>>> Z_O_V (Z_O_V) писал (а) в ответ на сообщение: >>>> Как сообщили сразу британские и американские издания, в Чёрном море произошёл странный инцидент: 22 июня сразу несколько десятков американских кораблей отметили, что их системы GPS сообщают неправильные данные о положении судов.
>>> >>> Хм… >>> Интересно. А что за издания сообщили? quoted3
>>
>>> Возможно ли такое в принципе при нормальной работе спутниковой группировки? >>>
>>> Возможно, это просто фейк. В целях раздувания компании «Русской угрозы»… quoted3
>> >> О СМИ не скажу, а сама идея уже достаточно стара. >> quoted2
>
>> Суть идеи заключается в том, что при наличии в пространстве двух близких по частоте несущих в пространстве же возникают биения. Они имеют частоту между этими излучаемыми частотами, а в соседних максимумах фаза сдвинута на 180 градусов. Если теперь одна из несущих была фазоманипулированной, суть дела от этого не меняется. В приемнике GPS стоит коррелятор, который сворачивает фазоманипулированный навигационный сигнал с имеющейся в приемнике его копией. Когда отклик коррелятора достигает максимума, то это и считается временем прихода сигнала. Если в пределах полосы коррелятора (в гражданском канале это около 2 Мгц) будет еще одна несущая, то это эквивалентно фазоманипулированной помехе, крутящей фазу через импульс. В результате чего приема сигнала просто не будет. >> >> Для того, чтобы заглушить при помощи биений сигналы спутниковой GPS, достаточно излучать с Земли немодулированные частоты 1577 МГц (гражданский канал) и 1230 МГц (военный канал). Причем, мощность передатчика может быть порядка единиц ватт как у карманного фонарика! Одного ватта хватает что бы глушить на расстоянии прямой видимости до 500 км. quoted2
>2016 г
> Сбои GPS-навигации в центре Москвы начались летом 2016 года. Первые сообщения о неполадках появились в социальных сетях. Некоторые владельцы устройств сообщали о полном затухании сигнала, а другие говорили, что навигатор определяет их местоположение в нескольких десятках километров от реального — часто во Внуково или Домодедово. Как правило, GPS выходил из строя в окрестностях Кремля. Сбои продолжались от нескольких минут до нескольких часов в день. С тех пор на странную работу навигаторов жаловались достаточно часто. Например, участники Московского марафона, прошедшего 25 сентября 2016 года рассказывали, что у них «отрубился трекер». > > Источник «Медузы» в крупной телекоммуникационной компании, анализировавший ситуацию с GPS, сообщил, что первые сбои были зафиксированы 22 июня 2016 года. quoted1
в районе Кремля GPS просто не работает, а выбрасывает тебя чёрт знает куда.
> Для того, чтобы заглушить при помощи биений сигналы спутниковой GPS, достаточно излучать с Земли немодулированные частоты 1577 МГц (гражданский канал) и 1230 МГц (военный канал). Причем, мощность передатчика может быть порядка единиц ватт как у карманного фонарика! Одного ватта хватает что бы глушить на расстоянии прямой видимости до 500 км. quoted1
Там не глушение было, а изменение показываемых координат, но это тоже по сути технология известная…
> а другие говорили, что навигатор определяет их местоположение в нескольких десятках километров от реального quoted1
О как! Если так и было в действительности, то это серьёзный аргумент в пользу того, что сообщение в топике — не основано на фейковой информации…. Вернее, что это вполне возможно теоретически .
А вот было ли это на практике в Чёрном море в описываемом случае? Этого мы не узнаем, наверное, никогда.
> Можно ли средствами РЭБ (без проникновения в компьютерную систему цели и внедрения туда каких-либо вредоносных программ) обеспечить это хотя бы в теории? > quoted1
>>> Отсутствие сигнала. С применением средств РЭБ. О чём я, собственно и написал постом выше. >>> quoted3
>>
>>> Здесь же речь идёт об искажённых данных навигаторов. >>> А ведь это совсем другой коленкор. Это ведь не просто «глушение» сигнала…
>>> Можно ли средствами РЭБ (без проникновения в компьютерную систему цели и внедрения туда каких-либо вредоносных программ) обеспечить это хотя бы в теории? quoted3
>> >> я описал то, что было придумано ещё 25 лет тому назад. >> но за это время человеческая мысль и элементная база продвинулись далеко вперёд. quoted2
>
> Это понятно. Но это посылка общего характера. > В данном конкретном случае (лично для меня) — вопрос остаётся открытым > Естественно, не утверждаю, что это не возможно. quoted1
Ну вот ещё.
