Василий Ощепков — первый в истории русский обладатель черного пояса по дзюдо. Он учился у самого Дзигоро Кано и привез японскую борьбу на родину. Его труд лег в основу будущей самообороны без оружия — или самбо. Но о самом Ощепкове в СССР долгое время было не принято вспоминать.
Василий Ощепков — первый в истории русский обладатель черного пояса по дзюдо. Он учился у самого Дзигоро Кано и привез японскую борьбу на родину. Этот человек заложил основы самообороны без оружия в России. Но о самом Ощепкове в СССР долгое время было не принято вспоминать. «Лента.ру» — о пути первого русского мастера дзюдо.
«Родиться в царской тюрьме, чтобы умереть в сталинской» — под таким заголовком в 1998 году опубликовал материал историк боевых искусств и журналист Михаил Лукашев. Автор взялся за трудную судьбу репрессированного Василия Ощепкова — разведчика, переводчика, обладателя черного пояса по дзюдо и одного из основоположников самбо. Лукашев сокрушается, что память об Ощепкове едва ли не стерта. А лавры того, кто стоял у истоков отечественной боевой системы, достались ученику Ощепкова — Анатолию Харлампиеву.
Лукашев написал заметку в юбилейный для самбо год. Он выразил надежду, что Ощепкова вспомнят хотя бы на родном для мастера боевых искусств Дальнем Востоке, установят памятную доску. Только в 2012 году во Владивостоке появился бюст мастера дзюдо. А в 2016-м в центре города выросла целая скульптурная композиция: молодой Ощепков получает черный пояс по дзюдо из рук его основателя — Дзигоро Кано.
Ощепков родился в 1893 году в городе пост Александровский (теперь Александровск-Сахалинский) у матери-каторжанки, сосланной на Дальний Восток за попытку побега. До этого она отбывала наказание в Перми. В 1902 году мальчик остался без отца. А спустя два года Ощепков стал круглым сиротой: скончалась и мать.
В возрасте 14 лет жизнь дает Ощепкову шанс: в числе других детей-сирот с Дальнего Востока его отправляют учиться в духовной семинарии в Токио под крылом Архиепископа Николая Японского.
Там у Ощепкова происходит знакомство с японским дзюдо. Азы борьбы преподавались подросткам наряду с каллиграфией, историей Японии и другими дисциплинами. Юный Василий демонстрировал упорство и незаурядные способности к познанию боевых искусств. Учитель Ощепкова решил помочь ему попасть в дзюдоистскую Мекку — школу Кодокан, где тогда все еще преподавал легендарный Кано.
По воспоминаниям одного из учеников, Ощепков рассказывал, как ему дали подсказку. Она и помогла ему попасть на карандаш представителям Кодокана. Во время просмотра потенциальных новобранцев основатель дзюдо произнес перед молодыми людьми речь. Наполненную важными и правильными словами, но невероятно нудную. Ощепков почувствовал, как затекли его ноги, и ему не терпелось сменить позу. Но он продолжал сидеть на пятках, как это принято у японцев. Ведь знал — за тем, как ты слушаешь сенсея, пристально следят. Неудачный поворот головы могли посчитать неуважением.
Ощепков стал первым русским в Кодокане. И, учитывая не самые приятельские отношения между Российской империей и Японией, отношение к Василию со стороны других учеников было особенным. Желающих вцепиться в его кимоно покрепче было хоть отбавляй. Но Ощепкова лишь закаляла стойкая нелюбовь японцев к чужакам. Он осваивал дзюдо по-своему, избегая топорного копирования и подражания.
В 1913 году сын каторжанки достигает первого дана по дзюдо. Он становится первым российским подданным, получившим право носить черный пояс. В статусе первого русского мастера дзюдо Ощепков возвращается на родину.
