Ненасильственное общение — это метод и способ использования языка в коммуникации, основанный на сопереживании (Compassionate Communication).
Ненасильственное общение помогает создать такое качество отношений, при котором удовлетворяются потребности всех ее участников.
Да, разговор о книге. И методе описанном, в этой книге. «Язык жизни. Ненасильственное общение» — Розенберг Маршалл
Один из видов жизнеотчуждающего общения — отказ от ответственности.
Жизнеотчуждающее общение мешает нам понимать, что каждый из нас в ответе за свои мысли, чувства и действия. Когда кто-то говорит «должен» в смысле «есть некоторые вещи, которые ты должен делать, нравится тебе это или нет», это наглядно иллюстрирует, насколько он далек от личной ответственности за собственные действия.
Слова «дать почувствовать», употребленные как «ты вызываешь у меня чувство вины», — это еще один пример того, как язык может завуалировать отказ от ответственности за чувства и мысли.
В своей книге «Эйхман в Иерусалиме», где приводятся протоколы заседаний суда над военными преступниками, Ханна Арендт цитирует рассказ офицера-нациста Адольфа Эйхмана о том, что он и его подчиненные имели целый язык, помогающий отказываться от ответственности за свои поступки. Этот язык назывался Amtssprache, что в примерном переводе с немецкого означает «официальная речь» или «бюрократический язык». Например, когда их спрашивали, почему они делали то или другое, они отвечали «мне пришлось это сделать». Если же следовал вопрос, почему «им пришлось», то ответ звучал как «приказ начальства», «такова политика организации» или «таков закон».
Мы отказываемся отвечать за наши действия, когда приписываем их причину:
• Нашему состоянию, диагнозу, личной или психологической истории: «Я пью, потому что я — алкоголик».
• Действиям других: «Я ударил моего ребенка, потому что он выбежал на улицу».
• Диктату и требованиям вышестоящих инстанций: «Я лгал пациенту, потому что босс приказал мне».
• Давлению со стороны группы: «Я начал курить, потому что все мои друзья тоже начали».
• Корпоративной политике, правилам и инструкциям: «Я должен временно отстранить вас за это нарушение, потому что такова школьная политика «.
• Нормам поведения (гендерного, социального или возрастного): «Я очень не хочу ходить на работу, но я делаю это, потому что я — муж и отец».
• Неуправляемым побуждениям: «Желание съесть шоколадку было сильнее меня «. …
Я разделяю чувства французского романиста и журналиста Жоржа Бернаноса, когда он говорит:
Я снова и снова возвращаюсь к мысли о том, что если в один прекрасный день наращивание мощи оружия массового уничтожения наконец-то сотрет человечество с лица Земли, то случится это не из-за чьей-то жестокости, и, конечно же, не из-за того негодования, которое пробуждает жестокость; и не из-за массовых убийств и мщения, всегда сопутствующих жестокости, а из-за покорного подчинения и недостатка ответственности у современного человека, из-за его готовности принимать любые предписания социума. Ужас, который мы уже видели, и тот еще больший ужас, который нас сейчас повсюду ожидает, — это не увеличение в мире числа бунтарей и террористов, а растущая армия покорных, послушных людей .
Идея книги мне нравится, потому что в языке действительно прояvляется власть людей по отношению к друг другу и иерархия и это интересная тема. Только мне немного непонятно, почему в центре всего находится идея, что «надо брать ответственность» за то, что делаешь. По-моему это так же ошибочно, как и возлагать ответственность на других. При обоих подходах личность (либо «я» либо «другой») отвечает и несет вину за свои поступки, а это неправильно, потому что построенно на ошибочной предпосылке, что у человека есть практически неограниченная «свобода выбора». А «свобода выбора» на самом деле, очень маленькая, если вообще есть.))
> Я снова и снова возвращаюсь к мысли о том, что если в один прекрасный день наращивание мощи оружия массового уничтожения наконец-то сотрет человечество с лица Земли, то случится это не из-за чьей-то жестокости, и, конечно же, не из-за того негодования, которое пробуждает жестокость; и не из-за массовых убийств и мщения, всегда сопутствующих жестокости, а из-за покорного подчинения и недостатка ответственности у современного человека, из-за его готовности принимать любые предписания социума. quoted1
Это неплохая мысль. Общества, не обладающие культурой, в том числе культурой неподчинения законам если они противоречат внутренней качественной культуре людей способны на многое. Например на мировой колониализм и нацизм и на уничтожение всего. Почему-то считается что Запад в плане совершенствования человека впереди, но на поверку выходит что совершенства нет, а есть задавленное законами общество способное на что угодно если закон выйдет из под контроля.
> Почему-то считается что Запад в плане совершенствования человека впереди, но на поверку выходит что совершенства нет, а есть задавленное законами общество способное на что угодно если закон выйдет их под контроля. quoted1
Мне кажется есть общие проблемы цивилизации, и люди плюс/минус в одинаковом положении независимо от нации и/или страны.
Об этом, к примеру, говорят такие вот книги психологов. Мировые бестселлеры художественной литерату и кино. Которые находят отклик у людей самых разных стран. Нас волнуют одинаковые проблемы и вопросы.
Основная идея книги в том, что в человеке изначально заложено стремление к сопереживанию. И есть то, что позволяет его реализовывать, а есть то, что мешает.
И… то что это личное дело каждого, личный выбор. Каким способом общения пользоваться.