — два корабля 3К для отработки СЖО.

15 мая 1960 г. с пусковой установки первой площадки полигона Тюра-Там был произведен пуск РН 8К72К, которая вывела на орбиту Земли первый советский космический корабль-спутник массой 4540 кг. Корабль 1КП не был оснащен системой жизнеобеспечения, системой приземления и не покрывался теплозащитой. Внутри был установлен груз-макет, имитирующий вес человека.

Через четыре дня ТАСС сообщил: «В соответствии с программой 19 мая в 2 ч 52 мин для осуществления спуска корабля… была передана команда на включение тормозной двигательной установки и отделение герметичной кабины. Тормозная двигательная установка сработала, при этом осуществлялась предусмотренная стабилизация корабля во время работы… Однако в результате появившейся к этому времени неисправности в одном из приборов системы ориентации… направление тормозного импульса отклонилось от расчетного…». Однако, несмотря на это, первый полет простейшего корабля 1КП посчитали достаточно успешным.

28 июля 1960 г. была предпринята попытка запуска второго космического корабля-спутника. Это был уже полностью оснащенный экспериментальный корабль 1К № 1: его СА был оснащен системой посадки и покрыт теплозащитой. В катапультируемом контейнере размещались собаки Лисичка и Чайка. Из-за неполадок запуск не удался, СА упал на территории измерительного пункта № 1. Собаки погибли. Никакого сообщения об этом пуске опубликовано не было.

19 августа 1960 г. был успешно запущен Второй космический корабль-спутник (1К № 2) весом 4600 кг. На его борту в катапультируемой установке в специальном контейнере находились собаки Белка и Стрелка. В отдельном герметичном контейнере, расположенном в той же катапультирующей установке, находились крысы и мыши, насекомые, растения и грибы. В СА были помещены семена различных сортов кукурузы, пшеницы, гороха, чтобы проверить воздействие космического полета на их урожайность.

Медико-биологические эксперименты, поставленные на корабле-спутнике, позволили узнать об особенностях жизнедеятельности живых организмов в невесомости, о воздействии на них радиации. 20 августа по команде с Земли на корабле был запущен цикл спуска. Была включена ТДУ, корабль сошел с орбиты, и его СА успешно приземлился. ТАСС сообщил: «Корабль-спутник и отделившаяся от него капсула с подопытными животными благополучно приземлились… Собаки Белка и Стрелка после полета и приземления чувствуют себя хорошо"[6]. Впервые в истории человечества живые существа, совершив космический полет, благополучно возвратились на Землю. 1 декабря 1960 г. был запущен Третий космический корабль-спутник с собаками Пчелкой и Мушкой на борту.

На борту находились и другие подопытные животные. В суточном полете корабль вел себя нормально, но во время работы ТДУ начались неполадки. КК мог приземлиться вне территории СССР, и на этот случай на борту корабля 1К стояла система автоматического подрыва объекта (АПО), которая подорвала спускаемый аппарат. Собаки Пчелка и Мушка погибли. Запуск последнего космического корабля-спутника серии 1К (№ 6) с собаками Кометой и Шуткой состоялся 22 декабря 1960 г. Корабль выполнил суборбитальный полет с максимальной высотой подъема 214 км, а СА с собаками успешно приземлился в Красноярском крае в 60 км от г. Тура.

Параллельно с летными испытаниями упрощенных экспериментальных кораблей в ОКБ-1 шла работа над пилотируемым кораблем 3К. Проектанты К.П. Феоктистова нашли возможность ускорить его создание, отказавшись от части предусмотренных проектом систем. Проект упрощенного „Востока“ для полета человека получил индекс 3КА.

