> фигня! такой стране как Россия достаточно и внутреннего рынка и стран содружества. quoted1
Ты почему-то забыл про ВПК упомянуть… Или ты считаешь, что никому-никому в мире не хочется поправить своё благосостояние, силой отобрав у России желаемое?
Текст не мой — автором является Налбандян Карен Эдуардович Постъядерный мир Алисы Селезнёвой, или Как мы станем такими (10 лет спустя)
Первый вариант этого текста я написал в 2000-ом, 10 лет назад. Сейчас хочу вернуться к нему, появилось много новых мыслей.
Небольшое замечание: в статье анализируется именно фильм «Гостья из будущего» — а НЕ книга Кира Булычёва «Сто лет тому вперёд»
* * *
Итак, давайте начнём с конца фильма — и вспомним момент расставания: Алиса рассказывает одноклассникам откровенные сказки — и не скрывает этого. Почему? Наверное сейчас уже можно ответить на этот вопрос — мы прошли четверть пути. Это была милосердная ложь.
Представьте: попали вы в 1912 год — закатный год XIX века (исторического, а не математического). Спокойный, комфортабельный мир… Смогли бы вы сообщить этим людям что ближайшие полвека их не ждет НИЧЕГО хорошего — лишь войны, кровь и смерть? Они судят о нашем мире по вам — такому умному, интеллигентному, по Высоцкому — которого они услышали только от вас… И быть может они, в свою очередь, будут поражаться вашей внутренней свободе… Не задумываясь, как и какой ценой вы к ней пришли. Так что вы им расскажете?
Мы прошли четверть пути — и мы по уши в грязи, и выхода не видно — могла ли Алиса рассказывать об этом? Стоило ли, например, Алисе рассказывать про взрывы жилых домов в Москве? — а ведь это всего лишь эпизодец, быть может и в учебник даже не попавший.
Стоило ли Алисе рассказывать Коле Герасимову, что он никогда больше не увидит Будущего.. потому не увидит, что погибнет в 90х — и так погибнет, что об этом даже "жёлтые СМИ" писать не захотят?
А теперь — начало. Попробуем понять, как наш мир превращался в мир Алисы.
Я утверждаю, что мир Алисы — это мир после Третьей Мировой Войны. Вспомним для начала саму Алису. Далеко шагнула вперед медицина! Так далеко - что аж страшно. Потому что обычно - медицина шагает семимильными шагами во время войны. И потрясающие физические возможности гостьи из будущего — в беге, прыжках (в том числе из окон), и скорость мышления, и даже целеустремленность — это всего лишь форма, внешняя шелуха... главное — цель! Не было ли это все разработано первоначально, как программа тренировки спецназа? Но ведь Алисе — всего-то 11-12 лет! Это много говорит об эндшпиле той войны. Подумайте сами: когда в спецназ берут одиннадцатилетних девочек? Когда брать больше НЕКОГО! А убыль населения на самом деле получилась знатная! В сцене прощания упоминается цифра "5 миллиардов землян" - значит, погиб каждый третий (если не каждый второй)!
Флип — индивидуальный транспорт с антигравитационным движителем... это сейчас он ФЛиП — ФЛаер Пассажирский. А до этого он наверняка назывался ФЛиБ — ФЛаер Боевой. Если рассматривать его кабину с этой точки зрения: широкий обзор, открытые двери, высоченный подголовник пилотского кресла — то видим мы полный аналог боевого американского вертолёта во Вьетнаме…
Самым интересным экспонатом Музея Института Времени был, бесспорно, робот Вертер. Рационалистическое общество — и робот-уборщик, старая развалюха с походкой паралитика — держащая 4? 5? (Не помню точно) попаданий космического бластера… вспомните, как каменные колонны разлетались при первом таком попадании! Робот-уборщик — готовый пожертвовать собой, чтоб спасти жизнь человека… Нет, общество было рационалистическим — потому что нашло неплохое применение даже музейному экспонату — списанному боевому киборгу двухтысячных… Перед вами — родной брат Терминатора (старый робот вступающий в бой с существом/существами, меняющими облик, чтоб спасти мальчика из XX века — кто вспомнит, это сюжет какого фильма?)!
Кстати, внешность Вертера — никаких ассоциаций? Это так сказать «белокурая бестия» — старый, потрепанный временем и врагами образ сверхчеловека. А что паралитик… Так что бы вы сделали, пристраивая вчерашнего киборга-убийцу в музей? В первую очередь понатыкали бы блоков: программных — на непричинение вреда человеку (обратите внимание, что никаких увечий пиратам Вертер не наносит, хотя и мог бы). И блоков физических: ограничители скорости передвижения, ограничители человекоподобности…
А еще — попробуем представить мир этого будущего. Похоже, война там кончилась совсем недавно… Вспомните только параноидальную подозрительность школьников в космопорту.