Дана Говард Dana Goward 2017−07−11
Совершенно явная массированная атака на GPS-навигационные системы более чем 20 судов находившихся в Черное море, произошедшая в прошлом месяце, заставила чесать в затылках не только судовладельцев, но и навигационных экспертов.
О случившемся стало известно из относительно безобидного уведомления поступившего от американского Управления торгового флота (U.S. Maritime Administration):
22 июня 2017 в 7:10 GMT поступило сообщение о морском инциденте в Черном море вблизи точки с координатами 44−15.7N, 037−32.9E. Сущность инцидента описана как GPS-помехи. При проходе через этот район проявляйте осторожность.
Но это уведомление имеет предысторию, гораздо более интригующую и тревожную. 22 июня судно сообщило Центру Навигации Береговой охраны США:
При приближению к берегу в районе Новороссийска, Россия, GPS-оборудование периодически было неспособно получить сигнал GPS. Сейчас показывает HDOP (показатель снижения точности определения положения в горизонтальной плоскости) 0.8, в зоне 100 м, но данное местоположение — на самом деле 25 морских миль в стороне; GPS показывает …
После подтверждения, что никаких аномалий с сигналами GPS или космической погодой не было, и никаких тестов не проводится, Береговая охрана сообщила капитану, что точность GPS в его районе должна составлять три метра и посоветовала ему проверить обновления его программного обеспечения.
Капитан ответил:
Спасибо за Ваш ответ, тем не менее я подтверждаю, что мое оборудование GPS в полном порядке. Мы протестировали его несколько раз, и все работает хорошо. Я подтверждаю, что у всех судов в этом районе (больше 20 судов) та же самая проблема. Я лично связался с тремя из них через УКВ, они подтвердили то же самое. Иногда, показывает местоположение правильно, иногда нет. GPS иногда теряет местоположение или показывает неточные координаты (высокий HDOP). В течение нескольких дней GPS давал координаты на берегу (около аэропорта Геленджик), в это время судно на самом деле дрейфовало более чем в 25 морских милях от него. Важно: одновременно система GPS рассматривала эту позицию как «Безопасную в [радиусе] 100 м».
Вчера вечером позиционирование было корректное, несмотря на несколько сигналов-предупреждений «lost GPS fixing position» (система потеряла местоположение судна), которые появлялись пару раз на несколько секунд; затем сигнал вернулся к нормальному.
Сейчас позиционирование снова полностью неправильное.
См. приложенные снимки, которые я сделал 24 июня в 5:45 UTC (30 минут назад).
Примечание: Вы можете также проверить веб-сайты как MarineTraffic, и Вы, вероятно, заметите, что время от времени все суда в этом районе смещаются на сушу рядом друг с другом.
Я надеюсь, что это поможет.
В качестве подтверждения своих данных, капитан прислал снимки своих навигационных дисплеев, ленту записи, показывающую его фактическое местоположение и сообщаемое GPS позиционирование и скрин дисплея его радара, который показал многочисленные контакты AIS (автоматизированная система идентификации) без соответствующего отраженного радиолокационного сигнала (см. ниже).
На одном из снимков сфотографирован «GPS Information Screen» (информационное табло GPS). Это позволило навигационным экспертам прийти к заключению, что это был достаточно явный, хотя и закамуфлированный, случай «спуфинга» или отправки ложных сигналов с целью заставить приемник предоставлять ложную информацию. Они [эксперты] указывают на то, что приемник навигационной системы, показывает наблюдателю, что его антенна находится на глубине 39 метров под водой, что мощность сигнала у всех спутников, которые использует GPS, одна и та же, и что WER или Word Error Rate (вероятность ошибки в кодовой комбинации), составляет 97 процентов (при норме — менее 10 процентов).
Фонд RNT (Resilient Navigation and Timing Foundation) много раз получал буквально анекдотические сообщения о проблемах судов с AIS и GPS в российских водах, но сейчас — это первый ставший публичным, хорошо задокументированный случай, о котором мы знаем.
Россия обладает весьма продвинутыми возможностями по блокированию работы GPS. Более 250 000 вышек сотовой связи в России оборудованы средствами радиоэлектронного подавленияGPS в качестве защиты от удара американских ракет. Также были сообщения в печати о российских мерах по подавлению GPS в Москве и на Украине. Факт — Россия хвасталась, что ее возможности «делают авианосцы бесполезными», и директор Национальной разведки США недавно опубликовал доклад, в котором указал, что Россия и другие сосредоточились на совершенствовании их возможностей подавлять американские спутниковые системы.
