«Понимание текста как предмет…»
Попробуйте ответить, как называется научная дисциплина, исследующая понимание текста.
Оказывается есть такая наука и люди осознают важность исследований в области взаимопонимания между людьми, что оставляет надежду на исцеление от интеллектуальных патологий социальной среды…
Помещаю кусок текста из учебного пособия для интересующихся проблемой общего языка.
Пониманием текста обычно называют обращение опыта человека на текст с целью освоения его содержательности. Опыт, обращаемый на текст, и индивидуален, и коллективен в одно и то же время: понимание одного человека может получить развитие в деятельности другого, а достижение этого другого может достаться и первому. В этой связи говорят об интерсубъективности понимания и понимаемых смыслов.
Следует иметь в виду, что вопрос о сущности понимания текста — один из самых трудных в филологии. Поэтому изучать понимание нельзя лишь на основе какого-то одного «самого твердого» определения. Диалектический подход к такому понятию, как «понимание», требует и расширения определения, и рассмотрения этого понятия в его историческом (соответственно — и логическом) процессе образования. Определения понимания предельны, т. е. они лишь позволяют отграничить наш предмет изучения от других — в частности от мышления, сознания, знания. Сказанное относится и к уже данному здесь определению, и к другим, достаточно распространенным:
Понимание — процесс постижения внутренних связей в содержании текста.
Понимание — процесс постижения смысла (или смыслов) текста.
Понимание — освоение чужих переживаний, мыслей и решений, опредмеченных в тексте.
Понимание — движение к знанию, производство знания (хотя и не само знание — см. ниже).
Понимание — воссоздание ситуации действования автора текста.
Все эти определения не являются «твердыми и окончательными», они лишь указывают на тему этой книги. Человек, стремящийся всесторонне изучить процессы понимания текста, сможет, поняв суть дела, дать и другие определения или расширить имеющиеся. Например, прочитав определение «Понимать — это подключать к целому» (это тоже верно), такой человек непременно заметит, что это «целое» у разных людей и в разные эпохи имеет разную широту, разный «горизонт». Заметит он и то, что этот «горизонт» расширяется по мере приучения к пониманию. В свое время на основании таких наблюдений было дано определение: «Полное понимание — горизонт горизонтов» (Kuhn, 1940, 120).
Множественность подобных определений в значительной степени вызвана тем, что понимание текстов имеет разные типы, причем эти типы иногда настолько различны, что покрывающее их единое слово «понимание», в сущности, скрывает их разнообразие, доходящее в действительности до противоположностей. То же можно сказать о типологии таких исследовательских предметов, как «понимающий человек», «текст», «содержательность». Не поиск «окончательного определения», а лишь выявление различий и противоположностей в бытии и развитии каждого из этих предметов позволяет постичь сущность понимания текстов.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
>> Нет, при отсутствии общего языка в социальной среде побеждает группа, обладающая наиболее прочными внутренними связями, не сдающая своих. > В любом случае это результат самой адекватной линии поведения, самого эффективного ответа на вызовы реальности. quoted1
Необходимо дополнение. — В любом случае это результат самой адекватной линии поведения, самого эффективного ответа на вызовы «частной реальности», доступной сознанию некомпетентных, но целеустремлённых и энергичных искателей материальных благ для своих. Понятие «наиболее общей реальности» делает частную реальность неадекватной и группу, живущих в ней, менее жизнеспособной, если говорить вообще.
В частности, понятие «наиболее общей реальности» сразу обесценит все спецслужбы мира как некомпетентные и безответственные…
С развитием филологической герменевтики школьников, наконец, начнут учить рассуждению, что очень быстро обвалит бюрократические отношения и сделает неактуальными многие специальности. Исчезнет сама возможность строить властные вертикали, основанные на некомпетентности и безответственности властей! Настанет время подлинной демократии!
> Мастер дефиниций (Распознающий) писал (а) в ответ на сообщение:
>> Научная дисциплина, позволяющая избавиться от социоидиотства в управлении общими делами, — самое актуальное направление общественной мысли. quoted2
> > Общественная мысль иногда напоминает мне пьяную, на всё готовую шлюху. quoted1
Давно пора начать воспитывать общественную мысль, избавляя её от непомерной нагрузки смысловых штампов. Мысль человека должна быть свободна на пути к гражданскому обществу, тогда постепенно перестанут мерещиться бесчисленные враги и предатели, сбивающие мысль с толку...
Добро. Для начала можно сопоставить личные наборы утверждений общего характера, кажущихся нам правильными и потому служащих основой для предубеждённости в собственной правоте. Вполне возможно, что они окажутся разнонаправленными и даже противоречивыми… из-за чего мы и перестали понимать друг друга.
Мастер дефиниций (Распознающий) писал (а) в ответ на сообщение:
> ля начала можно сопоставить личные наборы утверждений общего характера, кажущихся нам правильными и потому служащих основой для предубеждённости в собственной правоте. > Вполне возможно, что они окажутся разнонаправленными и даже противоречивыми… quoted1
Боюсь, что это выльется в длительную личную психотерапию. До общественного может и не дойти.