Та же Полина. Странный, я бы сказал, сотрудник Института времени… С одной стороны — одна из наблюдателей, с другой — именно ее (прошу обратить внимание: безо всякой подстраховки — в лице долбаков из спецназа) — посылают ловить пиратов. Сказать что профессионал-разведчик из нее абы какой — так это вряд ли: «слежку» Фимы не обнаружил бы только слепой. (Между прочим, очень любопытно рассуждение Вертера — где он прикидывает, сдавать ли Колю? Вывод: не сдавать «и погубить Полину» — кажется так?). Возражение: Полина — специалист по XX веку… Возможно. Но — обратите внимание: за пиратами она прибыла в одежде XXI века — не маскируясь. То есть — точно зная, что никого выслеживать не придется. А значит — специалист был вовсе не обязателен. Вывод напрашивается сам собой: рационалистическое общество посылает против двух до зубов вооруженных головорезов — простого ученого. Это все равно, как посылать освобождать Буденовскую больницу — допустим, уролога оной же больницы (на основании «враг заперся именно в его отделении»). Или поручить освобождение захваченного линкора «Миссури» простому коку… если только кока этого не зовут Райбек — и не был он до того — ну кем там был Стивен Сигал — спецназовцем что ли? Индивидуалистическое общество… Не просто! Война заставила каждого быть «тактической единицей самому по себе» — вроде Бойцового Кота. Полная автономность каждого. Полная ответственность за свои поступки.
И не только Полина! ВСЕ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ.
Помните — в космопорту? Старый вроде бы маразматик — дед Павел. Да ещё после мощного телепатического удара! С какой скоростью он мобилизуется после ключевой фразы «Они превратились в вас»: «Это пираты. Они спрашивали о Селезнёве — у Селезнёва миелофон — миелофон у Алисы». Быстрый и точный анализ — а дальше следует команда: следовать в Космозоо, спасать миелофон.
Обратите ОСОБОЕ внимание: не «бежать к ментам» (или к ещё какой-нибудь службе безопасности) — а спасать самому. То есть: отдавая команду, старик Павел считает, что практически незнакомый ему Коля — в состоянии эту команду исполнить. Между прочим: пираты — думают точно так же. Помните, в последней серии — реакцию Крыса, когда к их зданию подходит шестой-бэ класс? Не спецназ, не «Альфа» — десяток детей. И два матёрых вооружённых пирата. А у Крыса — никаких сомнений: «Всё, Весельчак!». Он очень хорошо знает, на что способны земные дети его времени. Кстати, обратите внимание: в финальной сцене в подвале загнанные в угол пираты палят из бластера по колоннам — но не задевают ни одного шестиклассника. Хотя без малейших колебаний открывают огонь на поражение по Полине. Маленькая особенность таких милитаризованных обществ — очень нервное отношение к атакам на мирное население. Особенно — на детей. Проще говоря, заваленный оперативник — это конечно срок. Но вот вреда, причинённого ребёнку — не простят. Из-под земли достанут. Вполне возможно — ещё и с применением принципа коллективной ответственности.
Фрагмент, не вошедший в основной фильм, попавший только в «краткое содержание предыдущих серий» последней части: Крыс (в облике учительницы) берёт Алису за горло. Та напряжена, но спокойна. И ни разу не испугана. Понимая: не решится.
Космозоо. Электрон Иванович с уникальным говорящим козлом. Электрон Иванович — лицо вроде бы полностью штатское. Козёл — существо вообще квазиразумное. Но, осознав ситуацию, они во-первых немедленно переходят в подчинение Коле — что разумно, это именно Колина операция, он имеет приказ вышестоящего и вообще более компетентен в ситуации. Человек и разумное животное принимают на себя в высшей степени опасную роль отряда прикрытия — отвлекать на себя и задерживать противника. Принимают - не рассуждая и не говоря высоких слов, как-то очень естественно. Притом, что судя по всему, по крайней мере Электрон Иванович хорошо осознаёт, кто такие пираты и чем может обернуться столкновение с ними… может, даже лучше, чем Коля понимая. Будучи невооружённым — он явно понимает, что если дело дойдёт до стрельбы — оба обречены.
Чтоб было понятно: что будете делать вы, внезапно оказавшись на пути вооружённых террористов? Станете ли жертвовать собой, прикрывая совершенно незнакомого мальчишку?
