Из интервью директора ЛФТИ:
Сразу после начала функционирования ледовой Дороги Жизни начались странные аварии: тяжелые машины с Большой земли беспрепятственно преодолевали трассу, а значительно более легкие, которые шли назад, часто проваливались под лед.
Диверсантов не нашли и обратились к ученым ЛФТИ. Те разработали и собрали специальный прибор, который назвали прогибографом для исследования колебаний льда. На дно бросался якорь, соединенный тросом с рамой на льду, на которой располагался самописец. Его перо регистрировало колебания льда. Сделали полсотни этих прогибографов, расставили по Дороге.
В результате оказалось, что причина разрушения льда кроется в резонансе, который происходит, если машина едет со скоростью распространения волны подо льдом, равной 35 километрам в час. Влияют и интерференция с колебаниями, создаваемыми другими машинами, с отраженной от берега волной. Итогом стал регламент скоростей и дистанций между машинами на дороге.
Из интервью директора ЛФТИ: Сразу после начала функционирования ледовой Дороги Жизни начались странные аварии: тяжелые машины с Большой земли беспрепятственно преодолевали трассу, а значительно более легкие, которые шли назад, часто проваливались под лед.
Диверсантов не нашли и обратились к ученым ЛФТИ. Те разработали и собрали специальный прибор, который назвали прогибографом для исследования колебаний льда. На дно бросался якорь, соединенный тросом с рамой на льду, на которой располагался самописец. Его перо регистрировало колебания льда. Сделали полсотни этих прогибографов, расставили по Дороге.
В результате оказалось, что причина разрушения льда кроется в резонансе, который происходит, если машина едет со скоростью распространения волны подо льдом, равной 35 километрам в час. Влияют и интерференция с колебаниями, создаваемыми другими машинами, с отраженной от берега волной. Итогом стал регламент скоростей и дистанций между машинами на дороге.
Это вполне коррелирует с экспериментами 1972 года.
5-тонный грузовик на ровном 54-сантиметровом озерном льду:
С тем уточнением, что 35 км/ч это не константа и от массы, похоже, не зависит. График изменения скорости распространения свободных волн под ледяным покровом в зависимости от глубины воды Н и толщины льда h:
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!