10 сентября 1960 г. Д.Ф. Устинов, Р.Я. Малиновский, К.Н. Руднев, М.В. Келдыш, С.П. Королев и другие направили в ЦК КПСС докладную записку, в которой предлагалось ускорить работы по осуществлению полета первого человека в космос и выполнить 1−2 пуска корабля „Восток-1“ в октябре-ноябре 1960 г., два пуска „Восток-3А“ в ноябре-декабре и осуществить орбитальный полет человека в декабре 1960 г. Подготовку пилотов планировалось завершить к 1 декабря 1960 г.[7] 11 октября 1960 г. вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР № 1110−462, в котором предписывалось „осуществить подготовку и запуск космического корабля „Восток“ (3КА) с человеком на борту в декабре 1960 г. и считать это задачей особой важности“. Спешка была вызвана тем, что американцы планировали первый пилотируемый полет своего астронавта на начало 1961 г. После запуска Первого спутника потерять приоритет в освоении космоса было нельзя. На заводе № 88 началось изготовление кораблей серии 3КА для беспилотных испытаний и пилотируемых полетов.

КК „Восток-3А“ (объект 3КА) был предназначен для пилотируемого полета по орбите вокруг Земли одного космонавта. Корабль состоял из двух отсеков: спускаемого аппарата (СА) и приборного отсека с тормозной двигательной установкой ТДУ-1. СА имел почти сферическую форму, имел три люка диаметром 1 м: один у ног космонавта — технологический, второй над его головой — для посадки космонавта в СА и катапультирования, третий — люк парашютного контейнера.

В СА имелось три иллюминатора, снаружи он покрывался теплоизоляцией. В СА находились запасы воды, пищи и емкости для сбора отходов. Космонавт в течение всего полета находился в спасательном скафандре СК-1, подключенном к бортовой СЖО. СК-1 имел возможность поддерживать пребывание космонавта в разгерметизированной кабине в течение 4 часов и при катапультировании на высоте 10 км. Скафандры СК-1 были разработаны и изготовлены на заводе № 918 под руководством главного конструктора С.М. Алексеева. Космонавт имел возможность поддерживать двустороннюю радиосвязь с Землей по одной УКВ и по двум КВ-радиолиниям (система „Заря“). КВ-передатчики системы „Сигнал“ предназначались для передачи данных о самочувствии космонавта.

Комплект радиоаппаратуры „Рубин“, разработанный ОКБ МЭИ под руководством главного конструктора А.Ф. Богомолова, обеспечивал траекторные измерения. В ОКБ МЭИ была разработана и радиотелеметрическая система „Трал“. На борту имелся широковещательный радиоприемник. Два комплекта приемных и дешифрирующих устройств командной радиолинии обеспечивали прием на корабле 63 управляющих команд. Для управления кораблем имелись система ориентации и спуска „Чайка“, созданная в ОКБ-1, оптический ориентир „Взор“, приборная доска, пульт управления и ручка ориентации, разработанные в ЛИИ.

Приборный отсек (ПО) представлял собой два соединенных основаниями усеченных конуса. В нем размещалась аппаратура, обеспечивающая работу корабля в орбитальном полете. Снаружи на ПО размещались два комплекта газовых ракетных двигателей (ГРД) системы ориентации КК, работавших на сжатом азоте, который поступал из сферических баллонов, также располагавшихся на ПО. Кроме того, на ПО размещались сферические баллоны со сжатым воздухом для СЖО, антенны переговорной радиолинии КВ-диапазона, антенны радиоконтроля орбиты (РКО), антенна широковещательного приемника, антенны системы „Сигнал“, антенны радиотелеметрической системы, жалюзи радиатора-излучателя системы терморегулирования, датчик солнечной ориентации.

Электропитание систем корабля осуществлялось от серебряно-цинковых аккумуляторных батарей, созданных в ВНИИИТ под руководством главного конструктора Н.С. Лидоренко. СА совершал посадку по баллистической траектории. Парашютная система СА, разработанная в НИЭИ ПДС, имела вытяжной парашют, тормозной парашют, который раскрывался на высоте 4 км, основной, он раскрывался на высоте 2,5 км, и запасной парашюты. Двигателей мягкой посадки СА не имел. Космонавт должен был совершить посадку отдельно от СА. Он катапультировался из СА вместе с креслом на высоте около 7 км, затем отделялся от кресла вместе с запасным парашютом и носимым аварийным запасом (НАЗ). Сначала вытягивался тормозной парашют и на высоте 4 км — основной. Запасной парашют вводился в случае отказа основного.