Предположим что за этим инцидентом стоит Россия, но тогда возникает вопрос — зачем они это сделали?
Возможно, это должно было поощрить использование российской навигационной системы ГЛОНАСС или их наземной системы Лорана, названной Chayka, вместо GPS.
Возможно, это было сделано по каким-то, известным только им, соображений безопасности.
Безотносительно причины происшедшего, оно напоминает нам о морском инциденте-сбое GPS в прошлом году и последовавшем за ним совете Береговой охраны США о GPS и всей спутниковой навигации — «Доверяй, но проверяй».
Дана А. Говард — президент Resilient Navigation and Timing Foundation.
> После подтверждения, что никаких аномалий с сигналами GPS или космической погодой не было, и никаких тестов не проводится, Береговая охрана сообщила капитану, что точность GPS в его районе должна составлять три метра и посоветовала ему проверить обновления его программного обеспечения. quoted1
> Я подтверждаю, что у всех судов в этом районе (больше 20 судов) та же самая проблема. > Я лично связался с тремя из них через УКВ, они подтвердили то же самое. quoted1
> Вы можете также проверить веб-сайты как MarineTraffic, и Вы, вероятно, заметите, что время от времени все суда в этом районе смещаются на сушу рядом друг с другом. > quoted1
> На одном из снимков сфотографирован «GPS Information Screen» (информационное табло GPS). Это позволило навигационным экспертам прийти к заключению, что это был достаточно явный, хотя и закамуфлированный, случай «спуфинга» или отправки ложных сигналов с целью заставить приемник предоставлять ложную информацию. quoted1
> Фонд RNT (Resilient Navigation and Timing Foundation) много раз получал буквально анекдотические сообщения о проблемах судов с AIS и GPS в российских водах, но сейчас — это первый ставший публичным, хорошо задокументированный случай, о котором мы знаем. quoted1
В таком случае, скриншоты с этого самого «MarineTraffic» могли бы быть неплохим доказательством. Причём в открытом доступе…
Версии же всё равно могут быть разными. Нельзя исключать ни использование новейших средств РЭБ Россией. (?) И нельзя исключать, наверное, акцию, инициированную самим Пентагоном для обоснования новых военных расходов ….
>> После подтверждения, что никаких аномалий с сигналами GPS или космической погодой не было, и никаких тестов не проводится, Береговая охрана сообщила капитану, что точность GPS в его районе должна составлять три метра и посоветовала ему проверить обновления его программного обеспечения. quoted2
> > Z_O_V (Z_O_V) писал (а) в ответ на сообщение:
>> Я подтверждаю, что у всех судов в этом районе (больше 20 судов) та же самая проблема. >> Я лично связался с тремя из них через УКВ, они подтвердили то же самое. quoted2
> > Z_O_V (Z_O_V) писал (а) в ответ на сообщение:
>> GPS иногда теряет местоположение или показывает неточные координаты (высокий HDOP). quoted2
> > Z_O_V (Z_O_V) писал (а) в ответ на сообщение:
>> Вы можете также проверить веб-сайты как MarineTraffic, и Вы, вероятно, заметите, что время от времени все суда в этом районе смещаются на сушу рядом друг с другом. >> quoted2
> > Это аналог Флайт Радара что-ли? > > > Z_O_V (Z_O_V) писал (а) в ответ на сообщение:
>> На одном из снимков сфотографирован «GPS Information Screen» (информационное табло GPS). Это позволило навигационным экспертам прийти к заключению, что это был достаточно явный, хотя и закамуфлированный, случай «спуфинга» или отправки ложных сигналов с целью заставить приемник предоставлять ложную информацию. quoted2
> > Z_O_V (Z_O_V) писал (а) в ответ на сообщение:
>> Фонд RNT (Resilient Navigation and Timing Foundation) много раз получал буквально анекдотические сообщения о проблемах судов с AIS и GPS в российских водах, но сейчас — это первый ставший публичным, хорошо задокументированный случай, о котором мы знаем. quoted2
> > В таком случае, скриншоты с этого самого «MarineTraffic» могли бы быть неплохим доказательством. Причём в открытом доступе… >
> Версии же всё равно могут быть разными. > Нельзя исключать ни использование новейших средств РЭБ Россией. (?) > И нельзя исключать, наверное, акцию, инициированную самим Пентагоном для обоснования новых военных расходов …. quoted1