Происходит МОМЕНТАЛЬНАЯ трансформация: только что ты — специалист-биолог — а в следующий момент — простой солдат в совершенно безнадёжном бою. Где тебе готовится роль расходного материала и живой мишени. Просто оттого, что оказался в неудачное время в неудачном месте, никого лучше под рукой нет и приходится играть с тем, что есть.
Кстати - обратите внимание, КАК абсолютно штатское лицо проводит свою часть операции. Маскировка веточками с листвой… это, между прочим — техника пластунов, егерей, коммандос и прочих подобных подразделений.
Следующий — робот Вертер. И снова — та же нерассуждающая готовность пожертвовать собой ради успеха чьей-то чужой операции.
А последний пример — уже сам Коля. Помните, в классе, когда пираты уже добираются до Алисы? Только что ты был центром операции, хранителем миелофона, другие прикрывали тебя — а сейчас приходит твоя очередь становиться расходным материалом. И несколько минут форы, которые ты можешь дать соратникам — вот и всё, чем можешь быть полезен…
В ту же тему: интересна эволюция поведения Алисы в нашем времени. Первое время говорить и действовать она предоставляет Юле, справедливо полагая, что та компетентнее. Сама идёт в кильватере, больше присматриваясь и собирая информацию. То же самое, что мы видели у Электрона Ивановича: руководство отдаётся наиболее компетентному. И только в последний день, полностью освоившись - она начинает действовать. И действует… Помните, как Алиса ведёт допрос несчастного Ишутина? Холодно, жёстко и профессионально. В три вопроса — раскалывает напрочь.
Между прочим, есть вопрос, которым стоило бы задаться Коле ещё в Институте Времени: «А почему именно мы?" Грубо говоря: что вообще разведчик из чужого времени делает в благополучной Москве 80-х годов ХХ века?
Вспомните - а откуда вообще возвращаются остальные сотрудники Института, которых увидел Коля? Один — спасает раритеты Александрийской библиотеки. Судя по одежде — имеется в виду разгром 391-го года, когда римская цивилизация замещалась христианской. Второй — в одежде эпохи Людовика XVI. Всего несколько лет до Великой Французской революции, якобинского террора и прочего. И — Полина. У нас. В 1984-ом. Перестройка начинается ровно через год, в апреле 1985-го. Что она делает у нас? Что спасает? ОТ ЧЕГО? В общем, если время интересует историков будущее - то его обитателям стоит только посочувствовать.
Пираты… та же песня. Во все времена и на всех трассах — пираты, разбойники и прочие "лесные братья" выходили на дорожку, когда слабела центральная власть. Чаще всего — во времена войн и после. Потом - их зачищали в обязательном порядке.
И, кстати — помните космопорт? Когда-то он поражал — как сказка. А вот посмотрел в последний раз — маленький, обшарпанный, пыльный, безлюдный… Отсеки эти — и в космопорту, и в Институте времени — так и подразумеваются герметичные перегородки — отсекающие помещения в случае попадания… Таким ли должен быть космопорт Москвы — столицы сверхдержавы? И выводы напрашиваются страшноватенькие. А еще — зеленый город… не была ли эта зелень той же природы, что и знаменитый проект «Зелёная лужайка» — на месте ЧАЭС?
Поверил ли бы человек 1912-го, что Храм Христа Спасителя был снесен до основания, что великолепные дворцы Петергофа лежали в развалинах? Он носом ткнул бы нас: вот, смотрите сами — стоят ведь! Он ведь просто не увидел бы, что теперешний Храм — всего лишь железобетонное репринтное издание. Так почему бы Москве-2084 не быть таким репринтом — после атомной бомбардировки 20ХХ года. Отсюда и звезды на Кремлевских башнях, и древние машины…
Одним словом — мир этот очень непростой. И — пройдя весь путь XXI века — трудно напрягаться и тратить время на всякую чепуху и условности. Так вот вам и ответ — что же было в глазах Алисы Селезневой… В глазах, которые отражали свет других галактик. Память атомных взрывов, жутких преступлений и удивительных взлетов, которые нам и не снились. Для нее весь этот мир - был ненастоящим. Помните: «Вечер… Такой, как у нас…». Так нас удивляют редкие цветные фотографии начала XX века — оказывается и 100 лет назад этот мир был не чёрно-белым…
Обратите внимание: Алиса не удивляется и не возмущается ни подлости, ни глупости человеческой. Удивляется и возмущается Юля Грибкова, живущая в этом мире. Алиса спокойна, принимает ситуацию и людей как есть. Она это время проходила, знает ему цену — и ЗНАЕТ, что у этого времени впереди. Оттого и смотрит снисходительно.