При штатном полете все управление кораблем происходило автоматически, однако космонавт имел возможность вручную сориентировать корабль и выдать тормозной импульс для посадки. На систему ручного управления решено было поставить кодовый замок с шифром — ввиду невозможности представить реакцию и действия человека в неизвестных условиях космического полета. Кодовое число (125) поместили в запечатанный конверт, врученный Ю.А. Гагарину перед стартом.

В дальнейшем от кодового замка отказались.

Корабли 3КА для полета человека могли быть готовы не раньше февраля 1961 г. и 22 февраля Государственная комиссия под председательством К.Н. Руднева решила с целью ускорения отработки корабля запускать первый „Восток-ЗА“ с недоделками в начале марта, а второй — только после завершения испытаний полного комплекта аппаратуры. Перед вторым пуском надо было выполнить несколько катапультирований на старте, закончить морские испытания скафандра и НАЗа, провести испытания новых осушителей СЖО. Запуск первого корабля 3КА мог состояться 2−3 марта, второго — 20−25 марта, а пуск с человеком — в конце марта или начале апреля.

9 марта 1961 г. был выведен на орбиту Четвертый космический корабль-спутник (3КА № 1). Программа полета в точности имитировала одновитковый полет человека. Это был самый тяжелый беспилотный корабль-спутник — 4700 кг. В кресле пилота — манекен „Иван Иванович“ в скафандре. В СА размещался некатапультируемый контейнер с собакой Чернушкой. Спускаемый аппарат приземлился после одного витка вокруг Земли в 260 км северо-восточнее г. Куйбышева.

16 марта 1961 г. космонавты вылетели на полигон, причем сначала полетели в г. Куйбышев. 17 марта были на полигоне. Из „шестерки“ в тому времени определились три первоочередных кандидата: Ю.А. Гагарин, Г. С. Титов, Г. Г. Нелюбов. 20 и 21 марта 1961 г. на полигоне они провели тренировки по надеванию скафандра, изучали организацию приводнения и поиска на воде. 25 марта космонавты вернулись в Москву.

25 марта 1961 г. был запущен и успешно выведен на орбиту пятый космический корабль-спутник (3КА № 2) с манекеном и собакой Звездочкой.

29 марта 1961 г. Государственная комиссия под председательством К.Н. Руднева заслушала доклад С.П. Королева об итогах пусков семи КК „Восток“ и о готовности к запуску человека. В этот же день под председательством Д.Ф. Устинова состоялось заседание, на котором была подтверждена готовность к пилотируемому полету. Тогда же приняли решение, что КК не будет иметь систему аварийного подрыва. Пуск предлагалось провести в период с 10 по 20 апреля.

3 апреля 1961 г. состоялось заседание Президиума ЦК КПСС. После доклада Д.Ф. Устинова Президиум дал разрешение провести первый в мире полет человека в космос. 5 апреля на полигон отправилась группа космонавтов во главе с Н.П. Каманиным. Космонавты летели на разных самолетах: на одном — Ю.А. Гагарин, Г. Г. Нелюбов и П.Р. Попович, на втором — Г. С. Титов, А.Г. Николаев, В.Ф. Быковский. За неделю до старта Н.П. Каманин в своем дневнике сделал такую запись: „Итак, кто же — Гагарин или Титов? У меня есть еще несколько дней, чтобы окончательно решить этот вопрос. Трудно решать, кого посылать на верную смерть, и столь же трудно решить, кого из двоих-троих достойных сделать мировой известностью и навеки сохранить его имя в истории человечества“.

6 апреля С.П. Королев, М.В. Келдыш и Н.П. Каманин утвердили задание космонавту на одновитковый полет. В нем были указаны цели полета и действия космонавта при нормальном его ходе, а также в нештатных ситуациях. В этот же день Ю.А. Гагарин и Г. С. Титов примерили скафандры и подогнали под себя подвесную парашютную систему. Тогда же состоялось закрытое заседание Государственной комиссии по готовности корабля и ракеты-носителя к пуску. В итоге председатель комиссии К.Н. Руднев принял решение произвести запуск 11−12 апреля 1961 г. 8 апреля состоялось заседание Госкомиссии.