К этому времени он уже владел японским и английским языками. Редкое сочетание позволило ему устроиться переводчиком в царскую контрразведку. Будучи снова на родной земле, он не просто продолжил заниматься дзюдо: Ощепков уже тогда начал преподавать и продвигать это боевое искусство.
В 1914 году он открыл во Владивостоке секцию дзюдо. На тренировки к мастеру ходили почти полсотни человек, среди них и местные японцы. Ощепков продолжает жить на два мира, иногда отправляясь в Японию по заданиям контрразведки. Он также проводил российско-японские встречи по линии борьбы. Вскоре он получает и второй дан (в тогдашнем дзюдо их было пять, а не десять, как сегодня).
Но на другом конце Российской империи в стране назрели бурные перемены. Жизнь Ощепкова вновь совершает кульбит. Ощепков в начале 1920-х — человек с кинопроектором в родном Александровске. Он показывает и озвучивает немое кино.
Незаурядный послужной список мастера привлек уже советскую разведку. Под псевдонимом «Черный монах» (а после и просто «Монах») Ощепков начал собирать разведданные из оккупированного японскими военными южного Сахалина. Уже для советской власти. Он побывал в Китае, в Маньчжурии. Со временем поселился в не чужом для себя Токио.
Там Ощепкову помогал его второй дан. Подобный статус, тем более у европейца, вызывал у японской публики почет и уважение. А кодоканское прошлое помогало обрастать связями. Монах работал тонко, стараясь не вызывать подозрений у традиционно недоверчивых японцев. Но советское руководство не разделяло его подхода. От Ощепкова требовали быстрых результатов. Призывали использовать шантаж, налаживать контакты с местными большевиками. Но он слишком хорошо знал японские нравы, чтобы рисковать.
В 1926 году Ощепкова отзывают из Японии. На этом его карьера разведчика заканчивается. Мастера дзюдо ждет следующий вызов. Он с новой силой пропагандирует японскую борьбу. На этот раз советские военные обращают внимание на него именно как на эксперта. В 1929 году Ощепкова призывают в Москву. Он начинает преподавать рукопашный бой в столичном институте физической культуры. Закладывает основы того, что впоследствии выльется в самооборону без оружия, или самбо.
Дзюдо Ощепкова не было репликой японских мастеров. Несмотря на то, что в то время дзюдо было еще очень молодым видом единоборств, выросшим из более архаичного японского джиу-джитсу, Ощепков видел его недостатки, то, что мешает этому боевому искусству быть наиболее эффективным в реальной схватке. Василий уделяет особое внимание другим видам борьбы: американской и другим национальным разновидностям. По его мнению, бросковая техника вольников эффективна для борьбы в одежде.
Ощепков прикладывает руку к созданию методик для обучения солдат. Но о его вкладе в популяризацию дзюдо и созданию самбо вспоминать вскоре становится опасно. Сперва в 1937-м само дзюдо вычеркивается из списка дисциплин институтов и техникумов физической культуры. Адепты боевого искусства избавились от японского названия и с осторожностью продолжили тренировки.
А японское прошлое тем временем становится проклятьем Ощепкова. Он, как и многие другие в 1937-м, становится жертвой ночного ареста. Тогда советская власть преследовала «харбинцев». Долгое время обитавший на Дальнем Востоке мастер дзюдо был обвинен в шпионаже в пользу Китая и Японии.
К этому моменту Ощепков заработал проблемы с сердцем. Попал в «Бутырку» уже больным человеком. Ему так и не суждено было увидеть плод собственных трудов. Он умер спустя 10 дней после ареста.
Самбо Харлампиев создал, не выдумывайте. В 1960-х был не только жив, но еще и тренером детей работал.
Какого хрена, Медведище, ты самбо с дзюдо путаешь? У меня папаша был чемпионом Москвы по дзюдо перед самой войной, и что-то он не рассказывал потом, что там всех «репрессировали».
А вот про Харлампиева — и он рассказывал, и наши в школе у того были в секции.