Снисходительное отношение… «Он не помнит ни чинов и не имён». А еще — жалость там была.
«- Тогда, господи, сотри нас с лица земли и создай заново более совершенными… или еще лучше, оставь нас и дай нам идти своей дорогой. - Сердце мое полно жалости, — медленно сказал Румата. — Я не могу этого сделать."
О крутости Bертера… (рассуждения о роботах) • В который раз прихожу к выводу, что советские роботы — самые крутые роботы из всех версий предполагаемого будущего.
Итак - мир фильма "Гостья из будущего". Вертер. Робот-уборщик-секретарь-сторож-кладовщик -дворник... Не будем углубляться в дебри — а просто попытаемся вспомнить, сколько выстрелов из бластера он выдержал? А выдержал он: ПЯТЬ выстрелов из бластера… ПЯТЬ ВЫСТРЕЛОВ ИЗ БОЕВОГО БЛАСТЕРА!!! А теперь (просто для сравнения) — сколько выстрелов может выдержать БОЕВОЙ дроид торговой федерации из вселенной «Звездных Войн»?.. Ровно ОДИН выстрел… Иногда они ломаются, даже просто падая на землю — или от толчка… А их более усовершенствованные модели — тоже не блещут особой крутостью… Бочонок R2-D2 (Р2-Д2, иначе Artoo-Detoo, Арту-Диту) двоих таких спалил - как злой школьник больных хомячков… Также, для примера, у нас имеется славные роботы марки «нод32» из «Я, робот» с Уиллом Смитом. Этих стильных айфонообразных чуваков, убивают протезами, топорами и выстрелами из обычного огнестрельного оружия… Да и сделаны они из соответствующего материала… А именно — из легко-бьющегося стекла. .Чуть что — и от робота одни осколки по закоулочкам… Как будто их на Транае (мир Роберта Шекли) делали — где роботы создавались лишь для того, чтобы взбесить человека - и быть уничтоженными им (транайская методика канализации негативных эмоций)… После выстрела из бластера — от транайского бедолаги и следа не осталось бы… и никакие аллюзии на библейского Моисея не помогли бы ему.
И, наконец-то наш славный друг, прямиком из нашего мира: Терминатор… Реально неубиваемая машина: огнестрел - бесполезен… топоры и ломы - бесполезны… Прикончить терминатора — способен лишь другой терминатор… или стотонный пресс. Сколько выстрелов из бластера мог выдержать этот непрошибаемый дядька? Выстрел был сделан в третьем фильме. Сделанный Кристан Локен — этот выстрел отшвырнул постаревшего робо-старичка Арни на десятки метров + лишил сознания на несколько минут… Да, ребята и девчата — даже САМ старик Арни потерялся от ОДНОГО единственного выстрела на какое-то время… Правда, потом он встал, как ни в чем ни бывало - и пошел дальше, вершить свои Арни-поступки… только батарейку выкинуть пришлось — термоядерную батарейку, кстати говоря.
В итоге: три голливудских робота из разных вселенных — огребают от одного выстрела бластера по самое не могу… И в противовес им — стоит гордо наш одинокий робот Вертер. Обернутый в фольгу — и выдерживающий ПЯТИкратное попадание из боевого бластера… Причем - в фильме упоминалось, что «робот очень старый»… Типа: вместо того, чтобы бедолагу списать в утиль и переплавить — приспособили уборщицей-кладовщиком при машине времени… И кем же был раньше уборщик Вертер? Может, был он боевым роботом? А нелепая фольга — всего лишь напоминание о снятой броне из монокристаллического железа?
А может быть — все проще? Робот-уборщик нелепо выглядит — просто потому, что он отечественный (как и наши современные автомобили)? Толком не может ходить… еле говорит… ведет себя, как умственно отсталый… вместо нормальной одежды — обернут фольгой… А не ломается лишь потому, что (по старой советской традиции) все важные узлы продублированы шестикратно? Или - сделаны на том же заводе, где производят вездеходы для погружения в лавовые миры?
Как бы там ни было — в ЛЮБОМ СЛУЧАЕ робот Вертер РЕАЛЬНО крут… и потому я рассматриваю потолок, когда его расстреливают из бластеров.
> Чтобы вы на своей шкуре прочвуствовали. что это такое. quoted1
школьница это вам не Одессу коктелями закидывать-так что ваша проблема чесотки надеюсь излечима если конечно вы еще помимо всего не испытали на себе американскую вакцину эболы или другой заразы в качестве подопытных.