На нем обсудили и утвердили задание космонавту на полет, заслушали доклады о готовности средств поиска. Ю.А. Гагарин был утвержден первым пилотом, а Г. С. Титов — запасным. Затем обсудили возможность допуска на место посадки спортивных комиссаров Федерации авиационного спорта для оформления полета в качестве мирового рекорда. Решили: при составлении документов „не допускать разглашения секретных данных о полигоне и носителе“. 10 апреля Н.П. Каманин сообщил Ю.А. Гагарину и Г. С. Титову об их назначениях на осуществление первого космического полета. В этот же день состоялась встреча К.Н. Руднева, К.С. Москаленко, С.П. Королева со всеми шестью космонавтами. Присутствовали также В.П. Мишин, Л.А. Воскресенский, Б.Е. Черток и еще около 20 человек. Вечером состоялось торжественное заседание Госкомиссии, где С.П. Королев доложил о готовности корабля и ракеты к пуску. Затем состоялась встреча Госкомиссии с представителями прессы.

11 апреля утром РН 8К72К с кораблем 3КА № 3 вывезли на старт, а К.П. Феоктистов провел занятия с космонавтами. Днем на стартовом комплексе Ю.А. Гагарин встретился с боевым расчетом, готовившим ракету и корабль к пуску. После встречи Ю.А. Гагарина и Г. С. Титова разместили в „домике“ на 2-й площадке, там они, а также начальник ЦПК Е.А. Карпов и Н.П. Каманин провели ночь перед стартом. Космонавты пообедали „космической“ пищей.

12 апреля рано утром состоялось предпусковое заседание Госкомиссии. Космонавты в это время надевали скафандры и прибыли на старт в 6 ч 50 мин.Ю.А. Гагарин доложил о готовности к полету Председателю Государственной комиссии К.Н. Рудневу, затем направился к кораблю, его сопровождали ведущий конструктор О.Г. Ивановский и ведущий специалист по скафандру Ф.А. Востоков. В 9 ч 6 мин 59 сек. КК с Ю.А. Гагариным на борту стартовал, в 9 ч 9 мин произошло отделение первой ступени.

В сообщении ТАСС о первом в мире полете человека в космическое пространство говорилось: „12 апреля 1961 г. в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник „Восток“ с человеком на борту. Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника"Восток“ является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор Гагарин Юрий Алексеевич…».

После выведения на орбиту корабль стал медленно вращаться. На измерительных пунктах услышали голос Гагарина: «Объект несколько вращается вправо. Хорошо! Красота! Самочувствие хорошее. Продолжаю полет. Все отлично проходит». Ю.А. Гагарин наблюдал Землю, звезды и космическое пространство, регистрировал показатели приборов, все записывал на пленку бортового магнитофона и в бортжурнал. В невесомости от
Link Complain Quote  
  Vladimir Anikin
32843


Messages: 3449
09:59 12.04.2019
Z_O_V (Z_O_V), вот ведь… практически одновременно тиснули темы с одним названием.
Но у тебя статья монументальнее!
Link Complain Quote  
  aska
aska


Messages: 20784
10:01 12.04.2019
Щаз набегут… суажут, что это заслуги прошлых лет, с тех пор ничего не добились и вообще, тесла усих у космосе победил!!!!

А так да, один из великих дней нашей великой России!!!!!
Link Complain Quote  
  Vasya (29876)
Vasya970


Messages: 113166
Link Complain Quote  
  Vasya (29876)
Vasya970


Messages: 113166
10:26 12.04.2019
SpaceX осуществила первый коммерческий запуск Falcon Heavy
12 апреля 2019

Сверхтяжелая ракета-носитель Falcon Heavy компании SpaceX стартовала с мыса Канаверал.
Это первый коммерческий и второй после испытаний запуск в истории Falcon Heavy.
Ракета-носитель должна вывести на орбиту Земли саудовский спутник связи Arabsat 6A. Онлайн-трансляция запуска ведется на Yotube-канале SpaceX.