А. А. Харлампиев в 1936 г. окончил Государственный центральный ордена Ленина институт физической культуры (отделение дзюдо Василия Сергеевича Ощепкова). С 1935 г. Анатолий Аркадьевич вёл тренировки по дзюдо в московском дворце спорта «Крылья Советов».
> Так и Ощепков был последователем дзюдо. Речь о том, кто создал бренд и кого к нему относят. Ибо самбо — это не дзюдо. quoted1
Но создавалось на базе дзюдо….и Харлампиев окончил именно школу дзюдо, под руководством Ощепкова…. И первый коррективы в приемы дзюдо стал вносить Ошепков, т.к. у болшевиков не стояла задача скопировать - им нужен был универсальный инструмент для Красной Армии....
> Вот такой был самородок….сумел создать самую эффективную борьбу в мире, о чем сейчас и доказывают наши спортсмены на турнирах по боям без правил. quoted1
Предтечей создания самбо и боевого самбо в СССР является знаменитый русский борец, «профессор атлетики» Иван Владимирович Лебедев (1879—1950) разработал специальный курс подготовки полицейских, который в 1914 году полностью прошли 30 околоточных надзирателей и городовых, получивших дипломы инструкторов. Его дело в двадцатые годы продолжили — Спиридонов, Короновский, Ознобишин, Яковлев, Солоневич. Они создали в Москве общество «Динамо» в котором были объединены спортсмены среди силовых структур.
Секцией по изучению и разработке прикладных приемов руководил Виктор Афанасьевич Спиридонов (1883—1943). Под его руководством были разработаны программы для специальных курсов самозащиты и боевой раздел. Спиридонов хорошо знал японскую систему джиу-джитсу и дополнил комплекс Лебедева её лучшими приемами. Удары были позаимствованы им из английского бокса, захваты и броски из французской и других видов борьбы.
Со временем система самозащиты Спиридонова слилась с системой Ощепкова. Огромный вклад в становление, развитие и распространение системы самозащиты без оружия внёс А. А. Харлампиев (один из учеников В. С. Ощепкова), который и самостоятельно изучал национальные виды борьбы разных народов. Неоценимый вклад в развитие самбо внёс Е. М. Чумаков (ученик А. А. Харлампиева). В наши дни борьба самбо представлена двумя направлениями: спортивным и боевым.
>Википедия так трактует: > Со временем система самозащиты Спиридонова слилась с системой Ощепкова. Огромный вклад в становление, развитие и распространение системы самозащиты без оружия внёс А. А. Харлампиев (один из учеников В. С. Ощепкова), который и самостоятельно изучал национальные виды борьбы разных народов. Неоценимый вклад в развитие самбо внёс Е. М. Чумаков (ученик А. А. Харлампиева). В наши дни борьба самбо представлена двумя направлениями: спортивным и боевым. quoted1
Тогда необходимо вспомнить основателя «Самбо-70», одного из первых чемпионов мира по самбо Давида Рудмана, который внёс большой вклад в развитие самбо в нашей стране.
Если резюмировать: над развитием самбо трудилась большая группа товарищей, среди которых были и наиболее яркие.
Постулат (postulat) писал (а) в ответ на сообщение:
> Тогда необходимо вспомнить основателя «Самбо-70», одного из первых чемпионов мира по самбо Давида Рудмана, который внёс большой вклад в развитие самбо в нашей стране. Если резюмировать: над развитием самбо трудилась большая группа товарищей, среди которых были и наиболее яркие. quoted1
Тема создавалась об основателе, несправедливо забытом… А так, конечно, можно вспоминать до бесконечности….по хорошему о Самбо в мире узнали после наших побед в UFS и MMA……еще совсем недавно Джиуджитцу считалась самой продвинутой борьбой в боях без правил и вот теперь это первенство с уверенностью ушло к нашим бойцам, выходцам из Самбо….теперь к Самбо неподдельный интерес во всем мире….