Ракета оторвалась от стартового стола в 01:35 мск. Через 4 минуты после старта от Falcon Heavy отделились три ступени — два боковых ускорителя и центральная разгонная ступень.
Боковые ускорители SpaceX планирует посадить на специально подготовленных площадках на базе ВВС, разгонную ступень — на плавучую платформу Of Course I Still Love You в Атлантическом океане.

Первый испытательный полет новейшей Falcon Heavy состоялся в феврале 2018 г. На данный момент это самая мощная из всех существующих в мире ракет. Falcon Heavy в три раза мощнее Falcon 9. Каждая из трех блоков ступеней Falcon Heavy оснащена девятью двигателями Merlin 1D. Falcon Heavy может поднимать на низкую опорную орбиту Земли (около 200 км) 64 т груза.




Link Complain Quote  
  Emshi
Emshi


Messages: 21043
10:59 12.04.2019
aska (aska) писал (а) в ответ на post:
> Щаз набегут… суажут, что это заслуги прошлых лет, с тех пор ничего не добились и вообще,
quoted1

так оно и есть
Link Complain Quote  
  Kaffi
Kaffi


Messages: 7193
11:02 12.04.2019
This post violates paragraph 1.2.6 of the Forum rules. The user was warned.. The user was given a warning!
> Post is hidden

Liked: Emshi
Link Complain Quote  
  Z_O_V
Z_O_V


Messages: 75363
11:09 12.04.2019
Kaffi (Kaffi) писал (а) в ответ на post:
> .be
quoted1
ты конечно можешь гордиться маском… каждому своё….
а цифири в твоём ролике — это для ботанов-юзеров….
Link Complain Quote  
  Kaffi
Kaffi


Messages: 7193
11:11 12.04.2019
Z_O_V (Z_O_V) писал (а) в ответ на post:
> а цифири в твоём ролике — это для ботанов-юзеров….
>
quoted1
смысл то понял? импотентная вертикаль = импотентный космос
Link Complain Quote  
  Emshi
Emshi


Messages: 21043
11:15 12.04.2019
Юра, прости
Лёня, прости,
Йося -прости

мы всё про***ли….
Link Complain Quote  
  nikolaybiserov10 52214
52214


Messages: 2452
11:26 12.04.2019


Liked: Emshi, Kaffi
Link Complain Quote  
  Z_O_V
Z_O_V


Messages: 75363
11:31 12.04.2019
Kaffi (Kaffi) писал (а) в ответ на post:
> Z_O_V (Z_O_V) писал (а) в ответ на сообщение:
>> а цифири в твоём ролике — это для ботанов-юзеров….
>>
quoted2
>смысл то понял? импотентная вертикаль = импотентный космос
quoted1
купи себе немножко виагры
Link Complain Quote  
  Z_O_V
Z_O_V


Messages: 75363
11:31 12.04.2019
Emshi (Emshi) писал (а) в ответ на post:
Expand message beginning

>
> мы всё про***ли….
>
quoted1
и почему вы всё прокакали?
Link Complain Quote  
  Z_O_V
Z_O_V


Messages: 75363
11:36 12.04.2019
nikolaybiserov10 52214 (52214) писал (а) в ответ на post:

Пессимизм — форма душевного алкоголизма.
Link Complain Quote  
  Kaffi
Kaffi


Messages: 7193
11:39 12.04.2019
nikolaybiserov10 52214 (52214),
на Марс!
со слов царя миссия в 2019,
яблони там сажать!
Link Complain Quote  
Next page →Go to the last message

Return to the list of threads


Username
Thread:
B I U S cite spoiler
Message:(0/500)
More Emoticons
        
Forums
Main discussion
En/Ru discussion new
Russian forum
Users online
Translate the page
С Днём Космонавтики!!!
.
© PolitForums.net 2019 | Our e-mail:
Mobile version